12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лабикова Марина Николаевна60
Материал размещён в группе «Работы наших учеников!!!»

Бюджетное образовательное учреждение
«Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»

Тарского муниципального района Омской области


















Тема индивидуального итогового проекта

«Влияние темперамента на выбор профессии в старших классах»















Выполнила:

ученица 10 класса

Ценёва Александра

Руководитель:

к.п.н., зам. директора по УВР

Лабикова Марина Николаевна









Тt1678757053aa.gif ара – 2023

СОДЕРЖАНИЕ



Введение...............................................................................................................................................3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………...4

Темперамент: понятие, типы и их отличительные черты…………………………...........4

Возрастные особенности проявления темперамента……………………………………..6

Учёт темперамента в выборе профессии…………………………………………………..7



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………………………….15

Приложения………………………………………………………………………………………..16



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что проблема профориентации в современных условиях играет важную роль для выпускника. Правильно выбранная профессия – это не только возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и создать условия для собственного благополучия и благополучия своей семьи, что не маловажно в настоящее время.

К сожалению, выпускники, как правило, выбирают профессии в соответствии с престижностью и последующей доходностью. Такой путь выбора не всегда приведёт к успешности, скорее к разочарованию, а в дальнейшем может привести к потере интереса к работе, к перегрузкам и даже нервным заболеваниям.

Однако есть другой путь при выборе профессии, который определен индивидуальными особенностями человека. Они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям относится темперамент.

Среди исследователей, занимающихся изучением влияния темперамента человека на выбор профессии были П.Ф. Лесгафт, И. Кант, К. Юнг, Г. Айзенк, И.П. Павлов и др.

Цель исследования – выявление наклонностей учеников-старшеклассников к определённым видам профессиональной деятельности в соответствии с темпераментом.

Объект исследования – темперамент.

Предмет исследования – взаимосвязь типа темперамента с профессиональными склонностями.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач.

Задачи проекта:

Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы для раскрытия содержательных смыслов понятий «темперамент» и «профессия»

Провести практическое исследование по определению типов темперамента у учеников 10 класса по методике Г. Айзенка;

Изучить профессиональные предпочтения обучающихся 10 класса.

Обработать и проанализировать собранный в результате исследования материал, обобщить и сделать выводы.

Разработать продукт проектной деятельности.

Гипотеза: основана на предположении о том, что большая часть старшеклассников не учитывает особенности своего темперамента при выборе будущей профессии.

Практическая значимость исследования:

Для реализации поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, беседа, опрос, тестирование.

Базой исследования являлось БОУ «Тарская гимназия №1». Исследованием было охвачено 26 старшеклассников – учащихся 10 «А» класса.

Структура работы представлена введением, двумя частями (теоретической и практической), заключением, списком литературы (включает 15 источников) и 2 приложениями.











ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Темперамент: понятие, типы и их отличительные черты


Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.[9]

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н.э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей:

1) крови (сангвис) – сангвиник, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный человек, легко переносящий жизненные трудности и неудачи;

2) желтой желчи (холэ) – холерик, т.е. желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения;

3) слизи (флегмы) – флегматик, т.е. спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям;

4) черной желчи (мелайна холэ) – меланхолик, несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.[7]

И.П. Павлов, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на его зависимость от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.[4] Соотношение этих свойств нервной системы даёт 4 основных типа высшей нервной деятельности /ВНД/ (Таблица 1):


Таблица 1.

Психофизиологическая характеристика темперамента

(по И.П. Павлову)

Типы

ВНД

Характеристика нервных процессов

возбуждения и торможения по:

Вид

темперамента

силе

уравновешенности

подвижности

Сильный

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Сангвинический

Безудержный

Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Холерический

Инертный

Сильный

Уравновешенный

Малоподвижный

Флегматический

Слабый

Слабый

Неуравновешенный

Малоподвижный

Меланхолический


Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

1) скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность;

2) преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия);

3) пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность;

4) чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость.

С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности. В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях. Рассмотрим характеристику четырех основных видов темперамента.

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и далее агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (даже из-за мелочей). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности.[14]

Для наглядности, описанные выше типы темперамента, мы представим в виде схемы (Рисунок 1)


t1678757053ab.gif


Рисунок 1. Основные типы темперамента


Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в «чистом виде». Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Психические состояния, вызываемые жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того, как человек относится к жизненным задачам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику.[15]

От темперамента зависят динамические особенности характера человека – стиль его поведения. Темперамент – «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека. Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций. Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента.[4]



Возрастные особенности проявления темперамента.


В.С. Мерлин утверждает, что в развитии темперамента следует различать три аспекта. Первый аспект можно назвать процессом развертывания темперамента. Хотя тип темперамента понимают как генотип, тем не менее очень немногие его свойства проявляются с момента рождения. В качестве первых проявлений темперамента у нормального, здорового новорожденного указывают на следующие: длительность крика в течение суток, интенсивность и темп сосательных движений, степень координированности первых спонтанных движений и др. Соотнесенность этих проявлений со свойствами темперамента обнаруживается в специальных исследованиях, в которых они коррелируют в последующих возрастах со степенью активности, сенситивностью, эмоциональной возбудимостью, скоростью усвоения моторных навыков (ходьба).

Постепенное развертывание типа темперамента проявляется далее в том, что различные свойства типа темперамента возникают и проявляются в различном возрасте. Так, импульсивность как индивидуальная особенность, отличающаяся у различных детей по степени, проявляется в начале второго года; тревожность в виде повышенной возбудимости и интенсивности, реакции страха – в первые месяцы жизни; агрессивность – в 2,5 года. Другой аспект развития темперамента заключается в том, что в результате социальных условий и условий воспитания некоторые свойства темперамента изменяются по своей величине. [1]

Третий аспект развития темперамента заключается в изменении его структуры. Взаимосвязь свойств в структуре темперамента определяет его приспособительную функцию. Взаимосвязь общих и частных закономерностей в развитии темперамента была прослежена в коллективном исследовании, выполненном в лаборатории кафедры психологии Пермского пединститута в 1968-1970 гг. на трех выборках испытуемых: 6-7 лет, 10-11 лет, 13-14 лет. В результате исследований установлены две основные характеристики возрастных структур темперамента. Первая характеризует возрастные различия в психофизиологических зависимостях свойств темперамента от свойств типа нервной системы; вторая – в психологических.[3]

Тревожность, импульсивность, эмоциональность – типичные возрастные особенности старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, наиболее ясно обнаруживается принадлежность к свойствам темперамента тех психических особенностей, которые наиболее типичны для данного возраста.

В подростковом возрасте тип темперамента подвергается изменениям. Подросток начинает приспосабливаться с социумом, попадает в новую компанию и заводит друзей. Следовательно, в зависимости от возраста, темперамент ребенка меняется. Занимаясь исследованиями внутренней структуры темперамента, которая проявляется в переходном возрасте, Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын, пришли к выводу о том, что темперамент человека имеет три главных, ведущих компонента.[8]

Общая психическая активность – интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой (физической и социальной). «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом» Особенности моторной сферы – состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи ребенка, его внешней подвижности (или сдержанности), говорливости (или молчаливости). По мнению В.Д. Небылицына, особенности моторной сферы могут быть, как рассмотрены отдельно, так и включены в состав общей психической активности.[8]

Эмоциональность – комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности или стабильности (быстроты смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения).[11]

Таким образом, в переходный возраст у ребенка проявляются следующие черты: характер взаимодействия с социумом, ведь подросток стремиться к самостоятельности, активный или пассивный; активность речедвигательного аппарата (быстрая речь или реакция, или наоборот медленная) и эмоциональная впечатлительность от происходящего (подросток чуток к эмоциональным воздействиям или наоборот, спокоен и отстранен). Можно сделать вывод о том, что если в детском возрасте темперамент ребенка имеет внешнее проявление (речь, внешние черты лица и т.д.), то в подростковом возрасте начинают проявляться внутренние особенности темперамента: речь подростка не похожа на детскую, она более взрослее и интереснее; свои чувства подросток может скрывать, или показывать их очень редко, эмоции начинают проявляться по-другому, потому, что происходит кризис подросткового возраста, который характеризуется эмоциональной неустойчивостью, стремлением казаться взрослым и поднимается интерес к противоположному полу.[5]



Учёт темперамента в выборе профессии.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностей). Темперамент проявляется уже в раннем детстве, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию.[12]

Темперамент, мало поддающийся изменениям в течение жизни, необходимо учитывать при определении профессионального будущего. Так как игнорирование особенностей темперамента при выборе профессии может привести к потере интереса в работе, к сильным перегрузкам и переутомлениям, и даже к ослаблению здоровья. [2]

Каким же образом темперамент влияет на успешность профессиональной деятельности?

Любишь трудности и препятствия, способен их преодолевать красиво, креативно. Временами ты склонен переоценивать свои возможности, но это не страшно. Ты быстро включаешься в работу и всегда все доводишь до конца. Стремишься к самостоятельности и плохо подчиняешься власти. Говорят, что ты напорист, но недостаточно настойчив. Вывод: ты холерик. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется повышенная концентрация, внимание и энергичность. Они – лидеры. Этот тип темперамента выделяется большой устойчивостью к стрессам. При необходимости они умеют быстро восстанавливать свои силы. Но жестоко заставлять холерика выполнять монотонную и однообразную работу. Хроническая усталость наступит не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику противопоказаны такие профессии, как цветоводство, библиотекарское дело и бухгалтерский учет.

Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д.

Среди одноклассников ты выделяешься высокой работоспособностью, легко сосредотачиваешь внимание. Параллельно выполнять несколько дел – проще простого. Легко загораешься новой работой, но также быстро теряешь к ней интерес. Увы, не способен вникать в детали и не переносишь однообразия и монотонности. Зато проявляешь организаторские способности и быстро осваиваешь новые специальности. Ни одно ответственное мероприятие не проходит без твоего участия. Вывод: ты сангвиник.

Сангвиник – прирожденный руководитель. С точки зрения подчиненных этот тип является, пожалуй, самым приятным и душевным начальником. Не удивительно, подобный темперамент, как правило, характеризует расчётливого человека. Его сильная черта – умение уговаривать и располагать к себе. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднения. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не для них. Поэтому профессию ткача, делопроизводителя, бухгалтера, мастера-часовщика, радиомонтажника, библиографа, архивиста, реставратора можно смело исключить.

Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д.

Не тороплив в учебе и медлителен в работе? Успеха ты достигаешь за счет упорства, терпеливости. Выполнение монотонной работы – твоя фишка. Если тебя не будут торопить, продумаешь все мелочи и доведешь дело до идеала. Но ты не стремишься брать на себя обязанности лидера, поэтому тебя нередко называют неинициативным. Сбой привычного ритма, смена обстановки работы пугают тебя, а суета может довести до депрессии. Вывод: ты флегматик.

На первый взгляд отрицательная черта – медлительность – делает их очень сильными. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение незаменима в стрессовых ситуациях. Поэтому из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. С другой стороны, эта же самая черта делает не возможной для них карьеру хирурга и менеджера, но они прекрасно подойдут для роли терапевта и главного бухгалтера. Активная, яркая публичная жизнь актера, дирижера, телерепортера, коммерсанта будет им в тягость.

Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.

Ты – человек настроения. Вчера был способен свернуть горы, а сегодня тебе лень вставать с кровати. Быстро устаешь, трудно приспосабливаешься к новому коллективу. В работе тебе необходима постоянная поддержка и регулярный отдых. Все называют тебя невероятно тонким и наблюдательным человеком, способным замечать в поведении людей такие детали, которые те хотят скрыть. Вывод: ты меланхолик.

Меланхоликам не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, так как «общение» с компьютерами у них выходит намного лучше. Опасен такой тип темперамента и в роли водителя общественного транспорта или монтажника-верхолаза. Характерное им торможение нервной системы могут привести к потере концентрации, внимания и, как следствие, чрезвычайным ситуациям. Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, диспетчера приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья.

Рекомендуемые профессии: деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д. [10]

Существует очень много подходов и учений о темпераменте. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.[6]

Из сказанного можно сделать вывод, что на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие требованиям профессиональной деятельности.

Обобщив материал данного параграфа, мы наглядно решили представить его в Таблице 2 «Совместимость темпераментов и профессий».

Таблица 2.

«Совместимость темпераментов и профессий»


Тип темперамента

Особенности темперамента

Рекомендуемые профессии

Холерик

Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать красиво, креативно. Временами склонен переоценивать свои возможности, но это не страшно. Быстро включается в работу и всегда все доводит до конца. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется повышенная концентрация, внимание и энергичность. Они – лидеры. Этот тип темперамента выделяется большой устойчивостью к стрессам. При необходимости умеют быстро восстанавливать свои силы.

Телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д.


Сангвиник

Выделяется высокой работоспособностью, легко сосредотачивает внимание. Параллельно может выполнять несколько дел. Легко загорается новой работой, но также быстро теряет к ней интерес. Не переносит однообразия и монотонности. Проявляет организаторские способности и быстро осваивает новые специальности. Сильная черта – умение уговаривать и располагать к себе.

Менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д.


Флегматик

Не тороплив в учебе и медлителен в работе. Успеха достигает за счет упорства, терпеливости. Выполнение монотонной работы – его фишка. Если не будут торопить, продумает все мелочи и доведет дело до идеала.

Механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.


Меланхолик

Человек настроения. Быстро устает, трудно приспосабливается к новому коллективу. В работе необходима постоянная поддержка и регулярный отдых.

Деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


В практической части было проведено исследование: определение типов темперамента по методике Ганса Юргена Айзенка (Приложение 1). В исследовании приняло участие 26 обучающихся 10 класса БОУ «Тарская гимназия № 1 им. А.М. Луппова». По результатам анализа полученных данных получилось, что из 26 человек: холерики – 9; меланхолики – 8; флегматики – 2; сангвиники – 7.

Для большего удобства рассмотрения результатов представим их в виде диаграммы (Рисунок 2).

t1678757053ac.gif

Рис. 2 Результаты исследования типа темперамента

Также был проведен опрос о предпочтениях к будущей профессии. Результаты представлены в Таблице 3.

Таблица 3.

Результаты определения типов темперамента и будущей профессии


п/п

Имя старшеклассника

Тип темперамента

Предпочитаемые профессии

1

Виктория К.

Холерик

Политолог, юрист, адвокат

2

Мария М.

Холерик

Режиссер, журналист, артист

3

Андрей Ц.

Меланхолик

Программист, профессии связанные с энергетикой

4

Никита С.

Холерик

Патологоанатом, надзиратель

5

Кристина К.

Сангвиник

Музыкант, учитель, библиотекарь

6

Андрей З.

Сангвиник

Прокурор, судья

7

Алина К.

Сангвиник

Следователь, юрист

8

Алёна С.

Холерик

Предпочтение не указала

9

Евгений В.

Флегматик

Тестировщик

10

Иван Э.

Сангвиник

Работник нефтегазовой промышленности, бизнесмен, предприниматель

11

Владислав Е.

Меланхолик

Психолог, экономист

12

Маргарита М.

Меланхолик

Врач, хореограф, организатор мероприятий

13

Анастасия К.

Холерик

Маркетинг, прикладная информатика

14

Кирилл Ю.

Сангвиник

Тренер

15

Пётр К.

Меланхолик

Технические специальности: конструктор, инженер

16

Никита В.

Сангвиник

Адвокат, врач, IT-технологии

17

Юлия А.

Меланхолик

Профессии, связанные с астрономией, психологией, экономикой

18

Александра Ц.

Сангвиник

Следователь, криминалист, судья

19

Юлия Л.

Холерик

Стоматолог, ортодонт

20

Анастасия Б.

Холерик

Косметолог, стюардесса, хореограф, переводчик

21

Дмитрий Л.

Флегматик

Полицейский, тренер

22

Владислав Н.

Холерик

Тренер, рэпер

23

Дарья С.

Холерик

Стоматолог, бортпроводник

24

Валерия П.

Меланхолик

Переводчик, лингвист

25

Алиса С.

Меланхолик

Музыкант

26

Маргарита К.

Меланхолик

Учитель, кондитер, флорист, переводчик, модельер, ландшафтный дизайнер


Анализируя предпочтения старшеклассников в выборе будущей профессии, с учетом совместимости темпераментов и профессий, которые рассмотрены нами в теоретической части работы, мы из субъективных выборов каждого опрошенного выделили зеленным цветом те профессии, которые походят им по темпераменту и красным – которые не совместимы с темпераментом опрошенного. Результаты отразили в таблице 4.

Таблица 4

Совместимости темпераментов и выбранных профессий опрошенными

п/п

Имя старшеклассника

Тип темперамента

Предпочитаемые профессии

1

Виктория К.

Холерик

Политолог, юрист, адвокат

2

Мария М.

Холерик

Режиссер, журналист, артист

3

Андрей Ц.

Меланхолик

Программист, профессии связанные с энергетикой

4

Никита С.

Холерик

Патологоанатом, надзиратель

5

Кристина К.

Сангвиник

Музыкант, учитель, библиотекарь

6

Андрей З.

Сангвиник

Прокурор, судья

7

Алина К.

Сангвиник

Следователь, юрист

8

Алёна С.

Холерик

Предпочтение не указала

9

Евгений В.

Флегматик

Тестировщик

10

Иван Э.

Сангвиник

Работник нефтегазовой промышленности, бизнесмен, предприниматель

11

Владислав Е.

Меланхолик

Психолог, экономист

12

Маргарита М.

Меланхолик

Врач, хореограф, организатор мероприятий

13

Анастасия К.

Холерик

Маркетинг, прикладная информатика

14

Кирилл Ю.

Сангвиник

Тренер

15

Пётр К.

Меланхолик

Технические специальности: конструктор, инженер

16

Никита В.

Сангвиник

Адвокат, врач, IT-технологии

17

Юлия А.

Меланхолик

Профессии, связанные с астрономией, психологией, экономикой

18

Александра Ц.

Сангвиник

Следователь, криминалист, судья

19

Юлия Л.

Холерик

Стоматолог, ортодонт

20

Анастасия Б.

Холерик

Косметолог, стюардесса, хореограф, переводчик

21

Дмитрий Л.

Флегматик

Полицейский, тренер

22

Владислав Н.

Холерик

Тренер, рэпер

23

Дарья С.

Холерик

Стоматолог, бортпроводник

24

Валерия П.

Меланхолик

Переводчик, лингвист

25

Алиса С.

Меланхолик

Музыкант

26

Маргарита К.

Меланхолик

Учитель, кондитер, флорист, переводчик, модельер, ландшафтный дизайнер



Анализируя предпочтения профессионального выбора старшеклассников можно сделать вывод, что большая часть опрошенных (73%) не учитывает свой тип темперамента при выборе профессии, а ориентируется на её престиж, востребованность и реальные возможности получить работу. У 27% опрошенных предпочтения и тип темперамента совпадают, что в будущем поможет им получить удовлетворение и максимальную эффективность от их работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование по выявлению влияния типа темперамента на профессиональные склонности показало, что не всегда тип темперамента предопределяет будущую деятельность человека, на это влияют не только биологические факторы, но и многое другое. Тип темперамента может влиять на усвоение знаний, выполнения заданий, скорость мышления, но, все же, не на конечный результат, поскольку он влияет не на успешность профессиональной деятельность, сколько на выбор способов исполнения этой деятельности. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

При выборе профессиистоит учитывать тот род занятий, который нравится, доставляет удовольствие, ведь человек успешен в той деятельности, которая ему интересна. У некоторых людей практически с ранних лет есть склонности к определенной деятельности, например, заниматься спортом, петь, рисовать, выступать на сцене, но одного интереса в какой-либо деятельности недостаточно, нужно еще, чтобы она получалась, а для этого необходимы определенные способности. И все же, людям, выбирающим свою будущую профессию, будет легче отталкиваться от любых данных о себе: от своих интересов, хобби, темперамента и многого другого.




































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 570с.

Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. – Спб.: Питер, Серия «Учебник нового века», 2006. – 368с.

Возрастная психологияКонспект лекций Авторский коллектив: Татьяна Валерьевна Ножкина, Умнова Т. А., 2005 г. – 272 с.


Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.

Гребнева В.В., Виниченко М.А. Психология человека:(Практико-ориентированный подход): Учебное пособие / В.В. Гребнева, М.А. Виниченко. – Белгород, изд-во «Белгородский государственный университет», 2007. – 214с.

Еникеев М.И. Юридическая психология, 2003 г. – 640 с.


Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тесты / Под ред. Ю.Б. Гиппентрейтнер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – с.153-159


Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.


Рогов Е.И. Психология для студентов вузов. – Москва: ИКТ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 560 с.

Русинова О. И., Москаленко С. В., Русинова Е. А. Особенности развития темперамента в подростковом возрасте // Актуальные исследования. 2020. №23 (26). Ч.II. С. 118-123. URL: https://apni.ru/article/1597-osobennosti-razvitiya-temperamenta-v-podrostk

Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 283с.

Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации" [Электронный ресурс] // https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94053Начало документа

Электронные учебные материалы по психологии [Электронный ресурс] https://m.studwood.net/642356/psihologiya/klassifikatsiya_temperamentov

Электронный файловый архив студентов. Темперамент: понятие, свойства и основные типы темперамента. [Электронный ресурс]: https://studfile.net/preview/4268703/page:42/


Приложение 1


Методика Айзенка по определению темперамента

Инструкция
Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. Содержание отдельных вопросов не анализируется, важен только итоговый результат. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа – наиболее интересна ваша первая реакция. На вопрос можно ответить "да" или "нет", либо поставить знак «+» или «-». Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!


Текст опросника
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, одобрить или посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это невыгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не затрачиваете ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины на это не было?
10. Верно ли, что "на спор" вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда вы чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли тем же?
23. Считаете ли вы свои привычки хорошими?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?
26. Можно ли сказать, что часто у вас нервы бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы за человека веселого и живого?
28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Что вы предпочитаете, если хотите что-либо узнать: найти это в книге или спросить у друзей?
33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?
34.Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите только правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или встречу с кем-то?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?
46. Огорчились бы вы, если бы не смогли долго видеться с друзьями?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков, или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?



Обработка результатов

Экстраверсия — находится сумма ответов «Да» в вопросах 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «Нет» в вопросах 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.

Если сумма баллов равна 0—10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя. Если 11 — 14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно. Если 15—24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.

Невротизм — находится количество ответов «Да» в вопросах 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Если количество ответов «Да» равно 0-10, то — эмоциональная устойчивость. Если 11—16, то — эмоциональная впечатлительность. Если 17—22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы. Если 23—24, то — невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Ложь — находится сумма баллов ответов «Да» в вопросах 6, 24, 36 и ответов «Нет» в вопросах 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Если набранное количество баллов 0—3 — норма человеческой лжи, ответам можно доверять. Если 4—5, то сомнительно. Если 6—9, то ответы недостоверны.

Если ответам можно доверять, то по полученным данным строится график.

t1678757053ad.jpg

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интраверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).

Приложение 2

Сертификат о публикации статьи

19

Автор материала: А. Ценёва (10 класс)
Опубликовано в группе «Работы наших учеников!!!»


Комментарии (2)

Панов Егор Игоревич, 14.03.23 в 04:58 0Ответить Пожаловаться
Интересный, познавательный, полезный проект!
Лабикова Марина Николаевна, 14.03.23 в 17:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Ребенок старался содержательно и качественно выполнить проектную работу
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.