Проектная работа «Война в судьбе моей семьи»

2
0
Материал опубликован 13 November 2018 в группе

Автор публикации: А. Егорова, студентка 2С курса

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39

 

Великая Отечественная война в жизни жителей Западно-Казахстанской области области

 

Егорова Анастасия

 

Исследовательский проект
 

«Война в судьбе моей семьи»

секция – история

Руководитель проекта:

Тетикова Т.А.



 

Уральск

2015

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39

 

Содержание

Абстракт. 3-4

Введение. 5-6

Основная часть:

1. Теоретическая часть работы:

Роль Западно-Казахстанской области в Великой Отечественной 7-17

войне:

1.1 Западно-Казахстанская область накануне и в начальный период Великой Отечественной войны;

1.2 Участие Западного Казахстана в Сталинградской битве

  1. Перестройка народного хозяйства

1.4 Военные действия на территории Западно-Казахстанской области;

2. Исследовательская часть работы:

1. Военная летопись моей семьи

2. Проведение и анализ анкетирования: 18-29

  1. Содержание анкеты;

    Анализ результатов анкетирования (таблица);

    Анализ результатов анкетирования (диаграмма);

    Выводы по итогам анкетирования;

Вывод. 36

Использованная литература и интернет ресурсы. 37

АБСТРАКТ

Тип проекта: исследовательский, с элементами творческого.

Цель:

Изучение истории военной летописи моей семьи

Всесторонне изучить положение Западно-Казахстанской области накануне войны и мобилизацию трудящихся на отпор врагу.

Показать и изучить роль Западно-Казахстанской области в Великой

Отечественной войне.

Задачи:

Найти, изучить и осветить документы, фотографии, сведения времен Великой Отечественной войны моей семьи.

Показать героическую роль солдат - западноказахстанцев.

Провести работу с учащимися СОШ № 39 и Уральского колледжа Информационных технологий, выявить знания молодого поколения о Великой Отечественной войне.

Сформировать у учащихся школы №39 города Уральск и Уральского колледжа информационных технологий чувства долга и заинтересовать их в изучении истории своей семьи, роли их семьи в Великой Отечественной Войне.

Обобщить теоретический материал о положении и участии Западно-Казахстанской области в период Великой Отечественной Войны.

Способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой Родины.

Актуальность темы:

Чем дальше в историю уходят годы второй мировой войны, тем ярче и полнее мы оцениваем величие героического подвига тех лет и низко склоняем головы перед светлой памятью воинов-победителей, чьё мужество решило исход великой битвы над фашизмом, особенно в преддверии большой даты - 70-летия Великой Победы. К сожалению, в настоящее время молодое поколение мало интересуется событиями тех лет. Перед началом своей работы я провела среди учащихся школы №39 города Уральска анкетирование, в результате которого выяснилось, что большинство опрошенных не знает истории своей семьи. Я решила провести работу, посвященную поиску материала об участии западно-казахстанцев в Великой Отечественной войне, а именно материала о прабабушках и прадедушках учащихся СОШ №39 .

В ходе моей работы выяснилось, что почти в каждой семье есть прабабушки и прадедушки, которые ценою собственной жизни завоевывали мирное небо над нашими головами. И мы – молодежь XXI века, должны помнить и чтить их неоценимый подвиг!

Материал исследования успешно применяется на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также в ходе проведения внеклассных мероприятий.

Хронологические рамки исследования: годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.) - наше время.

Время работы над проектом: 2013-2015 гг.

Этапы работы:

Поиск документов, фотографий, исторических сведений о западно-казахстанцах - участниках Великой Отечественной войны.

Поиск теоретического материала о положении Западно-Казахстанской области в период Великой Отечественной Войны.

Анкетирование учащихся 7-11 классов школы №39 и групп Уральского колледжа информационных технологий, анализ анкетирования.

Анализ собранных документов и материалов.

Выводы и анализ результатов работы.

ВВЕДЕНИЕ

Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Мы обязаны всё помнить. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы. Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!». Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа. Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
Великая Отечественная война была тяжёлым испытанием для всей страны, в том числе и для Казахстана. Казахстанцы внесли большой вклад в победу над врагом. Из Казахстана на фронт было призвано и мобилизовано 1 миллион 196 тысяч 164 человека. И каждый четвёртый из них пал на поле боя. В Казахстане было сформировано более 20 стрелковых дивизий, в которые входили бойцы более 30-ти национальностей. Сформированные в Казахстане воинские соединения участвовали в решающих боях и битвах 1941-1945 годов. 512 казахстанцев стали Героями Советского Союза.

Свою лепту в победу над врагом внесла и наша Западно-Казахстанская область. Бесспорен вклад в Победу Республики Казахстан и его западного бастиона, в особенности, когда гитлеровцы создали реальную угрозу вторжения на степные просторы нашей области и планировали захват Уральска на 1 сентября 1942 года. И только самоотверженная работа многонациональной семьи трудящихся Западно-Казахстанской области в предвоенные годы и в тяжелую военную годину создали условия для народного хозяйства области, способного выдержать все испытания Великой Отечественной Войны.

По неполным данным 6500 наших земляков награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза. А 33 удостоены звания Героя Советского Союза и эта цифра не нуждается в преувеличении, ибо вклад наших земляков в Победу, нередко ценою жизни, самопожертвования и без того велик.

Разумеется, раскрыть героизм и даже назвать каждого воина и труженика тыла из нашей области невозможно. Однако эта тема никогда не устареет и каждый воин достоит того, чтобы про него написали книгу…

Роль Западно-Казахстанской области в Великой Отечественной Войне.

1.1 Западно-Казахстанская область накануне и в начальный период Великой Отечественной Войны.

Накануне Великой Отечественной войны в составе Казахской Республики росла и развивалась Западно-Казахстанская область – один из ее важнейших регионов.

Область занимала территорию 151,2 тыс. кв.км. В 1940 году здесь проживало 381 тыс. человек.

В августе 1939 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Уральск-Илецк. Было открыто судоходство по реке Урал, создан автомобильный и воздушный транспорт.

К 1941 году в области насчитывалось 188 врачей, а по числу среднего медицинского персонала, наша область уступала только Карагандиснкой области.

С каждым годом увеличивалось число ученых, работников литературы и искусства. Кроме старейшего в республике театра русской драмы были открыты Казахский драматический театр и музыкальная школа.

Несмотря на серьезные издержки связанные с трудностями коллективизации и голодом, репрессиями, изменениями в экономике и культуре, самоотверженный труд многонационального населения Западно-Казахстанской области в предвоенные годы создали необходимые условия для народного хозяйства, способного выдержать тяжелые испытания Великой Отечественной Войны.

Известие о нападении фашисткой Германии, призыв Советского правительства к народу защитить Родину, нашли отклик в сердцах западно -казахстанцев.

В первый же год войны в Уральске был создан истребительный батальон. Отдельные, даже небольшие организации по своей инициативе создавали отделения и взводы военных ополченцев. Для организации военного обучения ополченцев город был поделен на шесть районов, создано пять батальонов и один полк народного ополчения. К 1 августа 1941 года в рядах народного ополчения Западно-Казахстанской области насчитывалось 6559 человек.

Война требовала военной подготовки населения. Считая, что каждый гражданин СССР, способный носить оружие, должен быть обучен военному делу, чтобы быть подготовленным и с оружием в руках защищать свою Родину, Государственный Комитет Обороны 17 сентября 1941 года принял постановление о введении с 1 октября обязательного военного обучения для мужчин в возрасте от 16 до 50 лет.

С первых же месяцев войны Казахская ССР становится кузницей по формированию военных соединений и частей. В Уральске были сформированы и отправлены на фронт 152-я отдельная стрелковая бригада, 4-й батальон автоматчиков, строительный и автобатальон, а также отдельные подразделения.

Военно-организаторская работа осложнялась тем, что в область начинают прибывать эвакуированные Ворошиловоградская военная школа пилотов, Одесское Краснознаменное пехотное училище имени Ленсовета, 22-я и 40-я военно-авиационные школы воздушных стрелков-радистов и младших авиаспециалистов, Московская школа радиоспециалистов, 249-й полк 35-й дивизии НКВД, 1-й и 43-й отдельные ремонтно-восстановительные батальоны связи, 489-й линейный батальон связи, 54-я база резерва танков и самоходных установок, 8-й и 134-й автобатальоны, 3-й фронтовой железнодорожный парк, 5-й и 71-й отдельные батальоны воздушного наблюдения, 10 фронтовых эвакогоспиталей, 189-я аэродромно-техническая команда.

Для их размещения и создания необходимых условий для подготовки командного и начальственного состава, выполнения других неотложных зданий фронта и лечения раненных, в особенности, требовались лечебные, учебные, производственные и складские помещения, жилье для многочисленного, но необходимого персонала.

Работа по подготовке военных резервов, начиная от подразделений Всеобуча, отрядов народного ополчения и формирования воинских частей до маршевых пополнений и обучения курсантов в эвакуированных воинских училищах и школах, была не кратковременной компанией, но продолжалась в ходе всей войны. Условия, созданные в области дали возможность только Ворошиловоградской школе подготовить 1539 летчиков.

За годы войны было мобилизовано военкоматами области по полным данным более 74-х тысяч человек, из них погибли и пропали без вести 16548 человек.

 

1.2 Участие Западного Казахстана в Сталинградской битве

Горячее дыхание Сталинградской битвы, превзошедшей по свои масштабам сражения всех времен опалило широкие степи Западного Казахстана. В театр военных действий Сталинградского фронта была включена широкая полоса вдоль линии Джаныбек – Сайхин – Шунгай Рязано – Уральской железной дороги. В связи с этим усиливается военно-организаторская деятельность организаций Западного Казахстана по размещению частей и тыловых служб и выполнению других заданий по обеспечению боевых действия фронта 1942-1943 гг.. С приближением линии фронта и расформированием Сталинградского военного округа, Джанибекский, Казталовский, Урдинский и Фурмановский районы, входившие в его состав, были включены в Южно-Уральский военный округ. На объединенном заседании Западно-Казахстанского бюро обкома партии и облисполкома было принято постановление «О мероприятиях по приему военнообязанных, автотранспорта и лошадей, эвакуированных из Сталинградского военного округа». Были утверждены маршруты движения, мероприятия по медико-санитарному обслуживанию и снабжению питьевой водой. В Джаныбекском районе был создан пункт для приема военнообязанных, выделены и оборудованы помещения, организовано двухразовое горячее питание, ремонт обуви и обмундирования. Политработники Западно-Казахстанского облвоенкомата провели беседы и политинформации. Отсюда личный состав и имущество были направлены в Уральск.

Штаб военного округа разработал варианты предполагаемых действий противника и наметил создание шести оборонительных рубежей, а также подготовил расчет необходимых сил и средств для возможных боевых действий на территории Западного Казахстана. Был образован Комитет обороны города во главе с первым секретарем обкома Василевским А.С. 16 октября 1942 г. по указанию Военного совета Сталинградского фронта Уральск был включен в фронтовую зону, а через несколько дней специальным распоряжением СНК Союза ССР – в число пунктов Противовоздушной обороны.

Перед руководством районов и промышленных предприятий были поставлены задачи по возможному участию в обороне города. По заданию Военного Совета и обкома партии Уральская селекционная станция разработала систему упрощенного строительства хороших посадочных полос на местных аэродромах и созданию снежных валов, препятствующих продвижению вражеских бронемашин и легких танков.

В Западно-Казахстанскую область была направлена для размещения 8-ая воздушная армия, автобронетанковые ремонтные базы, отдельные ремонтно-восстановительные, автотранспортные и железнодорожные батальоны, курсы младших лейтенантов, командиров рот, радиоспециалистов, отделы тыла, авиатехнические, интендантские и другие склады Сталинградского фронта.

Перед партийными и советскими органами Западно-Казахстанской области встала проблема размещения личного состава и материальных ценностей воинских частей, отделов и служб Сталинградского фронта.

Специально созданная комиссия, возглавляемая секретарем обкома партии, военный отдел совместно с председателями Военного Совета вновь и вновь пересчитывали имеющиеся площади. Уплотняли и без того переуплотненные учебные заведения, учреждения и жилые дома, выделяя помещения воинским частям. Однако с прибытием раненных из-под Сталинграда, число эвакогоспиталей в области увеличилось до 11. Они потребовали значительно больше подходящих помещений, чем располагало Приуралье.

На объединенном заседании бюро Западно-Казахстанского обкома партии и облисполкома было решено отдельные подразделения Ворошиловоградского авиаучилища и Московской школы радиоспециалистов перевести в Зеленовский и Приуральный районы, а также передать госпиталям и службам Сталинградского фронта несколько зданий школ, клубов, сельхозтехникума, музея и складских помещений.

Были приняты меры по обеспечению воинских частей строительными материалами. В частности, в оперативном порядке были разобраны летние театры и площадки в парках и садах и скверах. За счет городских организаций и хозяйств области дополнительно выделены электроэнергия и гужевой транспорт для вывозки топлива. На лесоразработки направлены сотни рабочих и служащих. Приняты меры для дополнительной выпечки 30 тонн хлеба. Облпромсоюз выделял каждый месяц 5 тонн мыла. Были изысканы помещения для организации бани и прачечной для нужд прибывших военных частей.

Органы власти внимательно следили за ходом восстановления фронтовой автобронетанковой ремонтной базы, оказывая ей необходимую помощь. База приступила к ремонту танков для Сталинградского фронта.

В целях быстрейшего ремонта самолетов, моторов, автотранспорта и вооружения Сталинградского фронта было предложено перевести на круглосуточную работу автомастерские Ворошиловоградского авиучилища, оказав помощь в улучшении питания рабочих.

Приближение линии фронта в 1942 году., наряду с другими специфическими вопросами жизни в условиях прифронтовой полосы, поставили на повестку дня деятельности всех организаций Западно-Казахстанской области, заботу о строительстве новых и усовершенствовании построенных в 1941 году аэродромов. Специальным постановлением ГКО в 1942 г. было предложено в Уральске подготовить два аэродрома, способных облегчить бесперебойную работу авиации на колесах в зимних и весенних условиях и в том числе бомбардировщиков дальнего действия. Партийные и комсомольские организации Уральска мобилизовали сотни жителей города и добились досрочной сдачи объектов в эксплуатацию с отличной оценкой. В связи с частыми снежными заносами, для очистки аэродромов «Уральск-Центральный» и «Чаган» было привлечено население и транспорт Уральска – по 850 человек и 350 подвод на каждый аэродром. Одновременно с этим Западно-Казахстанская областная партийная организация проделала значительную работу по оказанию помощи в строительстве взлетно-посадочных полос на Сайхинском военном аэродроме. И кроме того по заданию зам.наркома обороны генерал-лейтенанта Новикова руководству Урдинского района было предложено к 1 августа 1942 г. построить три оперативных аэродрома необходимых для бесперебойной деятельности авиации Сталинградского фронта. Из Урдинского и Джаныбекского районов были выделены тысяча человек и 500 подвод. Шунгайская и Джаныбекская МТС, верблюдзавод №88 и конезавод №67 выделили 20 тракторов с прицепами. Для строительства аэродромных сооружений из местных ресурсов было выделено 400 м3 леса, оказана помощь в изготовлении 400 саней, юрт и строительстве подъездных путей к аэродрому. Немало деревянных домой и других построек передало население Джаныбека для строительства укрытий на аэродромах и оборонительных укреплений под Сталинградом.

За 1942 г. проведена большая работа по обеспечению срочного строительства аэродромов, оказана огромная помощь в размещении воинских частей 8-й воздушной армии.

Организации Уральска и Чапаевского района проделали немалую работу в свете постановления ГКО по размещению управления аэродромного строительства эвакуированного из Сталинградской области. С этой целью было дополнительно изыскано 400 м2 складских помещений и подготовлены площадки для машин и механизмов, размещения 3500 бойцов и 800 инженерно-технических работников, командного состава и их семей в областном и районном центрах. Приняты были меры по снабжению строительства всем необходимым для нормальной работы. Было принято решение об отводе земельных участков под строительство 10 аэродромов в Чапаевском, Фурмановском, Тайпакском и Зеленовском районах. Специальным решением ВЦСПС Уральская кумысолечебница была передана для размещения раненых. Органы власти области передали эвакогоспиталям местные дома отдыха, больницы, поликлиники, дома пионеров, детские сады, лучшие административные и школьные здания.

В связи с переходом наших войск в контрнаступление под Сталинградом в конце ноября 1942 г. резко увеличилось поступление раненых. Почти одновременно в Уральск прибыло три эшелона с ранеными. Быстро были подготовлены для них школьные здания, но размещать раненых пришлось на полу – не было коек. Все запасы железа и труб на предприятиях были также израсходованы. В то же время сильные морозы не давали возможности держать раненых на полу. В сложившейся обстановке было принято решение в оперативном порядке снять все железные ограды в Уральске для поделки коек. В течение трех суток рабочие предприятий промышленности и транспорта, не считаясь со временем, изготовили необходимое количество коек. 27 ноября 1942 г. для обеспечения раненых консервированной кровью Сталинградская станция переливания крови была объединена с Уральской с таким расчетом, чтобы ежедневно давать до 75 литров крови. Объединенную станцию разместили в здании Уральского родильного дома, выделили необходимое питание для доноров. Организация Красного Креста развернула работу по вовлечению новых доноров, отдававших кровь защитникам Сталинграда.

Шефствующие предприятия, колхозы, совхозы, учебные заведения, учреждения и домохозяйки Уральска выделили для оборудования госпиталей более 10 тыс. предметов различной посуды, около тысячи настольных клеенок и салфеток, более 1100 предметов нательного и постельного белья, 4620 пар варежек и носок, 720 шапок, 91 шарф, 2700 полотенец, 1360 метров мануфактуры, 5000 носовых платков, 2037 подушек, 860 комнатных цветов, около 5000 других предметов обихода. Шефы передали госпиталям 624 центнеров овощей, более 7 тыс. яиц, 3569 голов птицы и 1132 голов скота.

Работники аэрогеодезического предприятия, эвакуированного в Уральск, пригласили выздоравливающих бойцов и командиров на встречу Нового года в свои семьи. Не богаты были новогодние столы, но тосты, поднятые за здоровье раненых и товарищей, сражавшихся под Сталинградом, надолго остались в памяти. Раненые с благодарностью вспоминали проведенные по-домашнему вечера.

В Уральске значительное распространение получило патриотическое начинание горожан, которые брали в свои семьи выздоравливающих раненых, потерявших свои семьи в связи с войной, заботливо ухаживали за ними до полного выздоровления и возвращения на фронт.

Раненые бойцы и командиры, защищавшие Сталинградскую твердыню, были глубоко тронуты исключительным отношением к ним Е.Д. Сафоновой, М.Гришечкиной, В.Г. Пашневой и другими работницами ст. Уральск, коллектив которой шефствовал на 15-й палатой эвакогоспиталя. Старший лейтенант Т. Совкузан, лейтенант Раздубодько, боец Отцевич возвратившись на фронт, с благодарностью писали: «Восстановив силы, мы будем гнать фашистских головорезов до тех пор, пока ни одного вшивого «фрица» не останется на нашей земле». Кавалер трех орденов И.Макулов в самых трогательных выражениях благодарил врача Иванову и сестер госпиталя за большое внимание к раненым. Теплота человеческих рук помогла преодолеть сорокоградусные морозы, трудности военной зимы 1942 г. Не случайно 42% раненых из этого госпиталя, после успешного выздоровления снова приняли участие в боях против врага. Квалифицированная работа врачей, самоотверженный труд медицинских сестер и санитарок в сочетании с самыми разнообразными формами шефской помощи трудящихся дали возможность более трети раненых бойцов и командиров, поступивших в госпитали Уральска, вернуться в строй.

За короткий срок трудящиеся Западно-Казахстанской области создали необходимые условия для нормальной работы сложного механизма армейских и фронтовых тылов, выполнения боевых заданий авиационными частями, базировавшимися на территории области, их участии в подготовке и разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом.

1.3 Перестройка народного хозяйства области

Гигантская битва, развернувшаяся под Сталинградом летом 1942 года, предъявила народному хозяйству страны повышенные требования – восполнить большие потери в технике, боеприпасах, снаряжении в ходе оборонительных боев и обеспечение ими предстоящую стратегическую операцию по окружению и разгрому вражеских войск.

Выход немецко-фашистских танковых частей к Волге, увеличение на поле боя бронированных машин и усиление их броневой защиты потребовали резкого увеличения противотанковых средств. В связи с этим партийные и советские органы приняли постановление о производстве противотанковой горючей смеси на Уральском ликероводочном заводе. Производство было несложное, но совершенно новое и срок на его освоение давался очень жесткий. Были изысканы необходимые строительные для создания специального цеха, выделены материалы, транспорт, помещение под склад взрывчатых веществ. Торгующим организациям было предложено организовать сбор стеклянной посуды с целью изготовления 10 тыс. бутылок с противотанковой смесью.

В ходе подготовки контрнаступления командующий войсками Сталинградского и Юго-Восточного фронтов генерал-полковник А.И. Еременко 13 сентября направил письмо на имя председателя Западно-Казахстанского облисполкома, в котором писал: «Испытывая крайнюю необходимость в срочном размещении запасов к предстоящей зиме, Военный Совет фронта просит Вас временно помочь организацией изготовления теплых вещей, валенок, полушубков, саней и конского снаряжения в Уральском районе…»

Представитель интендантского Управления фронта майор Легкодух встретился с руководителями предприятий, работниками военных и промышленных отделов областного и городского партийных комитетов. С учетом возможностей каждого из предприятий и создания новых цехов были установлены размеры поставок обмундирования и снаряжения для нужд фронта. Вновь на повестку дня работы городского и областного комитетов партии были поставлены вопросы об усилении режима экономии электроэнергии , изыскания необходимого сырья и материалов, привлечения новых рабочих и введении дополнительных сверхурочных «Сталинградских» работ.

На валяльной фабрике расширен был цех по производству валяной обуви для сталинградцев, но узким местом стали колодки, которые раньше завозились из Белоруссии. Оказалось, что нет колодчиков, да и материалов, обычно применяемых для их изготовления. Пимокаты по нескольку дней не выходили из цехов. Одну смену работали по специальности – катали валенки, а в остальное время учились делать колодки. Вместо березы и граба использовали тополь, ясень, ель, добившись изготовления колодок, необходимых для производства валяных сапог.

Благодаря огромной военно-организаторской деятельности государственных организаций и участию всех трудящихся Западного Казахстана задачи, поставленные перед ними как ближним тылом Сталинградского фронта, были успешно выполнены. Не взирая на систематические налеты, бомбежки и обстрелы фашистской авиации и другие трудности, связанные с жизнью прифронтовой полосы, коллективы предприятий промышленности, транспорта и связи, труженики сельского хозяйства работали с удвоенной, утроенной энергией, досрочно выполняя задания по перевозкам боевой техники, боеприпасов, снаряжения, обмундирования, продовольствия, фуража, а также обеспечению устойчивой связи, без чего не мог жить Сталинградский фронт в период ожесточенных боев.

1.4 Военные действия на территории Западно-Казахстанской области.

Размещение в Западном Казахстане частей и тыловых служб, важнейшие коммуникации, питавшие фронт всем необходимым для боевых действий, вызывали повышенный интерес гитлеровского командования и его разведки.

Осенью 1942 года вражеская авиация начала наносить бомбовые удары по наиболее важным объектам Западного Казахстана. (см. карту №) В связи с налетами вражеских самолетов в октябре 1942 г. в Западно-Казахстанской области было объявлено угрожаемое положение и введен режим затемнения.

На основании приказа генерал-полковника Еременко начальник гарнизона пос. Урда полковник Минин обязал все органы власти, организации и предприятия оказывать содействие военному командованию в обороне, а также был введен комендантский час.

11 и 12 сентября 1942 года немецкие самолеты зажигательными бомбами сожгли более 38 тыс. га сенокосных угодий колхозов «Алгабас» и «Жана турмыс» Джанибекского района.

Трудящиеся области еще энергичнее принялись за строительство бомбоубежищ, отрывку щелей, за проведение противопожарных мероприятий. На р.Урал ремонтировались причалы, в городских кварталах строились водоемы. На всех предприятиях была усилена охрана, введено круглосуточное дежурство.

Бомбардировками вражеской авиации подверглись, в частности населенные пункты Джанибекского и Урдинского районов и особенно железнодорожные станции Джанибек, Сайхин, Шунгай и близлежащие разъезды.

Один из первых налетов был совершен в ночь на 23 сентября, когда 4 бомбардировщика противника сбросили 5 бомб на ст. Сайхин, а затем на бреющем полете обстреляли из пулеметов воинский эшелон. Было убито 2 и ранено 5 человек. В это же время 12 бомбардировщиков Хе-III совершили налет на ст. Шунгай, повредив полотно железной дороги. В ту же ночь враг безуспешно бомбил и пос. Урду, административный центр одноименного района.

Утром 6 октября 1942 года около 10 немецких самолетов появились над ст. Сайхин. Вражеский удар оказался тяжелым: погибло 90 и ранено 150 рабочих и членов их семей, эвакуированных из Сталинграда, взрывами бомб сброшено под откос 42, разбито и сожжено 13 вагонов. Почти ежедневно в течение октября 1942 года фашистские пираты появились над Сайхином, а 7 и 8 октября вражеская авиация дважды бомбила станцию.

За октябрь и ноябрь 1942 года немецко-фашистская авиация совершила только на Сайхин и Шунгай 22 групповых и 12 одиночных налетов, в которых участвовало 138 вражеских самолетов сбросивших 538 авиабомб. В групповых налетах принимало участие до 30 самолетов одновременно. Одна из этих бомб в 1986 году была обнаружена у станции Шунгай в насыпи железнодорожного полотна во время его ремонта. Через 44 года в степи прогремел мирный взрыв. Всего же на железную дорогу от ст. Гмелинская до Астрахани фашистская авиация совершила 398 налетов, сбросив 8650 бомб.

В результате бомбардировок с воздуха на станциях Сайхин, Джаныбек и Шунгай были разрушены вокзалы, пакгаузы, водопроводная сеть, повреждены водокачки и здания магазинов. Общий ущерб от разрушения зданий и сооружений, без учета стоимости разрушенного железнодорожного полотна и подвижного состава составили 434 тыс. рублей.

На разъезде 299 км. фашистские стервятники разбомбили стоявший здесь состав с эвакуированными жителями из осажденного Сталинграда, хотя отчетливо было видно как из вагона разбегались женщины и дети.

Эвакуация лишь на время прервала деятельность предприятий и учреждений. Тревожная обстановка еще более подтянута, дисциплинировала работников, придала сознание еще большей ответственности за порученное каждому дело. Ухудшились условия работы, однако, работа вскоре возобновилась и шла довольно успешно.

В помещении магазина колхоза «Ленин жолы» разместилась эвакуированная из Джаныбека средняя школа. В одной комнате одновременно проводились уроки всех классов, что затрудняло работу, но тем не менее занятия проводились по расписанию, и только налеты фашистских самолетов прерывали их. Учителя и учащиеся и в этой обстановке помогали стране в ее титанической борьбе.

Свои неудачи под Сталинградом гитлеровское командование пыталось компенсировать за счет усиления подрывной деятельности фашистской разведки. Еще в конце 1941 и начале 1942 гг., когда окончательно провалились планы молниеносной войны, немецкая разведка с целью подрыва военного потенциала СССР стала значительно больше забрасывать шпионов и диверсантов в глубинные районы страны: Кавказ, Волгу, Урал и Среднюю Азию.

Военная летопись моей семьи

Миллионы советских людей по зову сердца и по призыву Родины героически сражались с врагом, отстаивая в жестоких боях каждую пядь своей земли. Восстановить картину далеких лет сейчас возможно только по фильмам, книгам, и уже, к великому сожалению, реже – по словам очевидцев и участников тех незабываемых событий. Тема войны не обошла стороной и мою семью. Военная биография моего прадеда, по маминой линии, Землянова Якова Георгиевича напрямую связана с фронтовыми лишениями, потерей однополчан, слезами радости за уцелевших в очередном бою, за таким трудом доставшуюся победу.

Мой прадед Землянов Яков Георгиевич родился 11 апреля 1915 года в Западно-Казахстанской области в Казталовском районе в селе Русская Таловка. Окончил два класса школы в селе Русская Таловка. Служил в рядах Красной Армии с октября 1937 по октябрь 1939 года. В августе 1941 года призван в ряды действующей армии. Из семьи прадеда на фронт ушло трое мужчин: мой прапрадед Землянов Георгий Петрович 1896 года рождения, он служил санитаром, погиб 28 сентября 1943 года, похоронен в братской могиле в селе Самарка Днепропетровской области на Украине и брат Землянов Павел Георгиевич, место его гибели мне неизвестно.

Мой прадед служил в 22 Гвардейском кавалерийском полку в должности водителя, военную присягу он принял 15 октября 1941 года. Этот кавалерийский гвардейский полк входил в состав 5-ой гвардейской кавалерийской дивизии – это Бессарабско-танненбергская кавалерийская дивизия, гвардейская ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова, им. Г. И. Котовского. Сформирована в ноябре 1922 года. За проявленные героизм, отвагу и мужество личного состава, организованность и умелое выполнение боевых заданий 25 декабря 1941 была преобразована в 5-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию. Успешно вела боевые действия дивизия в составе 3-го кавалерийского. корпуса в битве под Сталинградом. Дивизией командовал генерал-майор Н. С. Чепуркин (янв. 1942 — до конца войны). Кавалерийские корпуса сыграли в наступательной фазе Сталинградской битвы роль, которую сложно переоценить. В любой операции на окружение требуется не только отрезать путь к отступлению и линии снабжения окружаемым, но обеспечить внешний фронт кольца. Если не создать прочный внешний фронт окружения, то ударами извне (обычно внешний обвод механизированными соединениями) противник может деблокировать окруженных, и все наши труды пойдут насмарку. Они прорываются за спиной окружаемых максимально глубоко в тыл противника, захватывают ключевые позиции и занимают оборону. Под Сталинградом в ноябре 1942 г. эта роль была поручена трем кавалерийским корпусам. Выбор пал именно на кавалерию, поскольку у Красной Армии на тот момент было мало хорошо подготовленных механизированных соединений. Надо сказать, что применению кавалерии местность в районе Сталинграда не благоприятствовала. Крупные лесные массивы, в которых обычно укрывались конники, отсутствовали. Напротив, открытая местность позволяла противнику воздействовать на кавкорпуса авиацией. Лучше всех был укомплектован 3-й гвардейский кавалерийский корпус. Два других корпуса имели большой некомплект лошадей (1874 в 8-м и 1172 в 4-м корпусе), что вынуждало содержать в полках пешие эскадроны. 3 Гвардейский Кавалерийский Корпус вошел в состав Сталинградского фронта 27 июля 1942. В октябре 1942 года Корпус перешёл в подчинение Донскому фронту. Перед операцией «Уран», корпус был пополнен и подчинен Юго-Западному фронту. В составе, которого участвовал в прорыве фронта на участке 3 Румынской Армии. В ходе Великой Отечественной войны действовала в составе многих армий. Участвовала в оборонительных боях на Украине, затем в Сталинградской битве, в Ростовской 1943 года, Смоленской, Белорусской, Млавско - Эльбингской, Восточно - Померанской и Берлинской наступательных операциях.

Мой прадед прошел всю Великую Отечественную войну, дошел до Берлина, о чем свидетельствует запись в его военном билете (смотрите приложение). Награжден тремя Медалями «За отвагу» (№ 266019, № 2361913, 3 3115402), Медалями «За оборону Сталинграда» - Указ №34876 от 12 сентября 1943 года, «За победу над Германией» (№ удостоверения 0119977), «За взятие Кенигсберга» (№ удостоверения 455447).

Пользуясь электронным архивом «Подвиг народа» (http://podvignaroda.ru) мне удалось найти подробную информацию о подвигах моих прадедов.

Мой прадед Землянов Яков Георгиевич имеет три медали «За отвагу»:

«Приказ 22 гвардейскому кавалерийскому полку 5-й Гвардейской кавалерийской дивизии 5-й танковой Армии от 11 декабря 1942 года:

От имени президиума Верховного Совета Союзов СССР награждается медалью «За Отвагу» шофера боевого питания Землянова Якова Георгиевича за то, что он своевременно доставлял боеприпасы 11 декабря 1942 года на передовую линию фронта в район хутора Лисинский»

«Приказ 22 гвардейскому кавалерийскому полку 5-й Гвардейской кавалерийской бессарабско-танненбергской ордена Ленина краснознаменной дивизии имени Г.И.Котовского от 20 марта 1945 года:

От имени президиума Верховного Совета Союзов СССР награждается медалью «За Отвагу» шофер гвардии Красноармейца Землянов Яков Георгиевич, за то что он в период боевых действий на территории Германии, под сильным арт.миномтеным огнем противника и трудно проходимым дорогам для автотранспорта своевременно доставлял на машине продовльствие, фураж и боеприпасы в боевые порядки подразделений полка. Товарищ Землянов в течении 3,5 лет отлично управляет машиной. Машина содержится всегда в исправности. Товарищ Землянов имеет ранение».

«Приказ 22 гвардейскому кавалерийскому полку 5-й Гвардейской кавалерийской бессарабско-танненбергской ордена Ленина краснознаменной дивизии имени Г.И.Котовского от 1 июня 1945 года:

От имени президиума Верховного Совета Союзов СССР награждается медалью «За Отвагу» шофер гвардии Красноармейца Землянов Яков Георгиевич, за то что он в боях с немецкими захватчиками в Белоруссии, Польши и на территории Германии действовал отважно и мужественно, особенно отличился в бою 1 июня 1945 года за село Цюлен, Регелин, Киритц, Штольпе, не взирая на огонь противника он своевременно подвозил на автомашине боеприпасы и продовльствие в боевые порядки наступающих подразделений, чем способствовал выполнению боевых задач полка. Товарищ Землянов машину содержит всегда в исправности».

После окончания войны прадед вернулся в Западно-Казахстансую область, жил в Фурмановском районе поселке Фурманово (ныне поселок Жалпактал Казталовского района). Всю свою жизнь он проработал водителем: когда устроился на работу, в селе было всего три автомашины. Сначала возил на легковой машине Секретаря райкома, затем работал на «полуторке». До выхода на пенсию работал в Автобазе противочумной станции. Принимал участие в патриотическом воспитании молодежи, воспитал и вырастил две дочери и два сына. Умер прадед 17 ноября 2000года, в возрасте 85 лет.

Свой вклад в общую лепту военной летописи нашей области внесла и моя прабабушка Еремина-Землянова Тамара Дмитриевна. Она с 1941 года по 24 июня 1943 года училась в Уральской фельдшерской школе по специальности «медлаборант». В грозные дни Сталинградской битвы, будучи студенткой, работала в военном госпитале, расположенном в «Доме Карева». 15 июля 1943 года она была принята на работу в Фурмановский противочумный пункт, где проработала в должности лаборанта до 18 мая 1983 года до выхода на заслуженный отдых. Умерла прабабушка 21 марта 2011 года.


Мой прадед Егоров Александр Александрович родился 4 ноября 1923 года в поселке Фурманово Фурмановского района Уральской области. Окончил 7 классов школы. 18 мая 1942 года был призван в ряды красной Армии. Рядовой, воевал до дня Победы. В составе автомобильного батальона участвовал в боях за освобождение городов и населенных пунктов. Получил благодарности за подписью В. Сталина за отличные действия в боях при освобождении городов: Харькова, Николаева, Никополя, Одессы, за форсирование реки Днепр, реки Одер, за овладение городом-крепостью Бреслау. Имеет медали «За боевые заслуги» (№2767838), «За победу над Германией» (№020503203)

На сайте электронного архива «Подвиг народа» (http://podvignaroda.ru) я нашла информацию о подвигах моего прадеда, за которые он был награжден медалью «За боевые заслуги»:

«Рядовой Егоров в течение всего периода наступления зимы 1945 года, постоянно находясь на передовом пункте сбора, работал шофером легковой автомашины, неоднократно доставлял боевые документы в части и соединения армии под огнем противника.

22 января 1945 года доставлял боевые документы в 84 СК из Коньска в Калек был обстрелян группой немцев в районе Сулейув, не растерявшись товарищ Егоров быстро сориентировался – нашел обходную дорогу и документы доставил в срок.

24 февраля 1945 года при доставке боевого приказа 22 СК в ночное время в районе села Шмольц был обстрелен самолетом противника, несмотря на грозящую опасность, товарищ Егоров не растерялся, боевой приказ доставил вовремя.

12 марта 1945 года доставляя боевое приказание в 294 стрелковой девизии через Аурасскую переправу попал под бомбежку противника, машина была повреждена, товарищ Егоров быстро исправил машину и боевой документ доставил своевременно»

Егоров Александр Александрович участвовал в Великой Отечественной Войне в составе 122 отдельного Одерского Полка Связи. 122-ой ОПС участвовал в боях за освобождение Сталинграда, Воронежа, Никополя, Николаева, Одессы, Сандомира, в форсировании реки Одер и, уже как 122 Отдельный Одерский Полк Связи, участвовал в штурме и взятии крепости Бреслау.

В период с 17-го по 18-е февраля 1943 г. немецко-фашистское командование группы Юг (тогда близ Запорожья находился Гитлер), в жажде реванша за поражение под Сталинградом, организовало контрнаступление против дивизий нашей 6-ой армии своими основными силами (танковые дивизии - «Рейх» и «Мертвая голова»). Корпус противника повел наступление на Юг, в направлении Ново-Московское и Павлоград и, частью войск: на Юго-Восточном направлении - Лозовая, Барвенково. 6-ая Армия, а вместе с ее штабом и 122-ой ОПС, с боями отходили к Северскому Донцу и, укрепившись за ним, держали оборону, (приняв участок обороны от Армии Чуйкова. В сентябре 1943г. 122 ОПС в составе 6-ой армии под командованием генерал-лейтенанта Шлемина И.Т., вышел на Днепр. После форсирования Днепра Юго-Западный фронт был переименован в 3-й Украинский и далее полк, в составе этого фронта, участвовал в операциях: Донбасская, Николаевско-Криворожская, Березнеговато-Снегиревская, Одесская и, в составе 1-го Украинского фронта в Висло-Одерской и Нижне-Силезской операциях. Генерал-лейтенант Шлемин за форсирования Днепра был представлен к званию Героя Советское Союза и получил эту награду после окончания Великой Отечественной Войны. Армия, продвигаясь вдоль правого берега реки, помогала Степному фронту в освобождении г. Харькова и, в последствии, форсировав реку Днепр, вышла 6-го сентябре 1943 г. к г. Запорожье, после чего, при продолжении наступления наших войск и успешного осуществления ряда перечисленных выше боевых операций, форсировала реку Одер. 11-го февраля 1945 г. Приказом Верховного главнокомандующего нашему полку за это было присвоено название «Одерский,» и он стал теперь именоваться 122-ой Отдельный Одерский Полк Связи». После И.Т.Шлемина у 6-ой Армии были и другие командующие: генерал-майор Куликов Ф.Д., генерал-лейтенант Цветаев В.Д.
За бесперебойное обеспечение связи, за участие в освобождении городов Никополя, Николаева, Одессы, форсирования реки Одер и, в последствии, взятия города и крепости Бреслау, Верховным главнокомандующим советской армии И.В.Сталиным были объявлены (по отдельности за каждое) благодарности всему личному составу 122-го ОПС. В 1944 г. на станции Раздельная полку было вручено «боевое знамя полка», которое он пронес до конца войны (ныне это знамя хранится в «Музее вооруженных сил Российской Федерации» в г. Москве). В ходе продвижения наших войск штурмом был взят г. Бреслау. В этом, наряду с другими частями, участвовала и 6-ая армия, а с нею и 122-ой ООПС. Гарнизон города, численностью около 40000 солдат и 2000 офицеров, капитулировал, а сам город («Фестунг Бреслау»), как бы исчез с лица земли и не значился больше на карте. На этом месте снова появился прежний польский город: «Вроцлав». За участие в освобождении города Бреслау и овладение крепостью, всему личному составу 122-го ООПС, как указывалось выше, была объявлена благодарность Верховного главнокомандующего И.В. Сталина (приказ N 364 от 7 мая 1945г.).

После окончания Великой Отечественной войны вернулся в родной поселок Фурманово (ныне Жалпактал). С 1949 работал водителем Фурмановской автоколонны, являлся Победителем Социалистических соревнований 1974, 1975, 1976, 1977, 1978 годов. В семье моего прадеда Егорова Александра Александровича и Егоровой Таисии Тимофеевны выросло трое детей, 7 внуков и 10 правнуков. Умер прадед 3 апреля 2012 года.

Мой прадед Пышный Михаил Матвеевич (с маминой стороны) родился 11 октября 1919 года в селе Васильевка, Глинского района Сумской области. В 1939 году окончил 10 классов Андреяшевской средней школы Глинского района Сумской области, , в 1941 г. Одесское артиллерийское училище. 7 ноября 1939 года Пышный Михаил Матвеевич принял присягу. Боевой путь начал с самых первых, трудных дней войны, молодых лейтенантов досрочно выпустили и отправили на фронт. С июня 1941 года по февраль 1942 года командир огневого взвода в 116 Гаубичного Артиллерийского Полка РГП, затем 375 Гаубичного Артиллерийского полка РГП на Южном и Юго-Западном фронтах.

26 февраля 1942 года в боях за город Славенск был тяжело ранен в грудную клетку. После, с февраля 1942 года по ноябрь 1942 года был на лечении в эвакогоспитале №406, расположенном в городе Чкалове, ныне Оренбурге (смотри в приложение справку из госпиталя). После лечения получил ограничение годности по состоянию здоровья, был направлен в 14 запасный Артиллерийский полк ,расположенный в селе Тоцкое Чкаловской (Оренбургской) области где работал заместителем командира батальона по строевой части до мая 1943 года, а затем с мая 1943 года по ноябрь 1945 года командиром батареи. В 1947 году Артиллерийский полк был переведен в город Уральск, здесь остались жить семьи военнослужащих, а офицерский состав с 1947 по 1954 год проходил воинскую службу на территории Германии.

Мой прадед награжден медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «30 лет Советской Армии и флота».

На сайте электронного архива «Подвиг народа» (http://podvignaroda.ru) я нашла наградной лист моего прадеда и узнала что мой прадед, Пышный Михаил Матвеевич также награжден орденом Красной звезды. В наградном листе я нашла подробную информацию о подвиге моего прадеда:

В феврале месяце 1942 года работал заместителем командира батареи в 375 АПРГК 68 мотострелковой бригады (Юго-Западный фронт), в день 26 февраля наша батарея получила задачу: уничтожить узел сопротивление в населенном пункте под названием «Лесничество». Батарея занимала оборону в районе Крестинцево (18 км юго-западнее Славянска). Командир батареи ушел через передний край противника выполнять задачу, вести огонь на себя. Несколько домов было разрушено. В это время начала перестрелку по моей ОП немецкая батарея, а потом изменила на поражение. Но расчеты не прекращали вести огонь, горя желанием исполнить боевую задачу. Выполняя эту задачу был тяжело ранен в грудную клетку и эвакуирован. За боевые действия на фронте не награжден.

Вывод: достоин правительственной награды – ордена «Красной звезды»

После демобилизации из Армии работал начальником эксплуатации в автобазе Уральскпромсторой, занимался строительством целинных совхозов. Умер 13 января 1980 года от обострения боевого ранения.

Моя прабабушка Пышная (Коротыч) Мария Максимовна в годы Великой Отечественной войны начала свой трудовой путь в 1942 году в селе Богдановка Чкаловской (Оренбургской) области в качестве счетовода-техника, секретаря РК ВКПБ. За труд в годы Великой Отечественной войны награждена Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» (№ 0016609 от 14 мая 1946 года). Умерла прабабушка 4 июня 2005 года.

АНКЕТИРОВАНИЕ

2.1 В начале своей работы над темой я провела среди учащихся средней школы города Уральска № 39 и учащимися Уральского колледжа информационных технологий анкетирование. Анкета представлена ниже:

 

Анкета «Что ты знаешь о Великой Отечественной Войне».

1.     Когда была Великая Отечественная война? (назови годы)

2.     Сколько лет прошло со дня Победы над фашистской Германией?

3.     Каковы источники ваших знаний о событиях военных лет? (Возможны несколько вариантов ответа)

А) воспоминания родных

Б) встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

В) просмотр документальных фильмов о войне

Г) просмотр кинофильмов о войне

Д) чтение художественной литературы

Е) школьные уроки истории, обществознания и т.п.

4. Часто ли вы встречаетесь с ветеранами войны и тружениками тыла?

А) часто

Б) редко

В) по праздникам

5. Есть ли в твоей семье Ветераны Великой Отечественной войны?

А) да

Б) нет

В) не знаю

6. Что ты знаешь о своих прадедушках, прабабушках, участниках Великой Отечественной Войны? Сохранились ли какие-либо документы, фотографии, сведения об их участии в Великой Отечественной Войне?

7. Посещал(-а) ли ты какие-либо мемориальные памятники, музеи, комплексы посвященные Великой Отечественной Войне? Если да, то, какие чувства ты испытывал после их посещения.

8. Каждый год в нашей школе проходит конкурс «Смотр строя и песни», посвященный Великой Отечественной Войне. Чем запомнился тебе этот конкурс, что ты усвоил(-а) для себя.

9. Перечисли несколько фильмов о войне, которые ты просмотрел.

10. Считаешь ли ты, что необходимо сохранять память о событиях и героях тех лет?

 

2.2 Анализ результатов анкетирования (таблица) (8-ые классы СОШ №39).

Номер вопроса

8 «А» класс

8 «Б» класс

8 «В» класс

Итого

23 человека

20 человек

15 человек

58 человек

средний возраст 14-15 лет

 

1

Знают – 22

Не знают – 1

Знают – 19

Не знают – 1

Знают – 15

Не знают – 0

Знают – 56 = 96 %

Не знают – 2 = 4%

2

Знают – 17

Не знают – 6

Знают – 17

Не знают – 2

Знают – 13

Не знают – 2

Знают – 47 = 81%

Не знают – 13 = 19%

3

А - 11

Б - 13

В - 12

Г - 15

Д - 3

Е - 15

А - 12

Б - 15

В - 15

Г - 15

Д - 9

Е - 17

А - 8

Б - 6

В - 8

Г - 4

Д - 0

Е - 7

А – 31 = 53%

Б – 34 = 59%

В – 35 = 60%

Г – 34 = 59%

Д – 12 = 21%

Е – 39 = 67%

4

А - 6

Б - 7

В - 10

А - 3

Б - 4

В- 13

А - 3

Б - 7     

В - 5

А – 12 = 21%

Б – 18 = 31%

В – 28 = 48%

5

А - 11

Б – 4

В - 8

А - 14

Б - 2

В - 4

А - 5

Б - 6

В - 4

А – 30 = 52%

Б – 12 = 21%

В – 16 = 27%

6

Знают – 11

Не знают – 12

Знают – 14

Не знают – 6

Знают – 5

Не знают – 10

Знают – 30 = 52%

Не знают – 28 = 48%

7

Посещали – 13

Не посещали - 10

Посещали – 15

Не посещали - 5

Посещали – 11

Не посещали - 4

Посещали – 39 = 67%

Не посещали – 9 = 33%

8

Чем-то запомнился – 7

Ничем не запомнился - 16

Чем-то запомнился – 8

Ничем не запомнился – 12

Чем-то запомнился – 12

Ничем не запомнился – 3

Чем-то запомнился – 27 = 47%

Ничем не запомнился – 31 = 53%

9

Смотрят фильмы о войне - 11

Смотрят фильмы о войне - 16

Смотрят фильмы о войне - 13

Смотрят фильмы о войне – 40 = 68%

10

Согласны - 23

Согласны - 20

Согласны - 15

Согласны – 58 = 100%


 

Анализ результатов анкетирования (таблица) (9-ые классы СОШ №39).

Номер вопроса

9 «А» класс

9 «Б» класс

9 «В» класс

Итого

18 человек

14 человек

10 человек

42 человек

средний возраст 15-16 лет

 

1

Знают –18

Не знают – 0

Знают – 14

Не знают – 0

Знают – 8

Не знают – 2

Знают – 40 = 95 %

Не знают – 2 = 5%

2

Знают – 18

Не знают – 0

Знают – 12

Не знают – 2

Знают – 6

Не знают – 4

Знают – 36 = 86%

Не знают – 13 = 14%

3

А - 9

Б - 7

В - 10

Г - 9

Д - 4

Е - 15

А - 5

Б - 7

В - 9

Г - 5

Д - 1

Е – 10

А - 2

Б - 2

В - 3

Г - 4

Д - 1

Е - 8

А – 16 = 38%

Б – 16 = 38%

В – 22 = 52%

Г – 18 = 43%

Д – 6 = 14%

Е – 33 = 79%

4

А - 6

Б - 3

В - 9

А - 0

Б - 7

В - 7

А - 1

Б - 5     

В - 4

А – 7 = 16%

Б – 15 = 36%

В – 20 = 48%

5

А - 14

Б – 2

В - 2

А - 6

Б - 4

В – 4

А - 3

Б - 5

В - 2

А – 23 = 55%

Б – 11 = 26%

В – 8 = 19%

6

Знают – 14

Не знают – 4

Знают – 6

Не знают – 8

Знают – 3

Не знают – 7

Знают – 23 = 55%

Не знают – 19 = 45%

7

Посещали – 12

Не посещали - 6

Посещали – 11

Не посещали - 3

Посещали – 8

Не посещали - 2

Посещали – 31 = 74%

Не посещали – 11 = 26%

8

Чем-то запомнился – 14

Ничем не запомнился - 4

Чем-то запомнился – 9

Ничем не запомнился – 5

Чем-то запомнился – 3

Ничем не запомнился – 7

Чем-то запомнился – 26 = 62%

Ничем не запомнился – 16 = 38%

9

Смотрят фильмы о войне - 15

Смотрят фильмы о войне – 10

Смотрят фильмы о войне - 5

Смотрят фильмы о войне – 30 = 71%

10

Согласны - 18

Согласны – 14

Согласны - 10

Согласны – 42 = 100%

Анализ результатов анкетирования (таблица) (10-е классы СОШ№39)

Номер вопроса

10 «А» класс

10 «Б» группа

Итого

17 человек

13 человек

30 человек

средний возраст 16-17 лет

 

1

Знают –15

Не знают – 2

Знают – 13

Не знают – 0

Знают – 28 = 93 %

Не знают – 2 = 7%

2

Знают – 16

Не знают – 1

Знают – 13

Не знают – 0

Знают – 29 = 97%

Не знают – 1 = 3%

3

А - 2

Б - 6

В - 11

Г - 13

Д - 8

Е - 12

А - 3

Б - 10

В - 10

Г - 13

Д - 10

Е - 13

А – 5 = 17%

Б – 16 = 53%

В – 21 = 70%

Г – 26 = 87%

Д – 18 = 60%

Е – 25 = 83%

4

А - 0

Б - 8

В - 9

А - 0

Б - 3

В - 10

А – 0 = 0%

Б – 11 = 37%

В – 19 = 63%

5

А - 8

Б – 8

В - 1

А - 7

Б - 2

В - 4

А – 15 = 50%

Б – 10 = 33%

В – 5 = 17%

6

Знают – 8

Не знают – 9

Знают – 7

Не знают – 6

Знают – 15 = 50%

Не знают – 15 = 50%

7

Посещали – 12

Не посещали - 5

Посещали – 11

Не посещали - 2

Посещали – 23 = 77%

Не посещали – 7 = 23%

8

Чем-то запомнился – 8

Ничем не запомнился - 9

Чем-то запомнился – 12

Ничем не запомнился – 1

Чем-то запомнился – 20 = 67%

Ничем не запомнился – 10 = 33%

9

Смотрят фильмы о войне - 13

Смотрят фильмы о войне - 13

Смотрят фильмы о войне – 26 = 87%

10

Согласны - 17

Согласны - 13

Согласны – 30 = 100%


 

Анализ результатов анкетирования (таблица) (Уральский колледж информационных технологий) ).

Номер вопроса

19 группа

Итого

20 человек

20 человек

средний возраст 17-18 лет

 

1

Знают –20

Не знают – 0

Знают – 20 = 100 %

Не знают – 0 = 0%

2

Знают – 20

Не знают – 0

Знают – 20 = 100%

Не знают – 0 = 0%

3

А - 5

Б - 10

В - 14

Г - 13

Д - 5

Е – 17

А – 5 = 25%

Б – 10 = 50%

В – 14 = 70%

Г – 13 = 65%

Д – 5 = 25%

Е – 17 = 85%

4

А - 1

Б - 12

В - 7

А – 1 = 5%

Б – 12 = 60%

В – 7 = 35%

5

А - 10

Б – 7

В – 3

А – 10 = 50%

Б – 7 = 35%

В – 3 = 15%

6

Знают – 9

Не знают – 11

Знают – 9 = 45%

Не знают – 11 = 55%

7

Посещали – 20

Не посещали – 0

Посещали – 20 = 100%

Не посещали – 0 = 0%

8

   

9

Смотрят фильмы о войне – 20

Смотрят фильмы о войне – 20 = 100%

10

Согласны – 20

Согласны – 20 = 100%

2.3 Анализ результатов анкетирования (диаграмма)

(8-10 классы СОШ №39 и Уральского колледжа информационных технологий).

Вопрос 1 - Когда была Великая Отечественная война? (назови годы)

Вопрос 2 - Сколько лет прошло со дня Победы над фашистской Германией?


 

Вопрос 3 - Каковы источники ваших знаний о событиях военных лет? (Возможны несколько вариантов ответа)

А) воспоминания родных

Б) встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

В) просмотр документальных фильмов о войне

Г) просмотр кинофильмов о войне

Д) чтение художественной литературы

Е) школьные уроки истории, обществознания и т.п.

Вопрос 4 - Часто ли вы встречаетесь с ветеранами войны и тружениками тыла?

А) часто     

Б) редко     

В) по праздникам

Вопрос 5 - Есть ли в твоей семье Ветераны Великой Отечественной войны?

А) да

Б) нет

В) не знаю

Вопрос 6 - Что ты знаешь о своих прадедушках, прабабушках, участниках Великой Отечественной Войны?

Вопрос 7 - Посещал(-а) ли ты какие-либо мемориальные памятники, музеи, комплексы посвященные Великой Отечественной Войне?

Вопрос 8 - Каждый год в нашей школе проходит конкурс «Смотр строя и песни», посвященный Великой Отечественной Войне. Чем запомнился тебе этот конкурс?

Вопрос 9 - Перечисли несколько фильмов о войне, которые ты просмотрел.

Вопрос 10 - Считаешь ли ты, что необходимо сохранять память о событиях и героях тех лет?

2.4 Выводы по итогам анкетирования

В анкетировании приняло участие 130 учащихся и 20 студентов колледжа.

Проанализировав ответы учащихся на вопросы анкеты, я выяснила, что большинство из учащихся знают годы Великой Отечественной войны, это 144 человека из 150, однако остаются те, которые не знают ответа на данный вопрос. Интересно то, что ученик, зная годы Великой Отечественной войны, не может подсчитать какое количество времени прошло со Дня Победы. Таких оказалось 27 человек.

Судя по ответам на второй вопрос, ученики получают основные знания о Великой Отечественной войне на уроках истории в школе, так ответило примерно 79% опрошенных, В среднем, 62% респондентов о событиях Великой Отечественной войны узнают из просмотров документальных и художественных фильмов, а 50 % - по рассказам ветеранов войны. Всего 34% из числа опрошенных узнают о событиях тех лет по рассказам и воспоминаниях родных. И еще меньше читают – 30%, из этого числа большинство читающих - десятиклассники.

Встречи учащихся с ветеранами происходят в основном по памятным датам и праздникам, так ответило 49% опрошенных.

Меня очень огорчил тот факт, что половина опрошенных не знают судьбу своих прабабушек и прадедушек (49%). Но радует, что другая половина интересуется и помнит своих предков (51%).. Некоторые мои ровесники знают звания и место прохождения службы своих прадедов и прабабушек (12%). Есть такие, которые подавали запросы в различные архивы, чтобы найти информацию о пропавших без вести родственниках (1%). Судя по анкетированию, почти в каждой второй семье есть прабабушки и прадедушки – ветераны Великой Отечественной Войны.

После проведения анкетирования, я выяснила, что большая часть молодого поколения (а именно 80%) посещают различные музеи, памятники и мемориальные комплексы, посвященные Великой Отечественной Войне. В основном были названы: площадь победы и мемориальный комплекс в Уральске, дом-музей Маншук Маметовой, среди учащихся школы №39 есть такие ребята, которые посетили Мамаев Курган в Волгограде, Могилу Неизвестного солдата в Москве, Парк Победы в Саратове, а учащиеся Уральского колледжа информационных технологий со своей группой ездили в Астану, где посетили Вечный Огонь и площадь Победы. По их словам, они остались под большим впечатлением. Вот фраза из анкеты ученика 8-ого класса Пьянзина Владислава.: «Эти памятники для меня и для всех людей являются памятью о тех кровопролитных сражениях за нашу жизнь. Подходя к ним, я говорю спасибо тем людям, которые отдавали жизнь за наше голубое небо над головой». По словам других учащихся, читая имена на мемориальной доске в Уральске, расположенной на площади Победы, они испытали чувство гордости, уважения и благодарности ветеранам Великой Отечественной войны

Ежегодно, в учебных заведениях Уральска, в том числе и нашей школе, проводятся различные мероприятия, посвященные Великой Отечественной Войне. Последние несколько лет у нас проводится конкурс «Смотр строя и песни», посвященный Дню Победы, в ходе которого каждый класс должен подготовить название отряда, строевую песню и показать основы военной подготовки. Вопрос о данном конкурсе, я включила в свою анкету. Меня очень удивило, что большинству опрошенных ребят данный конкурс ничем не запомнился (40%). Остальные же пишут, что они считают данный конкурс очень поучительным и его необходимо проводить из года в год (60%). Многим конкурс запомнился строевыми песнями, в анкетах писали, что некоторые прозвучавшие песни им были не знакомы до дня проведения конкурса (72%). Другим конкурс запомнился выступлениями ветеранов, приглашенных в школу на День Победы (28%).

Отвечая на девятый вопрос анкеты (о кинофильмах), большая часть опрашиваемых (75%) ответили, что смотрят фильмы о войне, однако в основном это были современные фильмы и сериалы. А вот советские кинофильмы, такие как «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «17 мгновений весны» и др., смотрит меньшая часть (45%). Но следует отметить, что эти фильмы знают и ими интересуются.

На десятый вопрос 100% опрашиваемых ответили, что необходимо помнить и уважать события тех лет. Это подтверждает тот факт, что молодое поколение помнит и ценит бесценный подвиг наших солдат. И каждый из нас, особенно старшие ребята понимают меру своего долга перед ветеранами!


 

Вывод

Я горжусь героической историей моей семьи и семей моих одноклассников. Мы должны знать об этом и помнить девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто». В каждой семье должны трепетно хранить все материалы, связанные с героическим прошлым. Память поколений – бесценное сокровище, благодаря ей, подвиги погибших во имя Родины вечны!

Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды и прадеды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовала благодарность поколению ветеранов, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.

Вглядитесь в эти фотографии. У этих портретов одно имя – ПАМЯТЬ. Память о вечно живых, которые, не жалели себя, не щадили своих жизней, чтобы их дети, внуки, правнуки жили в свободной стране, были счастливы, свободны. Я могу долго смотреть на эти старые фотографии, пытаться представить их живыми, молодыми в окружении своих родных и близких. Я часто думаю, а смогла бы я ?… вытерпеть все то, что вытерпели они? И мне хочется им сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мне есть с кого брать пример в жизни. Я постараюсь поступать так, чтобы мне не было стыдно смотреть на вас, хотя бы на этих фотографиях. Я буду достойна Вас, мои дорогие предки.


 

Список использованной литературы и интернет ресурсов:

Сов. Воен. Энциклопедия, Воениздат 1976 г.

История СССР: учеб. Для 11 кл. сред.шк./ В.П.Островский, В.И.Старцев, Б.А.Старков, Г.М. Смирнов. – Просвещение, 1990 г.

История СССР: учеб. Для 10 кл. сред.шк./ П.И.Потемкин, В.М.Балев, И.Б.Берхин, М.П.Ким – Просвещение, 1978 г.

Западноказахстанцы в годы суровых испытаний (1941-1945)/ П.Р.Букаткин – Чапаевская укрупненная типография, 1995 г.

Города-герои Великой Отечественной войны: Атлас/ Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР, Москва, 1975 г.

http://www.obd-memorial.ru

http://www.spy.kz.

http://nar-voina.narod.ru

http://www.poisk-pobeda.ru

http://podvignaroda.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.