Статья на тему «Детская субкультура в современном мире»
Чистякова Дарья Владимировна
Воспитатель старшей группы
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Краевой детский санаторий для больных туберкулезом № 4»
Юридический адрес: 618400, Пермский край, г. Березники на продолжении ул. Боровая южная часть г. Березники.
электронная почта: darya-chistyakova@list.ru
ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к изучению детской субкультуры. Определяется значение детской субкультуры в дошкольном возрасте. Раскрыты проблемы детской субкультуры в наши дни и как они отражаются на особенностях развития современных детей. Рассматривается возможность использования элементов детской субкультуры (дворовых игр, детского фольклора, коллекциони‐ рования и др.) в качестве формы и содержания целенаправленной образовательной работы с дошкольниками.
Ключевые слова. история/ученые/ детская субкультура / детское воспрятие / диалог / ребенок/ проблемы/пути решения
Что такое детская субкультура?
Детская субкультура — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми [2].
В результате исследований ученых в области педагогики и психологии детство было выделено в отдельный возрастной период с пониманием его важности и уникальности для дальнейшего развития человека. С 70‐х годов XX в. в научной литературе закрепился термин «детская субкультура», интерес к которой в последние десятилетия продолжает возрастать. Про детей как особенное "племя" в 1930-е годы одним из первых писал выдающийся русский исследователь детской культуры Виноградов. Однако впервые преставление про детей как субэтнос было высветлено в работах известного американского этнографа детства Маргарет Мид. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях русского философа И. Кона и психолога В.М. Осориной.
В России открытие детского фольклора началось во второй половине XIX столетия с появлением сборников «Детские песни» П. Бессонова (1868), «Детские игры, преимущественно русские» Е. Покровского (1887), «Народные колыбельные» А. Ветухова (1892). Однако первым, кто выделил детский фольклор в самостоятельную ветвь народной словесности, сделал попытку классифицировать собранный фольклорно-этнографический материал, был П.В. Шейн. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, но все-таки обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно, из "поколения в поколение" сверстников. Через фольклор ребенок прикасается к живительным пластам народной культуры.
Это потешки, считалки, игровые песенки, заклички, дразнилки и др. В настоящее время складывается многоуровневая градация субкультуры детства: дошкольная, школьная, подростковая и юношеская.
Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:
- дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т.е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;
- колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом-защита и опасный внешний мир, куда до поры до времени ребенку ходить не надо; раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом;
- детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу», помогает переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии[1].
Это все то ,что сейчас не хватает современным детям, ведь мы перешли к стремительному переходу к постиндустриальному, информационному обществу, который переживаем мы все и с особой остротой коснулся современного детства
В современной культурной ситуации развития детской субкультуры, на наш взгляд, можно отметить ряд проблем. Прежде всего, это ограничение взрослыми возможностей для развития детской субкультуры. Уменьшилось живое общение, взаимодействие детей со сверстниками . Вторая проблема современной детской субкультуры - это деформация детской субкультуры в результате влияния экрана (телевизионного, компьютерного). Современный ребёнок проводит перед экраном большую часть своего времени, и зачастую экран становится единственным "другом" ребёнка. То, что видит ребёнок с экрана - это продукт низкого качества, не ориентированный на ребёнка, зачастую, совершенно чуждый нашей культуре. Экран демонстрирует ценности власти, богатства, удовольствия, формируя тем самым особое эгоцентрическое мировосприятие ребёнка.
Мультфильмы, которые смотрят дети (иногда по несколько часов в день), по своему образному ряду, по лексике и по содержанию адресованы не дошкольникам, а порой малопонятны даже взрослым.
Под влиянием средств массовой информации детское сообщество перенасыщается элементами культуры взрослых, теряя собственное содержание. В среде современных дошкольников почти не представлен такой важный компонент детской субкультуры, как детский фольклор. Дети не знают мирилок, дразнилок, страшилок и др., не умеют их использовать, а это как раз и есть то содержание, которое передается из поколения в поколение и обеспечивает некоторую стабильность в овладении правилами регуляции поведения и эмоциональных переживаний [1].
Ещё одна проблема мира детства - негативное влияние на детей некоторых распространённых игрушек. Это антиигрушки, которые заглушают творчество ребёнка, его идеальное "Я", внушают комплекс неполноценности, транслируют ребёнку совершенно чуждые нашей культуре ценности. К таким можно отнести роботов-трансформеров, кукол Барби и Винкс, интерактивные игрушки на английском языке, реалистичные куклы (к примеру «Бэби-бон») и многие другие. Многие книжки написаны совсем не детским языком и не на детские темы.
Многие родители стараются специально одевать дошкольников по взрослой моде, предлагают 4—5 летним девочкам средства для макияжа, устраивают среди них конкурсы красоты, учат их петь и танцевать «как взрослые», словом делают все, чтобы дети как можно раньше перестали быть детьми и почувствовали себя взрослыми.
Следующая проблема, определяющая специфику современного детства, можно обозначить как его загруженность, чрезмерную упорядоченность и структурированность. Родители, стремясь дать ребенку как можно лучшее образование, занимают его день настолько, что у него не остается свободного времени. Современные дошкольники в среднем помимо детского сада посещают еще два–три кружка [4].
Ученые обеспокоены и проблемой с пространством, в котором существует детская субкультура [3, 5, 8]. Проведенные исследования показывают, что, несмотря на то что в городах имеются детские площадки, но той дворовой культуры, которая формировала детскую субкультуру, нет.
Все обозначенные тенденции безусловно отражаются на особенностях развития современных детей. Первая из них — недоразвитие мелкой и крупной моторики и пространственного образа себя. В результате у детей, долго сидящих перед экраном, нарушено чувство собственного движения и пространственный образ себя. Другая характерная особенность современных детей — отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста [Пацлав, 2003]. Дефицит активности и самостоятельности современных дошкольников ярко проявляется в снижении уровня сюжетной игры. В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие за- интересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации», которая ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. По данным германских исследований, эти симптомы непосредственно связаны с экранным воздействием [Пацлав, 2003]. Детям, привыкшим проводить время перед экраном телевизора или компьютера, необходима постоянная внешняя стимуляция, без которой они буквально теряют себя. Еще один факт, который отмечают многие родители и педагоги — резкое снижение коммуникативной активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Им не интересно общаться друг с другом, общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям нечего делать вместе, не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты — повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Но тенденции в изменении психологии совре- менных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача — понять истоки этих тревожных явлений[ 9] .
Говоря о детской субкультуре дошкольников в наши дни следует психологи и педагоги советуют:
-помнить о тенденциях ее трансформации в современном обществе и утрате ряда составляющих (дворовые игры, фольклор и др.);
- учитывать роль взрослых в формировании детской субкультуры и использовании ее как механизма социализации;
- обратить их внимание на необходимость более жестко отслеживать поток информации, выделяя в нем понятные и необходимые детям правила. В этой связи важнейшей задачей становится не только изучение особенностей субкультуры современных дошкольников, но и, в большей степени, поиск адекватных способов сохранения и передачи субкультурного содержания детям.
Список использованных источников:1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре» [Текст]: Учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей / В.В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с
2.Битянова, М.Р. Социальная психология[Текст]: Учебное пособие / М.Р.Битянова 2-е изд., перераб– СПб.: «Питер», 2008. – 368 с.
3. Бурлакова И.А., «Тише едешь – дальше будешь» Дворовые игры как элемент детской субкультуры [Текст]: / Дошкольное воспитание. И.А. Бурлакова, Е.Е . Клопотова, Т.В. Коптева -2011. № 12.
4. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ[Текст]: Метод. пособие/Н.В Иванова,Е.Ю.Брдинова, А.М. Калинина- М.: Сфера, 2008.
5. Котляр (Корепанова) И.А., Соколова М.В. Детская площадка как предмет психологического исследования[Текст]: У истоков развития: Сб. науч. ст/ И.А.Котляр(Корепанова),М.В.Соколов- М.: Изд‐во МГППУ, 2013
6.Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. М.: Директ‐медиа, 2008.
Мид М. Культура и мир детства [Текст]: учебная литература /М.Мид- Пер. с англ. М.: Директ‐медиа, 2008.
7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. [Текст]: учебная литература /М.В.Осорина-СПб: Питер, 1999.
8. Попкова Т.Д. Детская субкультура как социальный феномен[Текст]: Адрес статьи: www.gramota.net/materials Под ред. Т.Д. Попковой, Б.В. Кондакова. Пермь: Изд‐во Перм. гос. ун‐та, 2010.
9.Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания [Текст]: Культурно-историческая психология/Е.О. Смирнова, Е.А.Абдулаева 2009. № 3. С. 16—24
10.Смирнова Е.О., Исследование возрастной адресации мультфильмов [Текст]: Культурно-историческая психология/Е.О. Смиронова, М.В.Соколова М.В., Н.Ю.Матушкина Н.Ю., С.Ю.Смирнова -2014. Т. 10. № 4. С. 27—36.
11.Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ Г.А Урунтаева- М. : Издательский центр "Академия", 2009.- 368с.