Круглый стол «Проблемы нравственного становления современных подростков»

2
0
Материал опубликован 12 January 2018

Опыт проведения круглого стола

«Проблемы нравственного становления современных подростков»

Автор, организатор и модератор - Береговая М.А., заведующая БИЦ им. М.В. Ломоносова МБУК Ростовской-на-Дону городской ЦБС

В 2017 году в рамках 22 Димитриевских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», в библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова был проведен круглый стол «Проблемы нравственного становления современных подростков».

Цель круглого стола - создание дискуссионной площадки по актуальным проблемам нравственного воспитания подростков, привлечение внимания общественности к проблемам духовно-нравственного оздоровления молодежи.

Исходя из поставленной цели был определен круг приглашенных специалистов: от системы образования и здравоохранения, духовенства и правоохранительных органов.

Нравственные проблемы существовали всегда и внутри их существовала и существует проблема смены поколений (отцы и дети), при этом сами подростки не ощущают данные ситуации как проблемы, а для нас (старшее поколение, а тем более люди, занимающиеся непосредственно воспитанием и образованием детей) они воспринимаются именно как проблема.

Поэтому, прежде всего, участникам круглого стола было предложено определить эти проблемы и совместить точки зрения.

В числе важнейших проблем воспитания подрастающего поколения первостепенное значение, по мнению участников круглого стола, имеют вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это связано как с судьбой самих молодых людей, так и судьбой нашей страны, ее будущим.

Как добиться поставленной цели? Как сделать так, чтобы определяющее значение в формировании личности приобрели критерии добра, патриотизма, милосердия, порядочности, честности. Как помочь современному молодому человеку не пройти мимо них? Как сформировать в нем те социальные ценности, которые будут отличать человека не только интеллектуального, но и душевно богатого?

Именно на эти вопросы и пытались ответить участники круглого стола.

В рамках свободного микрофона каждый желающий имел возможность поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию.

В качестве зачина, для иллюстрации проблемы, слово было предоставлено главному специалисту - ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая рассказала о динамике детской преступности, о том, какие проступки приводят нынешних подростков на учет комиссии, ответила на вопросы (н-р, каков процент совершенных деяний происходит под влиянием компьютерных игр). Предоставленная информация вызвала интерес у присутствующих и стала отправной точкой дискуссии.

Далее с комментариями выступили врач-психотерапевт, психиатр, нарколог с опытом работы более 35 лет и его ученица врач-психиатр, которые рассмотрели проблему роста агрессии среди подростков с точки зрения специалистов. Ими был отмечен рост суицидальных наклонностей у подростков, которые они связывают с потерей грани между реальным и виртуальным миром.

Активное участие в завязавшейся дискуссии приняли представители образовательных учреждений:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватели общеобразовательных школ, которые отметили, что школа - это особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо. Рассказали о том, какие прилагаются усилия, чтобы вернуть школе воспитательную функцию, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно.

Преподаватели средне-специальных учебных заведений посетовали на то, что им необходимо больший упор делать на получение студентами профессии, а приходится уделять очень много времени и сил на привитие нравственно-духовных навыков.

В разговоре между педагогами неоднократно прозвучала мысль о снижении роли семьи в воспитании детей. Ведь именно в семье закладываются основы духовности и нравственности, именно родители должны стать положительным примером своим детям.

Особую остроту в разговор внесла педагог-психолог центра помощи детям, которая рассказала о социализации детей, оставшихся без попечения родителей, что потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка, поэтому сейчас большое внимание уделяется развитию замещающих семей.

В связи с этим модератор вспомнила слова педагога Сухомлинского В.А.: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

После чего своё мнение об обсуждаемой проблеме роли высказали представители духовенства.

Об инклюзивном образовании, целью которого является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями, рассказала заместитель директора по воспитательной работе Ростовской специальной школы-интерната, она также отметила, что данный комплекс мер подразумевает не только техническое оснащение образовательных учреждений, но и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Т.к. круглый стол проходил в преддверии самых важных выборов для нашей страны, а именно выборов Президента РФ, о воспитании гражданской позиции нашей молодежи высказалась председатель территориальной избирательной комиссии Первомайского района.

Поскольку круглый стол проходил по инициативе БИЦ им. М.В. Ломоносова, заведующая обозначила основную задачу библиотек, в решении обсуждаемого вопроса – создание социокультурного пространства для жителей города независимо от возраста и социального положения, отметила необходимость разработки, организации и проведения мероприятий, направленных на повышение социальной активности и духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Вывод круглого стола - Духовно-нравственное воспитание, следование традициям — это та «точка опоры», которая способствует формированию нравственной личности. Если школа в тесном сотрудничестве с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российской общество сможет преодолеть все трудности, будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

В заключении все участники пришли к общему мнению о том, что такие встречи нужны и не один, а возможно целый цикл подобных круглых столов, что цель данной встречи – а именно создание площадки для обмена мнением и опытом по актуальным проблемам нравственного воспитания подростков - достигнута.

Модератор поблагодарила всех присутствующих за участие в круглом столе, а особенно студентов, которые принимали активное участие в обсуждении поставленной проблемы, отметила их неравнодушие к проблемам современных подростков и посетовала на то, что отсутствовали учащиеся школ, т.к. встреча проходила во время осенних каникул.

По истечении времени, выделенного для круглого стола, обсуждение возникших вопросов продолжалось еще очень долго.

Также в рамках 22 Димитриевских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» в библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова была представлена книжная выставка «Вечные ценности: современный формат», которая включила в себя книги современных авторов, имеющиеся в фонде библиотеки, которые затрагивают, раскрывают вечные духовные и нравственные ценности человечества, такие как семья и дети, любовь к Родине, милосердие и благотворительность, здоровье, добро и зло и др.

В холле читателей и гостей библиотеки встречала фотовыставка «Золотые купола России» сотрудников и учащихся «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)».

В течение дня транслировалась мультимедийная презентация – виртуальное путешествие «С волей к победе: спортсмены Ростова», состоящая из 3 блоков:

1 блок представлял собой иллюстрацию к проекту БИЦ им. М.В. Ломоносова «Спортивная топонимика г. Ростова-на-Дону: Медали разные, люди «золотые», в который вошли мемориальные доски, памятники спортсменам; объекты, улицы, названные именами спортсменов; спортивные школы, спортивные сооружения и объекты города.

2 блок – представил ростовчан – олимпийских чемпионов разных лет.

3 блок – это афоризмы о спорте и здоровом образе жизни. Основная цель которых донести мысль о том, что спорт воспитывает в человеке целеустремленность, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели, волю к победе, формирует умение взаимодействовать с людьми.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.