Методическая разработка урока по теме «Превращения и круговорот воды. Берегите воду!» (Окружающий мир, 3 класс)
Пояснительная записка к презентации
PPTX / 8.05 Мб
Тема урока: Превращения и круговорот воды. Берегите воду!
Цели урока:
- образовательные: сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;
-развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;
-воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде и экономное использование ее; воспитание познавательного интереса.
Планируемые результаты:
1)..Предметные:
- различать три состояния воды;
- понимать причины и процесс круговорота воды в природе.
2) Метапредметные:
- понимать цель урока, стремиться ее выполнить;
- оценивать достижения на уроке;
- наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;
- работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе.
3) Личностные:
- иметь представление о целостности окружающего мира;
- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
- актуализация своего опыта.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Форма урока: путешествие
Формы обучения: индивидуальная работа, работа в паре, фронтальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, продуктивный, репродуктивный.
Технологии: здоровье-сберегающая, игровая, развивающего обучения.
Оборудование: тетрадь, телевизор, слайды по теме урока, карточки со словами («твердое», «жидкое», «газообразное»), для макета «Круговорот воды »предметные картинки «облако», «море», «солнце», «капельки» и стрелки, карточки со словами-отгадками.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмѐмся,
И друг другу улыбнѐмся.
Пусть сегодня для нас всех, На урок придет успех!
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
Мы ее не замечаем, мы привыкли что вода - наша спутница всегда!
Ребята, вы догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Молодцы!)
Сегодня мы продолжим разговор о воде вместе с героем «КАПЕЛЬКОЙ», вместе с ней мы узнаем много интересного о воде.
3.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Давайте попробуем выяснить: что вы уже знаете о воде. Исследуя воду на предыдущих уроках, мы узнали её свойства. Вспомним их.
а). «Мозговой штурм»
б) Перечислите их (самостоятельная работа на листочках)
4. Самоопределение к деятельности
- Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете? (Ответы учеников.) Этому вопросу мы посвятим наш урок.
5. Работа по теме урока
Вода говорит о себе так: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан. Я летаю и бегу и стеклянной быть могу». ( слайд №1)
Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода.)
– В каком состоянии бывает вода в природе? (Твёрдом, жидком, газообразном.)
– Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. И в конце урока попробуем доказать, что вода действительно – путешественница.
– Помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях загадки:
• На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град.)
Когда меня нет – ждут, когда приду – бегут. (Дождь.)
Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно. ( Лед. )
• Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)
• Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман.)
• Бел как мел, с неба прилетел. (Снег.)
Свисает с крыши длинный гвоздь – холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечет, он весь слезами истечет. ( Сосулька.)
• Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём, – ищем, ищем – не найдем. (Роса.)
Серебристой бахромой на ветвях висит зимой,
А весною на весу превращается в росу. (Иней) (Отгадки на магнитной доске). А теперь группируем и составлям таблицу:
Твердые Жидкие Газообразные
град,лед,иней дождь туман
снег,сосулька роса пар
Сравниваем ее со слайдом №2. (добавляем айсберг)
– От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры.)
Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.
- Что объединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)
Работа с учебником
- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Лед, град, снег, сосульки.)
- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 55. (При температуре 0°С.)
- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар.)
Мы протерли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.
В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
- Прочитайте текст в учебнике на с. 55. (по цепочке вслух )
- В каких трех состояниях вода находится в природе? (Жидком, твердом, газообразном.)
- Расскажите, как образуется снег. (Вода превращается в лед. Крошечные льдинки высоко в облаках увеличиваются и превращаются в снежинки.)
- Что значит «вода испаряется»? (Превращается в пар.).
Работа по индивидуальным карточкам:
Испарение воды |
Превращение воды в пар |
Замерзание воды |
Превращение воды в лёд |
Таяние льда |
Превращение льда в воду |
Конденсация пара |
Превращение пара в воду |
Вывод: (ответы учеников)
Практическая работа
На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что наша планета находится в постоянном движении. Как движется земля?
- Как вы думаете, движется ли вода? ( движется, не движется)
– Давайте проведем следующий опыт:
(Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.)
Закрепляем: просмотр видеоролика «Круговорот воды» (слайд №3)
- Как движется вода? (по кругу)
Сделайте вывод.
( Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получилось движение воды по кругу..)
Такое превращение и движение воды по кругу называют - круговорот ?
К Р У Г О В О Р О Т
– Круговорот воды происходит и в природе (вывешивает схему «Круговорот воды в природе»). Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей и т.д. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки – они образуют облака. Воздушные течения несут облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в осадок в виде дождя или снега. Судьба капель различна. Одни попадают в реки. Это явление называется круговорот воды в природе.
Итак, вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким образом, вода совершила круговорот.
— Количество воды изменилось? (Нет, так как происходит круговорот.)
- Прочитайте текст в учебнике на с. 57.
- Как образуются облака? (Пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака.)
- Почему идет дождь? (Пар в облаках охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю в виде дождя.)
- Изменяется ли количество воды в природе? (Не изменяется.)
ФИЗМИНУТКА
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
6. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с.22).
№ 2.Рисунок. На схеме круговорота воды в природе подпишите этапы.
– Капелька для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса.
1 ученик: • Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.
2 ученик: • Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
3 ученик: • Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.
– Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.
Работа по вопросу « Берегите воду»
Плакат на доске (слайд №4)
- Для чего человеку нужна вода?
- Почему чистой воды становится меньше?
- Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
- Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?
- Что значит «экономно расходовать воду»?(слайд №5)
Рефлексия
- Расскажите, используя опорные слова, о круговороте воды. (Учащиеся работают с карточками, заранее приготовленными учителем).
Испарение. Образование облаков. Выпадение осадков. Просачивание воды в землю. Стекание в водоемы.
- Итак, вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (схемы частиц). Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя, снега или града возвращается на землю.
VIII. Подведение итогов урока
- Изменяется ли количество воды на планете?
- О каких трех состояниях воды вы узнали?
- В каком состоянии находится вода при температуре ниже 0С: жидком, газообразном,твердом, мягком?
- В каком состоянии находится вода, если вы видите на траве росу: в твердом, в загрязненном, в газообразном, в жидком?
- Что представляет собой вода в газообразном состоянии: лед, капли, водяной пар, сугроб?
- Что вам показалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
Учебник: прочитать текст на с. 55-58, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр.58. (Для всех ребят)
Раскрасить иллюстрацию «Круговорот воды в природе».
2.По желанию.Тот, кто сможет, нарисуйте плакат «Берегите воду!».