АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ.
Любой педагог подтвердит, что начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа - сложный своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи. Так, в большинстве случаев, сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
очень много разных учителей (и их надо запомнить);
непривычное расписание (новый режим);
много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);
новые дети в классе (или я сам в новом классе);
новый классный руководитель;
в средней школе мы - самые маленькие, а начальной были уже большими;
проблемы со старшеклассниками (например, в столовой или в туалетной комнате).
Для пятиклассников первое сентября зачастую новое все: и здание школы, и дети в классе, и учителя, и даже обучение другое – предметное. Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.
Лет 20 назад дети целым классом переходили на следующую ступень обучения. Тогда не было отбора учащихся из всей параллели третьих классов в специальные: разно уровневые или профильные. Это облегчало адаптацию к средней школе, так как межличностные отношения со сверстниками были налажены, сформирован коллектив.
Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований норм и социальных отношений, но большинство учащихся пятых классов, как показали результаты диагностики, подвержены дезадаптации, то есть ребенок становится невнимательным, менее ответственным, тревожным, хуже учится по сравнению с начальной школой. Осложняется учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим высоким уровнем тревожности ребенок неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, проявляется чувство неуверенности.
Успешность адаптации младшего подростка в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:
его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;
навыков ориентации в пространстве школы;
навыков достойного поведения со своими новыми одноклассниками и умения общаться с ними, дружить;
способности принимать и соблюдать классные и школьные правила жизни;
отношения к себе и положительного отношения к школьному миру.
Важно также, насколько психологические качества детей, их умения и особенности соответствуют требованиям конкретного учителя в связи с особенностями предметного обучения.
Преподаватели также, в свою очередь, нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы и быстро узнавать детей, чтобы успешнее организовать обучение и общение, переключаться с психологических особенностей выпусников школы 17- летнего возраста на возможности детей 10 – 11 лет.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников, по результатам родительского анкетирования наиболее часто указываются:
темп работ, и видимо, как следствие – неумение быстро записывать, конспектировать;
объем работы, как на уроке, так и дома;
новые, непривычные требования к оформлению работ;
необходимость самостоятельно находить и работать с дополнительной литературой.
По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у большей части пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это- возрастная проблема. Ребенок младшего возрастного возраста задумывается: «А что про меня подумают другие, и одноклассники и учителя!» поэтому иногда и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром режиме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и, может быть, поэтому испытывают низкую физиологическую сопротивляемость стрессу. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни, кроме того, беспокоясь «как бы чего не случилось на улице время такое сложное», предпочитают загружать свободное время образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и может быть, - в особом внимании медиков.
Кроме того, проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, все больше и больше принуждая детей работать на оценку, провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Этот факт особенно настораживает в период адаптации пятиклашек к школьной жизни, когда наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявленные школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность.
Очень важна для пятиклассника ситуация с новым классным руководителем. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм также осуществляется в первую очередь классным руководителем. У некоторых детей появляется сложности просто в информированности и организации школьной жизни, и здесь тоже важна поддержка классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющимся в поведении с детьми, то есть характер межличностного контакта одно из главных условий успешной адаптации детей.
Проблемы привыкания неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в начале обучения как в начальной, так и в средней и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной, первую очередь, с психическим своеобразием возраста.
Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости, главного личностного новообразования, которое, в первую очередь, свидетельствует о развитии личности подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и, в первую очередь, - от родительской семьи. Внешне это отчуждение выражается зачастую в негативизме – стремлении противостоять любыми предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм- первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно – дружеских отношений со сверстниками. В этой дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии на возможные последствия своего или чьего- то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности с положительными эмоциями,, успех или неуспех оказывают ведущую роль в поддержании мотивации учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Все эти психические особенности начинают постепенно проявляться как раз в возрасте 10- 11 лет, при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма не простым. Соучастие педагогов в этом процессе просто необходимо. И оно, на наш взгляд, может быть самым разным. Например, возможно облегчить участь пятиклашек некоторыми чисто организационными мерами.
Дети не знают имен учителей- учителям необходимо надевать визитки (имя и отчество большими буквами) на урок на протяжении первой четверти.
Дети не знают новеньких по имени – в первую неделю классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке.
До первого сентября хорошо бы организовать встречу классного руководителя с новеньким ребенком. Рекомендуется совместная деятельность с целью знакомства друг с другом.
Детям необходимо носить визитки с именами и номером класса.
Классный руководитель должен озвучить правила для дежурных.
На первое родительское собрание должны приходить все учителя с целью ознакомления родителей с программой и требования по предмету.
Категорически запретить задерживать детей после звонка на перемену.
С целью организации готовности детей к уроку, рекомендуется учителям в течение месяца проверять готовность ребенка к уроку, наличие необходимых учебных пособий.
Выработать единые требования к урокам по разным предметам:
А) по вопросу обязательных дисциплинарных требований (правил):
здороваемся стоя;
при ответе вставать необязательно;
не перебивать учителя или ученика;
поднятая рука – сигнал о вопросе или ответе;
отсутствие опозданий;
Б)по вопросу организации учебного процесса:
наличие необходимых учебных пособий;
записи даты, «классная и домашняя работы»;
наличие полей;
В)по вопросу эстетических ценностей в отношениях детей между собой и между учителем и ребенком:
уважение друг к другу;
уважение к ответу товарища;
умение слушать и слышать друг к друга;
умение не перебивать друг друга.
10.Решить, для чего нужен дневник. Записывать домашнее задание и (или) выставлять оценки? Кто их ставит классный руководитель или учитель- предметник? 11.Классный руководитель должен обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах, дня рождениях, именах и отчествах родителей одноклассников.
12.Осуществить особую подготовку учителя к тому, что он берет малышей.
13.Провести специальные мероприятия типа тренингов по групповой сплоченности в первые дни учебного года, снижающие основные проблемы в общении детей внутри класса.
14.Осуществить коррекцию и возможную координацию учебной нагрузки по разным (всем) предметам.
15.Обеспечить гуманизирующее и оберегающее вмешательство всех педагогов в отношениях старшеклассников и малышей.
Характеристика классного коллектива.
В классе на начало учебного года 25 человек, из них 10 девочек и 15 мальчиков.
Социальный статус класса достаточно высок, несмотря на то, что 6 человек из класса воспитываются в неполных семьях.
В классе существует актив, в него входят ребята, которые принимают активное участие в делах класса и школы. Для них проводимые мероприятия является неприятной «обязаловкой». В классе нет определившегося лидера, как формального, так и неформального. И это при том, что задатками лидера обладают достаточно большое количество ребят.
На основе наблюдений, диагностик, анализа методик в классе были выделены следующие группы ребят:
1-ая группа - «яркие» (16%).Это ребята, которые сразу обращают на себя внимание, они разворачивают любого лицом к своим проблемам. Характерные черты: трудолюбие, любознательность, упорство, самолюбие, амбициозность, желание выделиться. При четкой мотивации и контроля они показали очень хорошие результаты как в учебной, так и в других видах деятельности.
2-ая группа- «пороховая бочка» (12%). Ребята, требующие постоянного внимания. Психологические особенности: вспыльчивость, резкая смена настроения и интересов, отсутствие мотивации, не5достаточное развитие самоконтроля, неумение трезво оценивать свои поступки,. Неадекватная самооценка. Все это мешает им сохранять ровные отношения с ребятами, адаптации в учебной среде. Естественно, это сказывается и на уровне успеваемости, а также приводит к проявлению дисциплинарных проблем.
3 –ая группа –«стабильные» (48%). Эти ребята обладают высоким уровнем автономности личности, в классе занимают активно – исполнительную позицию. Отношения со сверстниками ровные. Проблем с учебой и поведенческих практически не возникают. Они готовы к дискуссии, владеют самоанализом.
4 –ая группа- «неопределившие» (24%). В эту группу входят ребята, которые при определенных обстоятельствах могут оказаться в любой из 3-х групп. Очень медленно адаптирующиеся ребята. Психологические особенности ребят этой группы требует постоянного контроля со стороны родителей и учителей.
Учебная деятельность.
Анализ успеваемости и качества знаний учащихся показал следующие результаты: 1 человек закончил год на «отлично», 18 чел.на «хорошо» и 6 –«удовлетворительно». И хотя класс обладает высоким интеллектуальным потенциалом и большая часть ребят и родитетелей мотивировано на учебу, качество знаний за прошедший год оказалось ниже прогнозируемых результатов. Основными причинами являются : ослабление контроля со стороны родителей к концу учебного года, не всегда своевременная информация со стороны учителей – предметников,. Отсутствие или малозначимость для ребят общественного мнения «учиться хорошо - это престижно».
Анкета «Определение школьной мотивации» показала следующие результаты:
Высокая школьная мотивация,, учебная активность – 8 %
Хорошая школьная мотивация –60%.
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами – 20 %
Низкий уровень школьной мотивации –12%.
Уровень воспитанности.
Методика определения уровня воспитанности оценивалась по 6 направлениям: 1) отношение к родному краю, 2)отношение к классному коллективу, 3)отношение к труду, 4)отношение к учебе,. 5)отношение к людям, 6)отношение к самому себе.
1.Отношение к обществу, родному краю, своему селу. |
Высокий уровень
Проявляет чувство патриотизма. Любит родной край, интересуется историей и развитием своей страны и села, уважает традиции родного края. Участвует в общественных делах, понимает значимость своего труда для развития коая и села. Принимает активное участие в сохранении и защите природы своего края. (24%) |
Средний уровень
Активно участвует в делах коллектива, общественных мероприятиях. Любит родной коай; периодически принимает участие в природоохранной деятельности.(56 %) |
Низкий уровень
Чувство патриотизма проявляется слабо. К делам коллектива равнодушен, в общественной жизни участия не принимает. Проявляет негативное отношение к традициям, истории родного края, равнодушен к природе. (20%) |
2.Отношение к классному коллективу. |
Интересы коллектива воспринимает как собственные. Участвует в делах классного коллектива по собственному желанию, является организатором и активным участником классных мероприятий. Готов всегда прийти на помощь своим одноклассникам. (20%). |
Участвует в делах коллектива, когда предъявляется требование, просьба, напоминание. Конструктивно взаимодействует с одноклассниками. (56%) |
Интересами классного коллектива пренебрегает. На первый план ставит личный интерес. Часто конфликтует с одноклассниками. (24%) |
3.Отношение к труду. |
Любит трудиться, к труду относится добросовестно. Охотно помогает родителям в трудовых делах. Является инициатором и активным участником трудовых десантов.(28%) |
Выполняет все трудовые задания и поручения, но без особой охоты и желания. В семье выполняет работу только по требованию родителей. (64%). |
Трудиться не любит. Порученную работу выполняет недобросовестно. Избегает участия в семейных трудовых делах. Пользуется результатами труда других людей. (16%) |
4.Отношение к учебе. |
Любит учиться. Проявляет познавательную активность, стремление узнавать новое. Организован, систематически готовиться к урока , помогает отстающим. С интересом работает в предметных кружках, научных ученических обществах, принимает участие в олимпиадах и конкурсах.(32%) |
Любит учиться, но учебные интересы неустойчивые, не умеет организовывать свой учебный труд, заинтересован в личных успехах. Периодически проявляет интерес к работе в предметных кружках и научных ученических обществах.(40%) |
Учиться не любит. Познавательная активность отсутствует, не умеет организовать свой учебный труд, задания выполняет недобросовестно. По отдельным предметам не успевает. Не проявляет интереса к работе в предметных кружках и научных ученических обществах. (28%) |
5.Отношение к людям. |
К людям относится доброжелательно. Проявляет отзывчивость и заботу об окружающих. Любит родителей, братьев,. Сестер, помогает им. С уважением и вниманем относится к людям старшего поколения. С удовольствием помогает младшим. (24%) |
К людям относится доброжелательно, но не всегда внимателен и заботлив к ним. Любит родителей и других членов семьи. Откликается на просьбы людей старшего поколения. Помогает младшим. (68%) |
Равнодушен к окружающим людям, а иногда жесток. Родителей любит, но всегда откликается на их просьбы, требования. Невнимателен к людям старшего поколения. Обожает младших. (8%) |
6.Отношение к самому себе. |
Переживает за собственные успехи, стремиться стать лучше, исправить недостатки в труде и поведении. Самокритичен, требователен к себе,, занимается самовоспитанием и самообразованием. (40%) |
Переживает за собственные успехи, но недостаточно активен в исправлении своих недостатков и ошибок. Не самокритичен. Причины своих недостатков ищет в других. (50%) |
Равнодушен к собственным успехам, не критически относится к своим недостаткам,. Бравирует ими. «Я» ставит выше интересов других. (10%) |
Тест на оценку уровня конфликтности личности.
Данный тест позволил определить уровень конфликтности учащихся и показал следующие результаты:
Высокой конфликтностью обладают 16% учащихся.
Средней конфликтностью- 45 %.
Ниже среднего- 23 %.
Низкий уровень конфликтности у 16% учащихся.
Для лучшего взаимопонимания взрослого с подростком мы использовали опросники "Учитель глазами подростков" и "Подросток глазами учителя". В исследовании для выявлении трудностей учителей с подростками, были опрошены классный руководитель и учителя- предметники, преподающие в этом классе.
Трудности, испытываемые подростками.
Отсутствие общего языка взаимопонимания- 50 %
Неуважительное отношение к ученику – 27 %
Необъективность подхода к ученику- 22 %
Незнание и непонимание учителем своих учеников- 16 %
Необъективность оценки учителей – 11 %
Авторитарные методы воспитания -5 %
Недоверие к ученикам – 5 %
Собственная погрешность учителя, непризнание своих ошибок – 5 %
Трудности, испытываемые учителями.
Трудности общения сводятся к трудностям обучения и воспитания: лень, нежелание учиться и слушать учителя, невыполнение домашнего задания, малая помощь родителей – 61 %
Задумываются над процессом воспитания - 38 %
Трудности по вине учащихся, проявляющих неуважение-11%
Нет трудностей- 5%
Конфликт и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка.
Учащиеся 5 «а» класса было дано задание написать причины конфликтов с родителями и детьми обусловлены полом ребенка. Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:
Ответы девочек:
50%- иногда не слушаюсь родителей, делаю по- своему;
44,4%- мало учу уроки;
38,8%-из-за моей грубости, не сдержанности;
27,7%-не убираю свои вещи;
27,7%-забываю выполнять просьбы;
22,2%-много смотрю ТВ;
16,6%- мало помогаю по дому;
16,6%-ссорюсь с братом(сестрой);
11,1%-меня не понимают;
Ответы мальчиков:
55,5%-мало учу уроки;
50%-иногда не слушаюсь родителей, делаю по- своему;
44,4%-из-за плохой учебы;
44,4%-много гуляю;
38,8%-не убираю свои вещи;
33,3%-мало читаю;
27,7%-мало помогаю по дому;
27,7%-много смотрю ТВ;
22,2%-ссорюсь с братом(сестрой);
16,6%-плохо веду себя в школе;
11,1%-много слушаю магнитофон.
Уровень школьной тревожности.
Цель: изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой.
Результаты:
Определение уровня тревожности по шкале личностной тревожности позволило увидеть, что повышенной тревожностью обладают ( 54%); умеренной тревожностью-. ( 46 %).
Результаты диагностики уровня школьной тревожности
Факторы |
Результаты |
1.Общая тревожность в школе- общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его в включение в жизнь школы. |
ппп Жззжжллл 65 % |
2.Переживание социального стресса- эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты ( прежде всего- со сверстниками ). |
41 % |
3.Фрустрация потребности в достижении успеха -неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. |
41 % |
4.Страх самовыражения- негативные эмоциональные переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. |
32 % |
5.Страх ситуации проверки знаний- негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки ( особенно- публичной) знаний, достижений, возможностей. |
59 % |
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих- ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. |
52 % |
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу- особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. |
38 % |
8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями- общий негативный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. |
47 % |
Агрессивность
Цель: Исследование формы агрессивных и враждебных реакций.
Результаты диагностики агрессивности:
Форма агрессивных и враждебных реакций. |
Результаты. |
1.Физическая агрессия ( нападение ) – использование физической силы против другого лица. |
64 % |
2.Косвенная агрессия- агрессия окольными путями направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющие в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. ). |
52 % |
3.Раздражение- готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. |
48 % |
4.Негативизм- оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных законов и правил). |
28 % |
5.Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. |
65 % |
6.Подозрительность- недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. |
39 % |
7.Вербальная агрессия-выражение негативных чувств как через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки). |
69 % |
8.Угрызения совести, чувство вины- выражают сдерживающее влияние чувство вины на проявления форм поведения, которые обычно запрещаются ( нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающие плохие поступки. |
86 % |
Выводы: данное исследование помогло выявить, что у девушек наиболее высокие показатели агрессивности, чем у юношей.