12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колодезникова Акулина Валентиновна32
Окончила филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова, отделение «Русский язык и литература с дополнительной специализацией английская филология», по специальности «Филолог, преподаватель».
Россия, Саха (Якутия) респ., Нюрбинский район. г.Нюрба
4

Виртуальная экскурсия, как способ мотивации изучения русской литературы

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МУ «Управление образованием Нюрбинского района»

МБОУ «Нюрбинский технический лицей им. А.Н.Чусовского»













ДОКЛАД: «Виртуальная экскурсия, как способ мотивации изучения русской литературы»









Выполнила ученица 6 «Б» класса

МБОУ «НТЛ им. А.Н.Чусовского»

Потапова Иоланта Сергеевна

Руководитель: Акулина Валентиновна







2017 год

Оглавление



Введение …………………………………………………………………………3

1. Специфика проведения виртуальных экскурсий 

1.1 Сущность и классификация экскурсий…….…………………………….…5

1.2 Особенности виртуальных экскурсий………………………………………7

1.3 Экскурсии по литературной тематике……………………………………..8

1.4. Группировка литературных экскурсий……………………………………9

2. Разработка презентации………………………………………………………11

2.1       Специфика показа объектов используемых при проведении виртуальных экскурсий………………………………………………………….11



Заключение ………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………………...



















Введение

А.С.Пушкин писал: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». В наш век разноплановых гаджетов и Интернета, сетевых игр и виртуального общения, репостов и лайков мы порой остаемся равнодушны к истокам. К тому с чего и где все начиналось. Спроси у любого ученика, где и когда родился тот или иной писатель или поэт, он сначала прогуглит и только потом вам даст ответ. Давно канули в Лету такие понятия как интеллектуал с развитым кругозором, начитанный ребенок. Это стало уделом лишь немногих, да и те стараются особо не выделяться из серой толпы, боясь прослыть ботаником. Среди учащихся среднего звена мало кто любит читать, многие не стараются знать больше заданного учебником материала. А о биографии и памятных местах писателей и говорить не приходится. Мы не случайно выбрали эту тему, ведь разработка виртуального маршрута экскурсий по литературным местам будет способствовать развитию творческого воображения, породит эмоциональный отклик, вызовет положительное отношение к русской литературе, что в конечном итоге породит подлинное действенное желание “узнать больше”.

Актуальность темы заключается в том, что виртуальная экскурсия выходит далеко за рамки учебного процесса и является связующим звеном между обучением и умственным развитием. Особенно актуальность данной темы возрастает в наши дни, когда тяга молодежи к учению, интеллектуальному развитию через глобальную сеть сильно возросла.

Виртуальной экскурсии присуща коммуникативная функция, то есть передача заложенным её автором содержания адресату. Немаловажным остается и тот факт, что очень трудно, живя в далекой глубинке, посетить все литературные места хотя бы тех писателей, произведения которых даны для чтения по программе.

Объектом исследования данной работы является разработка презентации «Виртуальная экскурсия по литературным местам. 6 класс»

Предметом исследования можно назвать виртуальную экскурсию , как способ мотивации изучения русской литературы.

При написании данной работы мы ставили перед собой такую цель:

- изучить и выделить значение и роль экскурсии по литературным местам при обучении предмету.

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

- изучить и выделить роль виртуальной экскурсии в обучении русской литературе;

- собрать электронный материал и составить презентацию «Виртуальная экскурсия по литературным местам. 6 класс» в программе Power Point

- сделать выводы.

Новизна исследования заключается в изучении и обобщении современного уровня проблемы, в попытке представить собственную точку зрения.

Метод исследования – анализ первоисточников, опрос.

Сфера применения – уроки литературы в средних учебных заведениях, презентация может быть использована абсолютно всеми, кто желает углубить свои знания по литературе

Гипотеза данной работы заключается в том, что просмотр и изучение «Виртуальной экскурсии по литературным местам. 6 класс» развивает навык оценки своих знаний и умений, расширяет кругозор, способствует развитию желания углубленно изучить литературу.





1.         Специфика проведения виртуальных экскурсий 

1.1 Сущность и классификация экскурсий

Понятие "экскурсия" согласно толкованию Б.В.Емельянова «являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы»[1,21]. 1.   Емельянов, Б.В. «Экскурсоведение»: Учебник. – 5-е изд. – М.:Советский спорт, 2004. – 216 с.



Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности. При отсутствии хотя бы одного из них она не может быть названа экскурсией.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов.

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения. Наиболее актуальной нам представляется классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:

1) по содержанию;

2) по составу участников;

3)по месту проведения;

4) по способу передвижения;

5) по продолжительности;

6) форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические. По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии–прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий–прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.

По составу участников в первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.

По месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.

По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии – высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных), но все имеют одинаковую ценность.

1.2 Особенности виртуальных экскурсий

Виртуальные экскурсии становятся все более популярными вследствие ряда их особенностей: они обеспечивают маневренность группы на маршруте, дают участникам экскурсии глубже изучить, исследовать объекты, представить себя участником событий. Маршрут виртуальной экскурсии – логический, последовательный зрительный ряд.

Преимущество виртуальных экскурсий в том, что длина маршрута пешеходных городских экскурсий не должна превышать 6 километров, а загородных 10-12 километров, а виртуальная экскурсия выигрывает тем, что охватывают большую территорию, объекты показа могут быть расположены далеко друг от друга, темп экскурсии медленный, экскурсовод делает больше пауз. Можно за одну экскурсию просмотреть места в разных уголках России, объединенных одной тематикой, одним писателем. Например, _________________

Так же при виртуальной экскурсии не учитывается уровень физической подготовки экскурсантов, чтобы никто не отставал, не устал.

Немаловажным является и незначительные денежные затраты для организации и проведения виртуальных экскурсий, вернее сказать, их отсутствие.

1.3 Экскурсии по литературной тематике

Среди многообразных форм функционирования литературного произведения существует одна крайне интересная, но обойденная вниманием современного литературоведения: литературная экскурсия. Большой опыт теории экскурсионного дела, накопленный в 1920-е годы пока не востребован. Такой социально и просветительски значимый и богатый возможностями феномен бытования литературы как литературная экскурсия отошел, кажется, исключительно в область прикладных интересов туристического бизнеса. Соответственно проектирование экскурсий теоретически не осмыслено и не имеет сколь-нибудь продуманной концептуальной основы.

Эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии пока мало востребованы.

Проецируя текст произведения в реальный ландшафт, развертывая его как здесь и теперь длящееся событие, литературная экскурсия создает ничем не заменимый эффект сопричастия художественному миру. Действительно, эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым. Во-первых, меняется восприятие самого художественного текста. Строки знакомого произведения, локализованные в маршруте, приобретают предельную конкретность. Экскурсант, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого преображения местности. Во-вторых, меняется семантика повседневного пространства: знакомые улицы города, безликие, молчаливые дома приобретают облик, голос, говорят языком литературных преданий. В сознании воспринимающего срабатывают механизмы, превращающие профанное пространство в насыщенный смыслами культурный ландшафт. И, наконец, активизируются процессы идентификации территории и самоидентификации человека, проживающего на ней, углубляется естественная потребность знать и любить свой край.

1.4. Группировка литературных экскурсий

Литературные экскурсии целесообразно группировать следующим образом:

Литературно-биографические - проходят местами, хранящими память о жизни и творчестве определенного писателя;

Историко-литературные - раскрывают определенные периоды развития литературы;

Литературно-художественные (поэтико-текстовые);

Литературно-краеведческие - посвящены изучению природной или антропогенного, культурного комплекса с помощью литературных произведений;

Литературно-биографические экскурсии проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А.С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т.д.);

историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т.д.);

литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир»» и др.).

Выводы. Таким образом, в краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии - высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).





2. Разработка презентации

2.1       Специфика показа объектов используемых при проведении виртуальных экскурсий

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Таким образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия.

Для экскурсии характерны два вида внимания – произвольное и послепроизвольное. Устойчивость произвольного внимания обеспечивается новизной, необычностью самого объекта, неожиданностью полученной устной информации, контрастностью, например, памятника архитектуры с другими зданиями, расположенными рядом. Внимание, его направленность и устойчивость на экскурсии во многом зависят и от таких качеств людей, как добросовестность, трудолюбие, терпение, желание пополнять свои знания.

Не менее важно в экскурсии иметь в виду пределы объема внимания. «Объем внимания – количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий срок времени» Необходимо при показе объектов опираться на такую особенность сознания, как распределенность внимания —способность экскурсанта при одновременном наблюдении нескольких объектов, находящихся в поле его зрения, распределять свое внимание между этими объектами и правильно дозировать его в целях лучшего усвоения экскурсионного материала.

Экскурсовод должен учитывать такое качество внимания, как его легкую отвлекаемость.

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них. Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу.



Автор материала: И. Потапова (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.