Автор публикации: К. Дудина, ученица 5А класса
Проект по изобразительному искусству «Тайна Хохломского золота» Выполнила учащаяся 5 А класса: Дудина Ксения Руководитель: Лебедева Мариетта Николаевна 2020
Содержание Введение 1.Цель и задачи 2. Сбор и анализ информации 2.1. Из истории деревянной посуды 2.2. Загадки Хохломы 2.3. Хохлома и Семенов 2.4. Токари и ложкари 2.5. Тайна Хохломского золота 2.6. Приемы письма 2.7. Из поколения в поколение 3. Заключение 4. Список источников 5. Приложения
Введение Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом. Украшенные росписью изделия из дерева создают исключительный комфорт в жизни человека, несут особое тепло и богатство творческих решений. Деревянные подсвечники, деревянные кружки, копилки и другие предметы домашней утвари наполняют жилые помещения красотой и уютом. Бесчисленное множество шкатулок уже хранят нужные и дорогие сердцу предметы. Изделия из дерева с художественной росписью являются прекрасными сувенирами и подарками.
Актуальность проекта В наше время все больше внимания стали уделять предметам ручной работы. Эти вещи индивидуальны и исключительны. У нас дома много изделий с хохломской росписью. И неудивительно, что мне захотелось глубже изучить традиции хохломского письма и, вдохновившись работой мастеров – умельцев, создать свою творческую работу.
1. Цель и задачи 1.1 Цель проекта: познакомить с искусством народной росписи по дереву – одним из самых ярких направлений в области народного декоративного творчества; выполнить роспись гуашью с использованием типовых элементов Хохломы. Задачи проекта: 1. Познакомить с историей деревянной посуды. 2. Познакомить с технологией искусства Хохломы. 3. Познакомить со старыми мастерами промысла. 4. Попробовать на практике элементы росписи.
2.1. Из истории деревянной посуды Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Требовалась такая посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось, а есть и пить нужно было каждый день. Поэтому уже в XVI веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.
2.1. Из истории деревянной посуды Сколь велика была потребность в такой посуде говорит тот факт, что весь северный край и Поволжье стали как бы единой мастерской по ее выделке. Кроме сел и деревень, посуду выделывали в крупных монастырях и старообрядческих поселениях. Особенно славилась посуда из Кирилло – Белозерского монастыря.
2.1. Из истории деревянной посуды Одинаковая по названиям, посуда весьма различалась по формам и размерам. В чашах подносилась еда для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими, ведь порой в доме жило до трех поколений одной семьи. И не так – то просто было поднести от печи к столу полную еды чашу.
2.1. Из истории деревянной посуды Самыми крупными были артельные чаши. В собрании Государственного Исторического музея хранится чаша для бурлаков высотой в двадцать, а диаметром в шестьдесят два сантиметра. Видно, сделана она была по заказу, поэтому по борту ее идет надпись: «Сия чаша для бурлаковъ, принято кушать имъ на здоровье, хозяину служимъ, песенку поемъ».
2.1. Из истории деревянной посуды Малые чаши – чашки, - кроме размера и уменьшительного названия, ничем от чаш не отличались. Близкими к ним были миски, которые служили и для вторых блюд, и для питья. Из маленьких чашек – размером до десяти сантиметров в диаметре – кормили детей. Блюда делали плоскими, с широким горизонтальным бортом. Они были праздничной посудой – в них подавали на стол блины, рыбу, пироги. Более плоские служили для «заедок» – пряников, орехов, сладостей, - а также для подношения к столу чарок с напитками.
2.1. Из истории деревянной посуды Больше всего требовалось ложек: миски и чашки могли быть общей посудой, без своей же персональной ложки не мог обойтись ни один человек. Поэтому и выделывали их десятками тысяч. Самой употребительной была ложка «межеумок» с широкой и емкой, чуть сплюснутой лопастью. Чуть меньше была ложка «тонкая», отличавшаяся округлой лопастью. Настоящим произведением искусства по изяществу формы была ложка «баская», то есть красивая, как называли ее сами мастера.
2.1. Из истории деревянной посуды В отличие от миски и чаши ставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из них служила крышкой, другая – туловом сосуда. Чаще всего употреблялся ставец в монастырях, откуда и произошла пословица «Всяк старец имей свой ставец». Самой почетной посудой на столе была солоница. В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. Отношение к соли отразилось и на ее хранилище – солонке. Народный мастер не скупился на ее отделку. На Севере солоницы делали в форме плывущей уточки, в Поволжье, в виде стульчика – «трона», а хохломичи делали ее в виде вазочки с крышкой, на фигурной ножке.
2.1. Из истории деревянной посуды Среди праздничной утвари выделялись сосуды. В которых подносились к столу напитки. Это братины, ендовы, ковши, чарки. Своими скульптурными формами они напоминали коней, птиц или же каких – то фантастических существ.
2.1. Из истории деревянной посуды К характеристике посуды постоянно добавлялись эпитеты «красная», «писаная». Красная посуда – это окрашенная в яркий, красивый цвет, а писаная – расписанная разными красками, порой золотом и серебром. Нарядно расписанная деревянная посуда не уступала по красоте той, что подавалась на царский стол. Но даже простую посуду нельзя было употреблять неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой – вареным льняным маслом.
2.1. Из истории деревянной посуды Расписанная посуда, да еще с золотом, была для крестьянина недоступна, ведь при ежедневном употреблении, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ею могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.
Загадки Хохломы Перед нами поставок – сосуд для хранения запасов. На золотистом фоне легкими движениями кисти нанесена «травка», в соответствии с формой предмета она тянется вверх, ритмично чередуясь по цвету: черная – красная, черная – красная… В том же порядке следуют друг за другом листики – мазки, окаймляющие центральное поле росписи. Огненно – красная киноварь придает теплоту мягко светящемуся фону, а черный цвет подчеркивает его блеск.
Загадки Хохломы Вот обеденная чашка. В украшении ее та же черно – красная травка и золотистый фон, но как по – новому выполнен орнамент! На дне мастер поместил розетку с золотыми листьями на черном фоне, а вокруг – гибкие стебли травки с ягодками и цветами, сквозь которые мерцает золотисто – солнечный фон.
Загадки Хохломы В росписях Хохломской посуды нет жанровых сцен, свое искусство художники направили на исполнение растительного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.
Загадки Хохломы Деревянная посуда с такой окраской легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, может долго служить.
Загадки Хохломы В своей основе окраска деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота была известна еще иконописцам Древней Руси, которые дорогое золото умели заменить серебром: будучи затем покрыта олифой, посеребренная поверхность после прогрева в печи приобретала красивый золотистый блеск. Особенно широкое распространение такой способ окраски получил в конце XVII века, когда пышный декоративный стиль убранства интерьеров церквей требовал применения большого количества золота. Этот способ окраски был известен и старообрядцам Заволжья.
Загадки Хохломы Однако, прежде чем широко использовать его для окраски деревянной посуды, требовалось освоить целый ряд новых сложных приемов с другими, более дешевыми материалами. Первым шагом на таком пути была замена серебра близким по цвету оловом. В то же время сам способ лужения этим материалом дерева (олово плавится при высокой температуре) тоже стал проблемой, которую блестяще решили хохломские мастера. Длительное время потребовалось и для получения нужного качества олифы, которой покрывали посуду на разных стадиях окраски.
Загадки Хохломы Украшением росписью деревянной посуды нередко занимались и иконописцы. Поэтому способ получения золотого цвета, скорее всего, и был заимствован у них.
Загадки Хохломы Как и в других областях народного творчества, в создании хохломской окраски участвовало ни одно поколение мастеров. Каждое из них вносило свою лепту в совершенствование этого неповторимого искусства. Вместе с тем среди народных умельцев не было равных: во все времена появлялись таланты, вносившие в общее творчество свои индивидуальные черты.
Загадки Хохломы Георгий Петрович Матвеев 1875 - 1960 Основатель художественной школы обработки дерева. Антонина Петровна Кузнецова 1908 - 1993 Выпускница школы ХОД, главный художник, художник по росписи травных орнаментов. Екатерина Николаевна Доспалова 1932 - 2001 Главный художник с 1965-1997г. Автор интерьерных видов мебели городского дизайна. Новое направление посудной группы.
Загадки Хохломы Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Таким же центром ложкарного производства стал город Семенов.
Хохлома и Семенов Впервые Хохлома, как небольшой лесной участок «Хохломская ухожея», упоминается еще в документах времен Ивана Грозного. При Борисе Годунове, на составленной в это время карте, она числится среди «приузольских» селений, а в XVII веке в числе других земель передается во владение Троице – Сергиеву монастырю. Расположенное в центре селений, занимавшихся точением и окраской посуды, связанное с Городцом и Волгой самым кратчайшим путем, село быстро растет и к XIX веку становится центром, куда свозится вся изготовленная и окрашенная посуда.
Хохлома и Семенов Сюда возили товар красильщики и токари из окрестных селений, но приезжали и из более далеких мест – с Ветлуги, из соседней Костромской губернии и Семеновского уезда. Торг проходил каждую среду, и купить на нем можно было все, что требовалось окрестному жителю. Главным был «щепной» – деревянный товар: ложки, миски, бочата, кадки, поставцы, солонки, корыта. Погруженный летом на телеги, зимой на сани товар везли к Городцу, грузили на баржи и по Волге отправляли «к Макарию».
Хохлома и Семенов Еще быстрее, как торговый центр, рос город Семенов. До XVII века он считался лишь «селишком Семеновским». Однако, благодаря срединному положению и удобному тракту, соединившему его с Нижним Новгородом, а позже – благодаря и железной дороге, Семенов вскоре оттеснил Хохлому, и теперь именно сюда свозилась вся готовая продукция и отсюда она поступала уже на Нижегородскую ярмарку. (Ярмарка «от Макария» в 1817 году переведена была в Нижний Новгород).
Токари и ложкари Деревни, точили и красили посуду, располагались по соседству – ведь они были связаны одним делом. Красильщики жили в Хохломской волости Нижегородской губернии и в Скоробогатовской волости Костромской губернии. Токарни были разбросаны по всему Семеновскому уезду. Ложкари селились в основном около Семенова, где их изделия окрашивались.
Тайна Хохломского золота Окраска изделий Хохломы и есть тот волшебный процесс, когда обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты. Процесс изготовления хохломских изделий начинался с просушки. Белая посуда точилась из сырого дерева, поэтому суток двенадцать – пятнадцать выдерживалась при комнатной температуре.
Тайна Хохломского золота Затем производили вгонку – изделия грунтовали, обмазывали глиной. Эту глину хохломичи называют вапом. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки и размешивали, получая раствор определенной густоты. Затем свернутый лоскуток овечьей шкуры опускали в раствор и смазывали стенки изделия толстым слоем. После этого изделие на некоторое время оставляли – раствор должен был впитаться в древесину. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было высохнуть.
Тайна Хохломского золота Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом при помощи кусочков шерсти. Небольшое время его снова выдерживали, чтобы слой глины смешался с маслом, а затем шлифовали, протирая всю поверхность изделия лычным мочалом и окончательно – отрепьем льна. Цель шлифовки – вогнать в поры дерева промасленную массу и удалить песчинки и всю лишнюю массу. После шлифовки изделие ставили для просушки на досках в истопленную печь и держали там четыре – пять часов.
Тайна Хохломского золота Третья операция – шпаклевка, то есть замазка изделия смесью глины с олифой. Эта смесь должна заделать все неровности, сучки, трещины. Готовую замазку мастер кладет на нужное место и притирает пальцем, удаляя скребком лишнюю массу. Прошпаклеванное изделие снова становится для просушки. Следующий этап – обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова и снова подсушивались и лишь после этого ставились в печь при температуре 80 – 90 градусов.
Тайна Хохломского золота Только теперь, на пятой операции, проолифенное изделие лудили – обмазывали оловянным порошком, чтобы оно стало сначала серебряным, а потом, под олифой, золотым. В конце XIX века был изобретен алюминиевый порошок, которым стали пользоваться вместо олифы. Лужение холодным способом гениальная находка хохломичей. Луженое изделие готово к расписыванию красками. Рукописные луженые изделия ставили в печь для закалки. Олифа от печного жара желтела, и под ее пленкой серебро начинало светиться золотом.
Приемы письма По способу нанесения на расписываемую поверхность орнамента письмо делится в основном на «верховое» и «фоновое». При первом, более древнем, традиционном письме узор ложится на стенки предмета так, чтобы фон вокруг него после закалки оставался золотым. При втором – напротив, будущее золото фона закрашивается красным или черным цветом, а рисунок – листья, ягодки, цветочки – сверкает золотом.
Приемы письма На основе обеих систем хохломичи создали неисчерпаемое число вариантов узора. Самым распространенным для верхового письма была известная хохломская «травка». Разнообразию этого орнамента не было границ. Вот мастер берет кисть, и на стенке изделия возникают волнистые стебли. Около их основания появляются мелкие штрихи – мазочки. Меняя кисть, художник все время чередует красный стебелек с черным, черный листочек с красным. Орнамент все более и более осложняется: тампончиком – тычком рисуются круглые ягодки, легкими мазками – колоски, усики или же завиточки.
Приемы письма Орнамент «под листок» состоит из сочных ягод и листьев на гибкой и подвижной веточке, напоминающей то бруснику, то чернику или смородину. Здесь тоже чередуется тампончик и кисть, красный цвет с черным. По сравнению с «травкой» этот орнамент более многоцветен: к черному и красному добавляются желтый, зеленый и коричневый цвета. Сначала мастерица пишет черный стебель с завиточками, затем вокруг стебля – ярко – красные ягодки, а округлыми мазками специальной толстой кистью наносит листочки. Каждый пишет листочки по – своему: один – только зеленым цветом, другой – группами цветов: вперемежку желтым и зеленым, желтым и коричневым и т.д. У одних они круглые, у других – фигурные, а третьи оставляют в середине их просветы для золотого фона. В заключение к веточкам и листьям приписываются тонкие усики или же крохотные листочки.
Приемы письма Орнамент «под фон» родился как вариант фонового письма, когда силуэт золотого узора окружает цветной фон. При такой росписи на луженую поверхность сначала черной контурной линией наносится рисунок, а затем все свободное пространство записывается черным, красным или же зеленым цветом.
Приемы письма Орнамент «кудрина» обычно тоже пишут «под фон»: завиток оставляют незакрашенным, и после закалки он светится золотом. «Кудрину» окружают цветным фоном, а силуэты орнамента дополнительно прорисовываются внутри: на цветы наносятся тычинки и сердцевинка, на листья – прожилки, а поверх фона – ягодки и листочки.
Из поколения в поколение Степан Павлович Веселов Верный последователь классической «травной» росписи. Сколько же вариантов «травки» и «пряника» подсказывала ему фантазия и память! Талантливый импровизатор, он пишет легко, свободно, жизнерадостно, включая в роспись прибаутки. На чашках и плоских блюдечках всегда изображает «пряники», каждый раз разные: то это ромбик с лучистыми розетками – древний символ солнца, то цветок с длинными волнистыми стебельками. Кругом же непременно кустики трав, травинок, усиков, которые разбегаются от центрального мотива, заполняя всю поверхность предмета. Колорит его росписей строгий, традиционный: черно – красные узоры на золотом фоне.
Степан Павлович Веселов
Степан Павлович Веселов Особенно любит художник изображать петушков. На одной миске, например, он нарисовал в окружении трав двух петухов: обращенные друг к другу головками, с нацеленными клювами, они вот – вот вспорхнут для сражения. А между ними надпись: «Люби меня, как я тебя». А на другой чашке, также сплошь расцвеченной травами, наставление едоку: «Прошу кушать да хозяина слушать».
Ольга Павловна Лушина Потомственный художник, внучка знаменитого мастера А.М.Серова. Является приверженцем традиционного «травного» орнамента. Ее крупные сочные «травины» обрастают многочисленными побегами, окружаются тончайшими завитками, усеиваются круглыми ягодками. Любимый мотив – сказочная жар – птица, которую она вписывает обычно на донышко декоративной тарелки или блюда.
Круг хохломских художников расширяется не только за счет местных потомственных кадров, но и приезжими из других краев и областей страны – теми энтузиастами, которые оказались покорены этим ярким искусством. Хохломской художественный промысел растет и развивается. Переняв лучшие традиции, одно поколение сменяет другое, и в ряды заслуженных мастеров вливается талантливая молодежь. Не случайно искусство Хохломы так популярно в нашей стране. Мастера хохломской росписи Николай и Никандр Подоговы 1950г.
3. Заключение Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. В ходе выполнения данной работы была изучена: 1. история деревянной посуды с древних времен; 2. получены знания о приемах окраски деревянной посуды; о способах нанесения на расписываемую поверхность орнамента; 3. расширены знания о потомственном мастерах, работающих с Хохломой; 4. практическая часть соответствует понятию «Хохломская роспись»: единство стиля, форма, цвет; 5. выполнена роспись, соблюдена технологическая последовательность; Данный проект позволил расширить и обогатить представления о культуре художества, изучить само понятие роспись по дереву. Считаю что цель достигнута и выполнены все поставленные задачи.
4. Список источников 1. В.Вишневская. Хохлома. М., 1980 2. К.Маерова, К.Дубинская. Русское народное прикладное искусство. Москва «Русский язык» 1990 3. С.Жегалова. Росписи Хохломы. Москва «Детская литература» 1991 4. Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М.: Искусство, 2005 Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998 5. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. – М.: Советская Россия, 1983 6. http://www.rushohloma.ru 7. 19 http://www.izomir.narod.ru 8. http://samovarovo.ru 9. http://shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-11 10. http://ru.wikipedia.org 11. Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на -Дону: «Феникс», 2003
5. Приложения Основные приемы хохломской росписи. Для начала работы надо иметь: 1) краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов; 2) кисти беличьи №2 и №3; 3) банку с водой; 4) мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти; 5) палитру.
Узор листочки
Узор "ягодки"