Вода и ее превращения
Автор публикации: Д. Яковлева, ученица 4Г класса
14
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Химико-технологическая школа «СинТез» г.Перми»
Научно-практическая работа
Вода и её превращения
Автор:
Яковлева Диана,
учащаяся 4 «г» класса
Руководитель:
Кудымова Т.В.,
учитель начальных классов
Пермь
2021
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Свойства воды…………………………………………………………............4
2. Круговорот воды в природе………………………………………………….6
3. Исследование процесса перехода воды из одного состояния в другое…8
4. Модель круговорота воды в природе……………………………………..11
Заключение………………………………………………………………...........13
Список использованной литературы….…………………………………….14
Введение
Свою научно-практическую работу я хочу начать с загадки «И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!». Как вы уже поняли, я хочу рассказать о воде.
Вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на Земле не сможет существовать. Изначально на нашей планете появилась вода, а в воде уже начала развиваться жизнь. Вода занимает более 70% поверхности земного шара. Она входит в состав любого живого организма. Больше чем на половину человек, животные и растения состоят из воды. Она является средой обитания для многих животных и растений.
Везде и всегда нас окружает вода. Мы можем наблюдать такие природные явления как снег или дождь. Каждый день мы видим облака на небе. Я задумалась, откуда все это, почему запасы воды не исчезают. Мне стало интересно узнать о путешествии воды в природе.
Цель работы: выяснить, при каких условиях вода меняет свое состояние.
Задачи:
- изучить свойства воды;
- изучить, как происходит процесс круговорота воды в природе;
- провести эксперимент, наглядно показывающий, что вода переходит из одного состояния в другое при изменении температуры;
- создать модель круговорота воды в домашних условиях.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: влияние изменения температуры на состояние воды.
Гипотеза: вода меняет своё состояние при изменении температуры окружающей среды. Модель круговорота воды в природе можно создать в домашних условиях.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.
Свойства воды
В ода в природе может встречаться в трёх состояниях: жидком (вода), газообразном (водяной пар) и твёрдом (снег, лёд). Вода способна переходить из одного состояния в другое - из твёрдого в жидкое (таять), из жидкого в твёрдое (замерзать), из жидкого в газообразное (испаряться), из газообразного в жидкое, превращаясь в капельки воды.
Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: солёная и пресная. Солёная находится в морях и океанах, пресная - в реках, озёрах, ручьях, болотах. Соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной.
Г азообразная вода - это водяной пар, который мы видим с земли в виде облаков. Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда. Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму.
В ода в твердом состоянии встречается в виде снега и льда. В холодную погоду вода в облаках замерзает, и образуются кристаллики льда. Они падают и, проходя сквозь облака, соединяются с другими кристаллами, становясь снежинками.
З амерзание льда начинается при отрицательной температуре. Сначала образуются микроскопические ледяные иголочки, которые затем смерзаются между собой, образуя плёнку. Лёд в природе встречается в виде айсбергов. Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть их находится над поверхностью воды, большая – под водой.
Со способностью воды менять своё состояние, связано такое явление, как круговорот воды в природе.
Круговорот воды в природе
Круговорот воды в природе - это непрерывный процесс постоянного перемещения воды на Земле.
Во время полного цикла круговорота в природе, состояние воды постоянно меняется, поглощая или выделяя при этом тепловую энергию. Так, вода в круговороте проходит четыре стадии.
Испарение - процесс, когда вода на поверхности при нагревании превращается в пар и уходит в воздух. Происходит всюду, где есть вода: на поверхности океана, рек или озёр. Теплая вода испаряется быстрее, но даже когда мы не видим пар, испарение все равно происходит, но гораздо медленнее.
Конденсация. Когда водные пары в воздухе поднимаются и достигают верхних слоев атмосферы, холодная температура заставляет их выделять тепло и снова превращаться в жидкость. Эти мелкие капельки воды висят на частицах пыли в воздухе, образуя облака.
Осадки. Капли воды в облаках тоже сталкиваются и конденсируются вместе, и тогда они становятся больше и тяжелее. Капельки продолжают расти в объеме до тех пор, пока не становятся такими тяжёлыми, что выпадают осадками.
Перенос воды. В виде осадков вода снова попадает на поверхность Земли. Какая-то часть воды стекает вниз и попадает в море, озёра или реки. Другая - впитывается в землю и становится грунтовыми водами, которые питают растения или проходят через почву, достигая океана. Ещё часть воды достается и поглощается животными. Отсюда круговорот воды начинается снова.
Таким образом, количество воды на Земле не изменяется, она только меняет свои формы.
3. Исследование процесса перехода воды из одного состояния в другое
Для того чтобы наглядно убедиться, как вода преобразуется из одного состояния в другое, я провела эксперимент.
3.1. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Я набрала в банку снег. Занесла его домой и наблюдала, как при комнатной температуре снег начинает таять и превращаться в воду. Такое количество снега превратилось в воду примерно за 4 часа.
3.2. Преобразование воды из жидкого состояния в газообразное (испарение).
Воду, образовавшуюся на первом этапе опыта (3.1), я перелила в металлическую ёмкость, поставила на плиту и нагрела.
По мере нагревания в ёмкости появляется пар – это вода превращается в газ, происходит процесс испарения. Также я заметила, что при кипении количество воды в ёмкости заметно уменьшилось.
3.3. Превращение пара в воду (конденсация).
Ёмкость, в которой протекает процесс испарения (3.2), я накрыла прозрачной холодной крышкой.
На крышке образовались капельки воды - произошёл процесс конденсации, т.е. вода перешла из газообразного состояния в жидкое.
3.4. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое (замерзание).
В оду в ёмкости (3.3) я сначала охладила при комнатной температуре, затем поместила в морозильную камеру.
Спустя примерно 3 часа при температуре -200С в ёмкости образовался лёд, т.е. вода перешла из жидкого состояния в твёрдое, она снова замёрзла.
Таким образом, можно подвести итог моих экспериментов:
- переход воды из твёрдого состояния в жидкое происходит при воздействии температуры выше 00С;
- при нагревании вода превращается в пар;
- при охлаждении воды происходит процесс конденсации;
- при воздействии температуры ниже 00С вода переходит из жидкого состояния в твёрдое – замерзает.
Процесс перехода воды из одного состояния в другое обратимый, т.е. она всегда может вернуться в любое из трёх своих состояний.
Модель круговорота воды в природе
В ходе проведения экспериментов с водой я задумалась, можно ли сделать модель круговорота воды своими руками в домашних условиях. Оказывается, можно.
Для эксперимента мне понадобились: трёхлитровая банка, пищевая плёнка, вода, пищевой краситель, маркер, фломастеры.
Ход эксперимента:
1. Я налила в банку горячую воду, добавила синий пищевой краситель и накрыла горлышко банки пищевой плёнкой.
2. На стенках банки нарисовала мир: представила, что синяя вода – это море, дорисовала берега, солнце, облака, дождь и т.д.
3. Пока я наносила рисунок, вода начала испаряться, на пищевой плёнке начал собираться конденсат.
4. Через какое-то время капельки воды появились на стенках банки. Когда они становились большими и тяжёлыми, они сползали вниз. Это стадия возвращения воды обратно «в море».
Вода океанов, морей и рек точно так же испаряется, поднимается в виде пара вверх, где охлаждается в верхних слоях атмосферы, конденсируется в облаках и снова выпадает осадками на землю.
Свойства воды способны влиять на нашу среду обитания, поэтому знания и эксперименты, связанные с ней, очень полезны. Благодаря такому простому наглядному эксперименту с водой можно самому увидеть и понять, как происходит круговорот воды в природе.
Заключение
В ходе работы я изучила свойства воды, провела ряд экспериментов и выяснила, что вода меняет своё состояние под воздействием температуры. Также я узнала, как происходит круговорот воды в природе и создала его наглядную модель в домашних условиях.
Результаты проведенных исследований можно применить на уроке «Окружающий мир».
Подводя итоги проделанной работы, хочу ещё раз обратить внимание на уникальность воды. С одной стороны, что может быть проще? Вода есть везде, мы воспринимаем её как должное. А ведь из воды состоит всё живое, она дарит красоту планете – нашему общему дому, является спутником человека во всех сферах жизни. Без неё не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Её влияние поистине огромно. Люди должны беречь воду и делать всё необходимое для сохранения водоёмов. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь.
Список использованной литературы
1. Амченков Ю.А. Вода на Земле. – М: «Махаон», 2014.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник. – М: «Вентана граф», 2016.
3. Ле Дю В. Мир моря: детская энциклопедия/пер. с франц. – М: «Махаон», 2014.
5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник. – М: «Просвещение», 2013.
6. Круговорот воды в природе [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.uaua.info, свободный – (20.02.2018).
Потамошнева Наталья Алексеевна