Календарно-тематический план «Мой уникальный дом»
Пояснительная записка
Учебно-методический комплект «Мой уникальный дом» состоит из интегрированной программы «Мой уникальный дом», методических рекомендаций для учителя, рабочей тетради и книги для чтения обучающихся. Интегрированная программа «Мой уникальный дом» рассчитана на 7-8 классы основной общеобразовательной школы и школы-интерната, для обучающихся в возрасте от 13 до 15 лет.
Необходимость создания УМК «Мой уникальный дом» связано не только с сокращением часов «Географии» в федеральном компоненте программы и с постоянным увеличением объёма изучаемого материала, но и изменениями ряда тем, особенно в их практической части (6-7 классы), а именно в этих классах закладываются основы географических знаний. Единое региональное образовательное пространство «Естествознание» представленное программами - для 5-7 классов «Байкаловедение», а для 8-9 классов «География Иркутской области», дополняют курс «География России», но созданы без учета территориальных особенностей отдельных районов, в частности объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время остро ощущается необходимость осознания уникальности «малой родины». Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается, либо рассчитывать жить здесь и дальше - тогда важно знать историю, географию, экономику, культуру и экологию.
Интеграция с экономикой обусловлена не только с особенностями территориального размещения страны, региона и его изменениями в связи с переходом к рыночным отношениям, но и природной уникальностью нашего района, что неоспоримо влияет на сложившиеся и складывающиеся экономические отношения и связи на территории. Важна и экологизация курса, на основе, которой обучающиеся знакомятся с проявлениями экологических проблем на территории Прибайкалья и путями их решения.
Создание программы «Мой уникальный дом» связано с результатами участия и победы проекта «Сохраним реликт у Байкала» в конкурсе мини-грантов ГЭФ в 2000-2001 гг. После реализации проекта, постоянно возникала возможность использования уникального краеведческого материала, который был собран в ходе полевых исследований и мог быть использован в учебном процессе. Метод проекта стал одним из ведущих в преподавании географии. Изменился подход к методике преподавания, на первый план выдвинулись новые методы и формы обучения: проектная, исследовательская деятельность, большинство заданий стали носить творческий характер, упор сделан на развитие ключевых компетентностей.
Актуальность и новизна программы заключается в том, что в настоящее время нет программ отдельных районов региона, имеющих выход к берегам Объекта Всемирного природного наследия, и являющийся зоной рекреационного развития.
Данная программа может быть использована не только в школах Слюдянского района, но и в других, т.к. её содержание и методическая часть, универсальны и составлены с учётом возрастных особенностей обучающихся. Поэтому есть широкие возможности для создания индивидуальных учебно-тематических планов, при этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности тем, путей формирования системы знаний, способов деятельности, развития и социализации обучающихся. Всё это ведёт к сохранению единого образовательного пространства, не сковывает творческой инициативы учителей и позволяет формировать различные компетенции. Программа «Мой уникальный дом» может быть отнесена к региональному компоненту.
Значимость программы определяется не только в выполнении информационно-методической функции, но и в организационно-планирующей, а так, же призвана ликвидировать пробелы теоретико-практической части основного курса «Географии», номенклатуры и полевых исследований естественным путем.
Таким образом, курс программы имеет важное место в изучении России и играет большую роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. На конкурс представлено календарно-тематическое планирование авторского курса.
Учебно-тематический план.
№ |
Раздел |
Тема |
Кол. час. |
Вид занятий |
Деятельность обучающихся |
|||
Тема занятия |
Вид деятельности |
Форма обучения |
Образовательный продукт |
|||||
1 |
Введение |
1.Что будем изучать. |
1 |
Комбинированный урок. |
1. «Винегрет наук» |
Работа с информацией (индив.) |
Объяснительная беседа |
Ключевые слова |
2 |
Экономика на лоне природы |
2.Где я живу? |
2 |
Комбинированный урок |
2.Географическое положение Слюдянского района |
Работа с информацией, ГИС (индив., групповая) |
Беседа, моделирование |
План-конспект, модель «Мой идеальный город» |
Выработка умений и навыков |
3. «Мой город» |
Картографирование (индив.) |
Практическая работа |
Карта-схема двора |
||||
3. Сундук сокровищ. |
2 |
Изучение нового материала |
4.Сокровища родного края |
Систематизация знаний (групповая) |
Мини-лекция. Игра |
Таблица |
||
Обобщение знаний |
5.«Минералогический рай» |
Систематизация знаний (индив., коллектив.) |
Рассказ, экскурсия |
Фоторепортаж, презентация одного понравившегося минерала |
||||
Беспокойная земля |
1 |
Обобщение и систематизация |
6.Землетрясения наБайкале и антропогенные изменения рельефа. |
Поисково- исследовательский (групповая) |
Деловая игра |
Доклады учащихся |
||
Непонятная погода |
2 |
Выработка умений и навыков. |
7.Исследовательская работа «Причуды нашего района» |
Исследовательская (индив.) |
Практикум |
Графики, диаграммы и роза ветров. |
||
Комбинированный урок |
8.«Времена года» |
Систематизация знаний (коллектив) |
Эвристическая Беседа |
Опорный конспект |
||||
Голубые нити жемчужины Сибири* |
1 |
Выработка знаний и умений |
9. Реки, впадающие в Байкал |
Конструирование, моделирование и рисунок (индив.) |
Путешествие –проект |
Научный отчет, эмблема Байкала на камне, бумажный макет реки, дневник путешественника. |
||
Уникумы родного края |
1 |
Обобщение и системат. знаний умений и навыков |
10.«Уникальное рядом» |
Поисково-исследовательский, (групповая) |
Конференция (составление тезисов, презентаций) |
Сообщения, и карта-схема «Уникумы Слюдянского района» |
||
2. |
Человек в зеркале экономики |
«Пионеры» и современники |
2 |
Комбинированный урок |
Прибайкалье для России |
Картографирование (индив.) |
Эвристическая беседа |
Карта-схема «История возникновения населенных пунктов района» |
Выработка умений и навыков |
12.«Экономические пираты ХХI века» |
Работа с информацией, развитие ораторских и актерских навыков (групповая) |
Театрализованное представление |
Мини-спектакль |
||||
Сколько нас? |
2 |
Изучение нового материала. |
13.Люди и экономика |
Построение графиков (индив.) |
Мини-лекция, с элементами практикума |
График динамики количества населения |
||
Изучение нового материала |
14.Семья в мире экономики |
Исследовательская (индив.) |
Практикум |
Семейный финанс-й отчет |
||||
Кто есть кто? |
3 |
Комбинированный урок |
15.Фейерверк народов |
Работа с информацией поиск (парная) |
Мини-лекция, с элементами проблемного обучения |
Таблица современных народов (на примере класса) |
||
Освоение новых знаний |
16.Перелетные «птицы» |
Поисковая (групповая) |
Самостоятельная работа |
Карта-схема «Экономические мигранты Прибайкалья » |
||||
Комбинированный урок |
17.Я бы в дворники пошел, пусть меня научат |
Работа с информацией. (коллектив.) |
Беседа |
Коллаж «Профессии будущего» |
||||
Загадки культурного наследия |
3 |
Комбинированный урок |
18.Сказочный мир |
Моделиров-е (индив.) |
Мини-лекция, с элементами творческой работы |
Написание сказки о Прибайкалье |
||
Определение уровня умений |
19.Очумелые ручки… |
Конструирование (парная) |
Мастер-класс |
Поделка из природ-го материала |
||||
Контроль знаний |
20.**Природа, люди, экономика… |
Проверка знаний |
Контрольная работа |
Тест |
||||
3. |
Экономика без тайн |
Экономика для всех |
1 |
Изучение нового материала |
21. Тайны богатой жизни. |
Работа с информацией. (индив.) |
Лекция |
План-конспект (опорные слова) |
Гиганты и монстры района |
1 |
Освоение новых знаний |
22. Главные «трудяги» Прибайкалья. |
Работа с информацией (индив.) |
Экскурсия, рассказ |
Карта-схема «Опорные предприятия района» |
||
Домашняя промышленность |
2 |
Комбинированный |
23. Работа на дому |
Поисковая (групповая) |
Семинар, анкетирование |
Таблица «Домашние отрасли» |
||
Освоение новых знаний |
24.Экономика приусадебного хозяйства |
Исследовательская (индив.) |
Практикум |
Проект |
||||
Семейная экономика |
3 |
Комбинированный урок |
25.Куда уходят деньги? |
Эксперимент (парная) |
Мини-лекция с презентацией |
Презентация, ключевые слова |
||
Изучение нового материала |
26.Жадность на результат |
Поисковая, работа с информацией (индив.) |
Эвристическая беседа, творческая работа |
Памятка «Экономия на каждом шагу» |
||||
Выработка умений |
27. Брачный проект |
Моделиров-е (групповая) |
Мастерская построения знаний |
Таблица |
||||
Я миллионер… |
2 |
Комбинированный урок |
28.Как стать миллионером? |
Тестирование (индив.) |
Проблемное изложение |
Результаты теста и рекомендации |
||
Обобщение знаний |
29.Человечная экономика. |
Работа с информацией (коллектив.) |
Web-мост, брейн-ринг |
Вопросник |
||||
4. |
Бизнес и экология |
Южное Прибайкалье – рай для туризма |
2 |
Комбинированный урок |
30.Турбизнес: шаги на встречу природе |
Экологическое картирование (парная) |
Мини-лекция, практическая работа |
Составление таблицы «ООПТ» |
Изучение нового материала |
31.Загадочный мир туризма |
Работа с информацией |
Беседа, с элементами творческой работы |
Сообщение. |
||||
Кровоточащие раны |
1 |
Определение уровня овладения знаниями и умениями |
32. БЦБК: решенный вопрос |
Работа с информацией, развития ораторских навыков (групповая) |
Мозговой штурм |
Выступление, составление таблицы «За и против БЦБК» |
||
Все в наших руках |
1 |
Экологичес кая акции |
33. Акция «Чистый берег городу» |
Уборка мусора, выпуск листовок. (коллектив, индив.) |
Практикум |
Листовка «Берег без мусора» |
||
5 |
Заключение |
Мой уникальный дом |
1 |
Обобщение знаний |
34.Праздник- проект «Мой уникальный дом» |
Работа с информацией, проектирование (групповая.) |
Деловая игра |
Презентация-проект «Мой уникальный дом» |
Примечание: *-6 урок, возможно, изменить на тему «Загадки Байкала»,** - при недостатке времени, возможно, объединение уроков 20 и 21.
Содержание программыВведение (1 ч)
Наука экономика и её значение. Познание тайн экономики. Экономика в лицах. Зачем мы объединили географию с экономикой?
Блок «А» Экономика на лоне природы (9 ч)
Тема 1. Где я живу? (2 ч)
Географическое положение Слюдянского района с точки зрения экономики. Понятие экономико-географического положения страны, региона, района, города. Особенности ЭГП района и его изменения во времени. Практикум «Мой город и главные черты ЭГП».
Тема 2. Сундук сокровищ (2 ч)
Сокровища родного края и процветание России. Минералогический рай - основные виды горных пород, минералов и их месторождения. Использование полезных ископаемых в дореволюционной России и в настоящее время. Экскурсия в минералогический музей Жигалова. Охрана полезных ископаемых.
Тема 3 Беспокойная земля (1 ч)
Землетрясения на Байкале. Наиболее сильные землетрясения на южном Байкале (1959 г и 2008 г). Сейсмостанция в Талой. Изменения рельефа (природное и антропогенное).
Тема 4. Непонятная погода (2 ч).
Анализ температур, осадков и ветров в трёх населённых пунктах района (Култук, Слюдянка, Байкальск). Исследовательская работа «Климатические и погодные причуды нашего района». Времена года и их описание. Охрана атмосферы.
Тема 5. Голубые нити жемчужины Сибири (1 ч)
Реки, впадающие в Байкал на территории Слюдянского района, их главные особенности и характерные черты. Озеро Байкал – уникальный объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Охрана вод.
Тема 6. Уникумы родного края (1 ч)
Что такое уникумы природы. Примеры уникумов разного масштаба (мировые, российские, региональные и местные). Поисково-исследовательская работа. Подготовка сообщений о природных уникумах Слюдянского района и коллективное создание карты-схемы «Уникумы Слюдянского района».
Блок «Б» Человек в зеркале экономики (10 ч)
Тема 7. «Пионеры» и современники (2 ч)
Прибайкалье для России. Землепроходцы и исследователи за мягким золотом (рухлядь) и расширение границ страны. Торговые пути и развитие торговли (Монголия и Китай). История возникновения населённых пунктов района. Выдающиеся современники Прибайкалья. Семинар «Экономические пираты 20 века».
Тема 8. Сколько нас? (2 ч)
Численность населения, её динамика. Рождаемость и смертность. Соотношение городского и сельского населения – развитие промышленности. Практикум. Семья в мире экономики. Семейный бюджет. На что семья тратит деньги и тратить или копить? Государство и семья.
Тема 9. Кто есть кто? (3 ч)
Фейерверк народов и национальный состав на начало 20 в (источник «В стране мраморных гор») и начало 21 веках (на примере класса). Миграции. Профессии будущего. Профессиональный состав, уровень образования и проблемы безработицы.
Тема 10. Загадки культурного наследия (3 ч)
Мифы и легенды Прибайкалья, древние и современные (Золото Колчака, серебряный обоз Семёнова, феномены Байкала – НЛО, байкальские русалки и т.д.). Народные промыслы южного Байкала, мастер – класс. Контрольная работа.
Блок «В» Экономика без тайн (9 ч)
Тема 11. Экономика для всех (1 ч).Что такое экономика. Как государство богатеет? Выгода – заветный пароль в мир экономики.
Тема 12.Гиганты и монстры района (1 ч)
Ведущие предприятия района (ОАО РЖД, ОАО БЦБК, ОАО «Ангарский цемент», Ангасольский щебёночный завод). Роль и значение данных предприятий, и их влияние на окружающую среду. Экскурсия на местное предприятие.
Тема 13. Домашняя промышленность (2 ч)
Выявление видов занятий среди родителей обучающихся, посредством которых они зарабатывают деньги. Анкетирование (домашние отрасли). Виды надомной работы. Экономика приусадебного хозяйства (выращивание и продажа сельскохозяйственных культур). Это выгодно?
Тема 14. Семейная экономика (3 ч)
Деньги – язык торговли. Куда уходят деньги? Статьи семейных затрат. Эксперимент «Карманные деньги». Концепция бережного производства и разумного потребления. Жадность на результат. Творческая работа – памятка «Экономь на каждом шагу». Моделирование гипотетической свадьбы.
Тема 15. Я – миллионер (2 ч)
Готов ли ты стать миллионером? Тестирование. Использование психологических, социальноадаптационных технологий. Веб – мост между школами № 23 и № 4.Брейн – ринг «Человечная экономика».
Блок «Г» Бизнес и экология (4 ч)
Тема 16. Южное Прибайкалье – рай для туристов (2 ч)
Турбизнес – основа будущего нашего района. Что такое бизнес и как его развивать. Экологическое картирование района. Загадочный мир туризма (различные виды туризма). Экотуризм – главный вид туризма нашего района.
Тема 17. Кровоточащие раны (1 ч)
БЦБК: решенный вопрос.
Тема 18. Всё в наших руках (1 ч)
Экологические проблемы района. Акция «Чистый берег городу». Выпуск листовок. Уборка мусора.
Заключение. Мой уникальный дом (1 ч)
Конкурс проектов «Мой уникальный дом» с подведением рейтинга обучающихся. Представления презентаций. Подведение итогов и выделение уникальных особенностей изученной территории.
Содержание теоретической и практической частей программы
Теория |
Практика |
|||
Раздел |
Тема |
Занятие |
||
Введение |
Что будем изучать |
Винегрет наук |
||
Экономика на лоне природы |
1.Где я живу? 2. Сундук сокровищ. 3.Беспокойная земля 4. Непонятная погода 5. Голубые нити жемчужины Сибири 6. Уникумы родного края |
2.Географическое положение Слюдянского района 3. «Мой город» 4. Сокровища родного края 5.«Минералогический рай» 6.Землетрясения на Байкале и антропогенные изменения рельефа 7.Исследовательская работа «Причуды нашего района» 8.«Времена года» 9. Реки, впадающие в Байкал 10.«Уникальное рядом» |
1. Модель «Мой идеальный город» 2.Карта-схема «Мой двор» (возможны вариации) 3.Составление таблицы «Характеристика минералов Слюдянского района» 4.Фоторепортаж, презентация одного понравившегося минерала 5.Доклады учащихся 6. Постройка графиков, диаграмм, розы ветров. 7. Составление научных отчетов, рисование эмблем Байкала на камне, составление бумажных макетов рек 8. Сообщения и составление карты-схемы «Уникумы Слюдянского района» |
|
Человек в зеркале экономики |
7. Пионеры» и современн-ики 8. Сколько нас? 9. Кто есть кто? 10. Загадки культурного наследия |
Прибайкалье для России «Экономические пираты ХХI века» Люди и экономика Семья в мире экономики 15.Фейерверк народов Перелетные «птицы» 17. Я бы в дворники пошел, пусть меня научат 18.Сказочный мир… 19. Очумелые ручки… 20. Природа, люди, экономика… |
9. Карта-схема «История возникновения населенных пунктов района» 10. Доклад «Экологические проблемы района» 11. Построение графика динамики количества населения 12.Составление семейного финансового отчета 13. Создание таблицы на основе опроса ныне живущих народов (на примере класса) 14. Создание карты-схемы «Экономические мигранты Прибайкалья» 15. Составление коллективного коллажа «Профессии будущего» 16. Написание сказки о Прибайкалье 17. Создание поделки из природного материала 18. Тест |
|
Экономи- ка без тайн |
11.Экономика для всех 12.Гиганты и монстры района 13.Домашняя промышленность 14.Семейная экономика 15. Я миллионер |
21. Тайны богатой жизни. 22. Главные «трудяги» Прибайкалья. 23. Работа на дому 24.Экономика приусадебного хозяйства 25.Куда уходят деньги? 26. Жадность на результат 27. Брачный проект 28.Как стать миллионером? 29.Человечная экономика. |
19.Составление карты-схемы «Опорные предприятия района» 20.Создание таблицы «Домашние отрасли» 21.Написание проекта «Приусадебный участок» 22. Создание презентации по результатам эксперимента «Куда уходят деньги?» 23. Написание памятки «Экономия на каждом шагу» 24.Театрализованное представление проекта 25.Создание рекомендаций 26.Составление вопросника |
|
Бизнес и экология |
16. Южное Прибайкалье – рай для туризма 17.Кровоточащие раны 18.Все в наших руках |
30. Турбизнес: шаги навстречу природе 31.Загадочный мир туризма 32. БЦБК: решенный вопрос 33. Акция «Чистый берег городу» |
27. Составление карты-схемы «Антропогенная нагрузка территории» 28. Фото-презентация «Туризм на Байкале» 29.Выступление, выполнение зад.в тетради 30. Составление листовки «Берег без мусора» |
|
Заключение |
Мой уникальный дом |
34. Праздник - проект «Мой уникальный дом» |
31. Проект «Мой уникальный дом» |
Дифференцирование учебного материала
Дифференцирование – это рассмотрение чего-то не в целом, а по частям. Дифференцирование в педагогике (в обучении) предполагает соответствие объёма, сложности учебного материала к уровню подготовленности, к возрастным и индивидуальным особенностям обучающегося. В воспитательном процессе дифференцирование – это учёт не только возрастных, индивидуальных, но и региональных, семейных, религиозных и даже классных особенностей обучающихся, что, безусловно, влияет на выбор и применение соответствующих методов и средств воспитания.
Организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает, индивидуальные различия обучающегося имеет, больше шансов на положительный результат.
Дифференциация учебного материала предполагает разработку заданий различного уровня трудности и объёма, а также разработку системы мероприятий по организации обучения индивидуально и в конкретных учебных группах. Такой подход позволяет создать условия для развития творческой, целенаправленной личности, сознающей конечную цель и задачи обучения, а также для повышения активности и усиления мотивации учения.
А). Программа имеет многоуровневые задания, направленные на усвоение и понимание базового, промежуточного и специализированного уровня знаний. Каждое задание имеет элементы постепенного усложнения, например, одно задание носит облегчённый характер, предполагающий воспроизведение имеющихся знаний и умений, или использование их по установленному образцу (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный). Второе задание требует установления причинно-следственных связей, перенос знаний в новые условия, умение приводить свои примеры (частично-поисковый и исследовательский), третье же задание направлено на проявление творческих инициатив, глубоких знаний в большем объёме контролируемой темы (см. в рабочей тетради).
Б). Дифференцированная организация учебного процесса предполагает деление учащихся на пары, группы или индивидуально – большинство заданий программы учитывают и используют эти возможности. Деление обучающихся возможно на группы. Однородный состав в группе делает овладение программного материала на разных уровнях (например, первая группа овладевает программный минимум содержания образования, вторая – базовый, третья – вариативный, т.е. творческий). Другие группы строятся без учёта подготовленности учеников, тогда более способные помогают остальным. Наиболее сложная, требующая индивидуального подхода работа должна иметь индивидуальные планы. Индивидуальная работа с обучающимися должна иметь в образовательном учреждении хорошо подготовленную психологическую службу, которая даст на каждый класс психологическую карту учащихся.
В). Другим видом дифференцированного обучения является дифференциация по времени, когда одно и то же задание выполняется обучающимися за разный промежуток времени. Если каждый ребёнок будет иметь достаточно времени на овладение изучаемого материала, то можно предположить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
Г). Ю.К. Бабанский в своей книге «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» пишет, что основным принципом дифференциации с нашей точки зрения, должно быть не постоянное упрощение содержания образования, т.е. одним проще, а другим сложнее, а дифференцирование помощи ученикам со стороны учителя (одним ученикам требуется больше времени для оказания помощи, а другим – незначительно). Поэтому современная педагогика направлена на личностно- ориентированное обучение, которое даёт возможность обучающимся, при педагогической поддержке, делать выбор, а это в свою очередь ведёт к гуманизации образования.
Д). Большое значение в обучении имеет дифференциация домашнего задания. Задания на дом должны соответствовать возрастным, психологическим особенностям, быть посильными и дозированными для каждого ученика.
Таким образом, дифференцированное обучение имеет основополагающее значение в образовательном процессе, но оно характеризуется некоторыми трудностями, которые нужно учитывать:
* требования к качеству обучения возрастают, но отсутствуют способы их реализации, адекватные индивидуально-типологическим особенностям учащимся;
* создания комфортных в познавательном отношении условий для каждого обучающегося с целью достижения им уровня обязательной географической подготовки, соответствующего требованиям образовательного стандарта;
* рост потребностей практического обучения географии, при снижающем количестве часов на данный предмет. В программе мы попытались преодолеть эти трудности путём интеграции с экономикой и ИКТ.