Исследовательская работа «Выборы как механизм обновления политической системы»
Автор публикации: В. Гудилова, ученица 9 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боевая средняя общеобразовательная школа»
Выборы как механизм обновления политической системы
Выполнила:
ученица 9 класса
МБОУ «Боевая СОШ»
Гудилова Виктория
Сергеевна
Научный руководитель:
учитель истории и
обществознания
МБОУ «Боевая СОШ»
Горбова Екатерина
Ивановна
Боевой 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...….…..3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………….…………………...…4
1.1. Участие в выборах - право, долг, обязанность каждого гражданина…………..…..4
1.2. История проведения выборов в России ………………………………….….……….4
1.3. Принципы системы выборов в России………………………………………….........5
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………….....8
Заключение………………………………………………………………………………....10
Список источников и литературы……………………………………………….……......11
Приложение……………………………………………………………………….……......12
Введение
Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Но не всегда слова на бумаге соответствуют реальному положению дел. Одним из критериев выборов в демократической политической системе выступает их реальная альтернативность. Например, еще до выборов президента Российской Федерации 18 марта 2018 года уже многие жители страны, утверждали, что пост президента займет Владимир Владимирович Путин. Чем это можно объяснить? Тотальным доверием населения к этому политическому лидеру, отсутствием реально сильного конкурента или же есть другие причины на это явление?
Объект исследования – механизмы обновления политической системы
Предмет исследования – это выборы в РФ как инструмент обновления политической системы.
Целью данного исследования выступает изучение реального отношения населения к выборам как инструменту обновления политической системы, а также выявление уровня политической грамотности граждан.
Задачи:
Изучить сущность такого явления, как выборы в соответствие с Конституцией РФ;
Раскрыть историю проведения выборов РФ;
Проверить реальное отношение населения к выборам путем проведения анкетирования;
Выявить уровень политической грамотности населения.
Гипотеза – выборы как механизм обновления политической системы двояко оцениваются гражданами в связи с недостаточным уровнем политической грамотности.
Основной метод проведенного исследования – анкетирование.
Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.
Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.
Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.
Практическая значимость работы заключает в возможности использования полученных данных для уроков обществознания 9-го и 11-го класса, а также для мониторинга уровня политической грамотности населения всего Боевского поселения, Исилькульского района.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Участие в выборах - право, долг, обязанность каждого гражданина
Выборы (англ. electivity) – форма реализации избирательных прав путем участия в избирательной кампании. Законодательство Российской Федерации (РФ) понятием выборы обозначает выборы президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, выборы в государственные органы субъектов РФ, выборы в выборные органы местного самоуправления, а также действия граждан РФ, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и др. избирательные действия в соответствии с федеральными избирательными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».
Сегодня в современном обществе каждый гражданин знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи - наблюдают за этим процессом со стороны. Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира, и он не отождествляет государство со своей средой обитания. Участие в избирательном процессе, в выборах не просто возможность выразить свое мнение по важнейшим вопросам жизни страны, но и осознанная ответственность перед обществом за своё решение.
В последнее время некоторые страны и Россия, в том числе, сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей части населения страны. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг.
Долг – категория этики, нравственной обязанности человека, выполняемый из побуждения совести.
Так что же такое выборы – право или обязанность? На мой взгляд, есть тонкая грань между добровольным и обязательным. С одной стороны, большинство граждан убеждены, что ходить на избирательный участок – это, прежде всего, право. Те граждане, которым не все равно, в каком обществе, в каком государстве они живут и будут жить, считают, что это обязательное право для каждого человека: для ума и сознания – это право, а для совести – обязанность.
И все же возникает вопрос: «Почему люди не голосуют? Почему бывает так низка активность на выборах?». Ответов два.
Граждане довольны положением вещей, а человек довольный не видит необходимости ходить на избирательный участок.
Люди не идут голосовать потому, что: а) считают это бесполезным и б) таким образом, хотят выразить свое отношение к власти. Если массовое бойкотирование выборов приводит к тому, что выборы считаются несостоявшимися, то бойкот есть выражение такой гражданской позиции.
1.2. История проведения выборов в России
История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путём голосования, кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы (вече) вплоть до присоединения к Великому княжеству Московскому в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и включения в состав Русского централизованного государства в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.
В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.
В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В 1917-1936 годах выборы в Советской России и в СССР проводились путём открытого голосования. При этом избиратели в городах избирали депутатов на избирательных собраниях своих рабочих местах - на тех предприятиях, на которых работали. Выборы не были всеобщими - к участию в них не допускались представители "эксплуататорских классов" - священники, бывшие дворяне, нэпманы. Выборы были непрямыми - непосредственно избиратели выбирали лишь депутатов Советов низшего уровня (сельских и городских). И уже депутаты Советов отправляли делегатов на вышестоящий съезд (например, сельсовет направлял делегатов на волостной съезд, волостной съезд выбирал делегатов на уездный съезд, уездный съезд - на губернский, губернский - на Всероссийский). Выборы не были равными: на съездах Советов избиратели-горожане имели пятикратное повышенное представительство по сравнению с сельскими избирателями.
Советский избирательный бюллетень 1974 года. Единственный кандидат - Косыгин А.Н.
После принятия сталинской конституции, с 1937 г. произошла формальная формализация выборов в Советы. Они стали прямыми, равными и тайными, но по факту были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Формально в СССР действовала мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Граждане могли теоретически выдвигать нескольких кандидатов, голосовать за или против кандидата, а также вписывать в бюллетень не внесённую в него кандидатуру, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.
В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.
1.3. Принципы системы выборов в России
Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет, надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.
Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.
Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)' требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны.
Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.
По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования.
Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного избирательного права. Не могут быть избранными:
граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;
осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования, в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;
гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности, но собственному желанию либо отрешенный от должности, — на соответствующих досрочных выборах;
гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, — на следующих выборах Президента РФ.
Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.
С неизбираемостью граждан тесно связана несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием той или иной деятельностью. В отличие от неизбираемости институт несовместимости не препятствует участию граждан в выборах в качестве кандидатов и их избранию на соответствующие должности. Однако, если в случае избрания гражданин не прекратит в установленный срок занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия обязана отменить решение о его избрании и назначить новые выборы. В настоящее время несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием иной деятельностью закрепляется исключительно в федеральных законах.
Глава 2. Практическая часть
В ходе исследования проводилось два анкетирования, что было связано с некоторой неоднозначностью результатов первого из них. Поэтому требовалось уточнение некоторых наиболее важных моментов.
Оба анкетирования проводились в Омской области, Исилькульского района, среди одних и тех же респондентов. В нем приняло участие 30 человек в возрасте от 18 до 82 лет, из них 30% мужчин и 70% женщин. При этом студентов было 6,7%, временно не работающих 10%, учащихся 13,3%, работающих 60%, служащих 10%.
Первая анкета была направлена на выяснение отношения населения к выборам, как к инструменту самообновления политической системы. Респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы (не включая вопросы про пол, возраст, род занятий и социальный статус):
«Интересуетесь ли вы политикой?»
«Да» ответило 56,6%, «нет» ответило 43,4% (Приложение 1). Количество отрицательно ответивших, которое близится к половине, возможно, говорит о низкой политической культуре среди населения, что выражается от добровольной изоляции от политической сферы жизнедеятельности общества.
«Ваши источники информации о выборах»
Большинство ответило, что главным источником информации является телевидение(63,4%). Менее распространены в качестве оповестителей информации о выборах «интернет»(31,8%), «газеты и журналы»(4,8%). (Приложение 2).
«Вы пойдете на выборы потому что»
Большинство опрашиваемых ответили, что надеются на изменение к лучшему (40%). Считают выборы своим гражданским долгом 30% опрашиваемых. 18% считают это возможность, выразить свое мнение, и только 12% не хотят, чтобы их голосом воспользовались. (Приложение 3).
Отсюда следует, что большинство анкетируемых все-таки верят, что после выборов, в стране или области, все поменяется в лучшую сторону. Но вместе с тем, большое количество расспрашиваемых считают выборы гражданским долгом, который они обязаны исполнять, в независимости от своего желания.
«Считаете ли вы выборы действенным механизмом политической системы?»
«Да» ответило 70%, «нет» - 30% (Приложение 4).
«Предсказуем ли исход выборов в нашей стране?»
Выяснилось, что 43,7% могут предсказать исход, а 56,3% не могут. Предсказуемость исхода зависит от реальной альтернативности выборов. То есть, два последних вопроса вступают в противоречие между собой, т.к. большинство опрашиваемых считают выборы действенным механизмом, но вместе с тем, могут заранее предсказать их исход. (Приложение 5).
«Можете ли вы предложить возможную альтернативу выборам как инструменту обновления политической системы?»
Практически все дали ответ «нет» - 97%, и только 3% могут это сделать. (Приложение 6).
Вторая анкета состояла из десяти вопросов и имела своей целью проверку уровня политической грамотности населения:
« С какого возраста можно принимать участие в выборах?»
86% опрашиваемых ответило «С 18 лет», 10% «с 16 лет» и 4% «с 21 года». В итоге, выявлено, что 14% участников анкетирования не знают, с какого возраста можно принимать участие в политической жизни государства. (Приложение 7).
« Какой политический режим действует в России?»
60% ответило «демократический», 6% «путинский», 3% «президентский», 3% «социальный», и 25% опрашиваемых совсем не знают, о чем идет речь. (Приложение 8).
В итоге целых 40% дали не правильный ответ или не дали его вовсе.
«Какую функцию выполняет Государственная Дума?»
Выяснилось, что 77% считают, что Госдума издает законы, 3% «решают государственные вопросы» и 20% не понимают, какую роль играет Госдума в жизни государства (Приложение 9). В ходе этого вопроса выяснилось, что большинство опрашиваемых имеет представление о роли Госдумы в жизни государства, но почти 30% анкетируемых не знают, для чего Госдума нужна вообще.
«На какой срок избирается президент?»
63% ответило «на 6 лет», 15% «на 4 года», 7% «на 5 лет» и 7% «на 8 лет». (Приложение 10). Итог этого вопроса показал, что люди, которые на прямую принимают участие в выборах, не знают, на какой срок будет избран тот или иной кандидат.
«Когда была принята Конституция РФ?»
Выяснилось, что 54% дали правильный ответ «в 1993г.», 33% не знают вообще, 7% ответили «в 1991г.», 3% «в 1992» и 3% «в 2010г.». (Приложение 11). Грубо говоря, почти половина анкетируемых не знают, когда была издана и узаконена Конституция, хотя, возраст опрашиваемых составлял от 18 до 84 лет, т.е. многие анкетируемые затронули то время, когда была принята Конституция РФ.
«Какие политические партии, участвующие в политической жизни страны, вы можете назвать?»
Часто называемыми стали такие партии как: Единая Россия – 23 голоса, ЛДПР – 20 голосов, КПРФ – 15 голосов. Реже были названы такие партии, как: «Яблоко» - 9 голосов, Справедливая Россия – 5 голосов, Коммунистическая партия – 2 голоса. (Приложение 12).
«Кто был первым президентом РФ?»
К счастью, итог данного вопроса получился удовлетворительным, т.к. 90% опрашиваемых назвали Ельцина, 7% Горбачева, 3% Путина. (Приложение 13).
«Знаете ли вы состав правительства своего региона?»
63% ответили нет, 30% да, 7% частично (Приложение 14). Т.е. практически все опрашиваемые не интересуются составом правительства региона, в котором они проживают.
«Какими политическими правами вы обладаете?»
17 опрашиваемых ответили, что у них есть право голоса на выборах и 13 опрашиваемых уверены, что у них нет никаких политический прав (Приложение 15).
«Считаете ли вы себя патриотом?» - таков был последний вопрос анкеты.
80% опрашиваемых считают себя патриотом, 13% ответили «нет», 7% находились в сомнении (Приложение 16).
Заключение
Выборы – наиболее распространенный, но далеко не единственный инструмент, позволяющий гражданам участвовать в политической жизни общества. Развитость механизмов такого участия – индикатор зрелости демократического политического режима, при котором источником власти действительно является народ.
В ходе первого анкетирования был сделан следующий вывод:
Опрашиваемые мало интересуются политикой, исход выборов для половины предсказуем, что, по сути, исключает возможность конкурентности в политической борьбе. Треть не считает выборы действенным механизмом обновления политической системы. Реальной замены выборам респонденты не видят. Половина опрашиваемых, голосуя на выборах, не может в полной мере учитывать программу и идеи каждой из сторон, так как просто этим не интересуется.
Получается ситуация, когда граждане, идя на выборы, не верят в весомость собственного голоса, что приводит к их отстраненности от политической сферы, самоизоляции и пассивному отношению. Выборы в глазах граждан предстают не реальным инструментом влияния на политику государства, а номинальным. Конечно, это не касается всех опрошенных, но в зоне риска находится от 30 до 50 % респондентов и эти цифры не могут не настораживать.
Данная негативная тенденция имеет свои корни. Для того, чтобы разобраться с причинами такого поведения нами было проведено второе анкетирование, вопросы которого были нацелены на проверку политической грамотности населения.
Выяснилось, что около половины опрашиваемых не знают, когда была принята и узаконена Конституция РФ, не знают состав правительства своего региона. Вторая часть не знают политический строй свой государства, больше трети уверены, что у них нет никаких политических прав. Только 63 % указали верно, тот срок, на который избирается президент Российской Федерации.
Результаты проведенного исследования частично подтвердили поставленную гипотезу о том, что выборы двояко оцениваются населением в связи с недостаточным уровнем политической грамотности.
Повышение политической грамотности населения должно стать одной из приоритетных задач. Гражданам необходимо активно участвовать в жизни своей страны и идя на выборы делать хорошо обдуманный, рациональный выбор, ведь именно от этого зависит наша жизнь и жизнь будущих поколений.
Список литературы
2018 год (Электронный ресурс) http://2018god.net/vybory-prezidenta-rossii-v-2018-godu/ (дата обращения 12.10.2017)
Антимайдан (Электронный ресурс) https://antimaidan.ru/infographics/10154 (дата обращения 10.12.2018)
Грандарс (Электронный ресурс) http://www.grandars.ru/college/sociologiya/principy-izbiratelnogo-prava.html (дата обращения 18.01.2018)
Конституция Российской Федерации
Концепт. Научно-методический журнал (Электронный ресурс) https://e-koncept.ru/2015/6511.htm (дата обращения 12.12.2017)
Мир знаний (Электронный ресурс) http://mirznanii.com/a/185420/vybory-v-rf (дата обращения 16.10.2017)
Приложение
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Приложение № 8
Приложение № 9
Приложение № 10
Приложение № 11
Приложение № 12
Приложение № 13
Приложение №14
Приложение № 15
Приложение № 16