Влияние стиля семейного воспитания на социализацию подростка.
Автор публикации: В. Данилова, ученица 11 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Влияние стиля семейного воспитания на социализацию подростка.
Выполнен обучающейся 10 класса
Даниловой Викторией Андреевной
Руководитель учитель истории
Дубень Лариса Викторовна
пос. Пригородный
2020 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………2
Семья как основной институт социализации подростка…………………………………………………………….…..5
1. Семья…………………………………………………………….……5
2. Социализация……………………………………………………...6
3. Семья как фактор воспитания личности подростка……………8
3.1.Стили семейного воспитания……………………………………9
3.2 Методы и приемы воспитания в семье…………......................10
Изучение влияния стиля семейных отношений на социализацию подростка ………………………………………………………14
Заключение …………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………….22
Приложения…………………………………………………………….23
Введение
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание портреты Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо... Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате “О воспитании и наставлении детей” писал: «Процветание государства, благополучие народа зависит неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания». Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.
Осознание важности в нашей жизни полноценной семьи разделяет мнения о семейном влиянии: одни находят только положительные качества, другие же видят отрицательные.
Актуальность темы исследования: с самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности и социализации, является семья.
Объект исследования - подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – социализация подростка через семейное воспитание.
Цель исследования: определить позитивные и негативные стороны влияния стилей семейного воспитания на подростков.
Гипотеза: стиль семейного воспитания влияет на уровень воспитанности подростка.
Задачи исследования:
1) анализ научной литературы и источников;
2) изучить типы взаимоотношений в семьях;
3) провести анализ данных полученных при изучении семей;
Для рeшeния постaвлeнных зaдaч, были использовaны слeдующиe мeтоды:
1) изучение и анализ литературы по теме исследования;
2) метод сравнения;
3) метод анкетирования.
Семья как основной институт социализации подростка.
Семья.
Семья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками :
- добровольностью вступления в брак;
- члены семьи связаны общностью быта;
- вступлением в брачные отношения;
- стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления и удочерения, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.
Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака, либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» — из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми). В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.
2.Социализация.
Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.
Семья — самый важный агент социализации, поскольку она является центром жизни ребёнка, так как дети полностью зависят от опекунов. Не всегда социализация является индивидуальной, в значительной степени она зависит от окружающих. Семья также берёт на свои плечи задачи обучения детей, формирование их культурных ценностей и отношения к себе и другим. Дети постоянно учатся у окружающей среды, перенимая стереотипы поведения взрослых. Детям также становится известно о существовании социальных классов в очень раннем возрасте и соответственно они формируют определённое отношение к каждому из них.
Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, в том числе обучение и воспитание, с помощью которых человек приобщается к социальному миру и становится способнобным участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимают участие семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д.
Стадии социализации
- первая стадия - до 12 лет;
- подростковая от 12 до 18 лет;
- взрослая – от 18 лет и старше.
Проблема социализации молодежи в современных условиях – одна из основных. Особенно остро она ощущается при решении проблем подросткового возраста, когда молодые люди стремятся как можно перестать подчиняться старшему поколению, при этом не имея достаточного опыта «взрослой жизни».
Воспитательный потенциал школы как одного из институтов социализации находится в кризисном состоянии. Появление новых типов образовательных учреждений (лицеев, гимназий, элитных школ) усиливает социальное расслоение, вносит социальную напряженность в среду молодежи. Происходит формирование личности подростка, имеющего достаточно противоречивые личностные и социальные свойства.
Происходят изменения семейного образа жизни: ликвидация трехпоколенной семьи, которая приводит к разъединению старших, средних и младших поколений; минимизация родственно-родительских связей, смещение центра общения с совместного супружества на формы внесемейного и внесупружеского, одиночно-индивидуального образа жизни. Эти факторы приводят к ослаблению родительского авторитета, неприятию “мира взрослых”, негативизма к старшим. Общество изменяется стремительно, и многое из того, что родители способны передать своим детям, становится устаревшим к тому времени, когда дети станут взрослыми. В результате молодые люди все чаще обращаются за советами и консультациями к своим сверстникам. Авторитет родителей, педагогов сменяется авторитетом сверстника, удачно устроившегося в жизни, даже если это потребовало войти в противоречие с законом.
3. Семья как фактор воспитания личности подростка.
Семейное воспитание — это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Семейное воспитание — часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья — основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды. В процессе семейного общения передастся жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение. Воспитание - это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок.
Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный институт. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Уже в самом раннем детстве необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укрепились: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера влияния ближайшего окружения и социальной среды. Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
3.1.Стили семейного воспитания.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Типология стилей родительского воспитания представлена 3 типами: демократический, авторитарный, либеральный.
Демократический стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.
Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна.
Либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Успешность социализации ребенка зависит от стиля воспитания, от того направления, который выбирают родители.
3.2.Методы воспитания в семье.
Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Они имеют свою специфику:
- влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлениях к личности;
- выбор методов зависит от педагогической культуры-родителей: понимания целей воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов.
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.
1) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д.;
2) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов;
3) Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.
4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.
Приемлемые методы воспитания следующие:
1) Убеждение. Это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и без паники умеют предъявлять требования к детям. Они обладают секретом всестороннего анализа обстоятельств, причин и следствий поступков детей, предугадывают возможные ответные реакции ребят на их действия. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Убеждение - метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Беседы с ними, разъяснения - далеко не единственное средство убеждения. Убеждаю и книга, и кинофильм, и радио; по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, действуя на чувства, учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Наконец, детей убеждает их собственный опыт.
2) Требование. Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. У него есть трудовые обязанности, и к нему предъявляются требования по их выполнению, при этом осуществляйте следующие действия:
- постепенно усложняйте обязанности ребенка;
- осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его;
- когда ребенку нужна помощь, оказывайте ее, в этом надежная гарантия того, что у него не выработается опыта непослушания.
Главная форма предъявления требований к детям - распоряжение. Его следует отдавать категорическим, но, в то же время, спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Если отец или мать чем-то взволнованы, то лучше пока воздержаться от предъявления требования.
Предъявляемое требование должно быть посильным для ребенка. Если отец поставил перед сыном непосильную задачу, то ясно, что она не будет выполнена. Если так случается не раз и не два, то образуется очень благоприятная почва для воспитания опыта непослушания. И еще: если отец дал распоряжение или запретил что-то, то мать не должна ни отменять, ни разрешать то, что он запретил. И, конечно, наоборот.
3) Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание - это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что - хорошо и что - плохо, и поэтому особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переборщить. Часто приходится наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.
4) Похвала - это выражение воспитателем удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно. Родителям следует опасаться того, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно. Доверять детям - значит проявлять к ним уважение. Доверие, кончено, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят ребенку «Ты неисправим», «Тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.
Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения.
5) Наказание. Педагогические требования к применению наказаний следующие:
- Уважение к детям;
- Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно;
- Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;
- Соответствие между отрицательным поступком и наказанием;
- Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;
- Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.
Изучение влияния стиля семейных отношений на социализацию подростка.
Практическое исследование проблемы влияния типа семейного воспитания на дальнейшую социализацию старшеклассников проводилось в МБОУ Сокольниковская СОШ среди учащихся 9а классов в количестве 21 человек.
Цель исследования: выявить роль семейного воспитания в социализации подростков.
Для определения уровня воспитанности использовалась анкета Н. П. Капустина, М.И. Шилова «Определение уровня воспитанности школьников».
Приложение 1.
№ | ФИО уч-ся | Долг и ответственность | Бережливость | Дисциплинированность | Ответственное отношение к учебе | Отношение к общественному труду | Коллективизм, чувство товарищества | Доброта и отзывчивость | Честность и справедливость | Простота и скромность | Культурный уровень | Итого | Уровень воспитанности |
1 | Попова Екатерина Михайловна | 0,5 | 0,9 | 0,6 | 0,9 | 0,7 | 0,6 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | средний |
2 | Скозырева Анна Алексеевна | 0,7 | 0,8 | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,8 | 0,4 | 0,7 | средний |
3 | Григорьева Мария Евгеньевна | 0,2 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,8 | 0,6 | 0,7 | 0,4 | 0,7 | средний |
4 | Монахов Кирилл Дмитриевич | 0,7 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | средний |
5 | Смирнов Иван Вадимирович | 0,8 | 1 | 1 | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,8 | средний |
6 | Лаптев Георгий Сергеевич | 0,6 | 1 | 0,9 | 0,7 | 0,9 | 1 | 1 | 0,9 | 0,9 | 0,7 | 0,9 | выше среднего |
7 | Корабельникова Татьяна Владимировна | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,7 | 0,9 | выше среднего |
8 | Салмина Лолита Евгеньевна | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1 | 0,7 | 1 | 0,8 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | средний |
9 | Макарова Анна Алексеевна | 0,7 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,8 | средний |
10 | Данилова Виктория Андреевна | 0,7 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | средний |
11 | Лопухова Полина Дмитриевна | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,6 | 0,8 | 0,7 | 1 | 0,8 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | средний |
12 | Рассказов Владислав Михайлович | 0,8 | 1 | 1 | 1 | 0,9 | 0,9 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,8 | средний |
13 | Абрамова Олеся Сергеевна | 0,6 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | выше среднего |
14 | Котельникова Анжелика Сергеевна | 0,5 | 0,9 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,6 | 0,4 | 0,7 | средний |
15 | Ламзин Павел Андреевич | 0,6 | 0,9 | 0,6 | 0,7 | 0,9 | 0,6 | 1 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | средний |
16 | Нестеров Никита Игоревич | 0,5 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,4 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,7 | средний |
17 | Митюшин Михаил Михайлович | 0,4 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | средний |
18 | Киреев Денис Сергеевич | 0,8 | 0.9 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,5 | 0.8 | средний |
19 | Клочков Дмитрий Викторович | 0.6 | 0.9 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 1 | 0,5 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | средний |
20 | Коновченко Ирина Алексеевна | 0,6 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | средний |
21 | Мазепа Андрей Юрьевич | 0,8 | 1 | 1 | 1 | 0,9 | 1 | 1 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | выше среднего |
| | | | | | | | | | | | 0,8 | средний |
| | ||||||||||||
| Итого= сумма / 10 | | | | | | | | | | | | |
Для определения стиля семейного воспитания использовался тест
Р.В. Овчаровой. (приложение № 2)
№ | ФИО уч-ся | Итого | Уровень воспитанности | Стиль семейного воспитания |
1 | Попова Екатерина Михайловна | 0,7 | средний | демократический |
2 | Скозырева Анна Алексеевна | 0,7 | средний | авторитарный |
3 | Григорьева Мария Евгеньевна | 0,7 | средний | демократический |
4 | Монахов Кирилл Дмитриевич | 0,8 | средний | демократический |
5 | Смирнов Иван Вадимирович | 0,8 | средний | демократический |
6 | Лаптев Георгий Сергеевич | 0,9 | выше среднего | авторитарный |
7 | Корабельникова Татьяна Владимировна | 0,9 | выше среднего | демократический |
8 | Салмина Лолита Евгеньевна | 0,8 | средний | либеральный |
9 | Макарова Анна Алексеевна | 0,8 | средний | авторитарный |
10 | Данилова Виктория Андреевна | 0,9 | средний | авторитарный |
11 | Лопухова Полина Дмитриевна | 0,8 | средний | либеральный |
12 | Рассказов Владислав Михайлович | 0,8 | средний | демократический |
13 | Абрамова Олеся Сергеевна | 0,9 | выше среднего | демократический |
14 | Котельникова Анжелика Сергеевна | 0,7 | средний | авторитарный |
15 | Ламзин Павел Андреевич | 0,8 | средний | демократический |
16 | Нестеров Никита Игоревич | 0,7 | средний | авторитарный |
17 | Митюшин Михаил Михайлович | 0,8 | средний | авторитарный |
18 | Киреев Денис Сергеевич | 0.8 | средний | авторитарный |
19 | Клочков Дмитрий Викторович | 0,7 | средний | демократический |
20 | Коновченко Ирина Алексеевна | 0,8 | средний | демократический |
21 | Мазепа Андрей Юрьевич | 0,9 | выше среднего | демократический |
Наибольший результат (52%) среди опрошенных родителей с демократическим стилем воспитания, для которого характерно открытость к диалогу, готовность выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
У трети опрошенных родителей авторитарный стиль общения (38 %) Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
Наименьшая часть опрошенных родителей (10%) предпочитают либеральный стиль. Такие родители считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.
Уровень воспитанности/Стиль воспитания | Демократический стиль | Авторитарный стиль | Либеральный тиль |
Средний | 50 % | 38% | 12% |
Выше среднего | 60% | 40% | 0% |
В результате проведенного исследования можно рекомендовать родителям вводить в семейные отношения демократический стиль отношений, так как именно такой стиль взаимоотношений развивает в ребенке устойчивую и положительную самостоятельность в деятельности и поведении, формирует активную общественную и гражданскую позицию.
Заключение
Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. Каждая семья имеет свой стиль воспитания ребенка. Типология стилей родительского воспитания включает 3 типа: демократический, авторитарный, либеральный. Успешность социализации ребенка зависит от стиля воспитания, от того направления, который выбирают родители.
Проведенные исследования показали, что дети, в семье которых присутствует демократический стиль воспитания, владеют навыками культурного поведения, значит, могут быстрее социализироваться в обществе. Они чувствуют уверенность в себе, нужность семье, сверстникам, учителям. Что и повышает уровень их социализации. Именно поэтому родителям важно придерживаться данного типа семейного воспитания. Положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации.
В процессе исследования мы решили следующие задачи:
провели обзор литературы;
подобрали методики, которые помогли достичь цели данной работы;
провели исследование;
сделали выводы, подвели итоги.
Список литературы
Андриенко Е.В. Социальная психология.- М.: Академия, 2001.-264с.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс,1999.-375с.
Андреева Т.В.Семейная психология: учебное пособие . - СПб.:Речь,2007.-244с.
Сборник психологических тестов. Личность. Общение./Составители: Богатова Л.А., В.В. Герасимова, Л.А. Кудряшова, И.А. Радчук. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005.- 56с.
Шишова Т.Л. Подсказки для родителей. Чтобы ребенок не был трудным.- СПб.: Речь,2008.-384с.
Приложение 1
Определение уровня воспитанности" (анкета) Н.П. Капустин, М.И. Шилова
Анкета ученика (цы)_________ класса___________________________________________
1 | Долг и ответственность | |||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережливость | |||||
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Дисциплинированность | |||||
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ответственное отношение к учебе | |||||
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
5 | Отношение к общественному труду | |||||
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
6 | Коллективизм, чувство товарищества | |||||
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
7 | Доброта и отзывчивость | |||||
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
8 | Честность и справедливость | |||||
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
9 | Простота и скромность | |||||
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
10 | Культурный уровень | |||||
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 4-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2+1)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны |
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция |
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна. |
Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция. |
Приложение 2
КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ?
Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас.
Для этого выполните тест (модификация теста Р. В. Овчаровой): выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
Текст опросника
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что
происходит с ним и вокруг него;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие
и без разрешения, то вы:
А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять
правильное решение;
Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;
В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и
извиниться.
3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень
дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его
просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:
А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о
том, какой он у вас молодец;
Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;
В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы
поступите?
А) заставите ребенка исправить свою ошибку;
Б) не обратите на это внимания;
В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь
историю о том, как невежливость мешает нам жить.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы
предпочтете делать?
А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;
Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.
6. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не
стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;
Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно
обучать и воспитывать;
В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно
бережно и предельно тактично.
7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:
А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и
воспитать его;
Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого
должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять
процессом его развития практически невозможно, так что главная забота
родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;
Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и
воспитания;
В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с
родителями.
9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много
раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:
А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;
Б) заставили бы выполнить работу;
В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы
было интересно решать.
10. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь
пожалеет об этом;
В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.
Ключ к тесту
№ вопроса | Баллы за ответ «А» | Баллы за ответ «Б» | Баллы за ответ «В» |
1. | 2 | 3 | 1 |
2. | 3 | 1 | 2 |
3. | 2 | 3 | 1 |
4. | 2 | 1 | 3 |
5. | 3 | 2 | 1 |
6. | 1 | 2 | 3 |
7. | 2 | 3 | 1 |
8. | 3 | 1 | 2 |
9. | 1 | 2 | 3 |
10. | 2 | 1 | 3 |
Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.
Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.
Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.
Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще проявляют склонность к суициду. В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче. Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.
Афоризмы о воспитании, родителях и детях.
Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
А.С. Макаренко
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.
Джон Локк
Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А.С. Макаренко
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто в воспитании не нуждается.
Фазиль Искандер
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Монтень
«ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА» -
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое места.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжить использовать вас в качестве прислуги.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.