Автор публикации: П. Дмитренко, ученик 10А класса
УЧИТЕЛЬ БОЛЬШЕ ЧЕМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ Жизнь и достижения выдающегося математика В.Ф. Шаталова Работу выполнил: обучающийся 10-А класса, Дмитренко Павел Руководитель: Лапко И.В.
Введение: Говоря о математике, невозможно не упомянуть такое яркое имя, как Виктор Федорович Шаталов. Этот удивительный человек стал одним из самых известных математиков в Донбассе. Вся его жизнь и работа на протяжении многих лет были посвящены развитию математики и просвещению новых поколений ученых.
История одного человека Виктор Шаталов родился в Донецке в 1927 году, педагогическое образование получено в Донецком педагогическом институте, вуз окончил в 1953 году, но уже с 1951 года начал преподавать математику в школе, а через непродолжительное время занял пост директора.
Система В.Ф.Шаталова С 1956 г. начал апробировать экспериментальную методику, над полным описанием которой занимался около 13 лет.
Три педагогических правила Никаких упрощений — только усложняем Взаимопроверки — залог успеха Образование и игра не отделимы друг от друга. Четыре вида мотивации Ориентация на результат. Заинтересованность в процессе деятельности. Заинтересованность в получении хорошей оценки. Избежание возможных неприятностей
В 1987 году занимает новую должность – становится заведующим лаборатории по проблемам интенсификации учебного и воспитательного процессов в НИИ. Одновременно с этим становится членом Академии Педагогических наук СССР в Донецке. В 1992 году стал доцентом Института последипломного образования. Профессор Донецкого института социального образования , где читал курс педагогического мастерства для студентов. Написал более 60 книг, которые были опубликованы и имели успех. Книги переведены на 17 языков. Жизнь и карьера
Лучшие книги и учебники В книге обобщаются основные принципы и содержание разработанной под руководством автора экспериментальной методической системы. В книге рассказывается о поисках учителями школ г. Донецка методических средств и приемов, способствующих повышению эффективности обучения на уроке и качества знаний учащихся.
В этой книге советский педагог В.Ф.Шаталов продолжает рассказ об экспериментальной методике, позволяющей каждому ученику максимально реализовать свои возможности. В книгу вошли получившие широкую известность произведения советского педагога из Донецка В.Ф.Шаталова «Куда и как исчезли тройки», «Педагогическая проза», «Точка опоры», рассказывающие об основных принципах и приемах экспериментальной методики, позволяющей достичь успехов в обучении всех детей. Лучшие книги и учебники
Новые возможности для каждого В.Ф. Шаталов также никогда не забывал о своих студентах и всегда был готов помочь им в их учебе. Он был известен своей проницательностью и ясностью объяснений. Многие из его студентов, благодаря его руководству и наставничеству, стали выдающимися математиками и продолжили развитие его научной школы.
Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди. Кроме научной деятельности, Шаталов активно участвовал в организации и ведении математических школ и семинаров для молодых математиков. Он руководил научными группами, помогал молодым специалистам раскрыть свой потенциал, поддерживал студенческое научное движение. Благодаря его участию и поддержке, Донбасс стал плодородной почвой для развития новых математических талантов.
Педагог-новатор
Крылатые фразы Виктора Шаталова «Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится» «Знания агрессивны. Накопляясь и совершенствуясь, они порождают новые реакции поиска новых знаний». «Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…». То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным». «Голова ученика – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь» - говорил Плутарх. Однако «не наполнив, не зажжешь» - перефразировал гениальный педагог Шаталов. «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять». «Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности».
Учитель с большой буквы В.Ф. Шаталов - яркая личность в мире математики. Его целеустремленность, талант и преданность науке принесли ему мировое признание и уважение. Вклад Шаталова в развитие математики в Донбассе трудно переоценить. Он стал образцом для многих молодых ученых и вдохновил тысячи людей стремиться к знаниям и достижению высот в научной сфере. Благодаря его работе математика в регионе стала неотъемлемой частью образования и развития, и его вклад будет жить долгие годы в сердцах ученых и студентов, которых он вдохновил. Мы гордимся тем, что такой выдающийся ученый родился и работал в нашем регионе, и надеемся, что его наследие будет продолжено и развиваться молодыми учеными Донбасса. Он прожил свою жизнь, неся людям свет знаний.
Последний парад Шаталов никуда из родного Донецка не уехал, пока были силы, продолжал работать, обучая своей системе новые поколения педагогов. К нему приезжали и из-за рубежа, например из Китая. В КНР обучение по системе Шаталова популярно и сейчас. Когда в 2014 году началась война, учитель поддержал жителей Донбасса, стал гражданином ДНР. В последние годы Шаталов тяжело болел, да и возраст давал о себе знать. Но в июне 2020 года он принимал парад. Такие мероприятия в городах Донбасса в честь 75-летия Победы проводили для всех ветеранов войны. Перед Шаталовым торжественным маршем прошли курсанты Донецкого высшего общевойскового командного училища с государственным флагом ДНР и Знаменем Победы. В знак уважения и глубокого почтения ветерану торжественно вручили благодарственные письма Главы ДНР Дениса Пушилина и общественного движения «Донецкая Республика». Скончался Виктор Федорович 20 ноября 2020 года Своей жизнью он заслужил куда больших почестей, но сам Виктор Федорович Шаталов за почестями никогда не гнался.