Автор публикации: Д. Ольшевская, ученица 10 класса
Статья
«Свобода в деятельности пятиклассников»
Автор: Ольшевская Диана Дмитриевна, обучающаяся 10 класса | |
Руководитель: Мошева Наталья Игоревна, педагог-библиотекарь |
Заметила, что у моего брата при переходе в 5 класс ухудшилось поведение. Мне кажется, что в начальной школе он был более послушным: с уважением относился к классному руководителю, прислушивался к нему, реагировал на замечания. При переходе в пятый класс у него появилось много учителей и классный руководитель не всегда находится с ними в классе. Учащиеся со временем понимают, что за ними не всегда «смотрят» и начинают «проказничать». Это проявляется в виде неуважения к другим людям, агрессии, подражания «взрослому» поведению (курение, алкоголь, нецензурная лексика). Мне стало интересно узнать: у всех ли пятиклассников меняется дисциплина и отношение к учебе. Мы решили провести небольшое исследование по теме «Свобода в деятельности пятиклассников». В ходе исследование предполагаем, написать собственную статью, где отразим процесс и результаты работы над выбранной темой.
Цель проекта: Написание статьи «Свобода в деятельности пятиклассников»
Задачи:
1. Изучить тему проекта в различных источниках информации;
2. Разработать и провести анкетирование для 5 «б» класса»;
3. Проанализировать результаты анкетирования;
4. Показать результаты анализа анкетирования О.С. Максимовой и Е.В.Кочевой;
5. Написать статью по результатам анкетирования и беседы с классным руководителем;
6. Опубликовать статью.
Гипотеза: мы думаем, что при переходе в 5 класс у детей меняется понятие свободы, в результате чего ухудшается отношение к учебе и поведение.
Объект исследования: 5 «Б»
Предмет исследования: отношение к учебе и поведение.
В работе мы решили выделить две части. В первой части, работы предполагаем, составить таблицу, где будут отражены основные этапы работы над проектом с учетом сроков и ответственных. Во второй части, предполагаем, предоставить анализ выполнения работы и материал статьи.
В работе мы использовали разные методы исследования:
при изучении различных источников информации по теме, мы группировали и систематизировали материал;
при проведении анкетирования использовали методы анкетирования, сравнения и анализа;
при показе результатов анкетирования классным руководителям использовали методы сравнения, анализ и обобщение.
Для изучения темы, мы нашли и просмотрели около десяти публикаций. Мы выбрали для обзора наиболее интересные и информативные статьи [1,2,3,4,5]. Все они рассказывают не только о свободе пятиклассников, но и раскрывают актуальную для этого возраста проблему адаптации в среднем звене.
В статье автора Кузьминок [3], О. «Основные проблемы, возникающие у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе» говорится о том, что при переходе в 5 класс у детей появляются много разных учителей, новый режим, возросший темп и объем работы. По данным психологов у детей наступают такие проблемы: тревожность (школьная, личностная), появление страхов о несоответствии ожиданиям окружающих. Родители могут слишком загружать ребенка учебой или дополнительными секциями. Так же родители могут давить на ребенка оценками, из-за чего может появиться неуверенность и тревога. Из-за появления чувства взрослости появляется отчуждение от окружающего мира. Происходит замена учебной деятельности на общительную, меняются авторитеты.
В статье автора Шумель [5], Н.В. «Психологические особенности периода адаптации пятиклассников. Формы родительской помощи и поддержки» говорится о том, что при переходе в 5 класс у детей снижается работоспособность, они становятся забывчивыми и неорганизованными, ухудшается сон и аппетит. У детей появляется стремление к общению со сверстниками, желание утвердить свою самостоятельность, эмоциональность. Признаки того, что ребенок не справляется: повышенная утомляемость, нежелание делиться своими эмоциями и переживаниями, нежелание выполнять домашнее задание, негативные характеристики в сторону учителей и одноклассников, жалобы, плохой сон и самочувствие.
В этой статье «Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников» [1] говорится о том, что в период перехода в 5 класс у детей можно наблюдать такие проблемы: низкая организованность, рассеянность, недисциплинированность, снижение интереса к учебе. Можно выделить такие причины: изменение условий обучения, изменение требований, отсутствие контроля, пробелы в знаниях. Сложность также связана с переходом на другой возрастной этап. Происходит физиологическая перестройка в организме, дети ее тяжело переживают, иногда происходят психологические срывы.
В статье автора Ильинская Н.Ф.«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» [2] говорится о том, что: состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, снижением самооценки. У детей проявляются такие проблемы: сменой социальной обстановки, изменением роли учащегося, увеличением учебной нагрузки, изменением режима дня, разностью систем и форм обучения, различием требований со стороны учителей-предметников. Основные трудности у детей: самоорганизация учеников на уроках и во время перемен, новая степень свободы, которая требует ее освоения, самодисциплины, новый уровень сложности домашнего задания, часть учеников испытывает трудности в организации собственной деятельности.
Мне показалось интересной статья [4] Е Симанковой, где она проводит интервью с учителем математики Юрием Подкопаевым. Он считает: «Главный принцип хорошей школы – возможность выбора. Ученик должен иметь возможность отказываться от каких-то предметов или выбирать облегченный уровень их преподавания, чтобы сосредоточиться на чем-то важном для себя».
Для удобства мы решили составить таблицу, где выделили главные тезисы (Приложение 1). Анализируя составленную таблицу можно определить основные проблемы, которые затрагивают авторы статей. Наиболее распространенными являются: изменение требований и условий [1,2,3], снижение интереса к учебе [1,2,5], низкая организованность [1,2,5] и период взросления [1,2,5]. Наименее распространенными являются проблемы: новая степень свободы [2,5] и самодисциплина, самостоятельность [2,5]. Проблемы, которые встречаются редко: отсутствие контроля [1], снижение самооценки [2], внеурочная деятельность [3] и свобода выбора [4].
В декабре 2021 года мы разработали анкету (Приложение 2) и провели анкетирование ученикам 5 «Б» класса. После проведения отметили в таблице количественные показатели (Приложение3).
На первый вопрос «Контролирует ли вас классный руководитель в течение дня?» (Приложение 4): 50 % обучающихся ответили «да», 39 % считают, что контролируют «иногда» и 11% ответили – «нет». Мы делаем вывод, что большинство обучающиеся 5 «б» чувствуют контроль со стороны классного руководителя в течении дня.
На второй вопрос «Мне кажется, что в пятом классе учиться легче, чем в начальной школе» (Приложение 5): 28 % обучающихся ответили «да», 72 % считают, что легче «иногда» и 0% ответили – «нет». Мы делаем вывод, что все обучающиеся 5 «б» считают учебу легче
На третий вопрос «Я в пятом классе стал(а) лучше учиться (стало больше 5 и 4)» (Приложение 6): 11 % обучающихся ответили «да», 61 % считают, что легче «иногда» и 28% ответили – «нет». Мы делаем вывод, что большинство обучающиеся 5 «б» получают больше хороших оценок.
На четвертый вопрос «Я занимаюсь в дополнительных секциях» (Приложение 7): 55 % обучающихся ответили «да», 28% «нет, я бросил», 5% ответили – «нет, я не занимался» и 11% ответили «вступил в новую секцию». Мы делаем вывод, что обучающиеся 5 «б» продолжают заниматься в секциях или бросили их.
На пятый вопрос «Отслеживают ли родители ваши оценки и домашнее задание?» (Приложение 8): 72 % обучающихся ответили «да», 22 % считают, что «иногда» и 6% ответили – «нет». Мы делаем вывод, что большинство родителей обучающихся 5 «б» отслеживают оценки и домашнее задание.
С 9 по 13 февраля мы показали результаты анкетирования О.С. Максимовой (она учила детей с 1-4 классы) и Е.В. Кочевой (она стала классным руководителем с 5 класса). Результаты беседы с классными руководителями решили оформить в таблице, поместив ее в основную часть работы.
1. Контролирует ли вас классный руководитель в течение дня? | |
Максимова О.С.: | Кочева Е.В. |
«Я думаю, что учитель в 5 классе занят. У него есть другие ученики, из-за которых он не может всегда находиться рядом. Некоторые пятиклассники начинают чувствовать свободу, которую они долго ждали. Так же у некоторых учеников отсутствует самоконтроль, поэтому они могут начать баловаться». | «Дети ничего не видят и не слышат, замечания не понимают. Они очень расслабились». |
2. Мне кажется, что в пятом классе учиться легче, чем в начальной школе. | |
Максимова О.С. | Кочева Е.В. |
«Я предполагаю, что результат анкетирования ожидаемый. Все осталось как в 4 классе». | «Хорошо учатся отличники и те, у кого хорошая база. Так как результаты анкеты на вторую четверть сейчас оценки совсем другие, также появились другие, более сложные темы». |
3. Я в пятом классе стал(а) лучше учиться (стало больше 5 и 4). | |
Максимова О.С. | Кочева Е.В. |
«У детей начинается переходный возраст, из-за которого они могут не слушаться. В 5 классе у них нет продленки, на которой они отрабатывают трудности. У них появляются новые учителя и у всех разные требования. Кто-то может не проверять домашнее задание или спрашивать выборочно. Ученики могут схитрить. | «Во второй четверти было много хорошистов, но в третьей они просели. Возможно они не могут собраться из-за нескольких карантинов и самостоятельного обучения.» |
4. Я занимаюсь в дополнительных секциях | |
Максимова О.С. | Кочева Е.В. |
«Я думаю, что некоторые дети бросают секции из-за возраста. У них формируется позиция «взрослого», при которой они думают, что будет лучше для них. Но это не связано с учебой. Я рада за детей, которые нашли для себя что-то новое». | «Так как в школе появились новые секции некоторые перешли туда. Некоторые бросили старые и перешли в новые.» |
5. Отслеживают ли родители ваши оценки и домашнее задание? | |
Максимова О.С. | Кочева Е В. |
«Некоторые родители думают, что дети стали взрослее, а значит и самостоятельнее, но это не всегда так. Родители расслабляются и перестают контролировать учебу своего ребенка, из-за этого дети тоже становятся более свободными. Также есть родители, которые привыкли к моей системе оценивания и проверки знаний, что затрудняет понимание новых учителей». | «Контроль над детьми ослаблен, он должен быть сильнее. Родители постепенно перестают проверять оценки и домашнее задание, что сказывается на успеваемости». |
Проанализировав ответы учителей, мы выяснили, что основные причины ухудшение учебы пятиклассников – это «отсутствие контроля и самодисциплина», «самостоятельность». Кроме этого Максимова О.С. называет «изменение требований и условий», «период взросления» и «новая степень свободы». Кочева Е.В. называет «низкую организованность».
Проанализировав изученную информацию, результаты анкетирования и мнение классных руководителей, мы разработали рекомендации для родителей 5 «б» класса.
Проблема | Советы родителям |
Изменение требований и условий | -научить ребенка принимать чужие требования и не пытаться их переделать -приучить ребенка к контролю времени и поведения |
Снижение интереса к учебе | -показывать обучающие ролики и фильмы -помогать с уроками -нанять репетиторов |
Низкая организованность | -давать какие-то задания по дому -давать за работу награждение -установить режим дня -приучить ребенка к определенному времени выполнения заданий |
Отсутствие контроля | -установить правила -не распускать, но и не контролировать постоянно -систематически отслеживать оценки в ЭПОСе -контролировать выполнение домашнего задания -следить за внешним видом |
Период взросления | -понимать ребенка -давать советы со стороны взрослого -интересоваться жизнью ребенка |
Снижение самооценки | -делать комплименты -хвалить за достижения и успехи -не отвергать контакт ребенка |
Внеурочная деятельность | -не загружать ребенка лишним -выбирать лучший вариант -если ребенок хочет бросить кружок, следует поговорить с ним и прийти к решению вместе, взвесив все за и против. |
Свобода выбора | -Предлагать ребенку возможность выбрать дополнительные кружки, секции и т.п. -разрешить выбирать повседневную одежду и элементы школьной формы. -при ошибке давать возможность самому осознать и понять неправильность ситуации. |
Список использованных ресурсов
1.Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников.– Текст : электронный // продленка.орг [сайт]. – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/59f276e65816694f429c8d1a/vash-rebenok--piatiklassnik-trudnosti-adaptacii-piatiklassnikov-5a101d859d5cb3f68695bf99 . – Дата обращения: 11 ноября 2021.
2.Ильинская Н.Ф. «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» / Ильинская Н.Ф. – Текст: электронный // URL https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/01/12/adaptatsiya-pyatiklassnikov-k-novym-usloviyam: . – Дата обращения: 11 ноября 2021.
3.Кузьминок, О. Основные проблемы, возникающие у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе: / О. Кузьминок Текст: электронный URL: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2018/02/23/osnovnye-problemy-voznikayushchie-u-pyatiklassnikov-v. – Дата обращения: 12 октября 2021.
4.Симанкова, Е. Свобода учеников в школе начинается со свободы учителя / Е. Симанкова. – Текст: электронный // URL: https://www.miloserdie.ru/article/svoboda-uchenikov-v-shkole-nachinaetsya-so-svobody-uchitelya/. – Дата обращения: 11 ноября 2021.
5.Шумель, Н.В. Психологические особенности периода адаптации пятиклассников". Формы родительской помощи и поддержки / Н.В. Шумель. – Текст: электронный // URL: https://sch39grodno.schools.by/pages/psixolog-osobennosti-piatsiklassnikov. – Дата обращения: 12 октября 2021.
Приложения
Приложение 1
Таблица – Анализ статей
| Изменение требований и условий | Снижение интереса к учебе | Низкая организованность | Отсутствие контроля | Период взросления | Снижение самоооценки | Новая степень свободы | Самодисциплина самостоятельность | Внеурочная деятельность | Свобода выбора |
1.Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников | + | + | + | + | + | | | | | |
2.Ильинская Н.Ф. «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» | + | + | + | | | + | + | + | | |
3.Кузьминок, О. Основные проблемы, возникающие у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе | + | | | | + | | | | + | |
4.Симанкова, Е. Свобода учеников в школе начинается со свободы | | | | | | | | | | + |
5.Шумель, Н.В. Психологические особенности периода адаптации пятиклассников". Формы родительской помощи и поддержки | | + | + | | + | | + | + | | |
Приложение 2
Анкета
Добрый день, ребята мы предлагаем вам поучаствовать в анкетировании в рамках итогового проекта. Просим вас ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение крайне важно для нас.
1. Контролирует ли вас классный руководитель в течение дня? | |
| Да |
| Иногда |
| Нет |
2. Мне кажется, что в пятом классе учиться легче, чем в начальной школе. | |
| Да, я все понимаю |
| Иногда бывают сложные темы |
| Нет, я почти ничего не понимаю |
3. Я в пятом классе стал(а) лучше учиться (стало больше 5 и 4). | |
| Да, у меня много хороших оценок |
| Иногда бывают плохие оценки |
| Нет, оценки не поменялись |
4. Я занимаюсь в дополнительных секциях | |
| Да, я продолжаю заниматься |
| Нет, я бросил(а) |
| Нет, я никогда не занимался(-ась) |
| Да, я вступил(а) в новые секции |
5. Отслеживают ли родители ваши оценки и домашнее задание? | |
| Да, регулярно |
| Иногда |
| Нет |
ФИ________________________________________________________________
Спасибо за участие.
Приложение 3
Результаты анкетирования
1. Контролирует ли вас классный руководитель в течение дня? | |
9 | Да 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
7 | Иногда 1 1 1 1 1 1 1 |
2 | Нет 1 1 |
2. Мне кажется, что в пятом классе учиться легче, чем в начальной школе. | |
5 | Да, я все понимаю 1 1 1 1 1 |
13 | Иногда бывают сложные темы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
0 | Нет, я почти ничего не понимаю |
3. Я в пятом классе стал(а) лучше учиться (стало больше 5 и 4). | |
2 | Да, у меня много хороших оценок 1 1 |
11 | Иногда бывают плохие оценки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
5 | Нет, оценки не поменялись 1 1 1 1 1 |
4. Я занимаюсь в дополнительных секциях | |
10 | Да, я продолжаю заниматься 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
5 | Нет, я бросил(а) 1 1 1 1 1 |
1 | Нет, я никогда не занимался(-ась) 1 |
2 | Да, я вступил(а) в новые секции 1 1 |
5. Отслеживают ли родители ваши оценки и домашнее задание? | |
13 | Да, регулярно 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 | Иногда 1 1 1 1 |
1 | Нет 1 |
Приложение 4
Первый вопрос «Контролирует ли вас классный руководитель в течение дня?»
Приложение 5
Второй вопрос «Мне кажется, что в пятом классе учиться легче, чем в начальной школе»
Приложение 6
Третий вопрос «Я в пятом классе стал(а) лучше учиться (стало больше 5 и 4)»
Приложение 7
Четвертый вопрос «Я занимаюсь в дополнительных секциях»
Приложение 8
Пятый вопрос «Отслеживают ли родители ваши оценки и домашнее задание?»
Приложение 9
Таблица – комментарии учителей к анкетированию
| Изменение требований и условий | Снижение интереса к учебе | Низкая организованность | Отсутствие контроля | Период взросления | Снижение самоооценки | Новая степень свободы | Самодисциплина самостоятельность | Внеурочная деятельность | Свобода выбора |
Максимова О.С. | + | | | + | + | | + | + | | |
Кочева Е.В. | | | + | + | | | | + | | |
13
Трефилова Раиса Поликарповна