Педагогический проект «Использование виртуальных экскурсий как средство повышения учебной мотивации»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю. А. Гагарина города Аши
Педагогический проект на тему:
«Использование виртуальных экскурсий как средства развития познавательной мотивации»
Автор: Галимова Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория
МКОУ «СОШ № 3» г. Аши
Аша, 2019
Оглавление2.Обоснование необходимости проекта 4
7. Основное содержание проекта 10
8. Предполагаемые образовательные результаты проекта и 18
1.Краткая аннотация проекта
Уровень образования |
Основное общее образование
|
Возрастная группа учащихся |
5 - 6 класс |
Сроки реализации проекта |
20 17 - 2019 годы |
Предмет |
История и обществознание |
Целевая аудитория |
Учителя истории и обществознания |
Тип ресурса |
Практико-ориентированный проект |
Краткое описание ресурса |
Инновационный проект, описывающий приемы проектирования процесса обучения с применением современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основного средства обучения предлагается использование виртуальной экскурсии, включающей сочетание проблемной технологии, дифференцированного обучения, визуализации изучаемого материала, разноуровневых предметных и метапредметных заданий. |
Автор |
Галимова Елена Владимировна |
Тема |
«Использование виртуальных экскурсий как средства развития познавательной мотивации» |
Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Образование рассматривается как целенаправленный организованный, управляемый и контролируемый процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на формирование нужной и полезной обществу личности, на становление инициативности, самостоятельности, ответственности.
Для реализации этой задачи необходимо создавать условия для овладения универсальными способностями или ключевыми компетенциями:
способностью к исследованию;
способностью к эффективной коммуникации;
способностью к принятию решений и их реализации;
способностью к критическому осмыслению информации;
способностью к саморазвитию и самореализации.
Понятно, что развитие этих способностей невозможно без деятельности самого ученика.
Работая в школе, столкнулась с проблемой нежелания большинства ребят выходить за рамки воспроизведения изучаемого материала, критически осмысливать информацию, самостоятельно принимать решения.
Количество доступной информации растет с каждым годом. К телевидению, видео, радио все активнее присоединяются компьютерные сети. Но все эти источники предоставляют в основном материал для пассивного восприятия, не способствуют формированию умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
При необходимости работы с дополнительным материалом учащиеся чаще всего используют сеть интернет, редко обращаясь непосредственно к исторической литературе. Копируя данные из интернета, не задумываются над смыслом и содержанием текста, часто даже не учитывая связь найденного с заданной темой.
В итоге отметила для себя, что значительный объем изучаемого материала, то, что современные дети в большинстве своем читают мало и практически не умеют читать вдумчиво, нежелание ребят полностью включиться в работу, отсутствие во многих (особенно в старших классах) стремления реализовать себя на уроке, приводят к существенному снижению интереса к истории как предмету, понижению учебной мотивации, уменьшению познавательной активности.
В поисках решения этой проблемы обратилась к педагогической литературе, рассмотрела опыт работы коллег, апробировала различные формы работы.
В ходе работы над проблемой пришла к выводу: активизация и интенсификация деятельности учеников становится главной целью учителя. В нашей школе применяются педагогические технологии, которые уже доказали свою высокую эффективность с точки зрения саморазвития личности. Все они обладают средствами, активизирующими деятельность школьников, но в применении виртуальных технологий, в частности виртуальной экскурсионной деятельности, на мой взгляд, эти средства составляют главную идею и в максимальной степени учитывают потребности учащихся среднего школьного возраста.
Данный опыт может быть использован учителями истории и обществознания в любом образовательном учреждении, так как не требует дополнительных материальных затрат, приемлем для всех видов действующих программ.
3.Цели и задачи проекта
Цель данного педагогического проекта: выявление и создание условий для развития учащихся через виртуальные экскурсии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме проекта;
– обеспечить формирование продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации учащихся в процессе овладения знаниями;
– создать площадку для демонстрации опыта проведения виртуальных экскурсий в урочной и внеклассной деятельности, на занятиях дополнительного образования;
- творчески подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование различных программ.
Проект предусматривает изучение комплекса методов и методик практической педагогической деятельности, опубликованных в ряде трудов по педагогике и психологии. В своей работе опираюсь на элементы теорий: о ведущих типах деятельности в отдельные возрастные периоды (А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.); о содержании и этапах формирования учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина, Л.В.Занков и др.); о мотивации учения и развитии познавательных интересов школьников (В.С.Ильин, А.К.Маркова, Л.И.Божович, Г.И.Щукина и др.); о проблемном обучении (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, Н.ЕДайри и др)
4. Ресурсное обеспечение
Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:
– кабинет истории соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя;
– кабинет снабжен комплектами дидактических материалов для истории и обществознания;
– кабинет оснащен АРМом, имеется возможность применения на уроках мультимедийных средств: компьютера, проектора, есть постоянный выход в интернет;
– в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по истории и обществознанию для учащихся и учителя;
– имеются электронные пособия по истории и обществознанию, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.
Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею первую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование. Продолжаю пополнять знания по содержанию и методике преподавания истории и обществознания не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования.
5.Партнеры
Работая над данным проектом, пришла к выводу, что необходимо сотрудничество с учителями филологического цикла, классными руководителями.
6.Этапы реализации проекта
№ пп этапа |
содержание |
сроки |
Характеристика деятельности |
1 |
подготовительный (диагностический) |
Май – сентябрь 2017 год |
подбор психолого - педагогической литературы по теме проекта, изучение методики совершенствования урока в условиях модернизации образования. |
2 |
основной (деятельностный) |
Сентябрь 2017 – март 2019 годы
|
апробация и применение изученных технологий и корректировка применения того или иного приема реализации технологии при проведении урока; мониторинг промежуточных и выходных результатов, корректировка дальнейшей работы. |
3 |
заключительный (или результативно-аналитический) |
Апрель-май 2019 годы |
анализ результатов, оценка эффективности методики, обобщение и распространение опыта.
|
7. Основное содержание проекта
С самых древних времен люди мечтали перемещаться в пространстве, а с появление компьютеров и развитием сети Интернет эта мечта становится реальностью. Коммуникационные технологии предоставляют возможности общения в реальном времени, с различными людьми, преодолевая барьеры огромных расстояний и языка общения. Однако помимо общения человеку также необходимо удовлетворять потребности в культурном, физическом, познавательном и духовном развитии. Среди множества сетевых ресурсов, объединяющих образовательный процесс с реальной жизнью и обеспечивающих учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении, служат виртуальные экскурсии, виртуальные лаборатории.
В образовательных целях можно использовать виртуальные путешествия в города и страны, изучаемые на уроке, посещение экспозиций научного содержания, музеев ученых и великих изобретений, ботанических садов и парков, а также предприятий, чья производственная технология может иллюстрировать теоретические знания. В данном контексте виртуальная экскурсия будет отличаться от традиционной лишь тем, что может быть организована и проведена в условиях учреждения. Сегодня существует уже довольно больше количество готовых экскурсий и туров в сети Интернет, а их количество и качество постоянно растет. Кроме того, педагог может самостоятельно создавать виртуальные экскурсии, используя специальное программное обеспечение.
Виртуальные экскурсии можно применять на различных уроках, как фрагментарно, так и как серию уроков по определенной тематике. К примеру, учащимся гораздо интереснее было бы посетить музей А.С. Пушкина нежели прочитать о жизни и творчестве великого поэта в учебнике, или же просто услышав безусловно интересный рассказ учителя на уроке. Но виртуальная экскурсия позволяет погрузится в изучение темы всецело, но много будет зависеть от мастерства и умений педагога, использующего данный метод на своих уроках.
Виртуальные экскурсии - понятие новое, в методическом плане инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. [5]. На основании данного определения виртуальную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [2]. Виртуальную экскурсию можно сопроводить дополнительно аудио файлами.
Проведение урока в такой форме, может являться вполне обоснованной формой обучения. Практически в каждом предмете может быть использована данная форма обучения (литература, история, изобразительное искусство, биология, география, технология и т.д.).
В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:
обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;
тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
биографические - экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.
С точки зрения использования информационных технологий можно рассматривать классификацию по способу создания виртуальной экскурсии. Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:
использование технологий создания презентации.
использование инструментов сайтостроения (создание графических карт, гиперссылок).
3D-моделирование (создание модели отдельного объекта).
использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов).
При создании собственной виртуальной экскурсии самый простой вариант - это использование презентаций, поскольку каждый педагог и ученик владеют данными умениями.
Самостоятельное создание педагогом экскурсий трудоемкий процесс. Однако в сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые можно использовать для проведения виртуальных экскурсий.
Создавая собственную экскурсию необходимо придерживаться определенного плана.
Определить идею экскурсии (проблему).
Поставить цель (цель должна быть умной, соизмеримой, и прогнозируемой).
Определить задачи (задачи должны быть путем к цели).
Определить содержание экскурсии (отбор материала, информации).
Подобрать техническую составляющую (выбор и обоснование используемого программного обеспечения).
Составление маршрута экскурсии.
Подготовка текста экскурсии.
Составление методической разработки.
Проведение пробной экскурсии.
В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
1. познавательная ценность;
2. известность (популярность);
3. необычность (экзотичность), неповторимость;
4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой).
Рассмотрим в качестве примера экскурсию из курса истории для 5 класса.
Тема экскурсии: «Путешествие в мир доисторического мальчика»
Целевая аудитория: 5 классы
Цели экскурсии:
закрепление знаний по теме первобытные люди
Задачи экскурсии
совершить виртуальное путешествие в историю первобытного общества;
создать условия для развития уважения, гордости нашими далекими предками;
вызвать эмоциональный отклик обучающихся на трудности жизни первобытного человека;
создать условия для осознания значения первобытной эпохи в жизни современного человека.
Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты. Виртуальная экскурсия составлена на основе известной книги д,Эрвильи «Приключения доисторического мальчика». В экскурсии используются фрагменты одноименного диафильма и аудиоспектакля. В рамках экскурсии ребята не только познакомятся с жизнью первобытного человека с точки зрения сверстника, но и решая познавательные задания смогут повторить изученный материал.
Экскурсия призвана эмоционально окрасить для младших подростков эпоху первобытности, доказать её значимость в истории современного человека.
Используются авторские стихи.
Маршрут экскурсии:
Техническое и иное обеспечение экскурсии: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки, программы: Power Point 2010, для воспроизведения звука формата MP3, просмотра видео формата AVI.
Экскурсия выполнена в приложении MS PowerPoint 2010, содержит музыкальные фрагменты в формате mp3, ссылку на просмотр ролика формата avi.
Связи и переходы внутри презентации осуществляются через систему гиперссылок.
Рекомендации по использованию ресурса: виртуальная экскурсия предназначена для уроков и внеклассных занятий по истории древнего мира. Может быть использована как полностью, так и отдельными частями (станциями). (подробный конспект экскурсии находится в приложении 1).
Виртуальная экскурсия как форма работы может быть использована в рамках любого учебного предмета, по большинству изучаемых предметов, а также во внеурочной деятельности.
В качестве примера рассмотрим экскурсию, посвященную международному женскому дню.
Тема экскурсии: «О, женщина…»
Целевая аудитория: 5 - 7 классы
Цели экскурсии:
формирование представлений у обучающихся об истории праздника 8 Марта;
знакомство обучающихся с необыкновенными женщинами.
Задачи экскурсии
совершить виртуальное путешествие в историю праздника 8 марта и мир удивительных женских судеб;
создать условия для развития уважения, гордости, преклонения, восхищения к женщине – матери и труженице - через беседу об удивительных женщинах;
вызвать эмоциональный отклик обучающихся на подвиги женщин во время ВОВ и участие в покорении космоса женщинами через интересные факты и события;
показать триумфы и трагедии знаменитых женщин, которые правили народами, сражались в битвах, принимали жизненно важные решения на благо своего народа посредством исторического материала;
создать условия для осознания значения матери в жизни человека и общества на основе изречений великих людей, произведений поэзии и музыки.
Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты. Виртуальная экскурсия развивает уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре. Эта тема была, есть и будет всегда актуальной. Пополнение знаний о женщине, несомненно, повлияет на осознание детьми её значимости в их жизни, будет способствовать развитию интереса к повседневной жизни женщины, осознанию важности и необходимости присутствия женщин в жизни общества, пониманию значимости активной деятельности женщин в становлении правового государства, а также будет содействовать повышению статуса женщины.
Маршрут экскурсии:
Техническое и иное обеспечение экскурсии: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки, программы: Power Point 2010, для воспроизведения звука формата MP3, просмотра видео формата AVI.
Экскурсия выполнена в приложении MS PowerPoint 2010, содержит музыкальные фрагменты в формате mp3, ссылку на просмотр ролика формата avi. При подготовке ресурса были использованы технологические приемы Интерактивная лента и Листание.
Связи и переходы внутри презентации осуществляются через систему гиперссылок.
Рекомендации по использованию ресурса: виртуальная экскурсия предназначена для внеклассных мероприятий по теме «праздники». Может быть использована отдельными частями (станциями). (подробный конспект экскурсии смотри в приложении 2).
Как видим, задача виртуальных экскурсий несколько отличается от традиционной экскурсионной деятельности. Их тематика далеко выходит за рамки конкретных географических объектов и может быть представлена тематическими направлениями, что значительно расширяет возможности экскурсионной деятельности.
Можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае учащиеся, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют знания, полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности, развивают умения и навыки поиска необходимой информации.
Виртуальные экскурсии позволяют решить множество задач:
мотивировать детей к самостоятельной творческой работе на примере проектных работ учащихся прошлых лет;
расширять знания учащихся по информационным технологиям;
повышать наглядности и научности обучения.
Виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету но и культурному наследию.
8. Предполагаемые образовательные результаты проекта и социальный эффект.
Обобщая работу по использованию виртуальной экскурсионной деятельности на уроках истории, можно сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:
– для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;
– у многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;
– на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
– ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала.
Составлена копилка виртуальных экскурсий к материалам
1) истории Древнего мира:
- в мир доисторического мальчика;
-в мир египетских богов;
-по Древнему Вавилону;
- по Древней Индии;
- в эпоху Гомера;
- по Древним Афинам;
- семь чудес света.
2) истории Средневековой Европы:
- в рыцарский замок;
в мир готики.
3) истории России (IX – XV в.в.):
- в эпоху формирования древнерусского государства;
- в мир древнерусской культуры;
- родословие московских князей.
4) внеклассной работы:
- историю праздника День народного единства;
- дни воинской славы РФ;
- права ребенка;
- музей истории школы № 3;
- О, женщина.
Созданные мною разработки виртуальных экскурсий нашли отражение на страницах следующих интернет - порталов: Сеть творческих учителей, Фестиваль «Открытый урок» издательство «1 сентября», Инфоурок, инновационный образовательный центр «Мой университет», сайте ЧИППКРО и т.д. (см. приложение 4).
Работы сертифицированы, отмечены свидетельствами, благодарностями со стороны коллег-педагогов (см. приложение 3).
С радостью отмечаю, что в ходе применения на уроках современных технологий значительно возрос интерес к изучению предмета. Проведенный опрос показал, что при подготовке к уроку работа ученика стала более вдумчивой, при отборе исторического материала увеличился процент критического осмысления текста.
Отношение учащихся к чтению исторической литературы
Диаграмма 1
Вопросы анкетирования:
Обращаетесь ли вы к исторической литературе для подготовки к уроку?
Внимательнее ли вы теперь читаете текст, когда готовите материал к уроку?
Формулируете ли вы собственное мнение, когда готовитесь к уроку?
Можете ли вы сказать, что учиться стало интереснее?
Результаты анкетирования:
Работники школьной, детской и юношеской библиотек указывают, что учащиеся классов, где я работаю, стали чаще обращаться к литературе исторического плана, энциклопедиям и справочникам.
При выполнении творческих заданий ребятами составлены презентационные материалы, оформленные в виде проектов («Школа будущего мое видение», «Виртуальный краеведческий музей Ашинского района» и др.).
По результатам диагностики можно сделать вывод о положительной динамики успеваемости (абсолютной и качественной) по истории обучающихся во время реализации проекта.
Мониторинг качества обученности по истории (табл 1)
Год обучения |
Абсолютная успеваемость |
Качественная успеваемость |
2017-2018 |
100% |
63% |
2018-2019 |
100% |
68,26% |
Результативность исследовательской, проектной деятельности (высокий рейтинг образовательных достижений учащихся) (табл. 2)
Год |
Конкурс |
Количество участников |
Рейтинг участия |
2018 -2019 |
Районный конкурс реферативно-исследовательских работ 5 – 8 класс |
2 |
Победитель, призер |
Конкурс проектно-исследовательских работ «Древо познания» |
2 |
Победитель, призер |
Итоги участия в олимпиадах (табл. 3)
год |
уровень |
предмет |
класс |
Количество участников |
Количество победителей и призеров |
2017-2018 |
Школьный тур |
история |
5 |
11 |
5 |
2018-2019 |
Школьный тур |
История |
5 |
21 |
9 |
Школьный тур |
История |
6 |
9 |
3 |
|
Олимпиада Звезда (отборочный этап) |
История |
6 |
12 |
8 |
|
Олимпиада Звезда (заключительный этап) |
история |
6 |
8 |
1 |
Практика, которую приобретают ученики на уроках истории, является прочным фундаментом любой сферы деятельности.
Главное отличие в работы на уроке с использованием виртуальной экскурсии в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель учебной деятельности, а как активный его создатель. С помощью создания и использования виртуальных экскурсий нам удается приобщить к работе большее количество учащихся, учитывая из способности, возможности и интересы.
9. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Работа по теме проекта будет продолжена по следующим направлениям:
внедрение в практику работы новых приемов используемых технологий на основе системно – деятельностного подхода;
– формирование ключевых компетенций школьников посредством наработанной системы преподавания;
– расширение копилки виртуальных экскурсий к урокам истории и обществознания, для внеурочной работы и внеклассной деятельности;
– освещение опыта работы по проблеме «Построение процесса обучения на основе современных образовательных технологий» в рамках педагогических форумов и публикаций.
Список литературы
Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 42 с.
http://www.mediaeducation.ru/publ/jurin-grib1.shtml - _ftnref7#_ftnref7 Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. — Петроград, 1922.
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие.– М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. – 160с.
http://www.panotours.ru/ Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия
https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showentry=1165 Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет?
http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/ Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&tmpl=com
Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий
Приложения
Приложение 1
Конспект виртуальной экскурсии
Тема экскурсии: «Путешествие в мир доисторического мальчика»
Целевая аудитория: 5 классы
Цели экскурсии:
закрепление знаний по теме первобытные люди
Задачи экскурсии
совершить виртуальное путешествие в историю первобытного общества;
создать условия для развития уважения, гордости нашими далекими предками;
вызвать эмоциональный отклик обучающихся на трудности жизни первобытного человека;
создать условия для осознания значения первобытной эпохи в жизни современного человека.
Маршрут экскурсии предполагает пять «остановок»
Внешний вид;
Первые занятия;
Освоение огня;
Путь к цивилизации;
Рисунки и религия.
Слайдовые рекомендации к экскурсии
Слайд 1. Пролог.
Слайд шоу сопровождается музыкой. Картины и музыка создают настрой восприятия виртуальной экскурсии, посвященной женщине.
Анимация автоматическая
Переход на слайд 2 автоматический
Слайд 2. Титульный. «Виртуальная экскурсия в мир доисторического мальчика»
Анимация автоматическая
Переход на слайд 3 по щелчку
Слайд 3 – 5.
Рассказ о книге приключения исторического мальчика и других литературных произведениях, посвященных первым предкам человека. Авторские стихи
Анимация автоматическая.
Переход между слайдами по щелчку.
Слайд 6. Маршрут.
Анимация осуществляется щелчком по объекту маршрут.
Гиперссылки объекты экскурсии
Слайд 7. Внешний вид.
Видеофрагмент об археологических находках
Переход на слайд 5 по щелчку
Слайд 8. Внешний вид.
Прием «Пазл»
Игра-викторина, открывающая картинку облик нашего далекого предка. Кусочки пазла открываются щелчком по кусочку.
Слайд 9. «Внешний вид».
Вывод учителя.
Возвращение на маршрутный слайд по щелчку по
Слайд 10. «Первые занятия».
Анимация автоматическая
Интерактивное озученное задание открывается щелчком по заголовку слайда.
Переход на следующий слайд автоматический
Слайды 11. «Первые занятия»
Иллюстрации.
Переход на следующий слайд по щелчку.
Слайд 12. «Первые занятия».
Интерактивное озученное задание
Переход на слайд 12 по щелчку
Слайд 13.
Вывод учителя.
Возвращение на маршрутный слайд по щелчку по
Слайд 14. «Освоение огня»
Составление схемы Зачем человеку нужен был огонь.
Переходы между слайдами по щелчку
Слайд 15. «Освоение огня»
Прием «Диафильм»
Просмотр озученного слайдшоу.
Вывод учителя.
Возвращение на маршрутный слайд по щелчку по
Слайд 16 «Путь к цивилизации»
Вспоминаем новые занятия человека современного вида.
Переход на следующий слайд по щелчку.
Слайд 17. «Путь к цивилизации»
Составляем рассказ о земледелии по картинкам.
Переход на следующий слайд по щелчку.
Слайд 18 «Путь к цивилизации»
Скотоводство
Переход на следующий слайд по щелчку.
Слайд 19. «Путь к цивилизации»
Приём «Живая картина»
Интерактивное задание.
Возвращение на маршрутный слайд по щелчку по
Слайд 20 «Рисунки и религия»
Интерактивное задание
Переход на следующий слайд по щелчку.
Слайд 21. «Рисунки и религия»
Работа с иллюстративным материалом
Переход на следующий слайд по щелчку.
Слайд 22. «Рисунки и религия»
Вывод учителя.
Возвращение на маршрутный слайд по щелчку по
После щелчка по слову маршрут выходит кнопка эпилог
Слайд 23. Эпилог.
Авторское стихотворение. Подведение итогов занятия.
Анимация автоматическая
Приложение 2
Конспект виртуальной экскурсии
Тема экскурсии: «О, женщина…»
Цели экскурсии:
формирование представлений у обучающихся об истории праздника 8 Марта;
знакомство обучающихся с необыкновенными женщинами.
Задачи экскурсии
совершить виртуальное путешествие в историю праздника 8 марта и мир удивительных женских судеб;
создать условия для развития уважения, гордости, преклонения, восхищения к женщине – матери и труженице - через беседу об удивительных женщинах;
вызвать эмоциональный отклик обучающихся на подвиги женщин во время ВОВ и участие в покорении космоса женщинами через интересные факты и события;
показать триумфы и трагедии знаменитых женщин, которые правили народами, сражались в битвах, принимали жизненно важные решения на благо своего народа посредством исторического материала;
создать условия для осознания значения матери в жизни человека и общества на основе изречений великих людей, произведений поэзии и музыки.
Маршрут экскурсии предполагает пять «остановок»
История праздника 8 Марта;
Женщина – мать;
Женщина – правитель;
Женщина – воин;
Женщина – космонавт
Слайдовые рекомендации к экскурсии
Слайд 1. Пролог.
Сопровождается песней «Единственная Моя» в исполнении Ф. Киркорова. Картины и музыка создают настрой восприятия виртуальной экскурсии, посвященной женщине.
Анимация автоматическая
Переход на слайд 2 автоматический
Слайд 2. Титульный. «О, женщина…»
Анимация автоматическая
Переход на слайд 3 автоматический
Слайд 3. Маршрут.
Анимация автоматическая
Гиперссылки объекты экскурсии с надписей
Слайд 4. История праздника.
Прием «Листание»
Сопровождается кратким рассказом учителя.
Уже в Древнем Риме существовал женский день. В этот день матроны (свободно рожденные женщины), состоящие в браке, получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. Кроме того, хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах римлянки приходили в храм богини Весты – хранительницы домашнего очага.
Историю празднования Международного женского дня, принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин.
В 1910 году она была избрана делегатом на II Международную социалистическую конференцию, на которой утвердили резолюцию, предложенную Кларой Цеткин. В революционных положениях говорилось следующее: «В полном согласии с классово-сознательными политическими и профсоюзными организациями пролетариата в каждой стране социалистки всех стран ежегодно проводят Женский день, который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права. Это требование должно быть выдвинуто как составная часть всего женского вопроса в целом и в полном соответствии с социалистическими взглядами. Женскому дню следует повсеместно придавать международный характер, и он должен быть везде тщательно подготовлен».
Вот почему Международный женский день задумывался изначально не как праздник, а как чисто политическое мероприятие.
Возник этот праздник как день борьбы за права женщин.
С 1965 года этот день стал официальным выходным днем. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин. Постепенно Международный женский день в СССР все же потерял свою политическую окраску.
Сейчас международный женский день отмечается в следующих странах мира: в Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Китае, Молдавии, Югославии, Таджикистане, Украине, Белоруссии, Литве, Румынии, Италии, Болгарии, Польше и Абхазии как Международный женский день; в Узбекистане как День матери.
Возврат на маршрут с помощью
Слайд 5. «Женщина-мать».
Прием «Интерактивная лента»
Показ начинается с иконы Владимирской богоматери, стихотворения А.К. Толстого. Далее для показа используется картины женщины – матери с ребенком на руках. Показ сопровождается мелодией "Аве Мария" Франца Шуберта.
Эти слова и легли в основу неземной по красоте песни.
Возврат на маршрут с помощью
Слайд 6. «Великие правительницы России».
Прием «Листание»
Рассказ учителя.
Возврат на маршрут с помощью
Слайд 7. «Женщина-космонавт».
Анимация автоматическая
Визуальное восприятие, переходящее к рассказу о женщинах – космонавтах, Гиперссылки на слайды 8-10 через надписи «Светлана Савицкая» (слайд 9), «Валентина Терешкова» (слайд 8), «Елена Кондакова» (слайд 10)
Возврат на маршрут с помощью
Слайды 8-10 (скрыты). Рассказы о женщинах – космонавтах.
Использование звуковых файлов, записанных автором.
Возврат на слайд 7 с помощью
Слайд 11. «Женщина – воин».
Гиперссылка на внешний ресурс (видео-ролик «Никто не забыт и ни что не забыто») с помощью
.
Переход на слайд 12 по щелчку
Слайды 12-15. Рассказы о женщинах–воинах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (Герои Советского Союза Зоя Космодемьянская, Марина Раскова, Мария Октябрьская, Людмила Павлюченко) обеспечиваются звуковыми файлами, записанными автором.
Анимация по щелчку на портреты (увеличение)
Переходы между слайдами по щелчку
Возврат на маршрут со слайда 15 с помощью
Слайд 16. Эпилог.
Анимация автоматическая
Приложение 3
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку по теме: Виртуальная экскурсия в мир доисторического мальчика автор: Галимова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания, МКОУ СОШ № 3 г.Аши
Краткая характеристика работы
Учитель истории и обществознания Е.В. Галимова представила на рецензирование методическую разработку - мультимедийную презентацию "Виртуальная экскурсия в мир доисторического мальчика". Рецензируемая работа соответствует требованиям действующего законодательства в сфере образования, ФГОС ООО нового поколения, нормативно-правовых документов (СанПиН и др.), примерной программы и методических рекомендаций.
Цель работы
Цель работы - разработка презентации к уроку истории Древнего мира в 5-м классе.
Актуальность темы
Для учителя, преподающего курс истории Древнего мира в 5-х классах, очень важно учитывать психолого-возрастные особенности пятиклассников. Интерес к истории как науке, интерес к конкретной теме во многом будут зависеть от педагогического и методического мастерства учителя, способного к поиску творческих подходов к разработке сценария урока. Эффективность образовательного процесса также будет зависеть от выбора форм и методов изучения нового материала, контроля знаний обучающихся. Как показывает педагогическая практика, дети наиболее восприимчивы к нетрадиционным формам обучения, сопряженным с удивлением, открытием, эмоциональным сопереживанием.
Новизна и практическая значимость работы
Педагог разработала оригинальную авторскую методическую разработку, которая характеризуется творческим и инновационным подходом к разработке презентаций к урокам истории Древнего мира.
Достоинства работы
Представленная презентация нацелена на развитие познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, стимулирует умения и навыки к анализу. Педагог очень удачно подобрала иллюстративный материал с учетом психолого-возрастных особенностей пятиклассников. Контрольные вопросы подготовлены методически грамотно. Презентация решает одновременно две задачи: изучение нового материала и контроль его усвоения. В представленной работе педагог продемонстрировала обладание общими и профессиональными компетенциями, свидетельствующими о высоком уровне педагогического и методического мастерства.
Недостатки работы
Работа выполнена качественно, без замечаний.
Общая оценка работы
Отмеченные достоинства работы позволяют оценить её высокий уровень. Методическая разработка удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к разработке мультимедийных презентаций по истории, заслуживает самой высокой оценки и рекомендуется к тиражированию в школах Российской Федерации.
Рецензент:
Шкунов Владимир Николаевич
Жоктор педагогических наук, Доктор исторических наук, Заслуженный учитель школы РФ, Член Экспертного совета при Правительстве РФ, Член диссертационного совета по защите докторских диссертаций по педагогическим наукам при УлГУ
«10» января 2019 г.
Приложение 4
Результативность проекта
30.09.2017