12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красина Лидия Александровна432
Я счастливый человек! Я занимаюсь любимым делом!
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
5

Виртуальная экскурсия: «Петербург Достоевского Ф.М.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»








Виртуальная экскурсия: «Петербург Достоевского Ф.М.»


Видеоролик




исполнитель:

Федор С,

обучающийся 9 класса;


руководитель:

Красина Л.А.,

учитель русского языка и литературы







2021

Содержание

1

Введение


2

Теоретическая часть


3

Практическая часть


4

Выводы


6

Библиографический список

























ВЕДЕНИЕ

11 ноября 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Достоевского.

К этой дате идет серьезная подготовка: в нашей школе разработан план мероприятий, посвященных этой дате, будут проведены различные выставки, беседы, конкурсы.

Недавно я посмотрел экранизацию романа Ф.М. Достоевского «Подросток», которая произвела на меня сильное впечатление – тонко были переданы чувства юноши. Мне захотелось внести личный вклад в празднование юбилея великого писателя и привлечь внимание обучающихся 10 классов к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», используя современные технологии и методы, интересные моим сверстникам.

Поэтому объектом моего исследования стало творчество Достоевского Ф.М.,

а предметом исследования – изображение Петербурга в произведениях Достоевского Ф.М.

Для начала я провел опрос среди учащихся 10-11 классов, ключевыми вопросами которого стали отношение Достоевского к Петербургу и образ этого города в произведениях писателя.

Анализ анкетирования показал, что 5 % помнят некоторые факты из биографии Федора Михайловича; 10% читали роман «Преступление и наказание»; 15% знают содержание романа «Преступление и наказание».

На вопрос: «Как Ф. М. Достоевский относился к Петербургу?» - 65% респондентов затруднились ответить.

Это и стало причиной разработки учебного проекта «Виртуальная экскурсия «Петербург Достоевского Ф.М.»

Цель проекта: показать Петербург, изображенный Достоевским в романе «Преступление и наказание» и почувствовать энергетику города, в котором тяжело жить человеку.

Для достижения поставленной цели я поставил следующие задачи:

1. Проследить путь Ф. М. Достоевского по улицам Петербурга, для чего нужно было использовать эпизоды биографии Ф.М. Достоевского

и цитаты писателя о городе.

2. Познакомить с местами города, которые изображены в романе «Преступление и наказание», для чего нужно определить адреса Петербурга, описанные в романе «Преступление и наказание» и

сопоставить эпизоды биографии и места, описанные в романе.

3. Разработать маршрут виртуальной экскурсии, для чего подобрать фотографии современного города к маршруту экскурсии.

Видеоролик «Виртуальная экскурсия: «Петербург ДостоевскогоФ.М.».и станет продуктом моего проекта.



















ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Приступая к работе над проектом, я прочиталроман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», познакомился с критической литературой о Ф. М. Достоевском, о романе, с высказываниями Достоевского о Петербурге, изучил основные положения о виртуальной экскурсии.

И понял, что Петербург завораживающе красив, значителен. Этим городом пропитана русская литература. У каждого писателя он свой, неповторимый и единственный, как , например, у А.С. Пушкина:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит…

Стали общеупотребительными понятия Петербург ПушкинаА. С.,ГоголяН. В., ДостоевскогоФ. М.

Какой он, Петербург Достоевского?

«Самый умышленный и отвлеченный город в мире». Устами своих героев писатель передает и личное отношение к нему: «…сугубое несчастье обитать в Петербурге»,«…это город полусумасшедших… Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге»…».

И все-таки Достоевский любил Петербург. Ведь это город его молодости, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат. Часто Петербург становится источником вдохновения Достоевского.

Я выяснил, что у Достоевского в Петербурге есть свои любимые места, любимое время, любимый сезон.

Меня поразило, что более всего он не любил лето Петербурга - пыль, вонь, духота. А вот весна - пробуждение природы, пора вдохновения. Достоевский обожал осень: «Самое интересное во всех отношениях время – осень, особенно если не очень ненастна. Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…».

Из книги Н.А. Анцифирова «Петербург Достоевского» я узнал, что в 20 из 30 произведений писателя присутствует образ Петербурга.

Для писателя этот город – живое существо. Поэтому так пытливо вглядывается автор в улицы, переулки, дома.

Поражает контраст города: пышное убранство и социальные противоречия.

Самый фантастический на свете город порождает самого фантастического персонажа (Раскольникова) и историю преступления и наказания.

Я заметил, что Петербург не просто место действия, но и соучастник преступления.

Полностью согласен с утверждением Н.А. Анциферова: «Раскольников так же двойствен, как и породивший его Петербург (с одной стороны, Сенная площадь - "отвратительный и грустный колорит картины"; с другой - Нева - "великолепная панорама"), и весь роман «Преступление и наказание» посвящен разгадке этой двойственности Раскольникова - Петербурга.Петербург неотделим от личной драмы Раскольникова: он является объектом угнетения столичной жизни, уничтожающей, разрушающей человеческую душу».

В романе Достоевский изображает город нищим и грязным, не говорит о красоте северной столицы: «Проходя мимо Юсупова сада … он пришёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить его с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекраснейшая и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость».

Я реально почувствовал, что Петербург – это фантастическое существо, которое в зависимости от сущности человека становится то добродетелью, то злом и подлостью.

Петербург Достоевского, как профессиональный актер меняет маски:

- город "униженных и оскорбленных",

- "подпольный" Петербург,

-трагический…























ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

До создания видеороликая умел производить видеосъемку, делать фотографии и обрабатывать снимки в фоторедакторах.

В результате работы над проектом я научился очень многому: создавать презентации в PowerPoint, MicrosoftWord,собирать и систематизироватьинформацию из Интернета.

я использовал программы KineMaster, Diamond, с их помощью создал видеоролик и теперь умею совмещать видеоряд с музыкой и речью на определенном временном отрезке. Кстати, это было самым сложным.

Совмещение видеоряда с музыкальными фрагментами и наложением голосовых файлов для меня стало настоящим испытанием.Текст не укладывался в хронометраж, а отдельные части не соответствовали видеоряду.

В итоге ролик был смонтирован.

Я приступил к реализации проекта.

Готовый видеоролик «Виртуальная экскурсия: «Петербург Достоевского Ф.М. » был предложен вниманию обучающимся 9 класса.

Через неделю был проведен опрос, из которого стало ясно, что 66 % посмотрели х/ф «Преступление и наказание», 17% приступили к чтению романа Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание».











ВЫВОДЫ

Считаю, что результаты проведенного мониторинга наглядно демонстрируют эффективность воздействия на обучающихся. Думаю, что продукт моего проекта будет мотивировать моих сверстников к изучению творчества Достоевского, чтению , просмотру экранизаций произведений, знакомству с таким разным Петербургом.

Данный ролик можно использовать на уроках литературы учителями русского языка и литературы, на библиотечных уроках, а также классными руководителями в рамках мероприятий, посвященных празднованию 200- летия со дня рождения ДостоевскогоФ.М..




















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Анциферов Н. А.. «Петербург Достоевского»

Вивальди А. « Зима» Музыкальная композиция .

Достоевский Ф.М.роман “Преступление и наказание” (текст)

Учебник Русской литературы XIX века. Ю.В, Лебедев. 10 класс. Москва “Просвещение” .

Учебник Практикум литературы XIX века 10 класс. Москва “Просвещение” Ю.И, Лыссый. 

Художественный фильм киностудии им.Горького “Преступление и наказание”, режиссёр Кулиджанов

7. Интернет – ресурсы:

7.1 https://zen.yandex.ru/

7.2 https://spb.aif.ru/society/people/umyshlennyy_gorod_kakuyu_rol_sygral_peterburg_v_tvorchestve_dostoevskogo

7.3 https://zen.yandex.ru/media/iwant_to_piter/peterburg-dostoevskogo-5e844652e366851eb08dc5a9

7.4 https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/peterburg-dostoevskogo.html#1








10


Автор материала: Ф. С (9 класс)
Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (2)

Красина Лидия Александровна
Комментарий был удалён пользователем 07 апр 2022 в 19:10
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.