12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Арканова Елена Ивановна178
Преподаватель СПО
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум»







УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ


на тему: «Уникальные способности мозга»

специальности: 13.02.03 «Электрические станции сети и системы»

УП 122-Э



Разработал     __________              ________       Хасанов Д.Ю.      

                  

 

Руководитель   __________             ___________    Арканова Е.И.  

                  дата                     подпись


                    





                    Екатеринбург 2023

                             Содержание

Введение                                                               3

Состав и функции мозга человека                                     5

Масса взрослого мозга                                                 5

Строение головного мозга                                             6

Оболочки головного мозга                                             6

Структурные части мозга                                              7

Правила гигиены умственного труда                                                                    

Памятка студенту

Заключение                                                             9

Список литературы                                                     10




Введение

Самым сложным органом человеческого организма является мозг. Гениальность его работы превосходит работу всех компьютерных систем вместе взятых. Человеческий мозг является своего рода командным пунктом для всего нашего организма. Он постоянно принимает поступающие сигналы от всех органов чувств, каковыми являются глаза, уши, язык, нос, кожа. И сразу же посылает ответные приказы для всех частей тела. Но самой непостижимой функцией мозга является способность мыслить и творить, учиться, мечтать и надеяться, печалиться и радоваться.

Также мозг контролирует работу всех систем внутренних органов человека. Благодаря мозгу мы можем говорить, слышать, читать. Проблема исследования мозга человека – одна из самых захватывающих задач науки. Поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания. Ведь все, что до сих пор исследовалось: и атом, и галактика, и мозг животного – было проще мозга человека.

С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи. Ведь главное средство познания не приборы и не методы, им остается наш человеческий мозг.

Актуальность проекта: заключается в необходимости оптимизации условий изучения строения головного мозга человека на уроках биологии в техникуме.

Проблема темы: проблемой способностями мозга и гигиена умственного труда. Эта проблема является актуальной на сегодняшний день.

Цель проекта: создание презентации и памятку студента по правилам умственного труда.

Задачи проекта:

1. Поиск и анализ информации.

2. Создать презентацию и памятку студента

3. Представить студентам образовательного учреждения презентацию.

Методы исследования: наблюдение и сбор информации.


Состав и функции мозга человека

Головной мозг человека занимает почти всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. В процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа.

Масса взрослого мозга:

Масса человеческого мозга колеблется от 1000 до более чем 2000 граммов, что в среднем составляет приблизительно 2 % массы тела. Мозг мужчин имеет массу в среднем на 100—150 граммов больше, чем мозг женщин, однако статистической разницы между соотношением размера тела и мозга у взрослых мужчин и женщин не обнаружено. Распространено мнение, что от массы мозга зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одарённее человек. Однако очевидно, что это далеко не всегда так. Например, мозг И. С. Тургенева весил 2012 г, а мозг Анатоля Франса — 1017 г. Самый тяжёлый мозг — 2850 г — был обнаружен у индивида, который страдал эпилепсией и идиотией. Мозг его в функциональном отношении был неполноценным. Поэтому прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида нет. Однако на больших выборках в многочисленных исследованиях обнаруживается положительная корреляция между массой мозга и умственными способностями, а также между массой определённых отделов мозга и различными показателями когнитивных способностей. Ряд исследований указывает, что размер мозга, почти полностью зависящий от генетических факторов, не может объяснить большую часть различий в коэффициенте интеллекта. В качестве аргумента, исследователи из Университета Амстердама указывают на существенную разницу в культурном уровне между цивилизациями Месопотамии и Древнего Египта и их сегодняшними потомками на территории Ирака и современного Египта. Степень развития мозга может быть оценена, в частности, по соотношению массы спинного мозга к головному. Так, у кошек оно — 1:1, у собак — 1:3, у низших обезьян — 1:16, у человека — 1:50. У людей верхнего палеолита мозг был заметно (на 10—12 %) крупнее мозга современного человека — 1:55.

Строение головного мозга человека:

Объём мозга большинства людей находится в пределах 1250—1600 кубических сантиметров и составляет 91—95 % ёмкости черепа. В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг; задний, включающий в себя мост, мозжечок и эпифиз; средний; промежуточный; и передний мозг, представленный большими полушариями. Наряду с приведённым выше делением на отделы, весь мозг разделяют на три большие части:

полушария большого мозга;

мозжечок;

ствол мозга.

Оболочки головного мозга:

Головной мозг, как и спинной, покрыт тремя оболочками: мягкой, паутинной и твёрдой. Мягкая, или сосудистая, оболочка головного мозга непосредственно прилегает к веществу мозга, заходит во все борозды, покрывает все извилины. Состоит она из рыхлой соединительной ткани, в которой разветвляются многочисленные сосуды, питающие мозг. От сосудистой оболочки отходят тоненькие отростки соединительной ткани, которые углубляются в массу мозга. Паутинная оболочка головного мозга — тонкая, полупрозрачная, не имеет сосудов. Она плотно прилегает к извилинам мозга, но не заходит в борозды, вследствие чего между сосудистой и паутинной оболочками образуются подпаутинные цистерны, наполненные спинномозговой жидкостью, за счёт которой и происходит питание паутинной оболочки. Самая большая, мозжечково-продолговатая цистерна, размещена сзади четвёртого желудочка, в неё открывается срединное отверстие четвёртого желудочка; цистерна боковой ямки лежит в боковой борозде большого мозга; межножковая — между ножками мозга; цистерна перекресток — в месте зрительной хиазмы (перекресток). Твёрдая оболочка головного мозга. — это надкостницы для внутренней мозговой поверхности костей черепа. В этой оболочке наблюдается наивысшая концентрация болевых рецепторов в организме человека, в то время как в самом мозге болевые рецепторы отсутствуют. Твёрдая мозговая оболочка построена из плотной соединительной ткани, выстланной изнутри плоскими увлажнёнными клетками, плотно срастается с костями черепа в области его внутренней основы. Между твёрдой и паутинной оболочками находится субдуральное пространство, заполненное серозной жидкостью.

Структурные части мозга:

Продолговатый мозг:

Продолговатый мозг (лат. medulla oblongata) развивается из пятого мозгового пузырька (дополнительного). Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга с нарушенной сегментарностью. Серое вещество продолговатого мозга состоит из отдельных ядер черепных нервов. Белое вещество — это проводящие пути спинного и головного мозга, которые тянутся вверх в мозговой ствол, а оттуда в спинной мозг. На передней поверхности продолговатого мозга содержится передняя срединная щель, по бокам которой лежат утолщённые белые волокна, называемые пирамидами. Пирамиды сужаются вниз в связи с тем, что часть их волокон переходит на противоположную сторону, образуя перекресток пирамид, образующих боковой пирамидный путь. Часть белых волокон, которые не перекрещиваются, образуют прямой пирамидный путь.

Мост:

Мост лежит выше продолговатого мозга. Это утолщённый валик с поперечно расположенными волокнами. По центру его проходит основная борозда, в которой лежит основная артерия головного мозга. По обе стороны борозды имеются заметные возвышения, образованные пирамидными путями. Мост состоит из большого количества поперечных волокон, которые образуют его белое вещество — нервные волокна. Между волокнами немало скоплений серого вещества, которое образует ядра моста. Продолжаясь до мозжечка, нервные волокна образуют его средние ножки.

Мозжечок:

Мозжечок лежит на задней поверхности моста и продолговатого мозга в задней черепной ямке. Состоит из двух полушарий и червя, который соединяет полушария между собой. Масса мозжечка 120—150 г. Мозжечок отделяется от большого мозга горизонтальной щелью, в которой твердая мозговая оболочка образует шатер мозжечка, натянутый над задней ямкой черепа. Каждое полушарие мозжечка состоит из серого и белого вещества. Серое вещество мозжечка содержится поверх белого в виде коры. Нервные ядра лежат внутри полушарий мозжечка, масса которых в основном представлена белым веществом. Кора полушарий образует параллельно расположенные борозды, между которыми есть извилины такой же формы. Борозды разделяют каждое полушарие мозжечка на несколько частей. Одна из частей — клочок, прилегающий к средним ножкам мозжечка, выделяется больше других. Она филогенетически древнейшая. Лоскут и узелок червя появляются уже в низших позвоночных и связаны с функционированием вестибулярного аппарата. Кора полушарий мозжечка состоит из двух слоев нервных клеток: наружного молекулярного и зернистого. Толщина коры 1-2,5 мм. Серое вещество мозжечка разветвляется в белой (на срединном разрезе мозжечка видно будто веточку вечнозеленой туи), поэтому её называют деревом жизни мозжечка. Мозжечок тремя парами ножек соединяется со стволом мозга. Ножки представлены пучками волокон. Нижние (хвостовые) ножки мозжечка идут к продолговатому мозгу и называются ещё верёвчатыми телами. В их состав входит задний спинно-мозго-мозжечковый путь. Средние (мостовые) ножки мозжечка соединяются с мостом, в них проходят поперечные волокна к нейронам коры полушарий. Через средние ножки проходит корково-мостовой путь, благодаря которому кора большого мозга воздействует на мозжечок. Верхние ножки мозжечка в виде белых волокон идут в направлении среднего мозга, где размещаются вдоль ножек среднего мозга и тесно к ним примыкают. Верхние (черепные) ножки мозжечка состоят в основном из волокон его ядер и служат основными путями, проводящими импульсы к зрительным буграм, подбугровому участку и красным ядрам. Ножки расположены впереди, а покрышка — сзади. Между покрышкой и ножками пролегает водопровод среднего мозга (Сильвиев водопровод). Он соединяет четвёртый желудочек с третьим. Главная функция мозжечка — рефлекторная координация движений и распределение мышечного тонуса.

Средний мозг:

Покров среднего мозга лежит над его крышкой и прикрывает сверху водопровод среднего мозга. На крышке содержится пластинка покрышки (четверохолмие). Два верхних холмика связаны с функцией зрительного анализатора, выступают центрами ориентировочных рефлексов на зрительные раздражители, а потому называются зрительными. Два нижних бугорка — слуховые, связанные с ориентировочными рефлексами на звуковые раздражители. Верхние холмики связаны с латеральными коленчатыми телами промежуточного мозга с помощью верхних ручек, нижние холмики — нижними ручками с медиальными коленчатыми телами. От пластинки покрышки начинается спинномозговой путь, который связывает головной мозг со спинным. По нему проходят эфферентные импульсы в ответ на зрительные и слуховые раздражения.


Правила гигиены умственного труда

 

Умственный труд известен с глубокой древности, поэтому правила его гигиены проверены опытом поколений ученых, изобретателей, поэтов, писателей, художников.

1 Первое правило гигиены умственного труда - ритмичность работы.

2 Второе правило гигиены умственного труда – наличие достаточного количества кислорода в помещении, где Вы работаете. Для этого нужны регулярные проветривания в течение 10 минут через каждые 90 минут занятий.

 3Третье правило гигиены умственного труда - состоит в том, что из-за продолжительного сидения организм устает. В движении или стоя мыслительные процессы протекают с большей скоростью. Отсюда сделайте вывод: при любой возможности лучше заниматься стоя или прогуливаясь, а книга должна стоять перед глазами. Вспомните высокие «конторки» в старых фильмах и в музеях, за ними чиновники могли заниматься только стоя.

 4Четвертое правило гигиены умственного труда – освещенность. Лампа мощностью 40-60 ватт должна находиться на расстоянии 30 см от книги или рукописи слева. Абажур должен обязательно защищать глаза от прямого света лампочки. Рекомендуется иметь поверхность стола матовую, без бликов, лучше – зеленую.

5 Пятое правило гигиены умственного труда – регулярность питания. Питаться следует в одно и то же время, желательно с перерывами не больше 4 часов.Ужин легкий (молочные продукты, овощи) не позже, чем за 2 часа до сна.

 6Шестое правило гигиены умственного труда – необходимость полноценного сна (7,5 – 8 часов в сутки).

 7Седьмое правило гигиены умственного труда – знать индивидуальный «пик формы». Работоспособность изменяется в течение суток. У многих людей наблюдаются пики примерно с 9.00 до 14.00 часов и с 18.00 до 22.00 часов, во время которых умственная деятельность наиболее продуктивна. Понаблюдайте за собой. Определите время Вашего индивидуального «пика формы». Планируйте самостоятельную домашнюю работу именно на эти часы, а хозяйственными делами, чтением художественной литературы и т.п. занимайтесь в другое время. Это позволит Вам экономить ежедневно час – полтора.

 Соблюдение этих правил позволит сохранить бодрость и здоровье, увеличить производительность умственного труда и испытать ту радость, которая известна только людям, привыкшим упорно трудиться.

Результат моего проекта:

Памятка студенту по работе с большим объёмом информации 

1

Чередовать труд и отдых, входить в работу постепенно в благоприятной обстановке комфортного труда

2

Если перестали понимать смысл текста, то вернитесь назад до того места, где начали затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям Составляйте свой терминологический словарь

3

Научитесь самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы

4

Особое внимание обратите на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

5

Научитесь анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников. Научитесь вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

6

Добейтесь чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяйте главное и таким образом кратко конспектируйте.
Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда всё главное),
а целостно, то есть вести логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).

7

Больше работайте с карандашом в руке, делайте записи, схемы и т.д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию. Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит Вам за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объёмом учебного материала.

8

Больше обсуждайте полученные знания с сокурсниками- легче запомните!!!




























Заключение.

При неумении правильно организовать умственный труд наступает состояние хронического утомления, которое может закончиться истощением нервной системы или развитием сосудистого заболевания.

Чтобы избежать утомления и с целью повышения качества умст­венного труда необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

-необходимо придерживаться обычной последовательно­сти в деятельности, что предполагает регулярную, организо­ванную и плановую работу, ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима;

- при умственной работе отдых должен быть актив­ным и сочетаться с физическими упражнениями. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной позы, но и повышают общий тонус организма. Иногда действенным оказывается даже хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи.

С целью сохранения высокой работоспособности необходима постоянная и систематическая деятельность, при которой закрепляется навык; создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных; в обстановке зависти и недоброжелательства производительность умственного труда будет невысокой, а степень утомления не будет соответствовать времени работы;

      Из выше сказанного можно сделать вывод, что мы выполнили поставленные нами задачи и изучили способности мозга.

https://bagiraclub.ru/images/bagiraclub/2017/11/cogs-m.jpg

                        

Список источников:


1   https://studme.org/64731/pedagogika/gigiena_umstvennogo_truda

https://www.shliah.by/news/obshhestvo/news26146.html


3   Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. – М.: ГЭОТАР Медиа, 2007. – 592 с.

Автор материала: Д. Хасанов (1 курс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.