12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шуткова Татьяна Михайловна4637
Что я люблю: заниматься с ребятишками, наблюдать, как они взрослеют (веду группу от младшей до подготовительной), очень люблю читать, люблю смотреть, как плавают рыбки в аквариуме и как расцветают растения, обожаю своего котика Тимофея, люблю жизнь!
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Всему болото голова!»

Автор - Шуткова Татьяна Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №33» г. Нижнего Новгорода

Цель – формировать познавательный интерес к миру живой природы.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний детей о водоёмах, уточнение понимания понятия «болото». Формирование у детей представления о болотах как части природы, об их ресурсах и значении для Земли. Обобщение, закрепление знаний детей о болоте, о разнообразии животных и растений болота.

Развивающие: Продолжать развивать навыки связной речи: умение выражать свою мысль в предложении, говорить распространёнными предложениями, обогатить и активизировать словарь по теме занятия («болото»; «среда обитания»; «природные запасы», «торф», «торфяник», «горючее ископаемое»; названия животных и растений, обитающих на болотах). Развивать логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать культуру общения с природой, бережное отношение к растениям и животным, ко всему живому.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методические приёмы: рассказ воспитателя, беседа, вопросы; рассматривание картинок, художественное слово: чтение стихов, загадывание загадок; объяснение, физкультминутка, этюд, подвижная игра, просмотр видеосюжетов, экспериментальная деятельность, педагогическая оценка.

Оборудование и материалы: колокольчик, магнитная доска, магниты красные и синие, картинка «Болото», картинки с изображением обитателей болота (растения и животные), ТВ-аппаратура, видеозаписи, губка, ёмкость с водой, бросовый материал: крышки красные и синие из расчёта 2-3 на человека, ведёрки по количеству детей; раскраски по количеству детей.

Предварительная работа: просмотр видеосюжетов: «Вода и водоёмы. Какие бывают водоёмы», «Мир дикой природы - Болото (серия №8)», «Опасности в природе. Осторожно, болото». Чтение: А. Майков. «Болото», М. Аспиз. «Чудо-листья» (главы: стрелолист, росянка), И. В. Гурина «Как появляется лягушка», Д. Новиков. «Стихи» («Лягушка- квакушка»); рассматривание: репродукция картины И. Шишкина «Болото», карта Нижегородской области, карта города Нижнего Новгорода; детские журналы «Тошка и компания» - спецвыпуск «Домашние рептилии», спецвыпуск «Домашние амфибии»; дидактические игры: «Кто где живёт», «Что сначала, что потом», индивидуальная работа с детьми по лэпбукам «Вода», «Болото».

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Педагог (звенит в колокольчик). Колокольчик поёт, всех ребят ко мне зовёт!

(Дети собираются, усаживаются на стульях полукругом на ковре.)

2.Эвристическая беседа о водоёмах.

-Что такое водоём? Какие бывают водоёмы?

(Ответы детей.)

-Какие водоёмы называются искусственными? Примеры таких водоёмов. Какие водоёмы называются естественными?

(Ответы детей.)

-Что относится к естественным водоёмам?

(Ответы детей.)

-Когда мы рассматривали карту Нижегородской области, нашего города, какие искусственные и естественные водоёмы вы видели? Назовите.

(Ответы детей.)

-Как на карте обозначаются озёра, реки, болота? Есть ли в нашей области болота?

(Ответы детей.)

-Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.

(Ответы детей.)

3.Основная часть

Педагог: Послушайте, ребята, о чём эти загадки:

Не вода, не суша –

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь.


Не пройдёшь, не проедешь –

Обойдёшь стороной.

И водицы не попьёшь

С синеватой пеленой.


Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

(Ответы детей.)

Педагог. Догадались? Верно, речь идёт о болоте, полу суше – полу воде. Болото – это суша с очень высоким содержанием воды, это сильно увлажнённый участок почвы. Это топкое, зыбкое, очень сырое и опасное для людей место. Его лучше обходить стороной.

Это место для лягушек.

Здесь нет улиц, нет избушек.

Лишь - куда ни поглядишь –

Кочки, ряска да камыш.

Воспитатель вывешивает на магнитной доске картинку с изображением болота.

(Дети рассматривают. Делятся своими впечатлениями от увиденного.)

t1571034280aa.jpg

Педагог. Вы уже ознакомлены с некоторыми видеозаписями о болоте. Предлагаю вам посмотреть ещё один короткий видеосюжет.

(Просмотр видеосюжета «Рассказ о болоте для детей. Что такое болото»).

Педагог. Вы увидели в видеосюжете болотные растения. Только на болоте растут сфагновые мхи. Они обладают способностью впитывать в себя воды в десятки раз больше собственного веса и объёма, образуя мощные, сплошные упругие покрытия на болотах. Посмотрите: у меня в руках губка (показывает, нажимает на неё - губка сухая), я опускаю её в воду. Что происходит?

(Ответы детей.)

Педагог. Губка впитывает в себя воду (показывает, что губка сырая, нажимает на неё- с губки течёт вода).

Толстый влажный моховой ковёр болот, как гигантская губка впитывает атмосферную пыль, копоть, вредные вещества, попадающие в воздух из заводских труб и с выхлопными газами автомобилей. Поглощая всё это, болота очищают воздух и воду, создавая огромные запасы чистой воды.

Обратите внимание на следующие интересные растения болота (вывешивает поочерёдно картинки на магнитной доске):

Белокрыльник.

Самое замечательное у него то, что белый цветок на самом деле вовсе не цветок. Это всего лишь прикрывающий лист – белый внутри, зелёный снаружи. Настоящие цветки мелкие и плотно сидят в виде початка на толстой вертикальной оси. Именно снежно-белый лист - покрывало, словно парус вокруг початка - мачты, делает растение белокрыльника столь красивым и неповторимым.

t1571034280ab.jpg

Росянка.

Это одно из самых знаменитых и загадочных растений болот. Это связано с тем, что это маленькое растеньице – грозный хищник! Горе комарику или мушке, соблазнившемуся капельками словно бы сладкой росы на листьях росянки! Лишь только сядут насекомые на «росинки-ворсинки», как тут же и приклеятся. А затем лист будет медленно сжиматься и постепенно переваривать пойманное насекомое. Впрочем, поймать комара или мушку росянке удаётся далеко не всегда. Многие посетители легко вырываются и спокойно улетают.

t1571034280ac.jpg

Стрелолист.

Его легко узнать по листьям: уж очень необычная у них форма: напоминает наконечник треугольной стрелы.

t1571034280ad.jpg

Рогоз.

Рогоз и камыш люди часто путают между собой и прежде всего рогоз неправильно называют камышом. У рогоза вызревает на вершине высокого стебля плотное бурое или почти чёрное, словно бы бархатное, соцветие из очень мелких цветочков, похожее на эскимо на палочке. Когда созревают семена, этот плотный початок разрыхляется и в виде пуха разлетается по окрестностям. Так семена рогоза расселяются. Камыши же выглядят как голые длинные цилиндрические пруты, торчащие из воды.

На картинке: рогоз.

t1571034280ae.jpg

Растут на болоте и ягоды: голубика (гонобобель – старинное название голубики), морошка, брусника и клюква.

Ягоды голубики немного похожи на ягоды черники, однако сок голубики бесцветный, не красит одежду и губы собирающего её. И гонобобель более крупный кустарничек – некоторые его экземпляры достигают в высоту целого метра! Морошка - северная ягода. Красные ягоды морошки твёрдые и невкусные. Нужно дождаться, когда из красных они превратятся в оранжево-жёлтые. Внешне морошка напоминает крупную малину.

Подвижная игра. «Собираем ягоды голубики и клюквы.»

Педагог объясняет правила игры, затем читает стихотворение «Дары осени» Т. Петуховой.

Осеннее болото наряжает кто-то.

Снова платье новое ажурное, зелёное.

А на нём горошины

Точно бусы брошены.

Алые, блестящие, клюковки хрустящие.

Ты с поклоном собирай,

Дарит их родимый край!

(На ковре лежат крышки (бросовый материал) красного и синего цвета. Красные - это клюква, синие – это голубика. По сигналу дети собирают в ведёрки ягоды одного вида (или клюкву, или голубику, на выбор). По сигналу дети заканчивают сбор ягод. Затем идёт подсчёт результатов. Выигрывает тот, кто собрал больше ягод.)

Педагог. Ребята, только на болотах образуется очень полезное для людей горючее ископаемое - торф. Растения, живущие на болоте, со временем отмирают, и погибшие растения, перегнивая в воде, образуют торф. Торф люди используют в основном как топливо. Очень жаль, что, добывая торф, люди осушают болота, и после этого всё живое, обитающее на них, погибает, пересыхают небольшие речки. Кроме того, сухие торфяники становятся пожароопасными. А пожар в лесу – это очень страшно…

Педагог. Мы поговорили о растениях. А кто же ещё живёт на болоте?

(Ответы детей.)

Педагог. Посмотрите видеосюжет о животных болота.

(Просмотр видеозаписи «Болото. Животный мир болот.»)

Педагог. Вы увидели лишь некоторых животных болота. На болоте, кроме них, обитают: кулики, утки, журавли, серые цапли, совы болотные, комары, слепни, жуки – плавунцы, а также лягушки, жабы, ужи, гадюки, болотные черепахи и другие.

Интересно наблюдать, как охотится цапля. Она долго стоит, втянет голову в плечи и словно дремлет. Но это обман! Стоит цапле увидеть лягушку, как она быстро выбрасывает клюв вперёд и хватает добычу. Сейчас вы попробуете изобразить охоту цапли: как можно дольше стойте на одной ноге, затем меняйте позу, ищите лягушку. Цапли ходят по болоту важно, и вы идите, высоко поднимая колени.

Этюд «Цапля» (педагог читает стихотворение, дети изображают действия цапли по ходу чтения, указанные движения детей примерные, вариативные).

На одной ноге стоит (стоят на одной ноге, подняв руки вверх)

В воду пристально глядит. (опускают ногу, наклоняются вперёд,

отводят руки назад)

Тычет клювом наугад, (делают наклоны туловища вправо и влево)

Ищет в болоте лягушат.

На носу повисла капля: (дети с важным видом продвигаются

вперёд, высоко поднимая колени)

На охоту вышла цапля.

Педагог. Молодцы! Отличные цапли у вас получились! А сейчас я вам загадаю загадку об одном удивительном животном:

Летом в болоте

Вы её найдёте.

Зелёная квакушка.

Кто это? (лягушка)

Верно, молодцы! Чем же интересна лягушка? Кто как думает?

(Ответы детей.)

Щука может обитать в пруду,

А козу пасут на берегу.

Лишь лягушке хорошо везде:

На земле, в болоте, и в воде! (Т. Ткаченко)

Лягушек в мире великое множество, они самые разные: кроме обычных зелёных лягушек на земле есть ещё много их разноцветных сестёр. Живут лягушки не только в воде, но и на суше. Именно от места жительства зависит их окраска.

Физкультминутка «Зелёная лягушка».

Здесь сидеть мне неохота, (движения головой к левому-правому плечу,

руки на поясе)

Лучше прыгну я в болото. (прыжки на месте)

Я – зелёная толстушка, (хлопок в ладоши)

Все зовут меня … лягушка. (прыжки на месте)

Предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Живая азбука. Лягушка.»

Педагог. Интересна лягушка своим появлением на свет, развитием. Вы увидели головастиков, они совсем не похожи на лягушек. Посмотрите на картинку, где нарисован этот процесс (прикрепляет к доске картинку). (Дети рассматривают.)

Педагог. Из икры, отложенной весной лягушкой, появляются маленькие головастики. Мамы рядом нет, поэтому он сам начинает искать себе еду. Питается он в воде мельчайшими растениями. Если присмотреться, то по бокам его тела можно увидеть крохотные отростки, похожие на пёрышки. Это жабры, при помощи которых головастик дышит в воде. Со временем у головастика вырастают задние лапки, а жабры исчезают. Он всё больше становится похож на лягушонка. Головастик растёт, у него появляются лёгкие, и он начинает дышать воздухом, высовываясь из воды. Хвост у него становится всё меньше, зато начинают расти передние лапки. Наконец головастик становится настоящим лягушонком и может выбираться на берег. Он уже умеет отталкиваться от земли задними лапами и прыгает, как мама. Молодая лягушка любит есть насекомых, червячков, улиток.

t1571034280af.jpg

4. Закрепление пройденного материала. Педагог. Сегодня мы с вами вспомнили, какие бывают водоёмы, узнали новое об уникальном месте - болоте – полу суше, полу воде, познакомились с удивительными интересными растениями и животными болота, с повадками цапли и развитием лягушки. Скажите, было бы вам жаль, если бы вдруг болото исчезло, засохло?

(Ответы детей.)

Давайте поиграем-посчитаем: пользу, которую болото приносит людям, обозначим синими магнитами, а «вред» - красными.

Предполагаемые ответы детей:

«Вред» - сырость; нельзя через болото пройти, можно погибнуть; там живут опасные для людей животные и комары – переносчики болезней; нельзя что-то построить на месте болота.

Польза - на болоте растут и живут многие растения и животные, в том числе и занесённые в Красную книгу; там растут ягоды, которые собирают люди, и лекарственные растения; сфагновые мхи, растущие только на болотах, очищают воздух и воду; в болотах рождаются мелкие реки, там большой запас чистой воды, и только на болотах образуется торф.

Вывод: Не следует людям осушать все болота, добывая торф, так как болото - это уникальное место, это природные запасы воды и торфа, это среда обитания многих животных и растений, в том числе редких, это начало рек и озёр, это лёгкие Земли, очищающие воздух и воду, и, кроме того, на болотах растут полезные ягоды и лекарственные растения.

5. Рефлексия. Ребята, вы хорошо поработали сегодня, вы – умницы и большие молодцы, внимательно смотрели и слушали, верно отвечали на вопросы, и я дарю вам раскраски: «Чудо-превращение», животные и растения болот.

Литература:

Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. О.А. Воронкевич. СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2016.-176с. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

Дошкольникам о природных сообществах: конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром/сост. Т. А. Литвинчик - Мозырь: «Содействие», 2010. -60с.

Природные сообщества. Комплект из 8 плакатов с методическим сопровождением. –Волгоград: Изд-во «Учитель»

Азбука физкультминуток для дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группа. М.: ВАКО, 2005. -176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития»,1996. - 224с., ил.

Растения и обитатели пресноводных водоёмов. Демонстрационный материал по природоведению для детей 4-7 лет.

Как растёт живое. Рост и развитие людей и живых организмов. Демонстрационный материал.

Серия «Почемучкам обо всём на свете»: «Растения болот», «Водные и околоводные растения».

Источники: https://ekoshka.ru/kto-obitaet-v-bolote/

https://www.youtube.com/watch?v=-BYn8D8-XPw

http://doshkolnik.ru/osen/4455-osen.html

https://www.youtube.com/watch?v=d5hHSONeYUo

https://www.youtube.com/watch?v=gAClJhdgJh8


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.