Автор публикации: В. М, ученик 5 класса
Творческий проект на тему:
«В гостях у волшебной сказки»
Автор: Мастеров Влад, ученик с ОВЗ, 5 класс
МКОУ Судайская средняя школа
Руководитель: Е. А. Бурилова, учитель чтения
Актуальность: Что есть сказка? На этот вопрос, конечно, без труда ответит и взрослый, и ребенок. Однако учитель чтения рассказала нам, что сказки играют огромную роль в жизни отдельного человека и народа в целом. Ее слова меня так заинтересовали, что я решил узнать максимально подробно об этом народном поэтическом жанре.
Цель: расширение собственных знаний по данной тематике
Задачи:
- поработать с необходимой литературой;
- выявить основные характеристики сказочного жанра;
- провести опрос среди учеников;
- создать иллюстрированный альбом по мотивам волшебных сказок;
- оформить творческую работу.
Гипотеза: Сказка – удивительное явление искусства, которая живет по своим правилам и в ней всегда найдется зерно народной мудрости.
Предмет изучения: мир волшебных сказок
Методы исследования: поиск информационных ресурсов, анкетирование, обработка данных, рисование
Теоретические знания:
1. Понятие
Волшебная сказка – это фольклорное произведение о необыкновенных, часто вымышленных событиях и приключениях.
2. Строение сказки
- присказка заинтересовывает, привлекает внимание, готовит читателя к восприятию. Например, было это на море, на океане, на острове Буяне.
- зачин представляет традиционное начало: как во славном во городе во Киеве; в тридесятом государстве; жили-были.
- развитие сюжета: у героя появляется задание, он отправляется в путь.
- кульминация – наиболее напряженная часть.
- концовка – это традиционное завершение: и стали они жить дружно, в любви и согласии; вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.
3. Главные отличительные черты волшебной сказки:
- чудесные превращения;
- столкновение со сверхъестественной силой (доброй либо злой);
- магические предметы или фантастические существа;
- троекратное повторение;
- победа добра над злом.
4. Популярные герои
А) Положительные
- Аленушка
- Царевна-лягушка
- Русский богатырь
- Иван Царевич
- Солдат
- Золушка
- Василиса Премудрая и др.
С ними рядом – помощники: щука, волк, конь, живая вода, печка, скатерть-самобранка, клубочек, гусли и т.д.
Б) Отрицательные
- Кощей Бессмертный
- Соловей-разбойник
- Баба-Яга
- Мачеха
- Змей Горыныч
5. Сказки учат:
- правильно воспринимать добро и зло, правду и ложь;
- уважать и заботиться об окружающих;
- не бояться трудностей и преодолевать их;
- быть трудолюбивыми, честными, верными, храбрыми;
- любить и защищать родную землю.
Практическая часть:
1. Поработав с литературой, приступил к творческому процессу. Используя гуашь и акварель, нарисовал иллюстрации к любимым сказкам. Коллекцию рисунков собрал в альбом и подарил учителю начальной школы. Моя первая учительница поблагодарила меня за необычный подарок и сказала, что обязательно будет его применять при обучении малышей.
2. Анкетирование одноклассников
С целью исследования детского мнения, задал несколько вопросов своим сверстникам. В опросе приняло участие 20 обучающихся нашего класса. Выяснилось, что все ребята очень любят волшебные сказки. Для большинства детей любимый главный положительный персонаж – Иван Царевич, из отрицательных – Кощей Бессмертный. 100% школьников отметили, что в сказках присутствует житейская мудрость.
Заключение: В результате проведенной работы цель проекта достигнута. Поставленные задачи полностью решены. В процессе я много узнал о сказках, пополнил словарный запас. Моя гипотеза подтвердилась, что сказка живет по своим правилам. Сказочный мир заселен персонажами, которых нет в реальной действительности. Однако с виду простой и незамысловатый рассказ наполнен глубоким смыслом. Добрые, поучительные истории являются для нас нравственными маяками.