«Влияние развода родителей на эмоциональное состояние ребенка»
Автор публикации: А. Крючкова, ученица 11Б класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
п. Карымское
Индивидуальный проект
«Влияние развода родителей на эмоциональное состояние ребенка»
Выполнила:
Ученица 11 «б» класса
Крючкова Алиса
Научный руководитель:
Педагог-психолог
Куликова Татьяна Александровна
п. Карымское
2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Изучение научной литературы по заявленной теме
1.1 Роль мамы и папы. Что желает видеть ребенок?....................................4
1.2 Мысли и чувства детей. Реакция на развод в зависимости от возраста………………………………………………………………………....5
1.3 Методы и способы снятия общей тревоги и переживаний от эмоционального потрясения…………………………………………………..6
1.4 Рекомендации родителя по построению взаимоотношений в процессе развода…………………………………………………………………………..7
Заключение …………………………………………………………………….8
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В последние несколько лет с каждым годом в России снижается количество браков, а вот число разводов не меняется. Причинами разводов становятся разные причины. По данным ЕМИСС сегодня распадаются 68 браков из 100.Больше половины семей через некоторое время возвращаются в ЗАГС для расторжения брака. Из них лишь 8% не имеют детей. С возрастом дети острее воспринимают факт развода родителей, поэтому психологи считают, что родители обязаны создать максимально комфортные условия, чтобы помочь им пережить расставание матери и отца.
Расторжение брака – семейный кризис, который является нарушением стабильности семейной системы. Развод не означает прекращение семейной деятельности при наличии детей. Если пара разведена, то они больше не супруги, но это не мешает им быть матерью и отцом своим детям. Предстоящие изменения в жизни ребенка из-за развода родителей (изменения в повседневной жизни, смена места жительства, ограничение на общение с определенными членами семьи и т.д.) проходят довольно проблематично.
Исследования показали, что большое количество взрослых считают, что дети еще малы и ничего не понимают. Поэтому принципу они решают ничего не говорить о разводе, однако ребенок сам начинает искать причины, по которым это случилось. Развод родителей для ребенка – сильное эмоциональное потрясение, которое впоследствии даст о себе знать, нарушая их психологическое равновесие.
Актуальность: в России учащаются случаи разводов. На сегодняшний день существует ряд исследований, которые доказывают, что дети разведенных родителей испытывают некоторые трудности в своей дальнейшей жизни. Огромное психологическое давление со стороны общества заставляет ребенка выбрать, чью сторону он принимает, что вызывает внутренний конфликт, ведь в силу небольшого жизненного опыта ребенок не может четко сформировать свои приоритеты. Дальнейшее развитие внутреннего конфликта может привести к травмам и фобиям, из-за которых он замыкается в себе. Замкнутость ребенка, вызванная потрясением от развода родителей, переносится дальше по жизни, преимущественно выражаясь в агрессии и эгоизме.
Целью работы является необходимость выявить последствия влияния развода родителей на эмоциональное состояние ребенка. Проанализировать возможные последствия эмоционального потрясения от развода и сформировать рекомендации, направленные на предупреждение развития депрессии, фобий, различных видов неврозов и других последствий.
Задачи:
1. Анализ изменения поведения ребенка, оценка степени развития эмоционального потрясение в последствии развода родителей.
2. Разработать рекомендаций для снятия общей тревоги и переживаний от эмоционального потрясения.
Методы, которые я использовала в работе: анализ научной литературы, обработка информации, обобщение.
Глава 1 Изучение научной литературы по заявленной теме
1.1 Роль мамы и папы. Что желает видеть ребенок?
Семья - первичная ступень социализации ребенка. Именно мама и папа в первую очередь закладывают основные привычки, первичные черты характера, прививает духовные ценности, учит взаимодействию с окружающим миром и т.д. Родители являются самыми значимыми персонами в воспитании ребенка, а значит, именно с них ребенок будет брать пример.
То, что малыш приобретает в детские годы, он сохраняет и в дальнейшей жизни. Что же желает видеть ребенок?
Каждый ребенок индивидуален, поэтому приведены типичные желания детей.
- Участие обоих родителей в его жизни.
Ребенок хочет, чтобы каждый из родителей присутствовал в его жизни: звонил, писал, интересовался происходящим, проводил время.
-Отсутствие ссор
Ребёнок не желает видеть ссоры между родителями, он хочет, чтобы взрослые прекратили вражду, могли договориться и ладили между собой.
-Возможность проводить время с обоими родителями
Ребёнок любит обоих родителей и желает наслаждаться совместным времяпровождением: прогулками, походами в кино, совместными играми.
-Отсутствие критики и обвинений
Дети не желают слышать грубостей и оскорблений в сторону другого родителя, они хотят доброты в словах.
Каждый ребёнок желает видеть в родителях поддержку, иметь доверительные отношения. Для него важно знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что. С возрастом дети сепарируются от родителей, но все еще хотят понимать, что родители всегда рядом и в нужный момент готовы прийти на помощь.
1.2Мысли и чувства детей.
Реакция на развод в зависимости от возраста.
Семья дает ребенку душевное спокойствие и стабильность. Разрушение семьи может негативно отразиться на его жизни, порождая комплексы и неуверенность в себе. После развода ребенок понимает, что мама и папа больше не любят друг друга, поэтому может запутаться в своих мыслях и чувствовать себя абсолютно беспомощным. У большинства детей развита эгоцентричность, из-за чего они чувствуют свою вину в случившемся. Оставшись с одним из родителей, ребенок может подумать, что ему больше нельзя любить второго родителя, что порождает режим фрустрации, который может вылиться в комплексы в дальнейшей жизни.
Мысли и чувства у каждого ребенка разные. Это зависит от характера, обстоятельств развода и привязанности к родителю.
Типичные реакции, мысли, переживания:
-непринятие происходящего;
-отрицание распада семьи;
-отстранение от одного или обоих родителей;
-злость, гнев;
-чувство собственной вины;
-чувство собственной вины;
-чувство тревоги из-за неопределенности будущего;
-чувство беспомощности из-за отсутствия возможности изменить ситуацию;
-страх лишиться любви и внимания.
Возможная реакция в зависимости от возраста:
Дети до 5ти лет имеют некоторые представления о роли родителей в их жизни. При разводе возникают мысли о том, что их предали. Чувство, что он больше не нужен маме или папе. Возникает страх остаться без поддержки авторитетных для него лиц. Детям дошкольного возраста важно чувствовать себя любимым и знать, что мама и папа будут заботиться о нем и не отстранятся от него, несмотря на обстоятельства. Ему нужно как можно чаще видеть родителя, с которым он не живет.
Дети от 6 до 11 лет лучше понимают происходящую ситуацию. В этом возрасте развиваются отношения вне семьи. Они сравнивают происходящее с примерами приятелей. Их тревожит мысль о причине развода родителей. Ребёнок ищет аргументы, подтверждающие его виновность в распаде семьи. Он страдает от невозможности вернуть былое. Как правило, в этот период ребенок чувствует себя обманутым и отвергнутым. Дети могут винить в разводе одного из родителей, занимать сторону мамы или папы. В зависимости от сделанного выбора они начинают отстраняться от родителя, избегая контактов.
Дети от 12 до 14 лет усваивают сложные взаимоотношения женщины и мужчины. Развод приводит к эмоциональным скачкам и перепадам настроения. Они все еще нуждаются в поддержке обоих родителей, но отказываются проводить с ними время. Спустя некоторое время подросток отказывается от общения. Через небольшой отрезок времени он начинает веселиться, забыв о недавнем разводе родителей, но в глубине души они сильно нуждаются в любви, внимании и поддержке важных для него взрослых.
Подростки старше 15 лет, находясь на пути к независимости, стараются самостоятельно пережить эмоциональное потрясение из-за развода родителей. Некоторые отгораживаются от родителей, демонстрируя презрение и ненависть к взрослым, которые не смогли сохранить семью. Отношение родителей должно быть любящим, несмотря на гнев, получаемый в ответ.
1.3 Методы и способы снятия общей тревоги и переживаний от эмоционального потрясения
Развод относится к одной из самых сильных психологических травм в жизни детей. Использование методов для снижения общей тревожности помогает нивелировать негативные проявления у детей. Существует множество способов и методов для снятия общей тревоги и переживаний, но среди основных можно выделить игровую терапию, арт-терапию, сказкотерапию.
Игровая терапия – метод психологического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает огромное влияние на формирование личности, она способствует развитию близких отношений среди участников группы, снижает уровень тревожности, страх перед окружающими, повышает самооценку, адаптироваться к социальным ситуациям.
В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность проявить свои негативные установки. Выразить свои чувства по отношению к значимым для него людям. Во время терапии психолог побуждает ребенка обращаться к своим чувствам, постигать и принимать их. Способность спокойно выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя позволит ребенку обрести адекватную самооценку и восстановить жизненные силы.
Арт-терапия – направление психологического воздействия на взрослых и детей с использованием изобразительного искусства. Основная цель данной терапии заключается в самопознании и самовыражении через искусство. Такой вид психологического воздействия применяется для исследования внутрисемейных проблем. Главным принципом терапии – принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности.
Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, а так же развивает художественные способности. В качестве материала для этого метода используются краски, пластилин, карандаши и т.д.
Сказкотерапия – способ, использующий сказочную форму для развития личности, творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкотерапия – направление практической психологии, которое позволяет людям развивать самосознание и построить доверительные отношения с окружающими.
К сказкам в своем творчестве обращались известные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евестигнева и т.д.
1.4 Рекомендации родителя по
построению взаимоотношений в процессе развода
Развод родителей – одно из самых стрессовых событий, которые могут произойти в жизни ребенка. Несмотря на то, что развод в каждой семье происходит по-разному, есть общие рекомендации для разводящихся родителей.
Как сообщить ребенку о разводе?
Разговаривая с ребенком о разводе, не оскорбляйте друг друга.
Сдерживайте свои эмоции, не демонстрируйте злость и агрессию на бывшего супруга.
Будьте честными.
Говорите правду, однако не стоит вдаваться в подробности вашего разрыва, также стоит учитывать возраст ребенка.
Объясните, что решение о разводе окончательно.
Ребенку важно понимать, что решение принято взрослыми окончательно, и он не способен изменить их решение.
Объясните, что развод – не вина ребенка.
Дети склонны взваливать на себя вину, поэтому стоит озвучить, что это связано только с вашими взаимоотношениями.
Не скрывайте, что в жизни грядут перемены
Преподнесите развод как изменение, а не как трагедию. Убедите ребенка, что вы оба по-прежнему будете их любить и принимать участие в их жизни.
Заранее обсудите и подготовьте ответы на возможные вопросы детей.
Старайтесь отвечать спокойно, доходчиво и честно.
Проявите эмпатию
Проявите особое внимание психологическому состоянию ребенка, наблюдайте за реакцией.
Как выстраивать взаимоотношения в процессе развода?
Исключите любые конфликтные разговоры при ребенке
Чтобы не усугубить переживания ребенка, стоит выяснять отношения за пределами его видимости.
Отзывайтесь друг о друге спокойно
Не стоит обесценивать одного из родителей, какой бы не была причина развода.
Не настраивайте ребенка против одного из родителей
Какие бы сложные взаимоотношения не были, категорически запрещено переносить их на детей.
Договоритесь о расписании времяпровождения с ребенком
Заранее обговорите все нюансы общения с детьми, чтобы избежать конфликтных ситуаций.
Не используйте детей в качестве манипуляции над бывшим супругом
Дети не должны быть разменной монетой в ваших разборках.
Не пытайтесь компенсировать развод чрезмерной опекой
Старайтесь сделать так, чтобы в обычной жизни детей произошел минимум изменений
Собственным примером покажите, что развод – это не плохо
Ребенку важно понимать, что, несмотря на развод, жизнь продолжается.
Не существует универсальных правил поведения для всех, но эти рекомендации помогут ребенку пережить развод родителей с наименьшими потерями для его эмоционального состояния.
Заключение
На сегодняшний день более 50% семей в России переживают разводы. Из них 90% имеют детей.
С детства родители являются важными людьми в жизни ребенка, поэтому с самого начала дети берут пример с мамы и папы. Именно поэтому следует сохранять теплые и доверительные отношения внутри семьи.
Большинство родителей решают не говорить ребенку о разводе, считая, что те слишком малы и ничего не понимают. Развод родителей является самым психотравмирующим событием в жизни ребенка. Разрушение семьи может развить у ребенка неуверенность в себе, комплексы и чувство беспомощности.
Некоторые виды психотерапии способны снизить уровень тревожности ребенка от эмоционального потрясения. Например, арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия.
Так же, во избежание сильных негативных последствий, стоит следовать рекомендациям о том, как сообщить ребенку о разводе и как выстраивать взаимоотношения с бывшим супругом в процессе развода. Данные рекомендации помогут нивелировать стресс ребенка, подготовив его к этому событию.
Список используемой литературы
Сайт психологов b17.ru, b17.ru, https://www.b17.ru/blog/36846
Сайт психологов b17.ru, b17.ru, https://b17-ru.turbopages.org/b17.ru/s/article/354677/
Открытый урок, urok.1sept.ru, https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/627364
Приложение 1
П
риложение 2