Доклад на тему «Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы»
1. Личностью ребёнок не рождается, а становится.
Как узнать, что он стал личностью?
· Осознанное употребление «Я». Это происходит к 5 годам. С этой точки зрения в школу принимаем личностей.
· Осознанный выбор между тем «что такое хорошо и что такое плохо» в пользу первого.
· Владение навыками мотивации и самоконтроля.
Если случилось, то полноценной личностью ребёнок становится к 18 годам, то есть до этого времени идёт процесс становления – приобретение нового, приближение к нужному состоянию. На протяжении этого времени ключевую роль в становлении личности ребёнка играет семья, хотя бы потому что детский сад, школа и учебное заведение после – это временно, а семья всегда рядом. Подростковый период – один из этапов становления личности.Что семья заложила в ребёнка к подростковому возрасту? Всё! Фундамент есть.
· Физическое здоровье.
· Модель поведения.
· Нравственные ценности.
· Уровень интеллектуального развития.
· Развитие эмоциональной сферы.
· Критерии самооценки.
· Способ саморегуляции. (Управление психическим состоянием).
· Усвоенный образ самого себя.
Каким образом влияет семья на становление личности? Самый мощный фактор взаимоотношения в семье. Но главное – родительская любовь. Становление может быть положительным и отрицательным. Фактор положительный, если она есть. Любящая мать та, для которой ребёнок был желанным. Она создаёт дома обстановку любви и доброжелательности, когда дети чувствовали, что они нужны и их принимают такими, какие они есть, - это «легкие» дети. Если нет любви, то это самый страшный фактор становления личности. Чаще всего личность не состоится. Нелюбящая мать та, которая сознательно или бессознательно отвергала своего ребёнка, не сумела создать дома атмосферу любви и доброжелательности. Ребёнок чувствует, что его не принимают и не любят, - это «трудные» дети. Ребенок, который недополучил родительской любви, растёт недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Позиция родителей в процессе становления личности детей является оптимальной, если он руководствуется следующим:
· принимай и люби ребёнка таким, какой он есть; (Всё воспитание строится на любви к детям).
· понимай и исправляй свои ошибки;
· думай о будущем ребёнка;
· контролируй ребёнка, иначе не достигнешь цели;
· контролируя, не ущемляй его самостоятельности, то есть вместо авторитарного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") используй инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину, самоконтроль.
Реальный опыт, полученный в семье, ребёнок переносит на общественную сторону своей жизни, и корректировать личность при необходимости очень тяжело, особенно при наличии проблем в семейном воспитании.
2. «Ребенок – зеркало семьи», - В.Сухомлинский. Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Сегодня в семейном воспитании много проблем.
· Основные изменения произошли в замене таких ценностей, как трудолюбие, послушание, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, эгоизм.
· Утратило силу главенство отца в семье, главную роль в воспитании играет мать.
· Неуважение старших, поведение на равных.
· Не задумываются о последствиях своего воспитания. (Раньше не так надо было думать – была традиционная модель семьи).
· Экономический кризис семьи – потеря работы, маленькая зарплата, удорожание содержания ребенка в семье.
· Социальный кризис в семье - как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих родителей. Группа риска.
· Родители сами большую часть времени проводят в Интернете и за телевизором. Пример родителя: социальные сети – это нормально, вместо того, чтобы почитать вместе с ребёнком книгу. Дефицит общения. (Технику нужно направлять на саморазвитие ребёнка – мышление, память, будь то игры иди мультфильмы).
· Возрастание количества разводов – в результате проблема воспитания в неполной семье «трудные дети».
· Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей.
· Воспитание в условиях достатка или избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. Ответственность должна быть больше. Нужно формировать разумные потребности, умение управлять своими желаниями, учить отвечать за своё поведение.
· Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий…);
· Затруднения родителя в воспитании своего ребенка, тяжело справляться.
Все детские трудности, нарушения поведения, сложности в учебе, различные отклонения от нормы в школе – это прямое отражение того, что происходит в семье.
3. Чтобы решать проблемы семья и школа должны взаимодействовать. Это одна из актуальных и сложных проблем в работе учителя. Школа, наряду с семьёй, основной и равноправный субъект социализации личности, то есть её становления. Деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Тут тоже есть проблема. Многие родители, приводя своего ребенка в 1-й класс, думают: “Мы его воспитали до школы, а теперь пусть учит и воспитывает школа. Когда возникают трудности, то школа плохая. Обвиняя всех в бедах своего ребенка, они забывают предъявить обвинение в первую очередь себе. Во взаимодействии со школой круг проблем можно обозначить так:
· нежелание учиться;
· отношения с учителями;
· отношения со сверстниками;
· отношения с родителями (редко).
Что должны родители и в этом точно должен помочь учитель.
* Знать возрастные особенности ребёнка. Подростковый период в развитии личности отличается тем, что ребенок не переходит в новую группу, изменяется сама группа. Для ребенка в этом возрасте значение приобретают разные внешкольные занятия, общение с компанией сверстников. Мнение сверстников может быть более авторитетным, чем мнение учителей и родителей. В подростковом возрасте дети часто переживают еще один кризис развития личности – дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов. Донести, что родители должны знать все о своем ребенке: с кем он дружит, куда уходит, чем занимается вне дома. Если ребенок не идет на контакт с родителями, отмалчивается, замыкается в себе, то надо бить тревогу. Сначала нужно попытаться самим выяснить причину такого поведения ребенка, если нужно, подключить классного руководителя, выяснить, не является ли негативное поведение ребенка следствием школьных проблем; постараться выявить причину проблемы и разрешить ее так, чтобы не пострадало детского “Я”. Это не укрепило мысль, что взрослые – черствые, бездушные люди. Каждого родителя сегодня очень обеспокоит то, что его дети могут попасть под влияние наркотиков, алкоголя, не стали на путь совершения правонарушений. Этого не случится в тех семьях, где детей учат быть личностью. Противостоять негативной среде, учат не стесняться сказать “нет” даже своим ровесникам, мнением которых подростки особенно дорожат. Проблема взаимодействия семьи и школы остро стоят с трудными детьми. Они есть в любой школе. О таких детях помнить, что их недолюбили, или вообще никогда не любили, или, что для них страшнее, к ним равнодушны. Они отыгрываются в школе, а у нас нет сил их любить вместо родителей. Но этот ребёнок злым не родился. Его таким сделали.Нельзя перекладывать на детей ответственность за то, в чем они не виноваты. Проблему решает, конечно, школа, но личностью такой ребёнок навряд ли станет.Как выстраивать взаимодействие с родителями?
· Сотрудничать – родители доверяют учителям и дополняют их действия.
· Выявлять и устранять противоречия между учителем и родителями в корректной форме в интересах ребёнка.
· Держать тесную связь встреча, телефон, классное собрание, дневник.
· Доверять – решать конфликт в школе.
· Договориться вести речь друг о друге только в позитивном ключе и предельно тактично.Так совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – гармоничное становление личности ребёнка для будущего.У Я.Корчака есть «Великая хартия» о правах ребёнка. Чтобывзаимодействие семьи и школы состоялось нужно помнить о правах ребёнка:
право на сегодняшний день,
· право быть тем, что он есть.
Признание ребёнка Человеком, любовь и уважение к нему и родителей и учителей – это главное, что делает его личностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.
2. Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 1985.
3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. -- М., 1990.
4. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. -- Киев, 1991.
5. Игошвв К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. -- М., 1989.
6. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. -- М., 1980.
7. Корчак Я. Как любить детей. -- М., 1973.
8. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.
9. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. -- М., 1992.
10. Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. -- М., 1990.
11. Мудрость воспитания: Книга для родителей -- М., 1989.Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. -- Минск, 1971.
12. Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. -- М., 1989.
13. Отец в семье: Книга для родителей. -- М., 1970.
14. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г.