Статья «Профессионально-ориентированная мотивация студентов как способ активизации обучения»

6
3
Материал опубликован 18 November 2017 в группе

Э.Р.Ястребова, преподаватель ФКПОУ «НТТИ» МИНТРУДА РОССИИ г.Новочеркасск, Ростовской области

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 «Профессиональная мотивация не формируется, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности, ее контекст»

Н.А.Бакшаева

Современная система образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированного специалиста, обладающего высокой познавательной активностью, умеющего пользоваться и наращивать имеющийся образовательный потенциал, готового к постоянному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. В настоящее время от молодого специалиста требуется не только умение использовать имеющиеся знания, владение необходимыми профессиональными действиями, способность адаптироваться к изменяющимся условиям современного производства и требованиям образовательного процесса, стремление и направленность на самообразование, способность ориентироваться в новой, порой противоречивой, информации. Решение таких актуальных задач невозможно без достаточно устойчивой мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов.

Профессионально-ориентированная мотивация обучающихся включает в себя совокупность факторов и процессов, которые побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Положительная мотивация студентов к обучению, способствующая обеспечению успешного овладения умениями и навыками, может выступать в роли компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Отсутствие же учебного мотива у обучающегося или его низкая выраженность даже при высоком уровне развития способностей не может привести к значительным успехам в учебе.

Профессионально-ориентированная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, и определяется рядом специфических факторов:

образовательной системой, образовательным учреждением;

организацией образовательного процесса;

особенностями обучающегося;

особенностями преподавателя и его отношением к учащемуся, к делу;

спецификой дисциплины, профессионального модуля.

Учебная деятельность должна быть построена таким образом, чтобы максимально раскрыть и развить способности обучающихся, предоставить возможность творческого эксперимента, нестандартного решения ситуации. Какими способами можно добиться этой цели? Современный преподаватель должен быть знаком с новейшими образовательными технологиями и предлагать студенту большой выбор активных методов обучения направленных на активизацию познавательной и творческой деятельности при решении поставленных задач. Это проблемное обучение, деловая игра, метод кейс-технологий, портфолио, мозговой штурм, метод проектов и другие. Все эти методы не только активно задействуют творческий и интеллектуальный потенциал студентов, но дают возможность решения практических задач, актуальных проблем, а это, в свою очередь, формирует профессиональные компетенции. Например, проектная деятельность  очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности.  Деловые игры, предполагающие разбор казусов из практики деятельности предприятий, анализ необычных ситуаций, «недоразумений» с точки зрения существующих экономических и нормативно - правовых положений. Анализ таких действий, позволяет участникам учебной группы не только разобраться в особенностях сложившейся ситуации, но и разработать рекомендации по достойному выходу из нее.

Одна из составляющих мотивации студентов – это возможность создания условий возникновения интереса к обучению (эмоциональному переживанию от удовлетворения познавательной потребности). Важнейшей предпосылкой для этого является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. Необходимо создать у обучающихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности, возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Каким образом? Использование в ходе учебного процесса таких вопросов и заданий, решение которых, требует от обучающихся активной поисковой деятельности. Или создание проблемной ситуации, вызывающей противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить его с помощью имеющихся у него навыков и способов деятельности. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости поиска новых источников информации и применения их в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть разнообразны. Актуальность нового материала – важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Но познание нового должно опираться на имеющиеся у обучающегося знания. Использование ранее усвоенных компетенций – одно из основных условий появления интереса.

Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу – его эмоциональная окраска, интересная подача, живое общение с преподавателем. Постановка вопросов перед обучающимися и совместных с ними рассуждений подводит студентов к определенным выводам, составляющим суть изучаемого учебного материала.

Очень важной составляющей мотивации студентов является качественный, контроль знаний. Этому способствует рейтинговая система оценивания знаний. Если обучающиеся понимают, каким образом будет оценена их работа, они более активно выполняют задания, прикладывают к этому больше усилий, в том числе и интеллектуальных. Уровень достижений, восприятие важности задания и его ценности также повышается. Опыт использования рейтинговой системы в ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России показал ее целесообразность и эффективность. Введение рейтинговых оценок стимулирует систематическую работу обучающихся в течение семестра, повышает их заинтересованность в результате обучения.

Основными признаками сформированности профессиональных компетенций является становление в сознании обучающегося профессиональной доминанты, образа мира, образа профессии, осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональную направленность составляет «совокупность профессиональных мотивов как многоаспектное, неоднородное, длительно формируемое образование» [1].

Основная задача в настоящее время - обеспечить студентов такой профессиональной подготовкой, чтобы выпускники техникума – интерната были конкурентоспособными на рынке труда, формируя профессиональную, социально-коммуникативную и личностную компетентность. Готовить таких выпускников – основная наша задача.

Список литературы

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.:Логос, 2006.-184с.

2. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке

и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 125 с.

Современные образовательные технологии: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской.- М.: КРОНУС, 2010.-432с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Элла Ревнеровна, согласен, что "Очень важной составляющей мотивации студентов является качественный, контроль знаний. Этому способствует рейтинговая система оценивания знаний. Если обучающиеся понимают, каким образом будет оценена их работа" - а как бы узнать подробности? Рейтинг с потолка? Вечером пытаюсь написать ещё коммент, не пишет, собачонка!

19 November 2017

Контроль знаний мы осуществляем практически на каждом уроке, применяя различные формы контроля. Это в свою очередь оценивается баллами, каждый вид контроля имеет соответствующее количество баллов. Например практическая работа, студент может получить от 2 до 4 баллов, в зависимости от качества выполненной работы, своевременности сдачи работы, ответов на вопросы преподавателя. Студент должен пройти все виды контроля и набрать определенное количество баллов по теме. Если болел-приходит на консультацию , отрабатывает и получает баллы. Также мотивацией к получению баллов является дополнительная работа: участие в проектной деятельности, помощь преподавателю на уроке, составление кроссвордов и самое главное- экзамен автоматом, если набранное количество баллов соответствует оценке "4" или "5".

19 November 2017

Набранное количество баллов переводим в оценку по пятибальной сиситеме. Например, по теме нужно набрать 50 баллов. 45,5 - 50 баллов - оценка "5", 35,5 - 45,4 - оценка "4", 25-35,4 - оценка "3", менее 25 баллов - "2".

19 November 2017

Похожие публикации