Статья на тему «Адаптация пятиклассников в условиях средней школы»
Попова Ирина Сергеевна
Социальный педагог
МБОУ г. Иркутска СОШ № 3
Г. Иркутск
Адаптация обучающихся 5 классов в условиях средней школы
Аннотация: В статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся 5 классов средней школы. Представлены результаты мероприятий, проведенных в рамках адаптационной программы «Недавние пятиклашка».
Ключевые слова: адаптация, пятиклассники, ученик, школа, среда, образовательная среда.
Summary: The article examines the problems faced by students of 5 grades in the middle school. The results of activities carried out within the framework of the adaptation program for fifth-graders "Recent five-graders" are presented.
Keywords: adaptation; fifth graders, student, school, environ, educational environment.
Адаптация один из основных процессов становления личности. Она отражает интенсивную деятельность человека, предполагающую развитие новых навыков адаптации к окружающей среде. От рождения и до старости люди сталкиваются с трудностями, включающими в себя ряд изменений личности. В раннем детстве человек попадает в новую среду — детский сад, которую можно считать начальным этапом. Далее следует школьное время, которое также накладывает отпечаток в жизни каждого человека.
Адаптация обучающихся происходит на протяжении всего периода обучения в средней школе. Ежегодно с такой проблемой сталкиваются тысячи учеников. Для кого-то этот процесс происходит легко и без последствий, а для кого-то — это тяжелый и длительный процесс вхождения в новое общество.
Младший подростковый возраст — 10-11 лет, время, когда дети в основном уравновешенны, спокойны, признают авторитет более взрослых, ждут от родителей, учителей помощи и поддержки. Одной из задач в этом возрасте считается — формирование умения учиться в средней школе, то есть, формирование общеобразовательных умений и навыков.
Проблема адаптации обучающихся привлекала к себе большое внимание специалистов различных областей. По мнению А.В. Мудрик, «адаптация представляет собой устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях» [2, с. 147].
Успешная адаптация обучающихся, подкрепленная развитой адаптив-ностью, обеспечивает высокий уровень их успеваемости в учебной деятель-ности, поддержании физического и психического здоровья. Новые знакомства, неизвестная образовательная среда, трудности с восприятием и обработкой огромного количества новой информации - все это может негативно сказаться на процессе адаптации.
Во время адаптации обучающиеся приспосабливаются к изменениям в окружающей их среде, взаимодействуя с другими людьми, из-за чего меняется их поведение. В.В. Селиванов выделил четыре формы социально-психоло-гической адаптации, выразив мнение, что «поведение человека в новых условиях можно охарактеризовать пассивной позицией внешней последова-тельности действий с окружающими, активной позицией стремления завоевать доверие окружающих его людей. Дальнейшее воздействие на них, тщательное изучение окружающих, обычная адаптация к окружающей среде »[3, с. 283-285].
У обучающихся много разных чувств — беспокойство, одиночество, застенчивость, изоляция. Они опасаются возникновения конфликтных ситуаций между учениками, между учеником и учителем, а также между учителями.
Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает дискомфорт. Появляется некая зависимость от взрослых - «прилипчивость», которая проявляется в слезах и капризах. Эта зависимость формируется из-за разных потребностей, например, желание вернуться в привычную среду, то есть, начальную школу или же, желание ребёнка показать себя более старшим, более значимым в лице новых одноклассников.
В новой образовательной среде, ученики сталкиваются с неспособностью быстро анализировать и обобщать полученную информацию, неумением работать с разнообразной литературой, а также с отсутствием навыков самостоятельной работы. Несмотря на то, что ранее они изучали различные предметы, только сейчас пятиклассники начинают задумываться о том, предметы связаны с определённой областью знаний.
Еще одна проблема, с которой сталкивается ребёнок, - это неумение использовать время. Причинами, по которым это происходит, можно считать то, что они отвлекаются от одного занятия другим, утомляемость, не могут найти мотивацию для будущей деятельности, а также бросают начатое по причине, неуверенности в результатах своей деятельности.
В адаптации заинтересованы не только участники образовательного процесса, но и школа, в целом. Задача школы на этом этапе — помощь ребёнка, как можно быстрее адаптироваться к условиям обучения и безболезненно влиться в новый коллектив.
Для понимания причин трудностей при адаптации мы провели исследования с обучающимися 5-ых классов на базе МБОУ г. Иркутска СОШ №3. В основу нашего исследования легли: методика «Распределение времени» Ф. Дж. Зимбардо; анкета «Адаптированность обучающихся» О.А. Молоковой. Весь диагностический материал направлен на определение уровня коммуни-кативных навыков, уровня сформированности учебной деятельности у обучающихся, а также определение их возможности использования времени.
Рис. 1 «Анализ результатов адаптации пятиклассников в первом полугодие»
В результате проведенного исследования нами было выявлено, что большенство пятиклассников имеет низкий показатель уровня адаптации. Они сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие взаимодействия с новым коллективом, боязнь получения новых знаний и неумение рационально использовать время.
Полученные результаты показывают, что наиболее успешно процесс адаптации продолжается у обучающихся, имеющих высокий уровень взаи-модействия с одноклассниками, а это означает, что определенные черты, такие как открытость, доброжелательность по отношению к другим, а также отсутствие конфликтности и способности поддерживать других, способствовать более быстрой адаптации во время обучения в средней школе.
Проанализировав полученные результаты исследования, мы разработали программу «Недавние пятиклашки», направленную на успешную адаптацию пятиклассников.
Цель данной программы — помочь обучающимся адаптироваться к условиям средней школы.
Основные цели программы: создание условий для формирования коллектива в группе; формирование ответственного отношения к иссле-дованиям.
Для ознакомления с программой мы использовали различные методы работы: интерактивные — урок-беседа с обратной связью, практические занятия; рефлексивный — разделен программами обучения; обучение — формирование и реализация конкретных навыков.
Программа представляет собой множество уроков-бесед и исследований, направленных на формирование успешной адаптации пятиклассников. Он включает три основных модуля с учетом всех условий для успешной адаптации: «Отражение учебного модуля деятельности»; «Коммуникационный модуль»; «Модуль времени».
Тренинг, который составляет большую часть программы, будет способст-вовать личностному саморазвитию и активной деятельности каждого члена группы обучающихся. Во время занятий в группе создается дружеская атмосфера. У участников созданы безопасные условия для коммуникативной работы в коллективе.
Если рассматривать среднюю школу как основную среду адаптации ученика, то можно проследить небольшую закономерность, связанную с тем, что только к концу второго полугодия обучения пятиклассник формирует у себя навыки ответственность и самоконтроль за поведением.
Основным подспорьем считается адаптация в коллективе класса, заключающаяся в создании благоприятных и дружеских отношений между одноклассниками, знакомство с нормами и правилами поведения, некоторыми особенностями организации учебного процесса. Первый, кто встречает учеников в стенах школы, - классный руководитель. Он играет важную роль во время адаптации. Классный руководитель помогает в сложных ситуациях, помогает организовать деятельность каждого ученика. Предоставляется возможность получить ему всю необходимую информацию.
Обобщая результаты, после реализации программы в 2019-2020 учебном году можно говорить об эффективности ее применения, что проявилось в более успешной адаптации пятиклассников в условиях средней школы. На графике ниже мы видим, что процент обучающихся 5 классов, у которых показатели находились на среднем уровне, увеличился примерно на 5-10% по каждому показателю.
Пятиклассники стали более рационально использовать время, тем самым способствуя совершенствованию учебной деятельности. Процесс обучения и получения новых знаний становился все увлекательнее, поскольку каждый ученик стал принимать активное участие в жизни класса.
Положительной динамикой отразилось и время дистанционного обучения, пятиклассникам было проще воспринимать объемы информации и управлять временем, за счет нахождения в более привычной среде — дома.
Рис. 2 «Сравнительный анализ результатов адаптации пятикласников в первом и втором полугодиях»
Таким образом, проблема адаптации обучающихся 5 классов в средней школе занимает одно из главных мест. Погружение в проблему самоанализа, а также мотивации позволяет успешно адаптироваться в условиях образова-тельной организации. От того, как этот процесс будет продолжаться, зависит дальнейшее личностное развитие каждого человека, а также построение ответственных деловых отношений в классном коллективе.
Литература
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000.
2. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. - 2001. - № 1.
3. Селиванов В.В. Взаимоотношения в малой группе и волевая деятельность. М., 1986. Т.3.
4. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников. - М.: Просвещение, 2004.