12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72111
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

/data/files/x1589342751.pptx (Презентация «Влияние компьютера на здоровье школьника »)

/data/files/z1589342693.gif (0x0)

/data/files/c1604307559.docx (Ревякина Анастасия. Влияние компьютера ..3кл)

Кировское областное  государственное общеобразовательное бюджетное

  учреждение "Начальная школа пгт Оричи"

муниципальное казённое  учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом детского творчества  Кировской области

 

Всероссийский конкурс проектов для учащихся

1-4 классов «Рецепт здоровья»

 

«Влияние компьютера на

здоровье школьника»

 

                                                                                     Выполнила:

Ревякина Анастасия

ученица 3 класс

Руководители:

КрохинаЛюдмила

Анатольевна-учитель

Панагушина Елена Аркадьевна-методист

 

пгт. Оричи

2020 год

Содержание

Введение                

  1. .  Обзор литературы

1.1.  Информация о компьютерных играх                                              

1.2.Компьютерная зависимость                                                             

1.3. Основные вредные факторы, действующие на человека за

 компьютером                                                                                            

1.4. Здоровье сберегающие технологии при работе с компьютером    

 

II. Методы исследования

2.1.  Этапы работы                                                                                    

2.2. Методика исследования                                                                      

III. Результаты исследования

3.1 Результаты анкетирование учащихся нашего класса                    

Выводы                                                                                                

Рекомендации                                                                                      

Список литературы                                                                            

Приложение № 1   Анкета                                                                   

  Приложение № 2 Памятка.   Организация рабочего места                  

Приложение № 3 Диаграмма Наличие в доме компьютер                    

Приложение № 4 Диаграмма. Частота  использования компьютера    

Приложение №5 Диаграмма. Игра в компьютерные игры?                  

Приложение №6 Диаграмма .Самоконтроль игры  за компьютером? 

Приложение №7 Диаграмма .Количество времени затраченное на  игру?

Приложение № 8 Диаграмма.  Твои любимые игры?                            

Приложение №9 Диаграмма. Количество детей, имеющих компьютеры (по годам)                                                                             

Приложение №10 Диаграмма  Заболеваемость (сколиоз)                    

Приложение№11 Диаграмма Заболеваемость (снижение зрения)       

 

Введение

         Компьютерный мир  заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.    Нам нравится играть в компьютерные игры. Когда мы подолгу засиживаемся за любимой компьютерной игрой, то слышим от мамы: «Не сиди долго у компьютера, это вредно!».  

       Актуальность:  Я считаю, что выбранная мною тема важна, так как школьники проводят много времени за компьютером. Но не  все  знают, какие правила надо соблюдать, чтоб сохранить своё здоровье.

Цель:

Исследовать приносит вред или пользу школьнику в возрасте компьютерная игра 8-11 лет.

 

Задачи:

1.Найти и изучить литературу по заданному вопросу.

2. Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявления зависимости школьников от компьютера.

  3.  Сопоставить игру на компьютере у одноклассников с изменениями  здоровья по данным ежегодного медицинского осмотра.

4.Систематизаровать и проанализировать полученные результаты.

5.   Создать и распространить    памятки для школьников с гимнастикой для органов зрения.

Гипотеза: я считаю,  компьютер плохо влияет на здоровье, и не все компьютерные игры  полезны для здоровья.

Объекты исследования: компьютерные игры

Предмет исследования: отношение одноклассников к компьютерным играм.

Значимость: В ходе выполнения проекта я выясню ответна два важных вопроса:
-вред или пользу приносят компьютерные игры ?
-какие правила необходимо соблюдать при игре на компьютере?

 

Время проведения исследования: декабрь 2019г.- январь 2020г.

 

  1. Обзор литературы

1.1. Информация о компьютерных играх.

Чтобы собрать нужную нам информацию,  мы воспользовались возможностями сети Интернет, откуда  взяли необходимый материал (картинки, статьи). Мы узнали, что компьютерные игры могут нести и вред, и пользу.

Виды компьютерных игр:

  • Динамические
  • Не динамические

К динамическим играм относятся спортивные (игры-симуляторы баскетбола, тенниса, футбола), тренажерные (моделирующие полеты или гонки) и все виды игр, где стреляют и убивают.

Динамические игры — это, конечно, для темпераментных натур. А для тех, кто любит подумать и степенно все обмозговать, существуют игры нединамические.

Не динамические, это шахматы, шашки и др.  

Таким образом, игры бывают:

  • - вредные – «бродилки» (стрелялки), «леталки»
  • безвредные – «спортивные» и «гонки»
  • полезные – «стратегии», а также «головоломки», например, шахматы.

Компьютерные игры полезны:

  • Можно весело провести свободное время
  • Можно научиться работать в разных программах
  • Развивают желание создавать, учат нестандартному подходу
  • Логические игры развивают мозг и память
  • Развивают быстроту реакции и внимание.

Компьютерные игры вредны:

  • Жестокие игры приучают к насилию и агрессии.
  • Ухудшение зрения. Ухудшение зрения от работы за компьютером происходит практически у каждого человека. Происходит нехватка в организме витамина «А».
  • Снижение желания общаться.
  • Вызывают болезни суставов и позвоночника, От длительного сидения за компьютером развивается переутомление мышц, нарушается кровообращение, развивается дистрофия.
  • Вызывают привыкание.
  • Снижение успеваемости в школе.
  • Азартная зависимость.

Самым уязвимым местом пользователя компьютера  являются  нервы. Мерцание экрана сильно напрягает нервную систему, шум вентиляторов, большой поток информации расшатывает нервы, появляется раздражительность.

 

1.2.Компьютерная зависимость

Признаки зависимости

 Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

 Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

 Прогулял школу – сидел за компьютером.

 Приходит домой, и сразу к компьютеру.

 Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

 Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

 Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия — интерес.

 Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.

Симптомы зависимости

Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:

 - психические;

 - социальные;

 -духовные.

Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером  или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.  

Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного — неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли  дорогая цена? 

1.3.Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

 Сидячее положение в течение длительного времени;

 Воздействие электромагнитного излучения монитора;

 Утомление глаз, нагрузка на зрение;

 Перегрузка суставов кистей;

 Стресс при потере информации.

Сидячее положение

У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации)

Электромагнитные излучения сверхнизкой частоты не обладают способностью вызывать ионизацию, а, соответственно, и мутации. Их действие на живую клетку мало изучено, однако известно, что они за относительно короткий срок воздействия (10-15 лет) не приводят к возникновению злокачественных опухолей.

Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице - дозу вы получите примерно одну и ту же.

 

Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза.

 

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.

 

1.4. Здоровье сберегающие технологии при работе с компьютером

Основные правила гигиены зрения.

Комфортное рабочее место.

Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Гимнастика для глаз.

Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

 

  1. Методы исследования

2.1. Этапы работы

Выполнение работы проводилась в несколько этапов:

1.Подготовительный этап: постановка задачи и цели исследования; изучение литературы,

2.Описательный этап:

3. Аналитический этап: анализ результатов анкетирования

4.Отчётный этап: оформление исследовательской работы.

5. Информационный этап: знакомство учащихся моего класса с результатами работы.

2.2.Методика исследования

  1. Сбор информации о компьютере и компьютерных играх.

2.2.2.Анкетирование одноклассников.

 2.2.3.Обработка полученной информации и оформление проекта

2.3.Сроки проведения исследований

декабрь 2019г.- январь 2020г.

 

  1. .Результаты исследования

Анкетирование проводилось среди учащихся 3 «в», «г» классов в количестве 47человек.

Приложение №1

 

3.1.Результаты анкетирования учащихся 3 класса

 

   

да

нет

1.Наличие в  доме компьютера

44

3

2.Часто пользуешьсякомпьютером, для получения необходимой информации?

23

24

3.Играешь ли ты в компьютерные игры?

28

19

4. Можешь ли ты контролировать   временя игры на компьютере?

Могу сам

Родители

37

10

5. Какое количество времени ты тратишь на игру?

Менее 30 мин

2 часа и более

37

10

6.Какие твои любимые игры:

 

гонки

20

стрелялки

19

бегалки

18

обучающие

12

стратегии

6

поиск предметов

19

 

Вывод : по результатам  анкетирования  у 44 учащихся есть компьютеры у 3нет,   23 часто пользуются компьютером,играют в компьютерные игры28учащихся, нет 19,  37 учеников могут контролировать свою время работы,  10 нет,  37 человек сидят за компьютером менее 30минут, 10 более 2часов. (Приложение 3,4,5,6,7,8)

3.2.  Влияние компьютеров на состояние здоровья школьников начальной школы

При участии медика школы  я  провела анализ  заболеваемости  сколиоза и  зрения у школьников 3классов у которых имеются компьютеры с 2018 по 2020 год .

 Сопоставление статистических данных: рост количества компьютеров у учащихся и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров

.

Количество детей, имеющих компьютеры  (по годам)

Заболеваемость детей

Сколиоз

Снижение зрения

2018 год

37 шт.

16% (6 человек)

5 %(2- человека)

2019 год

38 шт.

18 % (7 человек)

18% (7 человек)

2020 год

44  шт.

 20% (9 человек)

30 %(13 человек)

 

В таблице отражены данные медосмотра.

Вывод

Наблюдается тенденция повышения роста заболеваемости органов зрения с 5%(2-человека)  в 2018году до 30%(13 человек)в 2020г., опорно-двигательной системы с 16%(6 человек) в 2018 до 20%(9 человек) в  2020г.г.(Приложение 9,10,11)

 

 Выводы по результатам исследования

По результатам анкетирования, я выяснила, что все ребята в классе имеют дома компьютер, умеют им  пользоваться. Большую часть времени проводят  за играми, а не для получения необходимой информации. Немногие задумываются о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть. 

1. Изучила информацию поданной теме.

2. Провела анкетирование среди школьников.

3. Провела анализ полученных данных и оформила проект

       4.Провели беседу в классе и  составили памятку по безопасному пользованию компьютером.

Моя  гипотеза подтвердилась не полностью.

Нельзя сказать, что компьютерные игры – это хорошо и можно играть сколько хочется, и в любые игры. Как  нельзя сказать, что плохо и надо отказаться от них.

       

Рекомендации

      Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир.

    Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди.

     Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

  • Я думаю, что мой проект  полезен   для ребят, которые увлекаются компьютерными играми.
  • После завершения проекта мы с одноклассниками  сможем:
  • - оценивать полезность компьютерных игр;
  • - выбирать игры, развивающие мышление, логику, мелкие мышцы руки;
  • - следить за временем, проведенным у компьютера;
  • - рассказывать о необходимости соблюдения правил безопасного поведения за компьютером своим близким, знакомым

 

Список литературы

 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ Сост. А.П. Савин,

 В.В. Станцо, А.Ю. Котова:-М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

http://vse-sekrety.ru
Козак Т., Ребенок и компьютер, http://web.unl.udm.ru
http://infoazbyka.ru/ 

Савина Л.Б., Советы детям,  http://internat34.narod.ru/index/0-30

market.yandex.ru

 

Приложение №1

АНКЕТА

Дорогие ребята!

Я провожу исследование на тему «Влияние компьютера на

здоровье школьника»

Прошу ответить на несколько вопросов:

 

  1. 1.Наличие в  доме компьютера.
  2.  

2.Часто пользуешься компьютером, для получения необходимой информации?

  •  

3.Играешь ли ты в компьютерные игры?

Да            нет

4. Можешь ли ты контролировать   временя игры на компьютере?

Могу сам         контролируют родители

      5. Какое количество времени ты тратишь на игру?

Менее 30 мин.               2часа и более

      6.Какие твои любимые игры?

  • Гонки
  • Стрелялки
  • Бегалки
  • Обучающие
  • Стратегии
  • Поиск   предметов

 

Спасибо за сотрудничество.

 

 

Приложение №2

Организация рабочего места при работе за компьютером

Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.

Стул должен быть обязательно со спинкой.

Сидеть от компьютера на расстоянии не менее 50-70 см (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана.

Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы.

Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см.

Руки свободно лежат на столе.

Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.

Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.

До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.

Необходимо чаще проветривать комнату, а также установить аквариум или другие емкости с водой, так как они увеличивают влажность воздуха.

Зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому.

1.На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3.Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

4.Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

 

Комплекс упражнений при работе за компьютером

1.Сидя на стуле, выпрямить спину, руки положить на колени. Отвести прямую правую руку в сторону, развернуть корпус тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положить руку снова на колени - выдох. Затем повторить движения левой рукой. Это упражнение активизирует дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.

2. Исходное положение то же. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнять над полом и потянуть на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнять пальцы над полом, сделать перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

3.Сложить руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делать круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затекшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

4.Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставить в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернуться в исходное положение. Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитировать ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.

5. Кисти к плечам. Повернуть корпус тела, потянуться локтем к спинке стула. Это улучшит работу суставов позвоночника. Руки за голову. Сделать поворот направо, потом – налево. Упражнение разминает мышцы шей и улучшает работу суставов в шейном позвоночнике.

6.Сесть и плотно прижаться к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклонить голову к плечу, затем сделать несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представить, что на груди у вас лежит мячик и попробовать столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы - тем самым параллельно выполняется гимнастика для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы.

 

 

Приложение № 3

Наличие в  доме компьютера.

Приложение № 4

Часто пользуешься компьютером, для получения необходимой информации?

Приложение № 5

Играешь ли ты в компьютерные игры?

Приложение № 6

 

Можешь ли ты контролировать   временя игры на компьютере?

Приложение № 7

 

Какое количество времени ты тратишь на игру?

Приложение № 8

 

Какие твои любимые игры?

Приложение № 9

Количество детей, имеющих компьютеры  (по годам).

Приложение № 10

 

Заболеваемость (сколиоз)

Приложение №11

 

Заболеваемость (снижение зрения)

 

Автор материала: А. Ревякина (3 класс)
Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 13.05.20 в 07:11 0Ответить Пожаловаться
Полезная и актуальная тема! Спасибо за работу!
Надежда Алексеевна Паршукова, 13.05.20 в 08:20 0Ответить Пожаловаться
Очень актуальная тема.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.