Статья на тему «Стиль педагогической деятельности и его влияние на процессы обучения и воспитания»
Стиль педагогической деятельности и его влияние на процессы обучения и воспитания
Педагогическая деятельность должна быть направлена на достижение запланированного положительного результата – это основной критерий её целесообразности. От уровня квалификации и профессиональной компетентности педагога зависит багаж знаний, который будет заложен в учащихся, и в итоге пригодится в будущем. Поэтому вопрос формирования у учителя эффективного и результативного стиля преподавания становится всё более актуальным.
Современные требования к педагогам и системе образования в целом подразумевают непрерывное развитие индивидуального стиля, повышение качества обучения и регулярную самооценку. Учитель сегодня – это профессионал, способный эффективно руководить учащимися и коммуницировать с ними на высоком уровне. Личностный, индивидуальный подход становится приоритетным.
Стилем педагогической деятельности состоит в характерном наборе способов и приёмов взаимодействия с учащимися. Работа педагога может отличаться присущими только ему индивидуальными чертами, однако традиционно выделяют несколько основных стилей преподавания:
- авторитарный
- демократический
- либеральный
При первом стиле преподавания отмечается абстрактный подход к учащимся. Требования педагога не индивидуализированы и рассчитаны на некоего среднего ученика. Как следствие, инициативность и самостоятельность детей часто остаются недооценёнными, отметки выставляются субъективно. Несмотря на наличие отрицательных черт, такой стиль работы может принести положительные плоды.
Из всех приведённых стилей общения с учащимися самым результативным можно назвать демократический. Такой эффект достигается за счёт объективного, индивидуального подхода к детям и учёта специфики их характера и возможностей. Педагог способен поставить перед ребёнком посильную задачу и добиться максимально эффективного её решения.
В отличие авторитарного стиля, либеральный отличает попустительство и низкий авторитет педагога. Кажущееся доброжелательное отношение к ученикам переходит в фамильярность, что в свою очередь ведёт к анархии. Из всех стилей педагогики либеральный является самым низкоэффективным, так как у детей появляется чувство неопределённости, они хуже усваивают материал и показывают низкие результаты.
Педагогический стиль имеет в своём содержании несколько компонентов:
- Коммуникативный, который подразумевает особенности межличностного общения педагога и детей.
- Дидактическая составляющая определяет распределение учебного времени, выбор методов преподавания, способы организации занятия.
- Оценочный компонент предполагает выбор способов контролирования усвоенности материала и оценки работы учащихся.
- Личность педагога и его индивидуальные черты также можно выделить как отдельный компонент стиля.
Успех в проведении занятия во многом зависит не только от уровня педагогического профессионализма, но и личностных качеств учителя. Этот аспект предполагает наличие у преподавателя определённых свойств характера, таких как гибкость мышления, способность к импровизации и умение продумывать ситуации заблаговременно, а также стабильно позитивное отношение к учащимся, исключающее зависимость от перепадов настроения.
При планировании и проведении урока педагог держит курс и на текущую ситуацию, которая иногда может противоречить предполагаемому ходу событий, и на поставленную цель. Подобная гибкость, вкупе со способностью адаптироваться к событиям и при необходимости менять стратегию коммуникации, указывает на высокий уровень самоорганизации и профессионализм.
Отдельно следует отметить алгоритм действий учителя при неудачно проведённом занятии. Педагог, обладающий гибкостью мышления и способностью к самоанализу и рефлексии, способен взять на себя ответственность за произошедшее и использовать негативный опыт во благо учащихся. Это позволит усовершенствовать собственные методики работы и избежать ошибок в будущем.
В практике преподавания нет универсального стиля, который гарантировал бы успех, результат и эффективность. Учебное заведение является областью субъект-субъектной коммуникации, которая по определению должна быть направлена на достижение взаимопонимания. Это значит, что необходимо учитывать множество личностных факторов при построении стратегии преподавания и разработке педагогического стиля.
Для того, чтобы обучение было результативным, оно в первую очередь должно стать комфортным и давать возможность для проявления индивидуальности и личной инициативы. Совместная деятельность в стенах учебного заведения должна включать взаимодействие увлечённых людей, когда обе стороны педагогического процесса объединены общей целью.