12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72115
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
6

Урок №12. «Превращение и круговорот воды». Раздел «Эта удивительная природа», 3 класс

 

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что такое круговорот воды в природе?

Задачи:

научить определять разные состояния воды и причины образования облаков и выпадении дождя.

Предметные результаты

Научатся

-различать три состояния воды,

-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

-моделировать круговорот воды;

-использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

Познавательные: формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности

Основные понятия и определения

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни свойства снега и льда. Ответь на вопросы: 1. Из чего состоят облака? 2. Почему идёт дождь? 3. Как образуется снег?

Подумай, в каких трёх состояниях вода на­ходится в природе

Изучение нового материала

 Превращения и круговорот воды

 ТРИ состояния воды

При температуре 0°С вода превращается в лёд. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в обла­ках. Там они увеличиваются, превращаются в сне­жинки и падают на землю. Так образуется снег. Лёд и снег — это вода в твёрдом состоянии. Мы протёрли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.

В природе вода постоянно испаряется с поверх­ности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воз­духе всегда содержится невидимый водяной пар.

Ты знаешь, что вода при охлаждении сжима­ется. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется! Из-за этого зимой иногда лопаются водопроводные трубы. Вода в них за­мерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.

Три состояния воды

 

 

 

 

Как вода становится паром и росой

 

 

 

 

 КРУГОВОРОТ воды

Проделаем опыт. Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет, например тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона та­релки станет влажной. Мы увидим на ней капли, которые начнут па­дать вниз. Как же объяснить то, что мы наблю­дали?

Вода при нагревании быстро испаряется. Не­видимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрыва­ются и падают. Так мы с помощью опыта смо­делировали круговорот воды в природе.

С поверхности водоёмов и почвы вода в виде пара поднимается вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный (не случайно на горных вершинах обычно лежит лёд и снег). Пар охлаж­дается там и образует множество водяных капе­лек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя и снега.

Круговорот воды

 

 

 

 

Круговорот воды в природе.

 

 

 

 

Осмысление и понимание полученных знаний

Круговорот воды в природе

 

 

 

 

Рассмотрите рисунок. Что на нём показано? Что обозначают стрелки на этом ри­сунке? Расскажите, что происходит с частицами воды при образовании пара и льда.

С помощью рисунка объясните, почему при превращении в лёд вода расширяется. (Обра­тите внимание на особое расположение частиц льда и образующиеся между ними промежутки.)

Рассмотрите схему. Расскажите по ней о круговороте воды в природе. Попросите других ребят проверить вас.

 

Вывод

Вода находится в природе в трёх состояни­ях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в ви­де дождя и снега возвращается на землю.

 

Самостоятельное применение знаний

1. В каких трёх состояниях вода находится в природе? 2. При каком условии образуется лёд? Отчего он тает? 3. Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жид­кую воду? 4. Как происходит круговорот воды в природе? Какими способами мы его модели­ровали?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: состояние, испарение, круговорот.

2.Изготовь из пластилина на дощечке или фанерке модель круговорота воды в природе. Расскажи по этой модели о круговороте воды

 

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.