Педагогический проект «В гостях у сказки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Педагогический проект
«В гостях у сказки»
Выполнил:
Воспитатель
Лузгина Татьяна Леонидовна
с. Вад 2019 г
СОДЕРЖАНИЕ:
Актуальность…………………………………………………………………...3
Концепция………………………………………………………………………4
2.1 Тематическое поле…………………………………………………………4
2.2 Вид и типология проекта…………………………………………………..6
2.3 Участники проекта…………………………………………………………6
2.4 Цели и задачи проекта……………………………………………………..6
2.5 Предполагаемые результаты реализации проекта……………………….7
2.6 Продукт проекта……………………………………………………………7
Ресурсное обеспечение проекта……………………………………………….8
Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах
реализации проекта…………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………………12
Актуальность
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий.
Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам.
Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:
- развивают связную речь
- развивают слух и произношение;
- формируют понятие «добро и зло»;
- прививают уважение к себе как к личности, но и к старшим;
- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.
Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
2. Концепция
2.1 Тематическое поле
Сказка по Далю – это «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости.
Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. В сказке черпаются первые представления о справедливости и не справедливости. Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий выработанными и проверенными народом. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е.Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.
Приобщение детей 2-3 лет к миру сказок имеет ряд особенностей. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. Хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка» и т. д. Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу повтора. Так ребёнку легче ориентироваться в повествовании.
В этом возрасте часто бывают более понятны сказки о животных. Мир взрослых кажется ребёнку слишком сложным, в нём много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию.
В возрасте 3-х лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.
В три года в лексиконе у ребёнка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребёнок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребёнок мог бы себя ассоциировать.
Необходимо учитывать, что главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребёнка данного возраста лучше подбирать сказки, в которых чётко видно, кто хороший, а кто – плохой, где чёрное, а где – белое. Ребёнок ещё не умеет различать нюансы и полутона.
В работе с детьми необходимо использовать современные формы и методы работы со сказкой:
Фронтальная – используется на традиционных занятиях с детьми, где читается литературное произведение, а затем проводится запланированная работа: беседа по вопросам; речевая зарядка, проигрывание ситуаций, игры и упражнения и так далее.
Индивидуальная – это, прежде всего, работа в семье: чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д.
Подгрупповая – (используется с подгруппой детей 7-10 человек) чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, художественное творчество: лепка, рисование, аппликация.
Структура построения образовательной деятельности включает в себя следующие этапы:
1.Слушание сказки с применение аудио записи, ЭОР
2.Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи
3.Игры, драматизация
4.Организация художественно-продуктивной деятельности детей: рисование, лепка, аппликация на тему сказки.
2.2 Вид и типология проекта
Художественно-творческий
Среднесрочный (с 1 по 31 августа 2019 года)
Совместный с родителями
Групповой
2.3 Участники проекта
Участниками данного проекта являются дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
2.4 Цель и задачи проекта
Цель проекта:
- обогащать детей 2-3 лет духовно и нравственно посредством ознакомления их с русскими народными сказками в различных формах организации детской деятельности
Задачи проекта:
Для детей:
- познакомить с русскими народными сказками;
- развивать игровые и коммуникативные навыки;
- поддерживать у детей интерес к устному народному творчеству;
- воспитывать сострадание к обиженным, дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой.
Для педагогов:
- повысить уровень профессиональной компетентности по теме проекта;
- подобрать соответствующее методическое и дидактическое обеспечение;
- применять полученные теоретические знания в практической деятельности;
- вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Для родителей:
- повысить уровень педагогической культуры в вопросах ознакомления детей 2-3 лет с русскими народными сказками;
- принимать активное участие в воспитательно-образовательном процессе.
2.5 Предполагаемые результаты реализации проекта
По окончании проекта дети:
- проявляют интерес к русским народным сказкам;
- активно включаются в игровое и речевое взаимодействие с взрослыми и сверстниками;
- проявляют эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
2.6 Продукт проекта
Продуктом данного проекта является выставка совместных творческих работ детей и родителей по мотивам любимых сказок и игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба».
Ресурсное обеспечение проекта
Развивающая среда:
книжный уголок;
сюжетные картинки по сказкам;
настольный театр по сказкам;
кукольный театр «би-ба-бо»;
пальчиковый театр по сказкам;
набор масок и костюмов для игр-инсценировок по русским народным сказкам;
напольная и настольная ширмы.
Дидактическое обеспечение:
Подборка русских народных сказок по возрасту.
4. Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах реализации проекта
I Этап – Концептуальный.
Проектное мероприятие | Сроки исполнения |
Выбор темы проекта, мотивация выбора. Формулирование целей и задач проекта. Определение содержания проекта (проектно-тематический план). | С 1 по 8 августа 2019 г |
II Этап – Формирующий.
Проектное мероприятие | Сроки исполнения |
Выполнение проектно-тематического плана. | С 9 по 23 августа 2019 г |
III Этап – Заключительный (рефлексия)
Проектное мероприятие | Сроки исполнения |
Презентация проекта. Анализ достижения поставленных целей, результатов. Самооценка степени реализации проекта, в ходе которой необходимо ответить на следующие вопросы: То ли я сделала, что хотела? Так ли я сделала, как хотела? Какие средства и действия лучше использовать впредь? | С 24 по 31 августа 2019 г |
Проектно-тематический план
НАПРАВЛЕНИЕ | ТЕМАТИКА | ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ | СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ |
Работа с детьми | «Курочка Ряба» | рассказывание сказки | 9.08.2019 |
«Назови сказку» | д/и | ||
«Яичко для деда и бабы» | изобразительная деятельность | ||
«Колобок» | Показ с помощью театра варежек | 10.08.2019 | |
«Покатился колобок» | игра-инсценировка | ||
«Друзья для колобка» | изобразительная деятельность | ||
«Теремок» | рассказывание сказки | 11.08.2019 | |
«Назови героев сказки» | д/и | ||
«Чудо-теремок» | конструирование | ||
«Теремок» | показ сказки на фланелеграфе | 14.08.2019 | |
«Раскрась героя сказки» | изобразительная деятельность | ||
«Дружно строим теремок» | сюжетная игра | ||
«Козлятки и волк» | настольный театр | 15.08.2019 | |
«Козленок» | изобразительная деятельность | ||
«Козлёнок заблудился» | психоэтюд | ||
«Репка» | рассказывание сказки | 16.08.2019 | |
«Репка и мышка» | изобразительная деятельность | ||
«Репка-репонька» | подвижная игра | ||
«Заюшкина избушка» | чтение сказки | 17.08.2019 | |
«Домик для зайчика» | конструирование | ||
«Зайка плачет» | психоэтюд | ||
«Бычок – черный бочок, белые копытца» | настольный театр | 18.08.2019 | |
«Домашние животные» | д/и | ||
«Бычок» | изобразительная деятельность | ||
«Курочка Ряба» | кукольный спектакль | 21.08.2019 | |
«Собираем урожай» | игра-эстафета | ||
«Любимая сказка» | изобразительная деятельность | ||
«Кот, петух и лиса» | чтение сказки | 22.08.2019 | |
«Из какой сказки герой» | д/и | ||
«Играем на гуслях» | психоэтюд | ||
«Курочка Ряба» | драматизация сказки | 23.08.2019 | |
«Отгадай загадку» (сказки и их герои) | д/и | ||
«В гости к сказке» | игра-викторина | ||
Взаимодействие с семьями воспитанников | «Сказочный калейдоскоп» | пополнение развивающей среды группы | 9.08.2019 – 15.08.2019 |
«Воспитание сказкой» | консультация | 16.08.2019 | |
«Какие сказки читать детям на ночь» | папка-передвижка | 17.08.2019 | |
«Курочка Ряба» | подготовка и показ кукольного спектакля | 18.08.2019 – 21.08.2019 | |
«Сказочные фантазии» | выполнение творческих работ и оформление выставки | 22.08.2019 – 23.08.2019 |
5. Список литературы
1. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Малова В. В. – Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – ВЛАДОС, 2010.
3. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет.— СПб.: Паритет, 2006.