Статья «Влияние ИКТ на социализацию современных подростков»

1
0
Материал опубликован 28 March 2023

Актуальность данной темы обусловлена тем, что информационная защищенность ребенка признана важным государственным приоритетом нынешней общегосударственной политической деятельности Российской Федерации. Эта информация отчетливо обозначена в Национальной стратегии действий в интересах детей и Концепции информационной безопасности детей от 2 декабря 2015 года. Такое повышенное внимание обусловлено ростом увлеченности детей различными формами виртуального досуга (компьютерные игры, общение в социальных сетях, интернет-увлеченность и прочее), а чрезмерное использование гаджетов может привести к гиподинамии, высокому уровню стресса, агрессивности, снижению физического и психического состояния.

В настоящее время трудно представить себе человека без компьютера и интернета, они стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Произошла глобальная компьютеризация всех сфер современной жизни, прослеживается активное использование в учебной деятельности и как средство коммуникации, то есть можно поддерживать и находить новые межличностные контакты.

Такое активное использование компьютера и интернета обязывают человека быть эмоционально и психологически устойчивым к виртуальным воздействиям, не потерять индивидуальность и навыки эффективного взаимодействия с людьми в реальном мире. Если он не был готов морально и физически столкнуть с виртуальным миром, то может возникнуть ряд определенных проблем, одна из которых подразумевает под собой снижение уровня социализации.

Под социализацией следует понимать процесс вхождения индивида в общество, который протекает всю жизнь и ему сопутствует усвоение социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. У человека, включенного в этот процесс, формируются важные качества для исполнения социальных ролей.

Рассматривая процесс социализации, можно сказать о том, что он непрерывно связан с еще одним важным для человека процессом – воспитания и они протекают параллельно. Если сравнить эти два процесса и выделить общее между ними, то они оба будут ориентированы на формирование личности и приобретение этой личностью собственного места в жизни.

В процессе социализации подростка обогащению и увеличению взаимодействия с другими людьми со схожими увлечениями и интересами отводится важная роль, так как человек научается грамотно воспринимать и давать адекватную оценку, как себе, так и другим.

На сегодняшний день социализация у подростков сталкивается с такой проблемой, как интернет-зависимость, а именно неотвязчивое стремление выйти в интернет. Такое поведение можно трактовать как аддиктивное, так как под ним понимается особенная форма деструктивного поведения, которая проявляется в желании к уходу от действительности с помощью изменения собственного психического состояния. Данное желание становится преобладающим в сознании и действия человека направлены на то, чтобы найти любую возможность убежать от действительности. Таким образом, откладывая решение своих проблем путем существования в виртуальном мире, человек может не только остановиться в своем развитии, но и начать деградировать.

Такое обширное и глубокое всемирное поглощение интернетом, обусловлено тем, что в этом нереальном мире можно создать себе новую личность, появляется больше уверенности в правильности своих действий, воплощаются давние мечты и фантазии, которые нельзя осуществить в реальном мире. При переходе черты адекватного использования интернетом, многие люди, особенно молодежь, попадают в зону интернет-зависимости, то есть уходят от проблемной реальности, нарушая при этом свой процесс социализации.

Выделим причины интернет-зависимости школьников: отсутствие навыков самоконтроля, отсутствие контроля со стороны родителей, неумение самостоятельно организовать свой досуг, дефицит общения в семье, незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером, стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.

Далее следует выделить некоторые характерные черты воспитания и социализации современного подростка, а именно то, что главным условием их социализации принято считать школу и то, что она влияет на формирование черт характера и осуществляет процесс воспитания. В учебном заведении ученик формирует у себя ценностные ориентации, нравственные общепринятые правила и нормы, умения групповой работы. Все те особенности воспитания, которые перечислены выше, помогают освоиться и окрепнуть подростку, то есть обеспечивают переход во взрослую жизнь.

Так как интернет-зависимость подростков является глобальной проблемой в нашем мире, а ее серьезность возрастает с каждым днем, появляется необходимость в помощи и профилактической работе подросткам, столкнувшимся с данной проблемой. Мероприятия должны быть направлены на предотвращение и профилактику зависимости, а также важно развитие и формирование у школьников ценностей реального мира.

Рассмотрим, что может входить в профилактику интернет-зависимости подростков: совокупность мероприятий различных сфер жизни, например, психологических, педагогических, медицинских и так далее. Этот комплекс направлен на устранение социальной дезадаптации, эмоционально-поведенческих расстройств, коммуникативных нарушений, личностных деструкций и прочее. Все проводимые события в школе, ориентированы на предотвращение психолого-физиологических патологий на базе формирования их индивидуальных ценностей и качеств.

Обратим внимание на методы, которые можно использовать в ходе проведения профилактики интернет-зависимости у подростков. Проводимые мероприятия могут быть направлены на развитие и формирование сознания путем различных бесед, лекций, диспутов, семинаров. Педагоги могут применять такие способы, как убеждение, педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, общественно полезная деятельность, творческие деловые игры для систематизации школьной работы ученика. Всем наиболее знакомые поощрение и наказание подойдут для поощрения проделанной деятельности. Не стоит забывать о работе школьного психолога, то есть психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, аутотренинг. В школе критериями успешной профилактики считается развитие позитивного отношения к реальной жизни как итог социального навыка ученика, привлечение в молодежные общественные объединения, разработка и реализация профилактических программ по проблемам, развитие волонтерского движения на базе молодежных общественных объединений.

Стоит отметить некоторые рекомендации родителям по уменьшению угрозы интернет-зависимости у ребенка: следует не назойливо осуществлять контроль деятельности ребенка в интернете, выработать адекватные правила присутствия в интернете и настаивать на их выполнении, рассказать ребенку как себя вести в сети, соблюдать время нахождения в интернете и в принципе за компьютером.

В заключение можно сказать, что предотвращение интернет-зависимости в целом обуславливается формированием стабильной реакции к негативным общественным воздействиям, внутренних ресурсов у интернет-зависимых учащихся для повышения их личных достижений, способностей самостоятельного преодоления трудностей и проблем, а также увеличение области заинтересованностей обучающегося. Важно помнить о роли своевременной поддержки и предохранении интернет-зависимости подростков со стороны, как родителей, так и учителей.

Литература

 1. Балонов И.М. Компьютер и подросток. М., 2002. С.32-58.

2. Казанская В. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей. СПб, 2011. 288 с.

3. Карева А.В. Социализация и интернет-зависимость у учащейся молодежи [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. 2018. URL: http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/libray/2018/01/12/sotsializatsiya-i-internet-zavisimost-u-uchashcheysya?ysclid=lbkekl8955829560 (дата обращения: 12.12.2022).

4.Сманцер А. П., Рангелова Е. М. Превентивная педагогика: методология, теория, методика. Минск: БГУ, 2008. 263 с. 

Комментарии
Комментариев пока нет.