Великая Отечественная война глазами современных пятиклассников
Автор публикации: А. Ткаченко, ученица 5Г класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Секция истории
Муниципальная научно-практическая конференция
«Шаг в науку»
Великая Отечественная война глазами современных пятиклассников
Выполнил: ученица 5 г класса Ткаченко Арина Евгеньевна
МБОУ «СОШ №8»
Руководитель: Королева Наталья Владимировна
первая квалификационная категория
учитель истории и обществознания,
МБОУ «СОШ № 8»
Чита, 2020
Аннотация
Исследовательская работа проводилась целью выявления пробелов в знаниях темы о Великой Отечественной войне современными пятиклассниками.
Работа раскрывает результаты анкетирования среди пятых классов МБОУ «СОШ № 8 г. Читы» на знание событий в Великой Отечественной войне, о значении Великой Победы, об акции «Бессмертный полк», на сколько пятиклассники знают о своих родных и близких, принимавших участие в войне, и как часто беседуют с родителями на эту тему, а также фильмах и книгах о Великой Отечественной войне.
Целью работы было: выяснение, на сколько пятиклассники владеют информацией о Великой Отечественной войне.
Методы и приёмы исследования:
- теоретический - анализ (изучение информационных источников, чтение художественной литературы, просмотр художественных фильмов о Великой Отечественной войне), обобщение и систематизация материала.
- практический – анкетирование и опрос обучающихся пятых классов МБОУ «СОШ №8 г. Читы», описание, сопоставление.
Практическая значимость работы в том, что необходимо больше уделять внимания такому периоду нашей истории, как великая Отечественная война. Это могут быть круглые столы, классные часы, творческие работы, акции, экскурсии, конкурсы рисунков. Больше проводить мероприятий в Парке Победы, где находится Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев у которого горит Вечный огонь, в парке ОДОРА. Надеемся, что наше исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
План исследования
Наша задача: провести анкетирование среди пятиклассников, направленное на выяснение проблемы изучения темы Великой Отечественной войны современными подростками и отношения к этим историческим событиям; на основе анкетирования провести исследование.
Актуальность темы обусловлена тем, что с каждым годом все меньше подростков интересуются историей своей Родины; тем, что одним из важных исторических событий особое место занимает период Великой Отечественной войны. Подростки забывают подвиги воинов, принимавших участие в боевых действиях. Все меньше читают книги и смотрят фильмы, таким образом, не зная героев и о героях войны. Большинство школьников, не знают о значении «Бессмертного полка». Все это ведет к отсутствию любви к Отчизне. Также в последнее время стали фальсифицировать некоторые исторические события Великой Отечественной войны, предпринимают попытки ее переписать. Нам стоит помнить о Великой Победе, извлекать из нее уроки. В подтверждение этого можно привести слова известного русского историка Василия Осиповича Ключевского: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем». [4, с.148]
Гипотеза: мы предполагаем, что наша работа может подтолкнуть современных школьников к более тщательному изучению такого периода истории нашей страны, как Великая Отечественная война.
Цель исследования – выяснить, что знают современные пятиклассники о Великой Отечественной войне.
В связи с этим мы ставим следующие задачи:
- провести анкетирование среди обучающихся пятых классов школы по теме исследования;
- проанализировать анкеты;
- выступить на классном часе с результатами анкетирования;
Объект исследования: Великая Отечественная война.
Предмет: наличие знаний пятиклассниками об истории Великой Отечественной войны.
Актуальность и значимость темы. С каждым годом мы все дальше отдаляемся от исторических событий Великой Отечественной войны. Подростки, да и некоторые из взрослых, не знают и все меньше интересуются подвигами воинов, принимавших участие в боевых действиях, о тружениках тыла, мало читают и смотрят фильмов о войне, не знают о значении «Бессмертного полка», в семьях не разговаривают на эту тему. Незнание таких событий может привести к фальсификации истории и попыткам ее переписать. Задача современного поколения сохранить память о Великой Победе, извлечь из нее уроки.
Ежегодно в мае, мы принимаем участие в шествии «Бессмертный полк». Он проходит в память о погибших в Великой Отечественной войне. С каждым годом все больше людей в России и некоторых других странах мира шествуют с портретами своих родных, тех кто принимал непосредственное участие в боевых событиях и не вернулся с поля боя, кто обеспечивал тыл, портреты тех, кто ушел из жизни уже после войны.
Мы решили выяснить, что знают мои сверстники о Великой Отечественной войне и акции «Бессмертный полк»? Для этого предложили ответить на вопросы в анкетах.
В опросе приняли участие 56 обучающихся пятых классов. Мы увидели, что большая часть пятиклассников не знает откуда берет начало история этого шествия и не знают причин ее популярности. В ответах мои сверстники не смогли ответить почему огромная масса людей выходит с портретами своих родных и близких. Многие подростки, участвующие в акции, будто просто идут на «прогулку». По дороге к основному мероприятию – митингу, смеются, а многие успевают играть в телефоне друг с другом.
Почему новые поколения все меньше интересуются историей своей семьи, своей Родины? Почему с каждым годом все меньше чувствуется единение со своими предками и нет понимания, что портреты, которые несут частники полка – это не просто фотографии, это дань памяти участвовавшим в страшных событиях и отдавшим свои жизни?
Главной целью «Бессмертного полка» является сохранение личной памяти каждой семьи в великой Отечественной войне.
Что нужно знать об истории акции «Бессмертный полк»? Начало истории в России «Бессмертного полка» берет с 2007 года. Основателем традиции стал председатель Совета ветеранов батальона полиции из Тюмени. Перед 8 мая Геннадий Иванов увидел сон. В ночном видении его земляки прошли по площади родного города c портретами родных, участвовавших в Великой Отечественной войне. [2]. За день до праздника мужчина написал статью в газету «Тюменские известия». И уже через сутки Геннадий с друзьями понес портреты со своими родителями по городу. Через год образовалась уже целая колонна людей, которые поддержали инициативу. С каждым годом таких становилось все больше. В 2011 году в Томске движение «Бессмертный полк» приобретает всероссийской значение. Изначально это была народная инициатива. К 2015 году количество участников стало исчисляться миллионами. Сейчас «Бессмертный полк» шествует уже во многих странах мира.
В анкетах мы увидели, что и родители мало рассказывают о Великой Отечественной войне. На вопрос о значении войны для нашей страны положительный ответ дали только 17 человек из 56. Остальные написали, что не знают и с родителями не беседовали.
На наш взгляд каждый подросток нашего города должен знать, что события Великой Отечественной войны затронули и Забайкальский край. В память об участниках боевых действий и тружениках тыла в Чите есть Парк Победы. Там же находится Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев у которого горит Вечный огонь. Забайкальцы помнят всех поименно, кто дошел и не дошел до Победы. В честь них и был открыт Мемориал.
Когда 22 июня 1941 года, фашистская германия напала на Советский союз, никто не знал, что продлится эта война 3 года 10 месяцев и 18 дней или 1418 дней и ночей, что унесет война до 27 млн. человек. [3].
Наш город Чита находился очень далеко от линии фронта. Но с началом войны большая часть добровольцев обратились с заявлением, в котором просили направить их на фронт. Так же, как и все остальные советский люди, забайкальцы сражались против фашистской германии.
Наши соотечественники принимали участие в таких крупных сражениях как бои за Брестскую крепость, за Москву, за Ленинград, на Курской дуге, в Сталинградской битве.
Первыми приняли на себя удар пограничники – защитники Брестской крепости. Бои велись около месяца, хотя Гитлер отводил на ее взятие всего несколько часов. В боях принимали участие до 4 тыс. человек более 30 национальностей.
В одном из ключевых сражений – битве за Москву в 1941-1942 гг. сибирские, забайкальские и дальневосточные дивизии под командованием К.К. Рокоссовского преградили путь фашистам к Москве. Эта битва в последующем определила дальнейший ход боевых действий.
В Курской дуге показала себя 106-я стрелковая дивизия в состав которой входили: 43-й Даурский, 188-й Аргунский, 236-й Нерчинский стрелковый и 362-й Забайкальский артиллерийский полки. Длился бой 50 дней и ночей. Самым жестоким сражением было танковое сражение под Прохоровкой, в котором принимали участие забайкальцы Матвей Пинский – командир танкового батальона, Иван Блюнский – начальник штаба, Дмитрий Шемелин – командир станковых пулеметов, и много других. Точных данных о погибших забайкальцах в этом бою нет. [3].
Победа Красной Армии, в Курской битве, изменила дальнейший ход второй мировой войны. В результате этой битвы 100 тыс. человек награждены орденами и медалями.
17 июля 1942 года началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны – Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. В этой битве отличилась Забайкальская 304 стрелковая дивизия. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России – её величайшей победой. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
Проявили себя забайкальцы и при наступлении на Берлин. Например, приняли бой у Бранденбургских ворот.
Тяжести и лишения военного лихолетья легли на плечи тружеников тыла. Необходимо было продовольственное и транспортное обеспечение, лесозаготовки. Работники сельского хозяйства сдали государству свыше 300 тысяч тонн зерна, 51 536 тонн мяса, 88 170 тонн масла, 641 тонну брынзы, 3 434 тонны шерсти, 10 миллионов штук яиц, 23 тысячи лошадей. [5] Рабочий день длился по 11-12 часов. Это был невиданный ранее массовый героизм. Трудились под лозунгами: «Все для фронта!», «Все для победы!»
30 апреля 1945 года советские воины водрузили Красное Знамя (Знамя Победы) над рейхстагом в Берлине. Знамя было водружено разведчиками 150-й стрелковой дивизии М.А. Егоровым и М.В. Кантария.
Взятие Берлина и водружение Красного Знамени над рейхстагом было заключительным торжественным аккордом в победе над гитлеровской Германией.
9 мая объявлен Днем Победы в связи с тем, что 8 мая 1945 года в предместье Берлина Карсхорсте в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени) был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и ее вооруженных сил.
Генералиссимус Советского Союза и Верховный Главнокомандующий Вооружённых сил СССР И.В. Сталин поручил принимать парад маршалу Жукову, командовать парадом – маршалу Рокоссовскому.
Парад Победы в ознаменование победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне состоялся 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади - это триумф народа победителя, военного искусства наших полководцев: маршалов Жукова, Рокоссовского, Василевского, Конева, Шапошникова, и других.
В анкете, мы решили узнать, может быть пятиклассники смотрят художественные фильмы о Великой Отечественной войне или читают книги.
Но и здесь результаты были неутешительны. Только 16 человек из 56 написали, что смотрели фильмы, указав только один – «Т-34». Из книг не смогли назвать ни одного произведения о Великой Отечественной войне.
Но есть много кинолент, которые показывают страшные события войны, рассказывают о героях. Среди них можно назвать такие, как «В бой идут одни старики» режиссера Л. Быкова, «Офицеры» В. Рогового, «Они сражались за Родину» С. Бондарчука, «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого и много других.
В школьной библиотеке есть множество книг о войне. Например, о пионерах – героях: «Леня Голиков» Юрия Королькова; «Марат Казей» Вячеслава Морозова; «Зина Портнова» Григория Набатова, «Сто рассказов о войне» Сергея Алексеева, «Сын полка» Валентина Катаева и еще много, много других. Авторы показывают примеры стойкости, мужества и героизма совсем юных героев.
Например, Леня Голиков был первым из четверки, кто удостоился высшего звания: указ о присвоении был подписан 2 апреля 1944 года. В тексте сказано, что звания Героя Советского Союза Голиков удостоен «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях». Зине Портновой звание Героя Советского Союза было присвоено через 13 лет после Победы, в 1958 году. Она удостоена награды за мужество, с которым она вела подпольную работу, потом выполняла обязанности связной между партизанами и подпольем и в конце концов вынесла нечеловеческие муки, попав в руки к гитлеровцам в самом начале 1944 года. [5]
Таким образом, мы выяснили, что не только пятиклассники, но и взрослые мало интересуются историей Великой Отечественной войны. Одним из вопросов в анкете, мы спросили: стоит ли в школе изучать историю Великой Отечественной войны? 46 человек ответили, что нужно.
Мы предлагаем в больше проводить совместных мероприятий для детей и родителей по теме Великой Отечественной войны. Это могут быть круглые столы, классные часы, творческие работы, акции, экскурсии, конкурсы рисунков. Например, можно не только нарисовать какое-либо событие войны, но и защитить свой рисунок т.е. рассказать об этом событии. Больше проводить мероприятий в Парке Победы, где находится Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев у которого горит Вечный огонь, в парке ОДОРА.
Мы должны помнить о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Это история нашей Родины.
Литература и интернет-ресурсы:
- Антонов С. Юные герои великой Отечественной войны и их подвиги. // https://topwar.ru/79300-yunye-geroi-velikoy-otechestvennoy-voyny-i-ih-podvigi.html
- Бессмертный полк. // https://bessmertnyy-polk.ru
- Гордеев Н. И мы сражались за Родину. Забайкальцы в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны. // http://obozrenie-chita.ru/article/zabajkalcy-na-vojne
- Ключевский В.О. О русской истории: [Сборник] / Сост., авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов; Под ред. В.И. Буганова. – М: Просвещение, 1993. – 576 с. С.148.
- Соколов Б. / Газета.ру «Основную долю погибших составили именно военнослужащие» // https://www.gazeta.ru/
Приложения
Результаты анкетирования
Опрошено 56 учеников, обучающихся 5-х классов
Ответили правильно\Да | Ответили неправильно\Нет | Не знаю\Не помню | Воздержались | Самый популярный ответ | |
1.Какой праздник мы отмечаем ежегодно в России 9 мая? Напишите название. | 51 | 3 | День Победы | ||
2.Говорили ли Вам ваши родители,родственники, бабушки,дедушки о значении и роли нашей страны в ВОВ?Напишите, что Вам говорили. | 17 | 23 | 10 | 4 | Ничего не говорили; Мы не разговариваем на такие темы; Не знаю |
3.Знаете ли Вы кто победил в этой войне?Напишите кто. | 49 | 1 | 2 | 2 | СССР; Сталин; Кутузов, Немцов |
4.Читали ли Вы или слышали о том,сколько человек погибло,сражаясь за Победу?Напишите количество человек. | 3 | 30 | 15 | 6 | 1000 чел.; 108 тыс. |
5.Есть ли у Вас родственники,принимавшие участие в ВОВ? Напишите кто. | 23 | 27 | 2 | 2 | Папа; дядя; прабабушка |
6.Знаете ли Вы что с недавних пор по всей стране проходит шествие Бессмертный полк?К чему приурочено данное шествие. | 33 | 15 | 6 | Знаю, и однажды ходил(а); не знаю | |
7.Принимаете ли Вы со своими родителями участие в этом шествии и почему? | 13 | 32 | 5 | 4 | Иногда; На вопрос- почему, не ответили |
8.Как Вы думаете,стоит ли в школе изучать историю ВОВ? | 46 | 3 | 4 | 1 | Стоит; не знаю |
9.Когда Вы станете взрослыми,будете ли рассказывать своим детям о событиях ВОВ? | 38 | 2 | 13 | 1 | Будем; не знаю |
10.Какие фильмы о ВОВ вы знаете и смотрели?Напишите 2-3 названия. Какие книги читали? | 16 | 4 | 32 | 2 | «Т-34», Не читали |
11.Считаете ли Вы что праздник 9 мая один из самых главных в нашей стране?Почему? | 50 | 1 | 1 | 2 | Да; Почему? Не ответили |