Исследовательская деятельность учащихся по физике как механизм социализации личности
Исследовательская деятельность учащихся по физике как механизм социализации личности. Забелина Маргарита Владимировна Учитель физики МАОУ «СОШ №2 п. Карымское»
Цель: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в динамично меняющемся мире, понимания других людей, закономерностей окружающей действительности. Задачи: используя различные технологии и приемы обеспечить полное включение учащихся в познавательную деятельность, с учетом их индивидуальных особенностей; формирование положительного эмоционального настроя учащихся на предстоящую учебную деятельность; максимальное развитие творческого потенциала каждого учащегося, основанное на их ценностных ориентациях. создание условий для расширения среды общения и получения информации;
Способы решения поставленных задач. Технология Педагогических мастерских Технология проблемного обучения КСО ТРКМ ИКТ Исследовательская деятельность Главные пути формирования личности – деятельность и общение. Психологический комфорт Педагогическое сотрудничество Педагогический оптимизм Различные приемы и формы работы Участие в творческих конкурсах, викторинах, конференциях, выставках Положительные эмоции – залог успешного учения.
«Невозможно, чтобы трудно было учиться! Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно»! Б. Житков Только человек, умеющий сомневаться и удивляться, может творчески и активно мыслить. Именно удивление заставляет самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос или проблему, вызывая желание убедиться в правоте своих мыслей. Именно удивление становиться источником новых открытий и дает импульс к поиску решений.
За что можно похвалить ученика? «Ступеньки роста». Тема Опыт из учебника или ФЭЗ. Художественно-литературное творчество. Фотография. Презентация. Разработка своего эксперимента. Конструкторское задание. Публичное выступление. Конкурсы. Тема № 1. Тема № 2. Тема № 3. Тема № 4.
«Знания - дети удивления и любопытства» Луи де Бройль Фронтальные экспериментальные задания – кратковременные лабораторные работы, которые одновременно выполняют все ученики класса. Эти опыты обычно просты, но они учат школьников наблюдать и анализировать явления. Развитие у учащихся эмоций удивления, умений находить в окружающих явлениях и объектах необычное, является первым шагом на пути к творчеству, к первым «великим» открытиям, первому успеху и признанию.
Домашний эксперимент.
Домашние творческие задания. Домашние творческие задания усиливают практическую и политехническую подготовку учеников, восполняют недостаток самостоятельности при классных занятиях. Таким образом, появляется возможность познавательного и эмоционального раскрепощения школьников.
Конструкторские экспериментальные задания. Школьники приобретают опыт участия в исследовательской деятельности, навыки взаимодействия в группе, активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии.
«В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». К.Г. Паустовский Среди ребят немало любителей играть, петь, рисовать, а учитель – профессионал сможет связать изучение физики с теми предметами, которыми интересуются учащиеся. Например, провести, с точки зрения физики, исследование литературного произведения или картины. Написать сочинение или стихотворение, нарисовать портрет ученого, сделать фотографию природного явления. Физика. Физика повсюду, Физика везде, Физику мы знаем Лучше, лучше всех! Формулы, задачки Мы пишем без труда. Знаем, знаем, знаем Физика – нужна! ********************* Физика – лучший предмет, Ни у кого сомнений нет! Физика классная? Да! Физикой занимаюсь всегда. Стихи сочинили ученики 7-б класса.
«Меланхолия» Альбрехт Дюрер Исследуем картину. Пример задания по теме «Источники света» 8 класс. Задание. Найдите грани, которые художники называют «свет», «тень», «полутень»? Где находится источник света? Рассмотрите на картине шар. Самая яркая точка на шаре – блик. Найдите на нем свет, тень и полутень. Экспериментальное задание. Возьмите стальной шарик от шарикоподшипника и осветите его в полутемном помещении. Найдите тень, свет, полутень, блик. Попытайтесь нарисовать увиденное.
Творчество юных художников.
Остановись мгновение!» - фотография, сделанная самим учеником на основе, которой можно составить интересную задачу или вопрос.
Исследовательская деятельность ученика на уроках физики ведет к решению следующих задач. Качественные изменения в познавательной сфере ученика, то есть развитие наблюдательности, воображения, творческого мышления. Закономерные изменения психологической структуры и содержания деятельности, то есть развитие мотивации, освоение средств и способов творческой деятельности. Направленные изменения волевых качеств личности, то есть самоорганизация, самоконтроль ученика в процессе познания.
Результаты ГИА в 9-х классах.
Количество желающих изучать физику на профильном уровне, а затем сдать итоговый экзамен по предмету возрастает. Результаты ЕГЭ в 11-х классах.
Результаты районной научно-практической конференции «Шаг в науку». Год Тема статьи Автор Результат 2010 «Энергосберегающие лампы: за и против!» Грищенко Владимир (9-а класс) 2-е место 2010 «В глубинах кристалла». Харина Надежда (10-а класс) 3-е место 2011 «Удивительный мир цвета». Харина Надежда (11-а класс) 2-е место 2012 «Электропроводность биологических систем». Грищенко Владимир (11-а класс) 2-е место 2014 «Знакомьтесь – капилляры!» (группа юниор) Авдеева Агния (8-класс) 1-е место 2015 «Определение радиоактивной загрязненности поселка Большая Тура» Мерзляков Владислав (8 –класс) 1-е место
Участвуем и побеждаем!
Всероссийские интернет – конкурсы.
Наши успехи.
Международные творческие дистанционные конкурсы.
Международные и Всероссийские творческие дистанционные конкурсы.
Ученики, сдавшие ЕГЭ по физике, учатся в институтах, техникумах, университетах.