Исследовательская работа «Вторая жизнь автомобильных шин»

2
1
Материал опубликован 20 July 2019

Автор публикации: Е. Сорокина, ученица 11 класса

Автор публикации: А. Шушман, ученица 11 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН»

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Сорокина Елизавета

Витальевна

Шушман Анна

Александровна

ученицы 11 класса

Научный руководитель:

Вельдясова Светлана

Александровна

учитель географии

МАОУ СОШ №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Холмск

2018

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……………..……

3

Глава 1. Какую опасность несут покрышки для экологии и человека…….…………….

5

  1. Чем вредны автомобильные шины…………………………………….........................

5

  1. Современные способы утилизации и их вред…………………………..……………..

5

Глава 2. Ситуация в Сахалинской области…………………………………..…………….

7

2.1. Исследования уровня компетентности населения г. Холмска………...…………….

7

Глава 3. Пути решения проблемы…………….…………….…………….………………..

10

3.1. План утилизации изношенных шин в Сахалинской области…….………………….

10

3.2. Методы переработки автомобильных шин…………………………………………...

12

  1. Применение резиновой крошки………………………………………….……………

16

Заключение…………………………………………………………………….…………….

19

Список литературы………………………………………………………………………….

20

Приложение 1………………………………………………………….…………………….

21

Приложение 2………………………………………………………….…………………….

22

Приложение 3………………………………………………………….…………………….

23

Приложение 4………………………………………………………….…………………….

24

Приложение 5………………………………………………………….…………………….

25

 

 

 

 

Введение

Отходы являются частью жизнедеятельности человека, промышленных предприятий и различных организаций, без них обойтись невозможно и остаётся только лишь решать дальнейшую их судьбу. Кроме того, как добросовестно поместить всё в мусорный бак, можно дать вторую жизнь неиспользуемым вещам.

Резину используют при производстве самых разнообразных предметов. Однако в контексте утилизации резины имеет смысл поговорить об автомобильных шинах. С каждым годом владельцев автомобилей в нашей стране становится все больше, при этом срок службы автошин ограниченный, возникает вопрос, что делать со старыми шинами. Ответ прост: сдать их в пункт приема резины на переработку [8].

Переработка использованных шин и иных резиновых технических изделий с каждым годом становится все более актуальной проблемой в Сахалинской области и во всем мире, так как это связано с бурным развитием мирового автомобилестроения.

Объект: использованные автомобильные покрышки

Предмет: влияние использованных автомобильных шин на окружающую среду и планирование их утилизации.

Цель: решение экологических проблем региона путем внедрения производства по переработки изношенных автомобильных шин в востребованную для потребителей продукцию.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Выявить негативное влияние автомобильных шин на окружающую среду;

Изучить методы переработки автомобильных шин;

Провести и проанализировать опрос населения г. Холмск;

Разработать план для утилизации изношенных шин в Сахалинской области.

Гипотеза: современному миру и нашей области нужны новые способы утилизации шин если мы подберем определенную литературу и изучим её, то сможем найти ответ на стоящую перед нами проблему: каким способом организовать утилизацию автомобильных шин в Сахалинской области.

Методы и формы исследования:

Поиск и подбор литературных источников по указанной теме;

Работа c данными социологического опроса;

Анализ литературных источников и изучение интернет – ресурсов;

Составление диаграмм и баннера.

Итак, для исследования проблемы мы использовали научно-популярную литературу, которые нам удалось найти с помощью своего учителя, а также интернет-ресурсы. Особый интерес вызвала у нас научная работа студентов Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова «Проект по переработке изношенных автомобильных шин и резиновых технических изделий в резиновую крошку», а также научная работа к.т.н. Стец А.А. и Чайкун А.М. «Экологические и экономические аспекты переработки и использования изношенных автомобильных шин» в которых подробно рассказывается о возможных направлениях использования автомобильных шин, скопление и захоронение которых представляет значительные экологические проблемы. Данные материала послужили помощью в изучении данной темы

Практическая значимость: исследование предусматривает организацию сбора и переработки автомобильных шин в востребованное сегодня вторичное сырье – резиновую крошку, созданную на предприятиях по переработки изношенных автомобильных шин. Это снизит экологическую нагрузку на регион и принесет часть доходов от реализации этого сырья в виде налогов в местный бюджет. Исследование является одновременно и коммерческим, и социально значимым. Работа предусматривает охват территории Сахалинской области.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

 

Глава 1. Какую опасность несут покрышки для экологии и человека

  1. Чем вредны автомобильные шины

Глобализация химической и резиноасбестовой промышленности влечет ряд отрицательных последствий, связанных с тотальным ухудшением экологической ситуации во всем мире. Автомобильные шины представляют собой соединения полиароматических углеводородов и канцерогенных веществ, обладающих высоким уровнем токсичности. Речь идет не только об отработанных шинах, но и о вполне пригодных изделиях. Если задаться вопросом, чем вредны автомобильные шины, то ответ будет исчерпывающим:

При изнашивании выделяют высокотоксичную пыль, вдыхание которой способствует развитию раковых заболеваний, астмы, аллергии;

Содержание химических веществ в распространяемых микрочастицах гораздо выше, чем в выхлопных газах автомобильного двигателя;

Отслужившие и выброшенные шины разлагаются в земле более ста лет, при этом происходит загрязнение почвы, вымывание токсинов и канцерогенных веществ грунтовыми водами;

При высокой температуре воздуха так же происходит выделение высокотоксичных соединений. По этой причине крайне не рекомендуется размещать шины на детских площадках;

Во время горения покрышек выделяется копоть и сернистая кислота;

Основным законом природы является закон о кругообороте веществ: вредоносные вещества продолжат мигрировать [13].

Однако, несмотря на потенциальную опасность, масштабы свалок старых шин и резиновых покрышек только увеличиваются и уже составляют тысячи квадратных километров. Хотя многие знают, что автошины за счет своего химического состава могут применяться в качестве вторсырья при производстве новых изделий и материалов.

Ответ на вопрос, в чем вред автомобильных шин, предупреждает о таящейся ежедневной опасности для здоровья и жизни, как отдельного человека, так и всего общества.  Каждый может сделать минимальный вклад в сохранение окружающей среды, для этого требуется лишь желание утилизировать старые автомобильные шины [13].

  1. Современные способы утилизации и их вред

На сегодняшний день существуют следующие варианты утилизации автомобильных шин: захоронение и сжигание.

При захоронение, шина распадается в земле от 50 до 100 лет и на протяжение этого периода происходит вмывание ядовитых веществ, которые попадают в почву и атмосферу. Захоронение шин является экономически ничем не оправданным и в перспективе должно быть полностью исключено.

При уничтожение шин методом сжигания, от одной тонны использованных шин в окружающую среду попадает больше 250 кг сажи и 450 кг токсичных газов, к тому же, из-за высокой температуры при горении их тяжело потушить. В большинстве случаев шины просто складируются и засоряют территории и свалки. Под воздействием воды и солнца, старые покрышки и шины способны выделять в атмосферу и почву очень токсичные вещества.

Сегодня необходимо искать новые способы решения экологической проблемы. Вместо опасного складирования или сжигания, передовые технологии и способы утилизации шин и покрышек дают возможность производить множество полезных изделий из старых шин [8].

Переработка отработанных шин позволяет получать экономическую выгоду и, в то же время, сократить урон, наносящийся окружающей среде. Экологическая составляющая заключается в предотвращении долгосрочного разложения автомобильных шин, уничтожении пристанища многочисленных грызунов, сокращение территорий, отведенных для свалок. Экономическая польза состоит в переработке использованных шин для вторичного использования в качестве ценного сырья химической и резиноасбестовой промышленности. Более чем три четверти всех шин в мире состоят из синтетического каучука, добываемого из нефти. Последняя относится к категории не возобновляемых ресурсов. Переработка отработанных покрышек способна значительно сократить потребление ценных полезных ископаемых [11].

Дальнейшее игнорирование проблем утилизации высокотоксичных отходов и создания ресурсосберегающих технологий со временем потянет за собой массу непоправимых экологических последствий [13].

 

Глава 2. Ситуация в Сахалинской области

Огромная проблема острова скопление изношенных шин. На 2016 г. в Сахалинской области было зарегистрировано 212 201 автомобиль, численность населения в этот год составляла 487 293 чел. В результате подсчетов в среднем выходит, что на 2 жителей города приходится один автомобиль. Ежегодно количество автомобилей в области увеличивается соответственно увеличивается и количество шин от автомобилей. В связи, с чем можно сделать вывод, что проблему с утилизацией нужно решать срочно [12].

На сегодня сдать шины в Южно-Сахалинске можно сдать на утилизацию в нескольких пунктах, но предприятия требуют оплату за утилизацию. Так например, группа компаний «ЭкоШина-Сахалин» и «СахЭкоПлит» в Южно-Сахалинске для физических лиц предлагает сдать легковое колесо на утилизацию за 50 рублей, грузовое колесо 150 рублей. Для юридических лиц нешипованные автомобильные шины диаметром до 1200 мм обойдется 8000 рублей за тонну, ошипованные легковые шины 500 рублей за штуку (данные с официального сайта компаний) [1].

В связи, с чем многие владельцы автомобилей никак не мотивированы на то, чтобы сдавать изношенные шины на переработку и утилизируют покрышки на свалки, выбрасывают в лесу, у обочины дороги, либо сжигают. Чем приносят огромный вред нашей окружающей среде.

2.1. Исследования уровня компетентности населения г. Холмска

Многие сахалинцы знают о вреде автомобильных шин на экологию и на человека, но мало кто из сахалинцев знает, что старые изношенные шины можно перерабатывать, получая новый продукт. Подтверждением этому служит опрос (см. приложение 1), который мы провели среди населения города Холмск. Анкета состояла из четырех вопросов. В опросе приняло участие 151 человек.

На первый вопрос «Как часто вы меняете автомобильные шины на новые?» – 45% опрошенных ответили «Один раз в три года», 29% опрошенных ответили «Один раз в два года», 13% опрошенных ответили «Один раз в год», 8% ответили «Один раз в пять лет» и 5% ответили «Один раз в четыре года».

В итоге выходит, что в среднем за один год 96232 владельца автомобилей меняют старые шинынановые, а в результате на выброс уходит 384 930 шин, за десять лет их количество составит 3 849 300 шт.

На второй вопрос: «Знаете ли вы о вреде автомобильных шин на экологию и на человека?» – 64% опрошенных ответили «Да», 36% опрошенных ответили «Нет».

На третий вопрос: «Каким способом вы утилизируете изношенные автомобильные шины?» – 46% опрошенных ответили «Выкидываю на свалку», 25% опрошенных ответили «Использую на даче», 14% опрошенных ответили «Оставляю на шиномонтаж», 9% опрошенных ответили «Продаю», 6% опрошенных «Сжигаю».

На четвертый вопрос: «Если у вас будет возможность безвозмездно утилизировать автомобильные шины на предприятие вторичной переработки, воспользовались бы вы этой возможностью?» – 89% опрошенных ответили «Да», 11% опрошенных ответили «Нет».

Как показал опрос, сахалинцы готовы утилизировать автомобильные шины на предприятия вторичной переработки (89% положительных ответов). Это значит, что для запуска этой программы в регионе жителям нужно предоставить соответствующую инфраструктуру. При этом следует усилить экологическое просвещение по вопросам обращения с автомобильными шинами в небольших городах и селах.

 

Глава 3. Пути решения проблемы

Отношение к отходам на уровне государства, бизнеса и общества начинает меняться: они перестают восприниматься как что-то ненужное и бесполезное, как то, что создает экономические и экологические проблемы. Все больше людей начинают видеть в отходах ценный ресурс, который можно использовать повторно. Эти изменения вселяют надежду на то, что лекарство от мусорной болезни будет найдено. А то, что мы сегодня называем отходами, обретет вторую жизнь в замкнутом цикле производства и потребления [6].

3.1. План утилизации изношенных шин в Сахалинской области

Мы предлагаем организовать промышленную переработку изношенных автомобильных шин с целью улучшения экологической обстановки в Сахалинской области и с целью получения конечного продукта – резиновой крошки, которую используют в качестве напольных покрытий для спортивных и детских площадок, в качестве наполнителя для спортивного инвентаря (боксерских груш и мешков), создания резиновой плитки и т.д.

Продукция из резиновой крошки имеет ряд преимуществ:

Устойчивость к деформации;

Устойчивость к перепадам температур;

Шумопоглощение;

Высокая износостойкость.

Для организацииоткрытия предприятия промышленной переработки изношенных автомобильных шин мы выделили 5 шагов:

1 шаг. Создание бизнес плана. Сегодня в интернете предлагается очень большое количество бизнес-планов. В среднем для открытия этого предприятия потребуются вложения от 3 000 000 до 10 100 000 рублей. Предприятие считается прибыльным, окупаемость наступает в период от 6 до 12 месяцев. Дополнительно плюсом является то, что в Сахалинской области мало конкурентов.

В качестве поставщика оборудования выбрана российская компания ООО «Альфа-СПК» основанная в 2003 году, которая является крупнейшей организацией по поставкам строительного и специализированного промышленного оборудования в области переработки отходов. Нами выбрана линия для переработки шин ATR-300. Для переработки используются легковые и грузовые изношенные автомобильные шины (план окупаемости линии представлен в приложении 2). Дополнительным вариантом поставщика выбрана китайская компания Zhangjiagang City Xinke Machinery Co., Ltd, предприятие создано в 1993 г. занимается разработкой и производством оборудования для переработки пластмасс и пластиковых отходов. Нами выбрано оборудования для переработки шин в крошку автоматические (см. приложение 3) и полуавтоматическое (см. приложение 4). Оборудование китайского производства значительно ниже стоимостью чем российское.

2 шаг. Выбор места. Подобрать место в городах Сахалинской области для размещения предприятия. Для предприятий могут использоваться старые заброшенные фабрики и заводы. Предприятие необходимо размещать на расстоянии не менее трехсот (четырехсот) метров от жилых домов.

3 шаг. Оформление документов. Так как деятельность связана с опасными отходами четвертого класса, необходима лицензия на работу с ними. Разрешение на работу от пожарной и санитарной инспекции. Постановка предприятия на учет в налоговой инспекции.

4 шаг. Привлечение сырья. Привлечение сырья для переработки предполагается от юридических лиц (шиномонтажные мастерские, автоколонны и другие организации, занимающиеся транспортировкой) и от физических лиц. Причем, от юридических лиц предполагается безвозмездный прием шин, это обоснованно тем, что при размещение данного вида отходов на полигонах твердых бытовых отходов организациям необходимо платить.

При размещение отходов в несанкционированных местах грозит административный штраф согласно КоАП Р.Ф. ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти до тридцати тысяч рублей: на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток [5].

Для стимулирования физических лиц возможен прием изношенных шин за небольшую плату.

В рамках нашего исследования предпочтительно заключить договор с шиномонтажными мастерскими, где водители могут сдать автомобильные шины. Также в дальнейшем предполагается заключение контрактов с организациями, занимающимися производством и продажей шин, на выдачу сертификатов и скидок физическим лицам на приобретение новых шин.

Все сданные шины в эти мастерские будут доставлены на предприятие по переработке изношенных автомобильных шин и безопасно утилизированы. В дальнейшем из них будет получена резиновая крошка.

Для информирования населения каждый лицензированный шиномонтаж будет оборудован информационным баннером (см. приложение 5).

Баннер разработан не только с целью информирования населения, но и мотивирования для участия. Каждый житель может сдать покрышки и получить за это небольшую плату, либо эта плата по его желанию будет перечислена в БФ «Помощь животным. Сахалин» (БФ может быть изменен).

Баннер требует доработки с внесением на него контактной информации.

5 шаг. Поиск потребителя. Основной продукт предприятия резиновая крошка потребителем, которой являются спортивные объекты и детские площадки. Соответственно необходимо заключить договор с организациями обслуживающими эти объекты. Для сбыта продукта необходимо установить оптовую и розничную цену (в среднем цена за 1 кг резиновой крошки 16 рублей) [2].

Реализация данного плана позволит наладить грамотную и аккуратную систему переработки автомобильных покрышек на территории Сахалинской области, а также воспитывать экологическую грамотность в детях, в которых воплощается будущее нашего города и области.

В итоге будет решена проблема с утилизацией покрышек и улучшена экология в Сахалинской области.

  1. Методы переработки автомобильных шин

В настоящее время, все известные методы переработки шин можно разделить на две группы:

Физический метод переработки шин

Химический метод переработки шин

Физические методы переработки резиновых отходов

В настоящее время все большее значение приобретает направление использования отходов в виде дисперсных материалов. Наиболее полно первоначальная структура и свойства каучука и других полимеров, содержащихся в отходах, сохраняются при механическом измельчении.

Установление взаимосвязи между размерами частиц материала, их физико-химическими и механическими характеристиками и затратами энергии на измельчение и параметрами измельчающего оборудования необходимо для расчета измельчителей и определения оптимальных условий их эксплуатации. Процесс измельчения, несмотря на кажущуюся простоту, очень сложный не только по определению характера, величины и направления нагрузок, но и по трудности количественного учета результатов разрушения (рис. 1).

Рисунок – 1. Переработка автомобильных шин [3]

Ниже представлена классификация имеющихся в настоящее время способов измельчения вторичных резин.

Способы измельчения вторичных резин.

По температуре измельчения:

При отрицательных температурах

При положительных температурах

По механическому воздействию:

Ударом

Истиранием

Сжатием

Сжатием со сдвигом

Резанием

Согласно данной классификации рассмотрим следующие технологии:

Низкотемпературная технология утилизации шин.

При низкотемпературной обработке изношенных шин дробление производится при температурах -60°С ... -90°С, когда резина находится в псевдохрупком состоянии. Результаты экспериментов показали, что дробление при низких температурах значительно уменьшает энергозатраты на дробление, улучшает отделение металла и текстиля от резины, повышает выход резины. Во всех известных установках для охлаждения резины используется жидкий азот. Но сложность его доставки, хранения, высокая стоимость и высокие энергозатраты на его производство являются основными причинами, сдерживающими в настоящее время внедрение низкотемпературной технологии. Для получения температур в диапазоне -80°С ... -120°С более эффективными являются турбохолодильные машины. В этом диапазоне температур применение турбохолодильных машин позволяет снизить себестоимость получения холода в 3-4 раза, а удельные энергозатраты в 2-3 раза по сравнению с применением жидкого азота. Технология не внедрена. Производительность линии 6000 т/год.

Описание технологической линии переработки шин: изношенные автомобильные шины подаются в машину для удаления бортовых колец. После этого шины поступают в шинорез и далее в ножевую роторную дробилку. Затем следует магнитный сепаратор и аэросепаратор. Для охлаждения порезанные и предварительно очищенные куски резины подаются в холодильную камеру, где охлаждаются до температуры -50°С...-90°С. Холодный воздух для охлаждения резины подается от генератора холода воздушной турбохолодильной машины. Далее охлажденная резина попадает в роторно-лопаточный измельчитель, откуда она направляется на повторную очистку в магнитный сепаратор и аэросепаратор, где отбирается резиновая крошка менее 1 мм ... 0,5 мм, а также более крупная и затаривается в мешки и отправляется к заказчику. Бародеструкционная технология переработки покрышек.

Технология основана на явлении «псевдосжижения» резины при высоких давлениях и истечении её через отверстия специальной камеры. Резина и текстильный корд при этом отделяются от металлического корда и бортовых колец, измельчаются и выходят из отверстий в виде первичной резинотканевой крошки, которая подвергается дальнейшей переработке: доизмельчению и сепарации. Металлокорд извлекается из камеры в виде спрессованного брикета. Производительность линии 6000 т/год.

Описание технологической линии: автопокрышка подаётся под пресс для резки шин, где режется на фрагменты массой не более 20 кг. Далее куски подаются в установку высокого давления. В установке высокого давления шина загружается в рабочую камеру, где происходит экструзия резины в виде кусков размерами 20-80 мм и отделение металлокорда.
После установки высокого давления резинотканевая крошка и металл подаются в аппарат очистки брикетов для отделения металлокорда (поступает в контейнер) от резины и текстильного корда, выделение бортовых колец. Далее остальная масса подаётся в магнитный сепаратор, где улавливается основная часть брекерного металлокорда. Оставшаяся масса подаётся в роторную дробилку, где резина измельчается до 10 мм.
Далее вновь в кордоотделитель, где происходит отделение резины от текстильного корда и разделение резиновой крошки на две фракции: менее 3 мм; от 3 до 10 мм.

Отделившийся от резины текстильный корд поступает в контейнер.
В случае если резиновая крошка фракцией более 3 мм интересует потребителя как товарная продукция, то она фасуется в бумажные мешки, если нет, то она попадает в экструдер-измельчитель.

После измельчения вновь в кордоотделитель. Текстильный корд – в контейнер, а резиновая крошка – в вибросито, где происходит дальнейшее её разделение на три фракции:

I - от 0,3 до 1,0 мм;

II - от 1,0 до 3,0 мм;

III - свыше 3,0 мм.

Фракция резиновой крошки более 3 мм возвращается в экструдер-измельчитель, а резиновая крошка I и II фракции отгружается покупателю.

Полностью механическая переработка шин.

В основу технологии переработки заложено механическое измельчение шин до небольших кусков с последующим механическим отделением металлического и текстильного корда, основанном на принципе «повышения хрупкости» резины при высоких скоростях соударений, и получение тонкодисперсных резиновых порошков размером до 0,2 мм путем экструзионного измельчения полученной резиновой крошки. Производительность линии 5100 т/год.

Описание технологической линии: технологический процесс включает в себя три этапа:

предварительная резка шин на куски;

дробление кусков резины и отделение металлического и текстильного корда;

получение тонкодисперсного резинового порошка.

На первом этапе технологического процесса поступающие со склада шины подаются на участок подготовки шин, где они моются и очищаются от посторонних включений.
После мойки шины поступают в блок предварительного измельчения – агрегаты трехкаскадной ножевой дробилки, в которых происходит последовательное измельчение шин до кусков резины, размеры которых не превышают 30х50 мм.

На втором этапе предварительно измельченные куски шин подаются в молотковую дробилку, где происходит их дробление до размеров 10х20 мм. При дроблении кусков обрабатываемая в молотковой дробилке масса разделяется на резину, металлический корд, бортовую проволоку и текстильное волокно. Резиновая крошка с выделенным металлом поступает на транспортер, с которого свободный металл удаляется с помощью магнитных сепараторов и поступает в специальные бункеры. После металлические отходы брикетируются с помощью пресса для брикетирования (пакетировочного пресса).

На третьем этапе куски резины подаются в экструдер-измельчитель. На этой стадии обработки происходит параллельное отделение остатков текстильного волокна и отделение его с помощью гравитационного сепаратора от резиновой крошки. Очищенный от текстиля резиновый порошок подается во вторую камеру экструдера-измельчителя, в котором происходит окончательное тонкодисперсное измельчение.

По выходу из экструдера – в вибросито, и где осуществляется рассев порошка на 3 фракции:

1-ая фракция -0,5…0,8 мм;

2-ая фракция - 0,8…1,6 мм;

3-я дополнительная фракция - 0,2…0,45 мм (поставка по заказу).

Новейшая технология переработки (утилизации) шин.

Золотая медаль 26-го Международного салона изобретений, прошедшего весной 2000 года в Женеве, присуждена способу озонной переработки изношенных шин, предложенному группой российских ученых и инженеров. Суть технологии – в «продувании» озоном автомобильных покрышек, что приводит к полному их рассыпанию в мелкую крошку с отделением от металлического и текстильного корда.

При этом новая технология значительно экономнее всех существующих и, кроме того, абсолютно экологически безвредна – озон окисляет все вредные газообразные выбросы. В России созданы две опытные озонные установки, их суммарная производительность – около 4 тыс. тонн резиновой крошки в год.

Изношенные автомобильные шины как вторичный энергоресурс (химические методы переработки). Речь идет о методах, приводящих к глубоким необратимым изменениям структуры полимеров. Как правило, эти методы осуществляются при высоких температурах и заключаются в термическом разложении (деструкции) полимеров в той или иной среде и получению продуктов различной молекулярной массы. К этим методам относятся сжигание, крекинг, пиролиз [4].

 

  1. Применение резиновой крошки

1. Производство травмобезопасной резиновой плитки. Резиновая плитка, изготовленная из самого износостойкого резинового сырья, обладает износостойкостью, прочностью, ударопоглощающими, амортизирующими и ортопедическими свойствами. Удельная масса резиновой крошки при производстве резиновой плитки и брусчатки составляет более 80%, от качества и свойств резиновой крошки напрямую зависит качество и долговечность резиновой плитки. В настоящее время в России действует более 150 мини-заводов по производству резиновой плитки. Следовательно, спрос на резиновую крошку ежемесячно демонстрирует увеличение необходимых объемов.

2. Напольные покрытия для спортивных площадок и сооружений. Покрытия из резиновой крошки и полимерных связующих для спортивных площадок, баскетбольных, волейбольных, бадминтонных площадок. Антискользящие и безопасные покрытия для входа. В данных видах покрытий используется и резиновая крошка. Добавки резиновой крошки, полученной в результате переработки покрышек, делают покрытия более износостойкими и практичными, у них лучше пластичность, они долговечны.

3. Наполнители для спортивного инвентаря. Резиновая крошка применяется в качестве наполнителя мешков и боксерских груш.

4. Футбольные поля с искусственным травяным покрытием засыпают резиновой крошкой фр.1,0 - 2,5 мм.

5. Укрывной строительный материал. Это кровельный материал в виде совмещения битума с полиуретаном, сверху заливается составом из тиокола с добавлением мелкой очищенной резиновой крошки. Для проведения всего комплекса работ по нанесению покрытий на крышах жилых и производственных строений рекомендуются к применению различные материалы с добавлением резиновой крошки: уклоны (до 90% резиновой крошки), заделка швов (до 50% резиновой крошки), заделка стыков (до 70% резиновой крошки), непосредственно покрытие (до 50% резиновой крошки). Финишный самый стойкий слой с применением резиновой крошки предохраняет все нижележащие слои.

6. Конструктивный фибробетон. Металлический и текстильный корд в определенной пропорции смешивается с резиновой крошкой и добавляется до 50% в сухую цементно-песчаную смесь. Применяется для глубинной заливки фундаментов. Покрытия полов и трапов, в местах интенсивного потока людей. Смешиваются полиуретан с 50% мелкой (фракции менее 3 мм) очищенной резиновой крошкой. Применяется как для закрытых, так и открытых помещений. Фибробетон в силу своих свойств, применяется в регионах с суровыми климатическими условиями, в том числе в регионах вечной мерзлоты.

7. Отделочный строительный материал. Тиоколовая (полисульфидная) система, как стандартный материал и крошка (менее 1 мм) образуют стойкий укрывной материал, используя и как отделочный и как декоративный настенный материал.

8. Для дорожного покрытия. Резиновая крошка применяется в дорожных покрытиях последнего поколения. В подложку дороги можно закладывать смесь резиновой крупной крошки, металлокорд и текстильный корд до 50% по весу с минеральными добавками. Далее, крошка – как модификатор асфальтобитума (крошка менее 1,5 мм до 10% по объему), именно он является наружным рабочим слоем дорожного полотна. Преимущества очевидны: существенно улучшаются физико-механические характеристики всего покрытия (повышенная стойкость к образованию трещин и упругость вследствие чего увеличивается на 20-30% коэффициент морозоустойчивости), что сказывается положительно на ресурсе, срок службы покрытия дорог увеличивается в 2-3 раза.

9. Восстановление покрышек. Получение регенерата. До 10% массы резиновой крошки, полученной в результате переработки покрышек, может быть использовано при восстановлении и изготовлении новых шин. Для изготовления регенерата преимущественно используют резиновую крошку фракции до 2 мм.

10. Для изготовления деталей автомобиля. Бамперы, брызговики, сальники, коврики, корыта для багажного отсека, ручки и т.д. Резиновая крошка малой фракции применяется как добавка в различные автомобильные мастики.

11. Покрытия для мостов. При ремонтах мостов обычно стыки заделываются импортными материалами. Использование резиновой крошки, полученной в результате переработки покрышек, в этом направлении позволит применять 100% отечественные материалы вследствие чего получить экономию в масштабах всей страны.

12. Опоры магистральных трубопроводов. При замене существующих опор, расположенных в областях вечной мерзлоты, очень выгодно изготавливать новые бетонные опоры с присутствием резиновой крошки.

13. Обслуживание нефтяной, газодобывающей отрасли. Для тампонирования нефтяных скважин при бурении, гидроизоляции зеленых пластов, для изготовления сорбента для сбора нефти и нефтепродуктов с поверхности воды и почвы [7].

 

 

Заключение

Разница между мусором и вторичном сырьем – наше отношение. Вместо того, чтобы выкидывать резину на свалку, – сдавайте её на переработку.

Данная работа посвящена вторичной переработки изношенных автомобильных шин. Переработка отходов – это не прихоть, а необходимость для устойчивого развития планеты. Если мы хотим жить, мы должны вести осознанное существование, которое проявляется в сбережение бесценных ресурсов Земли и уменьшения потребления в целом. В противном случае может быть поздно.

Итак, в ходе работы решены следующие задачи:

изучена и проанализирована литература на исследуемую тему;

проведен и проанализирован социологический опрос населения города Холмск;

разработан план для утилизации изношенных шин в Сахалинской области.

В результате проведенного исследования сделаны выводы:

автомобильные шины несут огромную опасность для экологии и для человека, а методы утилизации используемые сегодня ухудшают ситуацию;

в Сахалинской области для населения нет альтернативы утилизации изношенных автомобильных шин, но сахалинцы уже сегодня готовы безвозмездно передавать автомобильные шины на предприятия вторичной переработки;

создание предприятия вторичной переработки автомобильных шин улучшит экологическую ситуацию в Сахалинской области, а также предприятие выгодный объект для инвестиционных вложений.

Данное исследование имеет как социальный, так и экономический аспект. Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что исследование является актуальным и востребованным на сегодняшний день. Утилизация шин – крайне важный процесс для защиты экологии и здоровья населения. Важно, чтобы каждый человек нашей области понимал необходимость переработки резиновых изделий.

 

Список литературы

Группа компаний ЭкоШина-Сахалин, СахЭкоПлит. Прайс на утилизацию. [Электронный ресурс] - http://ecoshina-sakhalin.ru.

Группа сайтов Sakh.com. Резиновая крошка для укладки покрытий (Южно-Сахалинск). [Электронный ресурс] - https://market.sakh.com.

Информационная поддержка бизнес прост. Как открыть бизнес по переработки шин. [Электронный ресурс]. -https://biznes-prost.ru.

Компания Pressmax. Производство и поставка оборудования для прессования и сортировки отходов. [Электронный ресурс]. - http://pressmax.ru/

Консультант плюс – надежная правовая поддержка. [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru.

Онлайн-журнал. Отходы вторая жизнь. [Электронный ресурс] - https://readymag.com.

ООО Альфа-СПК. Бизнес план переработки шин в крошку.[Электронный ресурс] -http://alfaspk.ru.

Пункты приема вторсырья и экология Земли.[Электронный ресурс]. - http://ecology-of.ru.

Резаев Е. И., Тюлюш Ч. О. Проект по переработке изношенных автомобильных шин и резиновых технических изделий в резиновую крошку //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Секция: управление современными предприятиями, отраслями, комплексами. 2013 – 130-133 с. [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru.

Снегур Д.Д., Чепала С. С. Социально-экологический проект. Шины и экология совместимы? – г. Уссурийск. 28 с. - 2017 г.

Стец А.А., Чайкун А.М. Экологические и экономические аспекты переработки и использования изношенных автомобильных шин // Известия Московского государственного технического университета МАМИ №1 (15). 2013 – 36-40 с. [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru.

Телекомпания АСТВ. Сахалин на 12 месте в России по количеству машин на душу населения. [Электронный ресурс] - https://astv.ru.

Шанс Плюс. Чем вредны автомобильные шины и что с ними делать. [Электронный ресурс]. - http://www.shans-plus.ru.


 

 

Приложение 1.

Вопросы анкеты

Как часто вы меняете автомобильные шины на новые?

Один раз в год

Один раз в два года

Один раз в три года

Один раз в четыре года

Один раз в пять лет

Знаете ли вы о вреде автомобильных шин на экологию и на человека?

Да

Нет

Каким способом вы утилизируете изношенные автомобильные шины?

Если у вас будет возможность безвозмездно утилизировать автомобильные шины на предприятие вторичной переработки, воспользовались бы вы этой возможностью?

Да

Нет

 

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Информационный баннер

 


Приложение 2.
PDF / 806.9 Кб

Приложение 3
PDF / 928.07 Кб

Приложение 4
PDF / 766.96 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно! Спасибо за идею!

21 July 2019