Исследование «Влияния вредных факторов на здоровье школьников при неконтролируемой работе за компьютером»

3
0
Материал опубликован 28 September 2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 84 Центрального района Волгограда»

Исследование влияния вредных факторов на здоровье школьников при неконтролируемой работе за компьютером

Выполнили:

ученица 11 А класса Борисова Алиса

ученица 10 Б класса Аплеталина Виктория

учитель биологии:

Галицина Диана Витальевна

Волгоград 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5-6

Глава 1. Опасности реальные и мнимые 7

Глава 2. Компьютерный зрительный синдром (КЗС) 7-12

2.1. Причины 7-9

2.2. Профилактика и коррекция КЗС 9-11

2.3. Упражнения для глаз 11-12

Глава 3. Туннельный синдром или синдром запястного

канала 12-19

3.1. Признаки туннельного синдрома 13-14

3.2. Причины развития и возможные последствия 14-16

3.3. Профилактика 17-18

3.4. Упражнения для рук 18

3.5. Клавиатура 18-19

Глава 4. Электромагнитное излучение 19-25

4.1. Защита от электромагнитного излучения 19-20

4.2. Электростатическое поле, ионизация 20

4.3. СанПиН на страже здоровья ребенка 20-22

Глава 5. Мониторная болезнь 22-25

Глава 6. Заболевания позвоночника 25-27

6.1. Остеохондроз 26

6.2. Профилактика заболеваний позвоночника 27

Глава 7. Стресс, депрессия и другие нервные расстройства 27-32

7.1. Деградация «компьютерного» поколения 27-28

7.2. Некоторые психологические особенности общения

школьников посредством сети Internet 28-29

7.3. Результаты исследования 29-32

Заключение 32-35

Список литературы 36

 

Объектом исследования является процесс формирования здоровья учащихся через личностно - ориентированный подход к оздоровлению учащихся.

Предметом исследования являются особенности организации процесса работы за компьютером учащимися 8-11-х классов, ведущие к ухудшению их здоровья

Цель исследования:

проанализировать влияние основных вредных факторов на здоровье учащихся, работающих длительно за компьютером:

сидячее положение в течение длительного времени;

воздействие электромагнитного излучения монитора;

утомление глаз, нагрузка на зрение;

перегрузка суставов кистей;

стресс при работе с большим количеством информации;

Интернет-зависимость.

Задачи:

изучить, проанализировать, обобщить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся, при работе за компьютером;

изучить проблему, так называемого «вредного влияния компьютера на здоровье ребенка» сопоставив разные точки зрения;

выяснить последствия компьютерной зависимости у учащихся;

исследовать проблему влияния компьютера на интеллектуальное и личностное развитие школьника;

организовать обсуждение получаемых в ходе исследования результатов среди учащихся школы, в индивидуальных собеседованиях с учащимися и их родителями, а также предоставить полученные материалы для проведение родительских собраний с целью анализа структуры здоровья школьников, выявления причин понижения его уровня и выработки совместных программ соответствующих действий по их устранению.

Почему эту проблему важно изучать

В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном. Хорошо это или плохо? Некоторых родителей, с раннего возраста приучающих детей к компьютеру, это радует: ребенок сидит дома, не пропадает на улице, а поэтому у них не возникает причин для беспокойства. На чрезмерное увлечение компьютером родители, как правило, не обращают внимания до тех пор, пока в поведении ребенка не появляются ярко выраженные отклонения, такие как воровство денег, прогулы школьных уроков. Но даже эти симптомы не всегда воспринимаются как серьезное нарушение в развитии ребенка. На самом деле игровая или компьютерная зависимость рассматривается психологами и психиатрами как одна из форм аддитивного поведения.


 

Значимость работы

Изученные материалы, а также полученные результаты, расширяют представления об особенностях взаимодействия организма человека, в данном случае школьников, и персонального компьютера. Это особенно актуально для детей, ввиду незавершенности роста, развития и совершенствования функционирования всех систем организма ребенка. Если значительные потери здоровья детей и подростков связаны с возросшей интенсивностью обучения в школе и дома, постоянным нахождением учащихся (особенно старших классов) в информационном поле , то внедрение личностно - ориентированного подхода к оздоровлению и образованию учащихся позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников. Эти результаты будут способствовать воспитанию у ребёнка потребности быть здоровым. Необходимо научить его этому, организовать помощь в сохранении и формировании здоровья. Выпускник школы должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и формировать его.

ВВЕДЕНИЕ

«Все свое ношу с собой», - сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека - он сам, его здоровье. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Еще в прошлом веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем всё становится источником наслаждения». Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важной общественной ценностью.

Здоровье школьников в соответствии с Законом РФ « Об образовании» отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Благодаря объявленному приоритетному национальному проекту «Образование» внедряются инновационные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Состояние здоровья детского населения Российской Федерации вызывает большую тревогу общества и Правительства. Среди детского населения отмечается высокая патологическая пораженность (более 90%), при этом частота и выраженность хронических заболеваний интенсивно увеличивается в период пребывания в школах.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни и деятельности современного общества. Но, как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой новые проблемы.

В настоящее время в школьном образовании используются новые информационные технологии. Их применение в современном образовательном учреждении создает специфический микроклимат окружающей среды, характеризующийся такими физическими факторами, как шум, вибрация, электромагнитное поле, статическое электричество и др.

Более того, процесс восприятия материала требует от ученика более значительного, чем при других методах обучения, зрительного, эмоционального, умственного напряжения. Восприятие информации с экрана телевизора или монитора компьютера значительно увеличивает зрительную нагрузку. Под влиянием работы на компьютере страдают, прежде всего, глаза, зрение. Различение знаков со светящегося экрана чередуется с переводом взгляда на клавиатуру, вызывает напряжение мышц двигательного аппарата. Статическая неподвижная рабочая поза, вызывающая усталость и боль в мышцах рук, шеи, плеч и спины, может привести к нарушениям опорно-двигательного аппарата, ухудшению состояния здоровья школьников, снижению работоспособности, внимания, головным болям, общему утомлению учащихся.

Эти проблемы коснулись и нашей школы. Все чаще на уроках стали использоваться технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, мультимедийный проектор и др.), работают 2 компьютерных класса.

На проведение данной работы меня подтолкнула мысль, что с одной стороны мы часто слышим от взрослых, что "Компьютер ребенку не нужен! И даже вреден", - такой точки зрения придерживаются довольно многие зарубежные врачи, психологи и педагоги. "Его излучение и мерцание экрана вредны для зрения и для общего состояния здоровья; погружение в иллюзорные миры уводит от реальности; все эти компьютерные игры губят воображение; компьютер крадет у ребенка часы нормального человеческого общения, которое он никогда не сможет заменить". Организм человека осуществляет свою деятельность путем ряда сложных процессов, механизмов, в том числе используя внутри- и внеклеточную передачу информации с помощью электромагнитных полей и соответствующей электрической регуляции. В связи с этим электромагнитная среда обитания фактически может рассматриваться как источник помех жизнедеятельности человека и биоэкосистем. Возникает проблема биоэлектромагнитной совместимости – проблема взаимного влияния живых организмов и технических средств.

С другой стороны, компьютер - это наше будущее. Мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. Работа на компьютере обучает школьников новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки все возрастающих потоков информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. Развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных телекоммуникационных средств тоже очень актуально на сегодняшний день.

Кто прав? И как рационально использовать компьютер, для активизации познавательной и творческой деятельности школьников не нанося вреда своему здоровью? Какие рекомендации дать учащимся, их родителям и педагогам?

В связи с вышесказанным была сформулирована тема исследования:

«Исследование влияния вредных факторов на здоровье школьников при неконтролируемой работе за компьютером».

Методы исследования:

подбор и анализ литературы, связанной с данной проблемой;

проведение опроса среди учеников;

наблюдение, сравнение, анализ и обобщение полученных результатов;

формулирование гипотезы;

выявление научной новизны и практической значимости исследования.

 

Глава I

Опасности реальные и мнимые.

К основным вредным факторам, влияющим на состояние здоровья людей, работающих за компьютером относят:

Компьютерный зрительный синдром (КЗС).

Туннельный синдром или синдром запястного канала.

Мониторная болезнь (стресс при работе с большим количеством информации).

Электромагнитное излучение.

Мониторная болезнь.

Заболевания позвоночника.

Стресс, депрессии и другие нервные расстройства


 

Глава 2.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ СИНДРОМ (КЗС)

Термин Компьютерный Зрительный Синдром (КЗС) был впервые введен Американской ассоциацией оптометристов в 2001 году как “Computer Vision Syndrome (CVS)” и обозначается как комплекс отрицательных проявлений зрительного утомления, связанного с работой за монитором.

Ежегодный прирост числа компьютеров в России составляет более 500 тысяч. Жалобы встречаются у 65-75% пользователей персональных компьютеров (ПК). У части пользователей ПК астенопия возникает уже через 2 часа, у большинства через 4 часа, и у всех через 6 часов.

2.1. ПРИЧИНЫ:

характер экранного изображения:

- самосветящееся, а не отраженное;

- низкий контраст, уменьшающийся еще больше за счет внешнего освещения;

- состоящее из дискретных точек – пикселей;

- мерцающее (мелькающее) - чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;

- не имеет четких границ, как на бумаге, так как пиксели характеризуются не ступенчатым, а плавным перепадом яркости с фоном.

малое расстояние от глаз до монитора;

наличие бликов на экране от внешних источников света;

недостаточная / избыточная яркость экрана;

недостаточная / избыточная освещенность помещения;

неудачный выбор цветов на экране;

недостаточное качество монитора;

слишком высокое расположение монитора;

необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст;

слишком мелкие элементы на экране;

недостаточное увлажнение глазного яблока слезой вследствие интенсивного испарения слезы с роговицы из-за слишком редкого моргания (чрезмерная концентрация внимания при работе с компьютером подавляет его);

спектр излучения дисплея не соответствует максимальной спектральной чувствительности фоторецепторов сетчатки глаза.

И как следствие, появление следующих симптомов:

зрительных:

снижение остроты зрения;

затуманивание зрения;

трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние и обратно (замедленная перефокусировка);

кажущееся изменение окраски предметов;

двоение видимых предметов;

«мурашки» и потемнение в глазах;

избыточная световая чувствительность;

снижение зрительной работоспособности;

зрительное утомление.

глазных:

 

боли в области глазниц и лба;

боли при движении глаз;

покраснение глазных яблок;

чувство «песка» в глазах;

слезотечение;

резь в глазах;

«сухость» глаз;

жжение в глазах.

У детей происходит формирование оптического аппарата и длительная работа за компьютером может также вызвать быстро прогрессириующую приобретенную близорукость. А зрительные и нервно-психические нагрузки, при долговременной работе за ПК, также могут вызвать спазмы лица и головные боли («синдром видеоигровой эпилепсии»).

КЗС – новая глазная патология, актуальность которой все больше возрастает в последние годы. Он не имеет патогномоничных симптомов. Для постановки диагноза важна непосредственная связь определенных жалоб с работой за экраном монитора длительное время и отсутствие других причин. КЗС в основном подвержены люди молодого возраста, активно работающие за экраном монитора более 4 часов в день. Объективные изменения органа зрения – это прогрессирование миопии и «синдром сухого глаза». Пациенты с КЗС могут длительное время наблюдаться с другим диагнозом (хронический конъюктивит, синдром сухого глаза и др.)

Выводы:

Изменения функционального состояния зрительного анализатора пользователей ПК отличаются по сравнению с другими видами зрительнонапряженного труда. Наступают нарушения мышечного аппарата глаза (сдвиги мышечного равновесия глаз – фории), системы аккомодации («спазм аккомодации», уменьшение объема аккомодации) и нарушения со стороны сенсорной системы (сетчатки: функциональная несостоятельность, нарушение контрастной чувствительности; и зрительной зоны коры головного мозга)

2.2. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ КЗС

Немедикаментозные методы:

правильная организация рабочего места и режима работы;

приспособление органа зрения к изображению на экране;

упражнения для глаз;

полноценное сбалансированное питание.

Медикаментозные методы:

витамины, содержащие натуральные антиоксиданты – антоцианозиды черники, бета-каротин;

применение мягких циклоплегиков;

научно оправдано применение препарата Стрикс® в комплексной профилактике и терапии КЗС у детей и взрослых;

помните, что непрерывная работа за любым компьютером перегружает глаза – будь это современный ЖК-монитор или «старинная» лучевая трубка. Снизить переутомление помогут очки с цветными светофильтрами. Они поглощают вредный для сетчатки и хрусталика ультрафиолет, а также повышают работоспособность;

чтобы не допустить пересыхания и воспаления глаз, во время работы старайтесь как можно чаще моргать. Нормой врачи считают один раз в 5-6 секунд. Если это не помогает, можно воспользоваться глазными каплями типа «искусственная слеза».

Наиболее эффективным методом устранения КЗС, по мнению многих врачей, оказывается комплексный подход – мероприятия, направленные на устранение функциональных нарушений всех компонентов зрительной системы (сетчатка, мышечный аппарат, зрительная зона коры головного мозга).

В первую очередь, при длительной работе за компьютером настоятельно рекомендуется перейти на ЖК-монитор (если вы все еще работаете за старым трубочным мастодонтом). Дело в том, что изображение на мониторах с электронно-лучевой трубкой характеризуется частотой обновления экрана, чем ниже эта частота – тем сильнее заметно мерцание и тем сильнее устают глаза. Считается, что после 75 герц мерцание монитора незаметно, однако, даже незаметное, оно всё равно оказывает влияние на зрение. Даже при 100 Гц глаз способен уставать. ЖК-матрицы же не мерцают вовсе.


 


 


 


Расстояние до монитора должно быть не меньше 64 см


ЖК мониторы с TN-матрицей подойдут для работы с офисными программами и интернет-приложениями. Для профессиональной деятельности (фотография, работа с цветами и изображениями) существуют профессиональные ЖК мониторы с матрицей S-IPS. Да, они стоят дороже TN-моделей чуть ли не в 2 раза, зато обеспечивают комфорт в работе. Для инженерной графики подойдет большая (23-26 дюймов) ЖК-панель с матрицей типа PVA, чуть менее дорогой, чем IPS.

Минимальная диагональ экрана должна составлять 17 дюймов. Некоторые все еще покупают 15-и дюймовые ЖК мониторы, стремясь на каждом сэкономить 500-1000 рублей. Но все популярнее становятся мониторы 19-и дюймовые с тем же разрешением, что и «семнашки», но с большим размером пикселей.

Требования к монитору, за которым работает ребенок:

количество цветов не менее 256;

размер зерна не более 0,28 мм;

частота регенерации не менее 75 Гц;

возможность регулировки яркости и контраста изображения.


 


 


 


 


 


 

В комплекте с многими мониторами поставляются программы
для тонкой настройки цветности


 

      Монитор должен находиться на расстоянии не менее 64 см от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора). Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В то же время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы с которыми вы работаете. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, чтобы они находились на одной высоте, для этого нужно приобрести подставку для книг. И почаще протирайте экран монитора. Естественно как можно чаще необходимо прерывать работу и давать глазам отдохнуть (желательно каждый час делать 10-15 минутный перерыв), причём если с монитора переключиться на телевизор толку будет мало.

Необходимо с раннего детства научить ребенка выполнять несложные упражнения для глаз.

2.3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ:

Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд

Быстро моргайте в течении ~5-10 сек.

Сделайте несколько круговых движений глазами.

Несколько раз поменяйте фокус, для этого смотрите сначала на какую либо точку на окне (если оно очень чистое, можно приклеить маленькую бумажку) а потом вдаль (на облака, далёкий дом и т.д.)

Запрокиньте голову назад как можно дальше и смотрите на кончик носа. При этом сделайте полный вдох, затем выдох. Повторите 2-3 раза.

Круговые движения глазами – в одну и в другую сторону. Сначала открытыми, затем – закрытыми. Повторите 10-20 раз.

Указательный палец приставьте к кончику носа. Смотря на кончик пальца, с вдохом отведите его на расстояние вытянутой руки. С выдохом возвратите палец обратно к носу. Повторите 3-4 раза.

Глазами описываем «восьмерки» – горизонтальную и вертикальную. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторите 2-3 раза в каждую сторону.

Если есть возможность, расслабьтесь и полежите с закрытыми глазами 10 минут. Для снятия раздражения, или для отдыха глаз возьмите заваренный чайный пакетик (уже холодный) положите на глаза и лежите ~ 10 минут.

И еще. По мнению офтальмологов, даже длительная и напряженная работа на компьютере не вызывает у взрослых серьезных глазных заболеваний. Иначе обстоит дело с детьми. Зрительный аппарат ребенка несовершенен и продолжает формироваться, и потому санитарные нормы жестко регламентируют допустимое время его работы на компьютере – в зависимости от возраста. Но поскольку оторвать ребенка от компьютера чрезвычайно трудно, то и нормы эти соблюдаются редко, а в результате зрение его ухудшается.


 

Глава 3.

ТУННЕЛЬНЫЙ СИНДРОМ ИЛИ СИНДРОМ ЗАПЯСТНОГО КАНАЛА

      Итак, при работе за компьютером, у нас в правой руке (реже в левой) компьютерная мышь. Но далеко не все знают, что использование мыши опасно для здоровья. Кисти, запястья, предплечья, плечи – все это из-за мыши может серьезно пострадать. Для многих опасность, исходящая от мыши и других устройств ввода, не новость. О «мышиных проблемах» начали говорить с конца 90-х годов. Самым известным заболеванием, связанным с использованием мыши, клавиатуры является карпальный туннельный синдром – КТС или его еще называют синдромом запястного канала – СЗК. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название туннельного синдрома или синдрома запястного канала, а так же, приобрела статус профессионального заболевания компьютерщиков (программистов, машинистов и людей, работа которых ведётся в основном на компьютере). Оказалось, что такая боль связана со сдавлением (компрессией) тех или иных нервов на пути их следования. Практически каждый нерв проходит хотя бы через одно или несколько костных сужений или, как их еще называют, туннелей. И если здесь нерв сдавливается, появляются жгучая боль или онемение.

Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Защемление может быть вызвано распуханием сухожилий проходящих в непосредственной близости к нерву а так же, распуханием самого нерва.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Причиной же защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений (например, при работе с мышкой) или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находиться в постоянном напряжении.

Всё это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Стоит заметить что боль в руках может быть вызвана не только защемлением запястного нерва, но и повреждением позвоночника (остеохондроз, грыжи межпозвонковых дисков) при котором повреждается нерв, идущий к рукам от спинного мозга.

3.1. ПРИЗНАКИ ТУННЕЛЬНОГО СИНДРОМА

При появлении следующих симптомов можно говорить, что у человека развивается туннельный синдром:

появление неприятных ощущений в области запястья, ладони и пальцев рук (в проекции расхождения ветвей срединного нерва);

со временем появляется ослабление пальцев и слабость пораженной ладони, онемение, боль и тяжесть в руке;

болезненность и онемение ладоней заставляют просыпаться, т.к. во время сна человек не контролирует положение рук;

неловкость ладони и пальцев создает затруднение при письме, а попытка поднять любой более-менее тяжелый предмет приводит к возникновению жгучей боли в запястном суставе.

 

  


 


 


 


 


 

3.2. ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Указанный синдром по существу представляет собой травму запястья. Чтобы понять причину его появления, следует разобраться в анатомии и физиологии.

Запястье – это место соединения лучевой и локтевой костей (костей предплечья) и восьми костей кисти (мелких костей ладони).
Через запястный канал – туннель (
отсюда туннельный синдром) проходят срединный нерв и 9 сухожилий мышц кисти. Срединный нерв обеспечивает чувствительность поверхности большого, указательного и среднего пальцев со стороны ладони, поверхности безымянного пальца, обращенной к большому пальцу, а также тыльной стороны кончиков тех же пальцев. Срединный нерв иннервирует мышцы, обеспечивающие движение большого, указательного и среднего пальцев. Таким образом, срединный нерв выполняет две функции – обеспечивает чувствительность и движение. Сам туннельный канал очень узкий. В нем то и сдавливается, т.е. защемляется срединный нерв. Отсюда и появление расстройств чувствительности и движений рук.

Причиной же защемления может быть распухание сухожилий, проходящих вблизи с нервом, а также отек самого нерва. Это в свою очередь нарушает кровообращение, нарушается питание тканей, что еще больше усиливает отек их и сдавления в туннеле.


 


 

Все указанные симптомы и жалобы – есть следствие постоянной статической нагрузки на одни и те же мышцы, большого количества однообразных движений при работе с мышкой, чрезмерного изгиба в запястье. Вообще человеческий организм всегда болезненно реагирует на длительные постоянные нагрузки. Давно известно, что у тех, кто вручную занимается ковровой росписью или же расшивает узорами ткани, развиваются те же симптомы, что и у операторов, работающих с мышью.

Человек, у которого развился туннельный синдром, теряет работоспособность на срок до нескольких месяцев и даже лет. Следует иметь ввиду, что ощущение боли и дискомфорт в руках могут быть вызваны не только защемлением срединного нерва, но и повреждением позвоночника (остеохондроз, грыжа межпозвоночных дисков) при котором повреждается нерв, идущий к рукам от спинного мозга.


 


 


 


 


 


 

Диагноз ставится при осмотре пациента неврологом. Из инструментальных методов используется электромиография, с помощью которой можно установить степень повреждения мышц предплечья.

При острой боли, сильном воспалении и тяжелом течении туннельного синдрома проводится медикаментозное лечение. Оно включает в себя введение в область запястья кортикостероидов (преднизолон, дексаметазон), применение улучшающих кровообращение (вазоактивных) препаратов (трентал, никотиновая кислота), противовоспалительных препаратов (ибупрофен).

 

При отсутствии эффекта от медикаментозной терапии туннельного синдрома возникают показания к оперативному лечению (открытым способом или эндоскопически).


 


 

3.3. ПРОФИЛАКТИКА


 

    Для профилактики и лечения синдрома запястного канала следует позаботиться об эргономичности рабочего места ребенка, как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой набор упражнений для рук.


 


 


 


 


 


 


 

А также:

При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов)

При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.


 


 


 


 


 


 

Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, специальной формы клавиатура или компьютерный стол с такими выпуклостями).

3.4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК

      Чем чаще ребенок будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.

Несколько раз поднять и опустить руки, встряхнуть ими.

Несколько раз сжать пальцы в кулаки, а потом полностью расслабить ладони (~10 раз).

Сделать 10-12 вращательных движений кистями.

Сделать несколько вращательных движений руками, сжатыми в кулаки.

Вытянуть руки перед собой и быстро шевелить пальцами в течение минуты.

Медленно надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, выворачивать ладонь и запястье наружу. Повторить 5-7 раз.

Впрочем, движения могут быть и другими, главное – они должны быть разнообразными. С помощью этих упражнений улучшается кровообращение в мышцах.


 


 


 

3.5. КЛАВИАТУРА

Иногда встречаются настолько высокие клавиатуры, что пользователям приходится работать, сильно загибая вверх кисти в запястьях. Такие клавиатуры – одна из основных причин развития карпального туннельного синдрома. Лучший выход в таком случае – поменять клавиатуру, если же это невозможно, то используйте специальные подставки под запястья.

Угол между поверхностью клавиатуры и рабочей поверхностью стола, позволяющий достичь оптимального положения кистей рук – от 2 до 15 градусов. Сейчас на нижней поверхности даже самых дешевых клавиатур имеются ножки, позволяющие изменить угол наклона. Попробуйте поработать с разными их положениями.

Если ребенку приходится много печатать, то имеет смысл попробовать клавиатуру, у которой панель разделена пополам с возможностью поворачивать половинки относительно друг друга и наклонять. Такая клавиатура дороже, к ней надо привыкнуть, но она позволяет держать кисти рук в более удобном положении.

Клавиши должны нажиматься легко и мягко. Клавиатуры со слишком тугими клавишами – прямой путь к болезням кистей.

Глава 4 ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

Как и все приборы потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение. Причём из бытовых приборов, с ПК по силе этого излучения могут сравниться разве что микроволновая печь или телевизор, однако в непосредственной близости с ними мы не проводим очень много времени, а электромагнитное излучение имеет меньшее воздействие с увеличением расстояния от источника до объекта. Таким образом, компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.

В настоящее время о влиянии электромагнитного излучения на организм человека, практически ничего не известно, да и за компьютерами мы сидим пока лет 20. Однако некоторые работы и исследования в этой области определяют возможные факторы риска, так например, считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы и аномалии в процессе беременности.

4.1. ЗАЩИТА ОТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

По возможности, стоит приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространённых ЭЛТ мониторов (монитор с электроннолучевой трубкой).

При покупке монитора необходимо обратить внимание на наличие сертификата.

Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от ребенка.

Не оставляйте компьютер включённым на длительное время если вы его не используете, хотя это и ускорит износ компьютера, но здоровье полезней. Так же, не забудьте использовать «спящий режим» для монитора.

В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами. Особое внимание стоит обратить на установку монитора в детских комнатах.

По возможности, сократите время работы за компьютером, и почаще прерывайте работу за ним. Смена видов деятельности пойдет вам только на пользу.

      

4.2. ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ, ИОНИЗАЦИЯ

    При работе, компьютер образует вокруг себя электростатическое поле, которое деионизирует окружающую среду, а при нагревании платы и корпус монитора испускают в воздух вредные вещества. Всё это делает воздух очень сухим, слабо ионизированным, со специфическим запахом и в общем «тяжёлым» для дыхания. Естественно, что такой воздух не может быть полезен для организма и может привести к заболеваниям аллергического характера, болезням органов дыхания и другим расстройствам. Необходимо как можно чаще проветривать помещение, где находится работающий компьютер. А также регулярно проводить влажную уборку.

4.3. СанПиН НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Если вы всерьёз обеспокоены удобством и безопасностью работы с компьютером на вашем рабочем месте (в школе, или у вас дома), знайте, ваши требования по улучшению рабочего места прописаны в законе. А именно – в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Этот документ затрагивает практически всё, что имеет отношение к работе за компьютером, здесь мы приведём небольшие выдержки из него.

Площадь рабочего места

3.4. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м2.

Уборка и шум

4.4. В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

5.4. Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.

От себя добавим, что обычно довольно сильно шумят ксероксы, к тому же, они ощутимо ухудшают аэроионную обстановку в помещении, поэтому им не место там, где работают люди – лучше всего если ксерокс будет вынесен в отдельное помещение.

Освещение и заземление


6.3. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 – 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.


3.7. Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

Мониторы и мебель

Как мы уже говорили, монитор – это далеко не всё. Для комфортной работы вам понадобится большой удобный стол и мягкое кресло, настраиваемое по высоте, с регулируемой спинкой и подлокотниками. Желательно, чтобы подлокотники кресла были на одном уровне с рабочим столом – так вы обеспечите максимальное удобство для рук при наборе текстов и работе с мышью. Что касается набора текстов – желательно пользоваться эргономичной клавиатурой – такие клавиатуры часто имеют разделённый блок алфавитных клавиш и позволяют набирать тексты не сгибая кисти рук.

Теперь о том, что на этот счет прописано в СанПиН.

9.1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.


9.4. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 – 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.


9.5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы.

9.6. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

Глава 5.

МОНИТОРНАЯ БОЛЕЗНЬ

Развитие современной техники привело к тому, что люди много времени проводят за мониторами. Сразу отмечу, что под последними понимается не только дисплеи компьютеров, но и разного рода теле- и видеокамеры, киноаппараты, осциллографы и т. п. Все эти устройства могут воспроизводить огромные объемы зрительной информации, которую должен воспринимать человек. Акцентируем внимание именно на подаче больших объемов информации, хотя понятно, что проблема излучений и воздействий мониторов различной природы (ионизирующих, электромагнитных и электростатических) тоже существует.

Таким образом, действие мониторов на человека определяется несколькими активными факторами: большим объемом воспроизводимой информации и излучениями различной природы. На рубеже 60-х и 70-х в Японии возник термин мониторная болезнь. Ее проявления наблюдались у тех, кто работал с мониторами не только в течение рабочего дня, но иногда даже по ночам. Причиной был признан большой поток информации. Какой же вред он может нанести?

Зрительная информация поступает через нервные пути в мозг, где возбуждает участки его коры. Чем больше объем информации, тем дольше она обрабатывается структурами коры и подкорки, а, следовательно, и дольше поддерживается возбуждение. Причем в подкорковой зоне происходит эмоциональный анализ этой информации, и в зависимости от ее характера создается эмоциональное напряжение и стресс. Конечно, обработка информации не ограничивается тем временем, когда мы ее видим, а происходит значительно дольше. Сравните, как плавно меняется пейзаж перед нами, когда мы просто гуляем по парку, с тем, что происходит, когда мы смотрим фильм. В последнем случае это происходит за считанные секунды.

Такое ускорение не позволяет обрабатывать информацию в естественном для нас темпе, и возникает стресс, а у человека вырабатывается реакция стресса. Разовое воздействие большого потока информации не утомляет мозг, но если это происходит постоянно, времени на отдых не остается. Еще один пример: вы посмотрели фильм, услышали мелодию, которая вам понравилась. Порой еще 2—3 недели у вас в памяти будут живы и мелодия, и воспоминания о героях фильма.

Таким образом, большой объем информации должен обрабатываться долго. Если смотреть фильмы ежедневно, то на обработку информации двух недель уже нет, и мозг невольно будет уставать. Когда утомление переходит определенную черту, возникает мониторная болезнь.

Для школьников, которые должны каждый день поглощать обязательные дозы информации на уроках, это становится большой проблемой. Как следствие, мозг перегружен, что приводит к высокой утомляемости, бессоницам, головным болям, снижению иммунитета и т.д.

Работа на компьютере, особенно игры, сопровождаются сильным нервным напряжением, поскольку требуют быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он явно испытывает своеобразный эмоциональный стресс. 

Компьютер - это источник электростатического поля. При работе монитора на экране кинескопа накапливается электростатический заряд, создающий электростатическое поле (ЭСтП). При этом люди, работающие с монитором, приобретают электростатический потенциал. Разброс электростатических потенциалов пользователей колеблется в диапазоне от -3 до +5 кВ. Заметный вклад в общее электростатическое поле вносят электризующиеся от трения поверхности клавиатуры и мыши. На отдельных рабочих местах в области рук регистрировались напряженности статических электрических полей более 20 кВ/м.

В настоящее время наблюдается возрастание интереса к проблеме медико-биологических эффектов низкочастотных и высокочастотных электромагнитных полей. Описаны изменения кроветворения, нарушения со стороны эндокринной системы, метаболических процессов .

В работах российских ученых установлено нарушение обменных процессов у операторов компьютера.

Совсем еще недавно считалось, что биологическая эффективность ЭМП определяется его термическим действием, достаточно хорошо изученным и широко применяемым как в технологических процессах, так и в биологии и медицине. Однако оказалось, что биологическое воздействие электромагнитного излучения проявляется и при сверхмалых интенсивностях (ниже пороговой величины теплового эффекта), когда нагрев тканей не является определяющим или вообще становится невозможным. В этом случае говорят, что ЭМП обладает так называемым информационным действием.

Признавая возможность информационного действия ЭМП и зависимость реакции от вида модуляции, особую значимость приобретает не интенсивность поля, а сам факт контакта с ним человека. Учеными экспериментально установлено повышение чувствительности к ЭМП отдельных систем организма, вызванное другими факторами среды (другими полями, химическими и фармакологическими препаратами и т.п.). В этом случае даже при кратковременных контактах человека с ЭМП может возникнуть целый комплекс неврологических проявлений, психосоматических расстройств, а также тяжелых патологических реакций. Исходя из существующих теорий нетеплового механизма действия ЭМП, возможны и другие проявления неблагоприятного воздействия полей на организм. Исследования выявили возможность накапливания биологического эффекта ЭМП в условиях их длительного многолетнего воздействия. В результате возможно развитие таких последствий, как рак крови, опухоли мозга, гормональные заболевания. Это становится общей закономерностью канцерогенного эффекта при воздействии на организм электромагнитного поля ПК.

А вот, что по этому поводу думает профессор МГИЭМ, д.т.н., вице-президент Ассоциации прикладной эргономики (Россия), руководитель и автор Государственных стандартов по эргономической безопасности дисплеев Литвак И.И.:

«Беспокойство о влиянии полей на здоровье пользователей охватило, как говорится, "всю общественность"! Что ТОЧНО известно - вредно находиться в поле положительно заряженных ионов, а это зона перед экраном дисплея на электронно-лучевой трубке. Положительное электростатическое поле от высокого напряжения на трубке "высасывает" из пространства между лицом, руками на клавиатуре пользователя и самим экраном все отрицательные ионы, а насыщение положительными ионами воздуха, пыли, дыма вредно влияет на слизистую глаз, носоглотки, кожу рук. "Сохнет горло", "сохнет кожа" - типичные жалобы и справедливые. Снять это поле можно хорошим заземленным защитным фильтром на экран трубки. А вот по поводу влияния на здоровье переменных электрического и магнитного полей таких однозначных выводов в литературе нет. Часто этими "страхами" спекулируют в чем-то заинтересованные люди. Кстати, хороший фильтр на экран ЭЛТ снижает значительно и переменное электрическое поле. Так что, берегите глаза и будьте здоровы!» Судя по всему, Игорь Иосифович действительно прав, надо прислушаться!

Глава 6. ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА

 У людей, длительно работающих за компьютерами, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере. Всё это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Стоит заметить, что боль в руках может быть вызвана не только защемлением запястного нерва, но и повреждением позвоночника (остеохондроз, грыжи межпозвонковых дисков) при котором повреждается нерв идущий к рукам от спинного мозга.

Сидячее положение работающего за компьютером человека приводит к напряжению мышц головы и шеи, напряжены руки и плечи, довольно значительна нагрузка на спину. Остеохондроз и искривление позвоночника - отнюдь не редкое явление среди тех, кто слишком много времени проводит за компьютером. Кроме того, длительное сидение в компьютерном кресле или на стуле приводит к таким заболеваниям, как геморрой и простатит, целлюлит - это вызвано образованием теплового компресса между телом сидящего и креслом/стулом и защемлением кровеносных сосудов верхней части ног, ягодиц.

В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности. У детей такие проблемы возникают редко, все-таки самые увлекающиеся из них не проводят столько времени за компьютером, как взрослые профессионалы. Однако все же имеет смысл следить за положением тела, если мы чересчур засиживаемся за компьютером.

Основными заболеваниями позвоночника развивающимися в следствие долгого нахождения за компьютером являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, так же стоит отметить что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника. Искривления позвоночника (сколиоз, лордоз, кифоз). Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время работы за столом, так и при ходьбе и т.д. Таким образом, ребёнок который и в школе за партой и дома за компьютером не сидит прямо, вполне может приобрести искривление позвоночника. Необходимо так же отметить то что, искривление позвоночника не только делает человека не привлекательным, но и может, в последствии привести к нарушению работы внутренних органов, что в последствии скажется на его здоровье.

      

6.1. Остеохондроз

      Заболевание при котором происходит разрушения межпозвонковых дисков, которое может привести к грыже диска (выпячиванию его в какую либо сторону). Грыжа диска может повредить как спинной мозг, так и нервные отростки от него исходящие. Последствия таких повреждений могут быть самыми разными, от болей в спине, конечностях и внутренних органах до паралича конечностей и смерти. Остеохондроз может начать развиваться как в юности, так и в более позднем возрасте, хотя чаще поражает пожилых людей. Одной из основных причин развития остеохондроза является недостаточное питание межпозвонковых дисков, это может быть вызвано разными причинами, однако главная из них - дистрофия мышц спины, с помощью которых и осуществляется обмен веществ в дисках. Таким образом, человек, ведущий в основном сидячий образ жизни, и ни как не укрепляющий мышцы спины, вполне может уже иметь остеохондроз. Признаками наличия этого заболевания могут быть: были или чувство дискомфорта в спине, боли в голове, конечностях или нарушение работы внутренних органов.

6.2. Профилактика заболеваний позвоночника

Для профилактики и лечения остеохондроза и искривлений позвоночника следует:

1. Постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место.

2. Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться.

3. По возможности заниматься спортом, делать зарядку и т.д. Очень полезно для позвоночника плавание и упражнения на турнике.


 


 

Глава 7.

СТРЕСС, ДЕПРЕССИЯ И ДРУГИЕ НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Помимо того, что длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на здоровье, что уже сказывается на психике, она ещё и связанна с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Наверное, нет такого человека, у которого ни когда не зависал компьютер с потерей, не сохраненной информации, не было проблем с какими либо программами и т.д.

7.1. ДЕГРАДАЦИЯ «КОМПЬЮТЕРНОГО ПОКОЛЕНИЯ»

А вот японские и английские врачи бьют тревогу. Среди их пациентов увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоминать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения.

По мнению врачей, такая деградация "компьютерного поколения" связана, прежде всего, с распространением различных органайзеров и аналогичных им серверов в Интернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Подростки, во-первых, отвыкают тренировать собственную память, потому что "внешняя память" всегда под рукой, а во-вторых, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходимы, а без каких можно и обойтись.

Кроме того, ни для кого не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. По данным специалистов, около 30% людей, увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10% – находятся в стадии психологической зависимости. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает эмоциональный своеобразный стресс. Исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.

Кроме всех вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером в настоящее время появился термин «компьютерная зависимость». Что же это такое?

К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

провел хотя бы одну ночь у компьютера;

прогулял школу – сидел за компьютером;

приходит домой и сразу садится за компьютер;

забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);

пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

СОВЕТЫ:

1. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас.

2. В Интернете: не ждите долго загрузки страницы посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом.

3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером.


 

7.2. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ INTERNET


 

Hеоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Обычно все начинается с простого: человек первый раз вошел в Интернет, ему хочется узнать что там можно найти, что это вообще такое. Появляется интерес ко всему, что там происходит – жажда информации наталкивает на новые и новые сайты, чаты и т.д. Далее человек узнает, что по Интернет – это не только “книжка с картинками”. В любое время в нем находятся миллионы людей, а Интернет является как бы подмиром – альтернативой. Вы можете участвовать в нем и влиять на него. Таким образом, по мнению исследователей, примерно у четверти зависимость появилась после полугода общения с компьютером, у половины через год. Каждый "подсаживается" на свое. Многие "зависают" в чатах и часами болтают ни о чем с виртуальными собеседниками. Особенной популярностью пользуются графические чаты, где каждый участник представлен на экране неким виртуальным персонажем. А многие “ловят кайф”, занимаясь Интернет-серфингом - просто перескакивая с одного сайта на другой. На первом этапе человек начинает уделять своему увлечению все больше времени. Далее возникает желание погрузиться в виртуальный мир. И если этого не происходит, у человека появляется чувство дискомфорта (ощущение чего-то не сделанного). Данное ощущение можно сравнить с ощущением когда ложитесь спать и тут вдруг вспоминаете, что не выключен газ на плите или не закрыта дверь. Состояние проходит, как только “недоделанное дело” завершается. В “Интернет зависимости” аналогом может служить нереализованная попытка проверки электронной почты или просмотра сайта), агрессивность к окружающим (пример тому: родители волнуются, что уже 2 часа ночи, а их ребенок не ложиться спать – они пытаются его заставить выключить, наконец компьютер, и лечь спать, но ребенок не может заснуть, так как он не успел проверить почту, не успел посмотреть все сайты и т.д. Возникает конфликт). На следующем этапе процесс приобретает необратимый характер, возникает зависимость уже с целым набором психовегетативных симптомов. Компьютерная белая горячка, конечно, еще не описана, но человек теряет способность к концентрации внимания, падает работоспособность, нарушается сон, аппетит, рушатся контакты с близкими. Особенно легко "подсаживаются" на Интеренет подростки (основная масса “интернет-путешественников” страдающих данной зависимостью, колеблется в рамках 13-18 лет). Многие старшеклассники отдают предпочтение виртуальным контактам, а в реальной жизни со сверстниками стараются не общаться.


 


 

7.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


 

Нами было опрошено 128 человек: учащихся 8-х – 11-х классов, в возрасте от 13 до 16 лет. Из них 65 девочек и 63 мальчика.

Результаты анкетирования показали, что:

94,5% учащихся имеют дома компьютер;

все опрошенные респонденты умеют работать на компьютере;

начали работать на компьютере с 5 лет – 10 лет – 16% , с 10 – 12 лет – 72%, с 12 – 14 лет – 12% ;

среди участников анкетирования ежедневно проводят время за компьютером не более 2ч – 48%, от 2 до 6 ч – 44%, от 6 ч и более – 8%;

большая часть опрошенных отдаёт предпочтение компьютеру – 72%, а только 28% - увлекаются спортом;

66% - играют в компьютерные игры, из них 60% - постоянно;

74% играющих приходится на долю мальчиков;

у 12% наблюдается зависимость от игры (по мнению самих опрошенных);

39% девочек и 35% мальчиков отдают предпочтение общению в сети Интернет с одноклассниками, друзьями и знакомыми;

у 67% учащихся 8-х классов родители осуществляют контроль времяпровождения за компьютером; у учащихся 11-х классов этот показатель снижается до 23%

ребята из 8 класса в большинстве случаев сидят за компьютером положенное время (не более 2-х часов в день), к 10-му классу время, проводимое за ПК, возрастает, хотя к 11-му оно уменьшается;

12% учащихся слышали о возможности развития туннельного синдрома, но не придают этому должного значения;

о существовании мониторной болезни не слышал никто из опрошенных;

78% учащихся понимают серьезность существования вредного электромагнитного излучения от работающего ПК;

64% школьников осознают возможность появления различных нервных расстройств от длительной работы за компьютером;

87% учащихся верят во вредное воздействие компьютера на здоровье человека.

опрошенные показали, что в целом знают о мерах профилактики вредного воздействия при работе за ПК, но никто не применяет их на практике.

Распространение тех или иных компьютерных игр тесно связано с их предпочтением подростками. Наивысший рейтинг имеют игры, требующие ловкости, и спортивные; затем идут "боевые" игры, а также игры с элементами насилия.

Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, игры-приключения, игры типа «Стратегия»; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованиями.

Утомляемость при работе за компьютером чаще отмечают девочки 9-х классов. Самое очевидное решение - это ограничить количество времени, проводимого ими за компьютером без перерыва. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями опрошенные учащиеся считают физическую активность, не требующую напряжения зрения - прогулка, игры на воздухе или даже поход в магазин. Дети сами отмечают, что после длительной работы за компьютером, они чаще хотят полежать и им меньше хочется читать книги, так как устают глаза от работы за компьютером.

Кроме того, был проведен опрос только пользователей Сети среди учащихся. На основе проведенного исследования можно сделать следующие предположения об особенностях общения школьниками через Интернет:

1) Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более-менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения, так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2) Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в собеседнике.

3) Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4) Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5) Cтремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Причиной обращения к Интернет как инструменту массового общения школьников может быть:

1) Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2) Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Последняя из вышеназванных причин представляется нам наиболее интересной и станет предметом дальнейшего исследования.

Школьникам, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п. Вот какие психологические симптомы характерны для человека, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей:

увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;

ложь членам семьи о своей деятельности, проблемы с учебой;

хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером;

нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и... Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.

И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает нас новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

К позитивным результатам общения с компьютером можно отнести формирование деловой мотивации, совершенствование логического, оперативного мышления, умения прогнозировать.

Кроме того, компьютер располагает большим набором изобразительных средств, способствует развитию художественно-конструкторских способностей и пространственных представлений.

Программы обучающего характера позволяют развивать у школников абстрактное, логическое мышление. Они дают им возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разным по уровню сложности материалом и разнообразными видами компьютерной помощи.

В принципе, как утверждают педагоги и программисты, компьютерные обучающие системы в состоянии обеспечить контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель обучения конкретного учащегося с учетом личностных особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста. Одновременно с этим компьютер помогает формировать такие качества, как аккуратность, точность, рационалистичность, организованность.

Психологические, педагогические и культурологические аспекты общения детей и компьютеров гораздо сложнее физических проблем и уже послужили предметом не одной монографии за рубежом.

Главным объектом нападок и одновременно аргументом "компьютероборцев" являются компьютерные игры, в которых все больше насилия, жестокости и натуралистичных сцен. Кроме того, предоставленные самим себе дети могут настолько погрузиться в игру, что забывают о пище, сне и об окружающем мире. Такие дети не читают книг и вырастают угрюмыми, необщительными, ограниченными, оживляющимися лишь при слове "компьютер".

Сторонники "компьютерного детства" возражают, что, во-первых, добрых и умных игр, слава Богу, тоже хватает, и никто не мешает вам проследить, чтобы ребенок имел в своем распоряжении именно такие игры, а не пресловутые стрелялки. Во-вторых, вопрос о том, стимулируют ли боевые игры (а также фильмы) агрессию или же ассимилируют ее, пока находится в разряде вечных. Видимо, это довольно индивидуально. В-третьих, в США уже выросло поколение "компьютерных" детей: необщительных и ограниченных в нем не больше, чем в любом другом, а подобные мрачные пророчества (только в отношении книг) слышал в детстве, наверное, каждый второй "книгоглотатель".

Наконец, чтобы ребенок и в самом деле не слишком предавался "компьютерному одиночеству", родителям рекомендуется самим активно включаться в процесс компьютерного действа или же организовывать своему чаду компанию сверстников, благо современные программы предоставляют весьма широкие возможности коллективной игры и коллективного творчества, в том числе и путем включения компьютера в сеть.

Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.

Работа над данной темой вскрыла для меня ряд новых аспектов. Понятно, что эта тема обширна и в данной работе представлена лишь обзорно. И хотя, кажется, что тема исследована на данный момент достаточно хорошо, но, оказывается, не все утверждения так однозначны. То, что в наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить, бесспорно. Мы родились и растем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для нас – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Однако взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки).

Всем школьникам должно быть указано на опасности, которые могут возникнуть при неограниченном использовании ПК. Так же как вредно смотреть все телепередачи подряд по телевизору, так и целый день проводить за компьютером в молодом возрасте очень опасно и, в первую очередь, для зрения.

Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.

Мы все понимаем, что роль компьютера в нашей жизни будет возрастать. Понимают это и ученые. В институте Вейзманна в Израиле разработан нанокомпьютер, производящий вычисления посредством ДНК. Триллион аналогичных компьютеров разместятся в одной капле воды.

Идея применять ДНК для создания биокомпьютера появилась из сходства между процессами, существующими в природе при синтезе ДНК, и функционирования вычислительных машин, а также машиной Тьюринга. Этот гипотетический автомат включает в себя читающее устройство, пишущего устройства, а также бумажной ленты, на которую непосредственно записываются нули и единицы. Машина считывает символы с ленты, стирает и записывает новые, переходить в иное состояние в зависимости от предыдущего текущего, а также прочитанного символа. Все эти действия регулируются набором инструкций.

На сегодняшний день установлено, что любая задача, вычисляемая на традиционном компьютере, может быть решена на машине Тьюринга, при наличии достаточного времени, а также длинной ленте.

Разработанный в Израиле нанокомпьютер, является автоматом Тьюринга, выполненный на молекулярном уровне. Роль лент заменяют цепочки молекул ДНК, а в качестве символов используются нуклеотиды A, T, C и G. В данном случае каждый "символ" занимает 0.35 нанометра в длину, что по плотность данных в цепочке не превышает 18 Мегабит на дюйм, а если измерять в двумерном расположении ДНК символ составит примерно миллион Гигабит на квадратный дюйм. К примеру, обычный винчестер вмещает в себя около 7 Гигабит на квадратный дюйм, что по своему объему в 100.000 раз меньше ДНК-компьютера.

Роль "аппаратного обеспечения" ДНК-компьютера играют два энзима, при этом один из них режет цепочку ДНК при считывании определенного набора символов, в то время как другой, в свою очередь, склеивает обрывки.

Как сообщает Nature, несколькими годами ранее уже выполнялись успешные попытки выполнить подобные вычисления на ДНК-компьютерах. Однако они представляли собой последовательность реакций, манипулируемые людьми. В новом израильском нанокомпьютере любое вычисление производится самостоятельно: ученым требуется только правильно выполнить начальную смесь, а после реакции обработать результирующие цепочки ДНК.

Однако данный ДНК-компьютер может выполнять лишь простейшие действия - к примеру, установить четное или нечетное количество "единиц" имеет входная цепочка ДНК. Тем не менее, руководитель проекта Эхуд Шапиро уже зарегистрировал модель молекулярного компьютера, который, подобно машине Тьюринга, может производить любые вычисления.

Но это будущее, в котором, как мне кажется, будут возникать свои проблемы со здоровьем при неконтролируемом использовании компьютеров.

Долговременная работа с компьютером может принести немало проблем, но в наших силах эти проблемы уменьшить и даже проводя за компьютером несколько часов, оставаться в хорошей форме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


 

Анастасова Л. П., Гольнева Д. П. Человек и окружающая среда. - М: Просвещение, 1997

Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б. В. Петровский. - 2-е издание - Таллин, 1993 - 703 с.

Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. - М: Просвещение, 2001

Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003

Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка / М.М. Безруких. – М.: Вентана-Графф, 2003.

Чернозубов И.Е. Компьютер и дети: пособие для родителей / И.Е. Чернозубов – М.: Компания АЛЕС, 1998.

Материал из Интернета:

сайт «Медицинская информационная сеть» - www.medicinfirm.net

сайт «Medsoft» - www.medsoft1.narod.ru

сайт «МГИРО. Информатизация системы столичного образования» - www.iso.minsk.edu.by

Информационный портал «Excelion!» - www.excelion.ru

сайт «Компьютер и здоровье» - www.kendh.narod.ru

сайт «Мой компас» - www.i-compas.ru


 


 


 

 

35

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.