12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Игоревна4056
Педагог-библиотекарь
Россия, Пермский край, Карагайский район
Материал размещён в группе «Проектная деятельность »


Статья

«Свобода в деятельности пятиклассников»


Автор:

Ольшевская Диана Дмитриевна,

обучающаяся 10 класса



Руководитель:

Мошева Наталья Игоревна,

педагог-библиотекарь



Заметила, что у моего брата при переходе в 5 класс ухудшилось поведение. Мне кажется, что в начальной школе он был более послушным: с уважением относился к классному руководителю, прислушивался к нему, реагировал на замечания. При переходе в пятый класс у него появилось много учителей и классный руководитель не всегда находится с ними в классе. Учащиеся со временем понимают, что за ними не всегда «смотрят» и начинают «проказничать». Это проявляется в виде неуважения к другим людям, агрессии, подражания «взрослому» поведению (курение, алкоголь, нецензурная лексика). Мне стало интересно узнать: у всех ли пятиклассников меняется дисциплина и отношение к учебе. Мы решили провести небольшое исследование по теме «Свобода в деятельности пятиклассников». В ходе исследование предполагаем, написать собственную статью, где отразим процесс и результаты работы над выбранной темой.

Цель проекта: Написание статьи «Свобода в деятельности пятиклассников»

Задачи:

1. Изучить тему проекта в различных источниках информации;

2. Разработать и провести анкетирование для 5 «б» класса»;

3. Проанализировать результаты анкетирования;

4. Показать результаты анализа анкетирования О.С. Максимовой и Е.В.Кочевой;

5. Написать статью по результатам анкетирования и беседы с классным руководителем;

6. Опубликовать статью.

Гипотеза: мы думаем, что при переходе в 5 класс у детей меняется понятие свободы, в результате чего ухудшается отношение к учебе и поведение.

Объект исследования: 5 «Б»

Предмет исследования: отношение к учебе и поведение.

В работе мы решили выделить две части. В первой части, работы предполагаем, составить таблицу, где будут отражены основные этапы работы над проектом с учетом сроков и ответственных. Во второй части, предполагаем, предоставить анализ выполнения работы и материал статьи.

В работе мы использовали разные методы исследования:

при изучении различных источников информации по теме, мы группировали и систематизировали материал;

при проведении анкетирования использовали методы анкетирования, сравнения и анализа;

при показе результатов анкетирования классным руководителям использовали методы сравнения, анализ и обобщение.

Для изучения темы, мы нашли и просмотрели около десяти публикаций. Мы выбрали для обзора наиболее интересные и информативные статьи [1,2,3,4,5]. Все они рассказывают не только о свободе пятиклассников, но и раскрывают актуальную для этого возраста проблему адаптации в среднем звене.

В статье автора Кузьминок [3], О. «Основные проблемы, возникающие у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе» говорится о том, что при переходе в 5 класс у детей появляются много разных учителей, новый режим, возросший темп и объем работы. По данным психологов у детей наступают такие проблемы: тревожность (школьная, личностная), появление страхов о несоответствии ожиданиям окружающих. Родители могут слишком загружать ребенка учебой или дополнительными секциями. Так же родители могут давить на ребенка оценками, из-за чего может появиться неуверенность и тревога. Из-за появления чувства взрослости появляется отчуждение от окружающего мира. Происходит замена учебной деятельности на общительную, меняются авторитеты.

В статье автора Шумель [5], Н.В. «Психологические особенности периода адаптации пятиклассников. Формы родительской помощи и поддержки» говорится о том, что при переходе в 5 класс у детей снижается работоспособность, они становятся забывчивыми и неорганизованными, ухудшается сон и аппетит. У детей появляется стремление к общению со сверстниками, желание утвердить свою самостоятельность, эмоциональность. Признаки того, что ребенок не справляется: повышенная утомляемость, нежелание делиться своими эмоциями и переживаниями, нежелание выполнять домашнее задание, негативные характеристики в сторону учителей и одноклассников, жалобы, плохой сон и самочувствие.

В этой статье «Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников» [1] говорится о том, что в период перехода в 5 класс у детей можно наблюдать такие проблемы: низкая организованность, рассеянность, недисциплинированность, снижение интереса к учебе. Можно выделить такие причины: изменение условий обучения, изменение требований, отсутствие контроля, пробелы в знаниях. Сложность также связана с переходом на другой возрастной этап. Происходит физиологическая перестройка в организме, дети ее тяжело переживают, иногда происходят психологические срывы.

В статье автора Ильинская Н.Ф.«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» [2] говорится о том, что: состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, снижением самооценки. У детей проявляются такие проблемы: сменой социальной обстановки, изменением роли учащегося, увеличением учебной нагрузки, изменением режима дня, разностью систем и форм обучения, различием требований со стороны учителей-предметников. Основные трудности у детей: самоорганизация учеников на уроках и во время перемен, новая степень свободы, которая требует ее освоения, самодисциплины, новый уровень сложности домашнего задания, часть учеников испытывает трудности в организации собственной деятельности.

Мне показалось интересной статья [4] Е Симанковой, где она проводит интервью с учителем математики Юрием Подкопаевым. Он считает: «Главный принцип хорошей школы – возможность выбора. Ученик должен иметь возможность отказываться от каких-то предметов или выбирать облегченный уровень их преподавания, чтобы сосредоточиться на чем-то важном для себя».

Для удобства мы решили составить таблицу, где выделили главные тезисы (Приложение 1). Анализируя составленную таблицу можно определить основные проблемы, которые затрагивают авторы статей. Наиболее распространенными являются: изменение требований и условий [1,2,3], снижение интереса к учебе [1,2,5], низкая организованность [1,2,5] и период взросления [1,2,5]. Наименее распространенными являются проблемы: новая степень свободы [2,5] и самодисциплина, самостоятельность [2,5]. Проблемы, которые встречаются редко: отсутствие контроля [1], снижение самооценки [2], внеурочная деятельность [3] и свобода выбора [4].

В декабре 2021 года мы разработали анкету (Приложение 2) и провели анкетирование ученикам 5 «Б» класса. После проведения отметили в таблице количественные показатели (Приложение3).

На первый вопрос «Контролирует ли вас классный руководитель в течение дня?» (Приложение 4): 50 % обучающихся ответили «да», 39 % считают, что контролируют «иногда» и 11% ответили – «нет». Мы делаем вывод, что большинство обучающиеся 5 «б» чувствуют контроль со стороны классного руководителя в течении дня.

На второй вопрос «Мне кажется, что в пятом классе учиться легче, чем в начальной школе» (Приложение 5): 28 % обучающихся ответили «да», 72 % считают, что легче «иногда» и 0% ответили – «нет». Мы делаем вывод, что все обучающиеся 5 «б» считают учебу легче

На третий вопрос «Я в пятом классе стал(а) лучше учиться (стало больше 5 и 4)» (Приложение 6): 11 % обучающихся ответили «да», 61 % считают, что легче «иногда» и 28% ответили – «нет». Мы делаем вывод, что большинство обучающиеся 5 «б» получают больше хороших оценок.

На четвертый вопрос «Я занимаюсь в дополнительных секциях» (Приложение 7): 55 % обучающихся ответили «да», 28% «нет, я бросил», 5% ответили – «нет, я не занимался» и 11% ответили «вступил в новую секцию». Мы делаем вывод, что обучающиеся 5 «б» продолжают заниматься в секциях или бросили их.

На пятый вопрос «Отслеживают ли родители ваши оценки и домашнее задание?» (Приложение 8): 72 % обучающихся ответили «да», 22 % считают, что «иногда» и 6% ответили – «нет». Мы делаем вывод, что большинство родителей обучающихся 5 «б» отслеживают оценки и домашнее задание.

С 9 по 13 февраля мы показали результаты анкетирования О.С. Максимовой (она учила детей с 1-4 классы) и Е.В. Кочевой (она стала классным руководителем с 5 класса). Результаты беседы с классными руководителями решили оформить в таблице, поместив ее в основную часть работы.

1. Контролирует ли вас классный руководитель в течение дня?

Максимова О.С.:

Кочева Е.В.

«Я думаю, что учитель в 5 классе занят. У него есть другие ученики, из-за которых он не может всегда находиться рядом. Некоторые пятиклассники начинают чувствовать свободу, которую они долго ждали. Так же у некоторых учеников отсутствует самоконтроль, поэтому они могут начать баловаться».

«Дети ничего не видят и не слышат, замечания не понимают. Они очень расслабились».

2. Мне кажется, что в пятом классе учиться легче, чем в начальной школе.

Максимова О.С.

Кочева Е.В.

«Я предполагаю, что результат анкетирования ожидаемый. Все осталось как в 4 классе».

«Хорошо учатся отличники и те, у кого хорошая база. Так как результаты анкеты на вторую четверть сейчас оценки совсем другие, также появились другие, более сложные темы».

3. Я в пятом классе стал(а) лучше учиться (стало больше 5 и 4).

Максимова О.С.

Кочева Е.В.

«У детей начинается переходный возраст, из-за которого они могут не слушаться. В 5 классе у них нет продленки, на которой они отрабатывают трудности. У них появляются новые учителя и у всех разные требования. Кто-то может не проверять домашнее задание или спрашивать выборочно. Ученики могут схитрить.
Из-за этого их оценки могут ухудшаться».

«Во второй четверти было много хорошистов, но в третьей они просели. Возможно они не могут собраться из-за нескольких карантинов и самостоятельного обучения.»

4. Я занимаюсь в дополнительных секциях

Максимова О.С.

Кочева Е.В.

«Я думаю, что некоторые дети бросают секции из-за возраста. У них формируется позиция «взрослого», при которой они думают, что будет лучше для них. Но это не связано с учебой. Я рада за детей, которые нашли для себя что-то новое».

«Так как в школе появились новые секции некоторые перешли туда. Некоторые бросили старые и перешли в новые.»

5. Отслеживают ли родители ваши оценки и домашнее задание?

Максимова О.С.

Кочева Е В.

«Некоторые родители думают, что дети стали взрослее, а значит и самостоятельнее, но это не всегда так. Родители расслабляются и перестают контролировать учебу своего ребенка, из-за этого дети тоже становятся более свободными. Также есть родители, которые привыкли к моей системе оценивания и проверки знаний, что затрудняет понимание новых учителей».

«Контроль над детьми ослаблен, он должен быть сильнее. Родители постепенно перестают проверять оценки и домашнее задание, что сказывается на успеваемости».

Проанализировав ответы учителей, мы выяснили, что основные причины ухудшение учебы пятиклассников – это «отсутствие контроля и самодисциплина», «самостоятельность». Кроме этого Максимова О.С. называет «изменение требований и условий», «период взросления» и «новая степень свободы». Кочева Е.В. называет «низкую организованность».

Проанализировав изученную информацию, результаты анкетирования и мнение классных руководителей, мы разработали рекомендации для родителей 5 «б» класса.

Проблема

Советы родителям

Изменение требований и условий

-научить ребенка принимать чужие требования и не пытаться их переделать

-приучить ребенка к контролю

времени и поведения

Снижение интереса к учебе

-показывать обучающие ролики и фильмы

-помогать с уроками

-нанять репетиторов

Низкая организованность

-давать какие-то задания по дому

-давать за работу награждение

-установить режим дня

-приучить ребенка к определенному времени выполнения заданий

Отсутствие контроля

-установить правила

-не распускать, но и не контролировать постоянно

-систематически отслеживать оценки в ЭПОСе

-контролировать выполнение домашнего задания

-следить за внешним видом

Период взросления

-понимать ребенка

-давать советы со стороны взрослого

-интересоваться жизнью ребенка

Снижение самооценки

-делать комплименты

-хвалить за достижения и успехи

-не отвергать контакт ребенка

Внеурочная деятельность

-не загружать ребенка лишним

-выбирать лучший вариант

-если ребенок хочет бросить кружок, следует поговорить с ним и прийти к решению вместе, взвесив все за и против.

Свобода выбора

-Предлагать ребенку возможность выбрать дополнительные кружки, секции и т.п.

-разрешить выбирать повседневную одежду и элементы школьной формы.

-при ошибке давать возможность самому осознать и понять неправильность ситуации.









Список использованных ресурсов

1.Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников.– Текст : электронный // продленка.орг [сайт]. – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/59f276e65816694f429c8d1a/vash-rebenok--piatiklassnik-trudnosti-adaptacii-piatiklassnikov-5a101d859d5cb3f68695bf99 . – Дата обращения: 11 ноября 2021.

2.Ильинская Н.Ф. «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» / Ильинская Н.Ф. – Текст: электронный // URL https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/01/12/adaptatsiya-pyatiklassnikov-k-novym-usloviyam: . – Дата обращения: 11 ноября 2021.

3.Кузьминок, О. Основные проблемы, возникающие у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе: / О. Кузьминок Текст: электронный URL: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2018/02/23/osnovnye-problemy-voznikayushchie-u-pyatiklassnikov-v. – Дата обращения: 12 октября 2021.

4.Симанкова, Е. Свобода учеников в школе начинается со свободы учителя / Е. Симанкова. – Текст: электронный // URL: https://www.miloserdie.ru/article/svoboda-uchenikov-v-shkole-nachinaetsya-so-svobody-uchitelya/. – Дата обращения: 11 ноября 2021.

5.Шумель, Н.В. Психологические особенности периода адаптации пятиклассников". Формы родительской помощи и поддержки / Н.В. Шумель. – Текст: электронный // URL: https://sch39grodno.schools.by/pages/psixolog-osobennosti-piatsiklassnikov. – Дата обращения: 12 октября 2021.





























Приложения

Приложение 1

Таблица – Анализ статей


Изменение требований и условий

Снижение интереса к учебе

Низкая организованность

Отсутствие контроля

Период взросления

Снижение самоооценки

Новая степень свободы

Самодисциплина самостоятельность

Внеурочная деятельность

Свобода выбора

1.Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников

+

+

+

+

+






2.Ильинская Н.Ф. «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

+

+

+



+

+

+



3.Кузьминок, О. Основные проблемы, возникающие у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе

+




+




+


4.Симанкова, Е. Свобода учеников в школе начинается со свободы










+

5.Шумель, Н.В. Психологические особенности периода адаптации пятиклассников". Формы родительской помощи и поддержки


+

+


+


+

+













Приложение 2

Анкета

Добрый день, ребята мы предлагаем вам поучаствовать в анкетировании в рамках итогового проекта. Просим вас ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение крайне важно для нас.

1. Контролирует ли вас классный руководитель в течение дня?


Да


Иногда


Нет

2. Мне кажется, что в пятом классе учиться легче, чем в начальной школе.


Да, я все понимаю


Иногда бывают сложные темы


Нет, я почти ничего не понимаю

3. Я в пятом классе стал(а) лучше учиться (стало больше 5 и 4).


Да, у меня много хороших оценок


Иногда бывают плохие оценки


Нет, оценки не поменялись

4. Я занимаюсь в дополнительных секциях


Да, я продолжаю заниматься


Нет, я бросил(а)


Нет, я никогда не занимался(-ась)


Да, я вступил(а) в новые секции

5. Отслеживают ли родители ваши оценки и домашнее задание?


Да, регулярно


Иногда


Нет


ФИ________________________________________________________________

Спасибо за участие.


Приложение 3

Результаты анкетирования

1. Контролирует ли вас классный руководитель в течение дня?

9

Да 1 1 1 1 1 1 1 1 1

7

Иногда 1 1 1 1 1 1 1

2

Нет 1 1

2. Мне кажется, что в пятом классе учиться легче, чем в начальной школе.

5

Да, я все понимаю 1 1 1 1 1

13

Иногда бывают сложные темы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

0

Нет, я почти ничего не понимаю

3. Я в пятом классе стал(а) лучше учиться (стало больше 5 и 4).

2

Да, у меня много хороших оценок 1 1

11

Иногда бывают плохие оценки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

5

Нет, оценки не поменялись 1 1 1 1 1

4. Я занимаюсь в дополнительных секциях

10

Да, я продолжаю заниматься 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

5

Нет, я бросил(а) 1 1 1 1 1

1

Нет, я никогда не занимался(-ась) 1

2

Да, я вступил(а) в новые секции 1 1

5. Отслеживают ли родители ваши оценки и домашнее задание?

13

Да, регулярно 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

4

Иногда 1 1 1 1

1

Нет 1

Приложение 4

Первый вопрос «Контролирует ли вас классный руководитель в течение дня?»


t1653326696aa.gif

Приложение 5

Второй вопрос «Мне кажется, что в пятом классе учиться легче, чем в начальной школе» t1653326696ab.gif










Приложение 6

Третий вопрос «Я в пятом классе стал(а) лучше учиться (стало больше 5 и 4)»

t1653326696ac.gif





Приложение 7

Четвертый вопрос «Я занимаюсь в дополнительных секциях»

t1653326696ad.gif





Приложение 8

Пятый вопрос «Отслеживают ли родители ваши оценки и домашнее задание?»

t1653326696ae.gif

Приложение 9

Таблица – комментарии учителей к анкетированию


Изменение требований и условий

Снижение интереса к учебе

Низкая организованность

Отсутствие контроля

Период взросления

Снижение самоооценки

Новая степень свободы

Самодисциплина самостоятельность

Внеурочная деятельность

Свобода выбора

Максимова О.С.

+



+

+


+

+



Кочева Е.В.



+

+




+























13


Автор материала: Д. Ольшевская (10 класс)
Опубликовано в группе «Проектная деятельность »


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 23.05.22 в 20:34 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Игоревна! Отличная работа у Дианы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.