12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Cветлана Терских327
3

Сравнительная характеристика древнеславянского и хакасского календарей



Научно-исследовательская работа


Предмет: История







«Сравнительная характеристика древнеславянского

и хакасского календарей»






Выполнил(а):

Чернова Александра Андреевна,

учащаяся 8 класса

МБОУ «Опытненская СОШ»


Руководитель:


Терских Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Опытненская СОШ»






Содержание


Введение 3

Глава 1. Роль календаря в истории 4-7

1.1. Календари – памятники архитектуры 5-7

Глава 2. Славянский календарь 8-11

Глава 3. Хакасский календарь 12-13

Глава 4. Сравнительная характеристика славянского и хакасского

календарей 14

Заключение 15

Библиографический список 16

Приложения


















Введение

Календарь - одно из древнейших изображений человечества. Слово «календарь» произошло от лат. calendae, календы - это называние первого дня каждого месяца в Древнем Риме. Каждый народ создаёт свою систему летоисчисления учёта времени года. Это зависит от рода деятельности, народа, веры, культа.

Цель работы: сравнить лунно-солнечные календари славян и хакасов.

Задачи:

Рассказать о роли календарей в древности,

описать особенности хакасского календаря,

выявить особенности славянского календаря,

составить сравнительную таблицу обоих календарей



Предмет: календарь как система летоисчисления.

Объект: летоисчисление в хакасском и славянском календарях.

Нам было интересно изучить историю вопроса и проанализировать, какой из двух календарей ближе к современному. Для этого необходимо было изучить материал о возникновении календарей, их функциях, рассмотреть такие астрономические обсерватории как Стоухендж и Салбыкский курган, обратиться к трудам хакасского историка В.Я. Бутанаева, историка-этнографа XIX века Д.О. Святского, профессора РАН С.М. Толстой. Отметим тот факт, что, к сожалению, научной информации по данной теме в сети Интернет не так много.




Глава 1. Роль календаря в истории

Термин «календарь» произошел от латинского глагола caleo, который переводится «провозглашать», ещё один вариант, ставший источником слова календарь это «calendarium». Последним в Древнем Риме называлось долговая книга. Caleo говорит нам о том, что в Риме начало каждого месяца «провозглашалось», должники платили проценты с соответственными записями в долговых книгах.

Календарь - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел. Солнца - в солнечных календарях, Луны - в лунных календарях, солнца и Луны в лунно-солнечных календарях. Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел ещё читать и писать (6000 лет назад). Календари определяли наступление весны, лета, осени, зимы, периоды цветения растений, созревание плодов, время земледельческих работ. Так же отвечают на вопросы: «Какое сегодня число?», «Когда произошло, то или иное событие?», «Какой день недели?», также помогают планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Существуют разные виды календарей: древние, современные и специальные. К древним относится и календарь Майя, созданный в Центральной Америке индейцами племени майя, летоисчисление состояло из нескольких календарей, используемых либо в гражданской, либо религиозной жизни. Год начинался с 23 декабря, в день зимнего солнцестояния и делился на 18 месяцев по 20 дней.

Следующий календарь - греческий лунно-солнечный состоял из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней. В году было 354 дня со вставкой примерно раз в три года дополнительного месяца.

Происхождение египетского календаря ученые связывают с Сириусом - яркой звездой тропического небосвода, промежуток времени исчислялся 2 восхождениями Сириуса, в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествовавшими разливу Нила, составлял 365,25 суток (К древним также относится и славянский).

Главная задача любого календаря - это подсчёт дней, чтобы было легче ориентироваться в пространстве.

После палеолита возникло время, когда человечеству необходимо было знать наступление периодов года, точно знать наступление сезона. В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь, который был не только полководцем, но и верховным жрецом, используя расчёты учёного Созегена, перешёл к простым формам египетского солнечного года и ввёл календарь, получивший название юлианский. Это реформа была необходима, так как существующий календарь сильно расходился с природным в основу было положено годичное движение Солнца по 12 - ти зодиакальным созвездиям, год начинался с 1 января, состоял из 365 суток, отставал на 11 минут 14 секунд от тропического года, и эта временная неточность со временем стала увеличиваться. Вторая реформа этого календаря была проведена Папой Григорием XIII в 1582 г. Этот календарь назвали григорианским (новый стиль), и он заменил юлианский (старый стиль). Реформа календаря ликвидировала двухнедельное отставание юлианского календаря, сегодня григорианский календарь является самым точным, и его используют все страны мира.

Со временем с развитием науки и техники разрабатываются специальные календари: печатные, бухгалтерские.

1.1. Календари – памятники архитектуры

В еще дописьменную эпоху народы активно пользовались рукотворными каменными изваяниями с целью определения важных временных отрезков, необходимых для совершения культов.

Рассмотрим 2 древнейших памятника – обсерватории. Стоунхендж - каменное мегалическое (сооружение из огромных каменных глыб) сооружение в графстве Уилтшир (Англия). Один из самых знаменитых археологических памятников в мире. Хотя за многие века многие камни упали, некоторые ушли под землю, но даже совершенно поверхностного взгляда было достаточно, чтобы понять – когда-то это место представляло собой образец порядка. Около 2600 лет до нашей эры, то есть ещё во времена каменного века, пусть и относительно недавнего (неолит), люди, по-видимому, жители этих мест, вырыли большой кольцевой ров на равнине около нынешнего города Солсбери. Ров имел форму правильного круга диаметром около 105 м.

Ученые могут довольно определенно сказать одно – независимо от того, как древние узнали про положение Солнца, они довольно точно могли предсказать это положение в любой из дней года, или наоборот – точно определить день, зная положение Солнца. Одна из удивительных черт астрономических линий Стоунхенджа — их простая симметрия. Всего одного прямоугольника достаточно для определения почти всех основных положений восхода и захода Солнца и Луны.

Второй памятник - Салбыкский курган (Россия, Хакасия) – крупнейший мегалический курган (сооружение) бассейна Среднего Енисея. Могильник представляет собой каменный квадрат площадью 70 х 70 м из огромных плит девонского песчаника весом 50–70 тонн, привезенных за сотню километров с берегов Енисея. По углам и сторонам этой каменной ограды вкопаны большие менгиры, всего 23 камня высотой до 6 метров. Внутри каменной ограды устроен склеп из бревен в виде усеченной пирамиды. По мнению ученых, в глубокой древности высота этой земляной пирамиды достигала 30 метров. На данный момент большинство археологов считают, что это был древний храм и астрономическая обсерватория. Помимо вышеперечисленных объектов подобные функции выполняли пирамиды в Египте, Мексике, изваяния на острове Пасха, постройки города Аркаим в Челябинской области.











































Глава 2. Славянский календарь

Историки используют для восстановления древнеславянского календаря разнообразные сведения из средневековых письменных источников. Это болгарские, древнерусские летописные тексты, народный календарь примет, археологические находки, также существует методика статистического анализа календарной символики на керамике, некоторые исследователи пытались привлечь для реконструкции календаря числовые значения, отражённые в конструкции древнеславянских капищ. Также сведения о календаре древних славян возникает при использовании сравнительного метода, при котором при восстановлении используются аналогии с другими календарными системами.

Календарь славян лунно-солнечный, основан на явлениях астрологии. В нём учтено галактическое место Земли и её осевая централизация (вращение Земли вокруг Солнца) В настоящие время этим календарём пользуются православные славяне (не путать с христианами). Славянский календарь не только самый древний, но и самый точный и не требует корректирования даже в наше время. (См. Приложение 1).
Большая работа в этом направлении была проделана в конце прошлого века Д. И. Прозоровским. Он попытался выяснить, сколько месяцев было в древнеславянском году, как они назывались, каким месяцам юлианского календаря соответствовали, какова была продолжительность каждого из них и года в целом. По мнению ученого, древнерусский дохристианский календарь был лунным и состоял из 13 драконических месяцев (в среднем по 27.216 суток). Продолжительность года составляла 355 дней. Взгляды Д. И. Прозоровского были развиты в работах Н. В. Степанова и Д. О. Святского. В частности, Н.В. Степанов обратил внимание на встречающиеся в древнерусских источниках упоминания дат, выраженных в «небесных» месяцах. Названия этих месяцев совпадают с названиями «книжных» месяцев юлианского календаря. Изучение древнерусского дохристианского календаря было продолжено лингвистами и этнографами. Так, В.Шаур считал, что у славянских племен уже в период их расселения сложился лунно-солнечный календарь. В основе его лежал месяц, длившийся от новолуния до новолуния. Год состоял из 12 месяцев. Приблизительно раз в трехлетие для согласования солнечного года с лунным к ним прибавлялся «внеочередной» месяц [2].

Древние славяне в дохристианскую эпоху считали года кругами (Сварожьими). Сам круг делился на 16 чертогов, которые в свою очередь делились на 9 залов, в каждом зале 9 столов, по обеим сторонам столов находятся скамьи 72-е с одной стороны сидят женщины, а с другой мужчины. Именно из Сварожьего круга души людей приходят на землю в момент рождения. Славяне для оберега носили знак чертога своего рождения.

Сварожий круг состоял из 144 частей, каждой части соответствовала своя неповторимая небесная руна (Руна – это тайный образ). Сороковники-это месяц в 40 дней, Сороковник первый по счёту обозначался одной руной, а последующие соединением первой руны со второй, которая обозначает часть вращения Земли вокруг Ярилы (Солнца). Один цикл вращения Земли вокруг Ярилы составляло лето. Если умножить 40 (дней) на 9 (месяцев), мы получаем 360 дней. Календарь основан на древнейшей шестнадцатеричной системе исчисления. Новый год начинался в день осеннего равноденствия 22 сентября. Солнечный годовой круг состоял из 9 месяцев по 3 месяца в каждом сезоне (осень, зиму, весну) 16 лет образует круголет, 15 простых и 1 священное лето, которое, проходит через 9 стихий: земля, звезда, огонь, солнце, древо, небеса, океан, луна, бог(9 кругов лета). Создавая круг жизни 144 лета круг жизни, он показывает минимальный срок жизни одного человека. Сутки состояли около 16 часов, которые в сумме соответствуют 24 часа, по-нашему. Неделя состояла из 9 дней, каждому было название: 1) понедельник, 2) вторник, 3) тритейник, 4) четверик, 5) пятница, 6) местница, 7)седьмица, 8) осьмица, 9) неделя.

У наших предков славян было 4 основных праздника, 4 основных календарных точки года, составляющих годичный цикл: Осеннее и Весеннее Равноденствие, а также Зимнее и Летнее Солнцестояние. Все они условно делят год на 4 части и символизируют Смерть и Рождения Солнца: Радогощь - осеннее равноденствие. Комоедица - весеннее равноденствие. Коляда – зимнее равноденствие. Купало – летнее солнцестояние. Часть исследователей считает, что новый год у славян начинался в январе, когда праздновали Святки — рождение нового света. [3,32]

Так как славяне были язычниками, большее значение придавали луне и солнцу. Оба эти светила освещают землю Солнце днём, Луна ночью. В языческой мифологии Солнце и Луна - это прекрасные брат с сестрой, помещённые богом на небо. Они скачут каждый в своей повозке, спасаясь от преследующих их волков. У славян Солнце везли по небу кони или большие гуси. Солнце - дневное светило, дарящее земле тепло и свет. Луна – светило ночное, освещает, но не греет. Луна восходит на небо в беспокойную ночную пору, когда все людские страхи выходят наружу и бродят по Земле. Лунный календарь славян делится на 2 части растущую луну и убывающую. В славянской магии период растущей Луны считали временем наполнения преобладанием мужской энергии. Поэтому в этот период проводили все оздоровительные и лечебные процедуры. Что касается периода убывающей Луны, то его воспринимали как время растрачивания, периодом женской энергии. Делали процедуры по очищению, промыванию и снятию воспалений, уменьшения нагрузок, завершение дел. Кроме этого каждый из больших периодов делили на 2 две части. В результате лунный месяц состоял из 4 фаз - период «тёмной» луны; период «рождающийся» луны; период светлой луны; период умирающей луны.

Особое место уделялось полнолунию. В полнолуние собирались травы, считалось, что травы становились в эту ночь более целебными. Также колдовали, по сколько в эту ночь луна даёт колдуну особенные возможности. По повериям в полнолуние не стригли волосы и ногти.

Как мы видим, древнеславянский календарь тесно связан с традициями и верованиями народа, был как и любой календарь «опорой жизни народа» (С.М. Толстая).

































Глава 3. Хакасский календарь

Хакасы— немногочисленный народ, имеющий тюркские корни. Раньше их называли енисейскими татарами. Родственными им являются алтайцы, шорцы, сибирские татары. Происхождение этого народа уходит в глубокую древность. Многие века их жизнь была тесно связана с религиозными культами, построенными на взаимодействии с природой [1, 5].
В основе хакасского календаря лежат 3 главных компонента: трудовая деятельность, связанная со скотоводством, поклонение окружающей природе,

культ предков. По календарю с древности осуществлялись хозяйственные работы, праздники, религиозные обряды (См. Приложение 2).

Луна и солнце являлись почитаемыми светилами. Каждое утро хакасы поклонялись на восход солнца, мужчины опускались на правое колено, а женщины на левое и держа руки за спиной, три раза поклоны головой. Древний хакасский двенадцатилетний календарь называется «Мючел», 5 мючел составляет 60 лет или век. Календарь имеет 5 стихий. Каждая обозначает определённый цвет: небо – синий, огонь - красный, земля - чёрный, растительный покров - зелёный. Хакасские астрологи ввиду своей наблюдательности установили, что Юпитер делает свой полный оборот вокруг Солнца за 12 лет. Разделив Юпитер на 12 равных частей по 30 градусов каждой, получили 12 лет и так же 12 часовые сутки, т.е. час кочевника тюрка равен двум часам европейского часа. Каждому часу и соответственно году дали название животного. Такая система создавала удобство, кто стоял в карауле, например, кто стоял в час лошади, должен был сменить его в час овцы. Каждый год, согласно народным приметам, имел свои признаки: 1. Каске чалы-мыши, 2. Инке чалы-коровы, 3. Тюльгю чалы-лисы, 4. Хозан чалы-зайца, 5. Кипески-ящерицы ,6. Чулан-змеи, 7. Чылги-лошади, 8. Хай чалы-овцы, 9. Кази чалы (маймун) – человека (обезьяны) 10. Танах чалы - (терна) – курицы (журавля), 11. Адой чалы-собаки, 12. Соха чалы-свиньи.

Также календарь выстроен на основе солнечных и лунных циклов. Для измерения года и названия главных событий и праздников используют солнечные циклы, а для повседневных - лунные. По лунному календарю определялось время посева, стрижки скота, определённых обрядов, на новолуние свершались самые важные дела. Месяц меняет свой облик каждые 7 дней от новолуния. Вместо минут и часов употребляли следующие понятия «iнек мууреече» - время мычания коровы; «Хан пыс – ханча» - до тех пор, пока не закипит чай; «тамкы тартханча» - время выкуривания одной трубки табака; «пiрхазан сыххамча» - время перегонки одного казана айрана, что соответствовало полутора часам.

Летом солнечными часами у хакасов служила юрта, двери которой строго ориентировались на восток, а внутреннее убранство имело традиционное расположение. Ночное время определяли по положению незаходящих созвездий Большой Медведицы (А кат, Кок ат чылтыс), по зимнему Ориону (Ус муигах) и плеядами (Ултер, Курген), по проявлению Венеры (Солбам) и Сириуса (Кокетей). Разделение месяцы на недели связано со счётом половин лунных фаз. Воскресенье носило название «позырах» - красный день, он считался праздником. Понедельник – «пас кун» (начальный день). Вторник – «тоой кун» (чётный день). Среда – «саарсых кун» (нечётный день). Четверг – «торт хоных» (четвёртые сутки). Пятница «пис хоных» (пятые сутки). Суббота - «чичiме».

Хакасский месяц насчитывал 30 дней, делился на 2-е фазы: «ай наазы» - новая луна и «ах ирriзi» – старая луна. Хакасы пользовались лунным календарем, в котором начало календарного месяца соответствовало моментам новолуний. Созвездие Плеяд также играло значительную роль в календаре.

Лунный год по количеству дней расходился с солнечным календарём. Для соответствия через каждые 3 года добавлялся дополнительный 13 месяц, и этот год считался високосным.

Глава 4. Сравнительная характеристика славянского

и хакасского календарей.

Древние народы были очень наблюдательны, ближе к природе и природным явлениям. На основе житейского опыта и создавались календари, и велась трудовая деятельность. В настоящие время люди становятся менее наблюдательными, но, тем не менее, мы всё равно заглядываем в календари. Осуществляем посадки растений по лунному календарю, отмечаем светские и религиозные праздники. Нам, конечно, повезло, у нас есть уже придуманные календари, но каждый из нас может создать и свой, это было бы интересно.

Теперь рассмотрим схожесть и различия вышеописанных календарей. Для этого составим сравнительную таблицу (Приложение 3). Из таблицы видим, что к современному календарю близок состав хакасского календаря (месяц – 29-30 дней, неделя, длящаяся 7 дней, 12 месяцев в году), его ориентированность на Солнце и Луну, как и в славянском. В последнем же содержится больше дополнительной информации о времени года, суток, рунические элементы письменности, чтобы его «прочитать» современному человеку потребуется достаточно много времени и дополнительных знаний о народе. Хакасский календарь ориентирован на скотовода- земледельца, поэтому более прост в использовании.












Заключение


Роль календарей заключается в том, чтобы определять наступление весны, лета, осени, зимы, периоды цветения растений, созревание плодов, время земледельческих работ. Благодаря многолетним исследованиям, кропотливой работы историков, этнографов, филологов мы можем представить себе народные календари славян дохристианской эпохи и хакасов.

Особенности хакасского календаря состоит в том, что с его помощью с древности осуществлялись хозяйственные работы, праздники, религиозные обряды. Древний хакасский двенадцатилетний календарь «Мючел», 5 мючел составляет 60 лет или век имеет 5 стихий, каждая обозначает определённый цвет: небо – синий, огонь - красный, земля - чёрный, растительный покров - зелёный. Каждому часу и соответственно году дали название животного. Также календарь выстроен на основе солнечных и лунных циклов. По лунному календарю определялось время посева, стрижки скота, определённых обрядов, на новолуние свершались самые важные дела.

Славянский календарь не только самый древний, но и самый точный и не требует корректирования даже в наше время. Сварожий круг состоял из 144 частей, каждой части соответствовала своя неповторимая небесная руна (Руна – это тайный образ). Сутки состояли около 16 часов. Славянский календарь также тесно связан с традициями и верованиями народа.

В заключение можем также отметить тот факт, что к нашему, современному календарю ближе хакасский календарь, так как он создан гораздо позже славянского, в нем неделя составляет 7 дней, 12 месяцев в году, месяц длится 29-30 дней.

В дальнейших перспективах нашего исследования: рассмотреть подробнее становление календаря славян с приходом христианства.

Список использованных источников и литературы

Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов; Пособие для учителей. Абакан, 1996.

Древнеславянский календарь. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/29890

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времён до конца XVII века. — М.: Просвещение, 1997.

Сварожий Круг. Режим доступа: https: //maxpark.com/ community/8/content/797512

Святский Д.О. Календарь наших предков. Режим доступа: https://alekseysc.livejournal.com/510941.html

Славянский Календарь: Режим доступа: http: //forum.arhum.ru/forum /showthread.php?p=137484&langid=2

Толстая С.М. Полесский народный календарь. Режим доступа: https://inslav.ru/sites/default/files/editions/2005_tolstaja.pdf

Хакасский календарь и календарные праздники. Режим доступа: http://www.hintfox.com/article/hakasskij-kalendar-i-kalendarnie-prazdniki.html

Хакасский календарь. Режим доступа: https://docplayer.ru/33554474-Goroskop-gadanie-hakasskiy-kalendar.htm






Приложение 1

Древнеславянский календарь

t1628938743aa.png













Приложение 2

Хакасский календарь

t1628938743ab.jpg












Приложение 3


Сравнение календарных систем славян и хакасов

Тип календаря

Славянский

лунно-солнечный

Хакасский

лунно-солнечный

Планеты, оказавшие влияние

Солнце и Луна

Солнце, Луна, Юпитер

Начало года

22 сентября

22 марта

На сколько частей делился круг календаря

144

12

Количество месяцев в году

9

12

Сколько составляли сутки

16 (по полтора)

12 (по два часа)

Стихии в его составе

9

5

Сколько составляла дней неделя

9

7

Сколько дней длится месяц

40-41

29-30

Какие дополнительные особенности календаря

Руны

-


19


Автор материала: А. Чернова (8 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.