Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников
Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы поведения со сверстниками.
«Звезда» (как и «предпочитаемые») находится в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, способность быстро оценивать ситуацию и быть лояльным (беспристрастным, выполняющим все требования), за то, что он знает, чего он хочет, за способность, не колеблясь, брать на себя ответственность и прочее. Однако дети с особенно самой высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством.
«Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность. Таких принимают в игру на посредственные роли. У этих детей копиться обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение.
«Изолированный» испытывает эмоциональный голод по общению со сверстниками. Чувство его остры: он может обожать кого-то из группы за его доблести или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне.
«Изолированными» становятся по многим причинам. Один ребенок часто болеет, редко ходит в детсад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда новенький. Другой имеет какие-либо физические недостатки. И его тоже не принимают в детское общество, отвергают.
Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно – социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и подавлять других, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо.
Эта болезнь социализации не должна превратится в хроническое состояние, не должна сформировать асоциальные свойства личности. Непопулярному ребенку нужно помочь реализовать притязание среди ровесников. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильную ориентацию ребенка, способствовать развитию у него активности. Социальная терапия в данном случае должна исходить из двух основных положений. Во-первых, необходимо создать определенный социальный микроклимат в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание. Это все успешно реализовывается в нашей группе. Малоактивные дети привлекаются в такие виды деятельности, где они могут проявить свои лучшие качества, «выделиться» среди других. Часто отмечаются их успехи, пусть даже маленькие, детям постоянно говорят об их достоинствах.
Во-вторых, у непопулярных детей следует специально развивать социальные навыки общения и настойчиво поощрять даже небольшие их успехи не только в детском саду, но и в семье.