Статья «Взгляд из-за парты»

10
0
Материал опубликован 7 June 2018 в группе

Автор публикации: А. Кокташев, ученик 11 класса

Старшие классы… Обучение по полугодиям, ЕГЭ (!), множество возможностей для тебя в молодежных движениях, ЕГЭ (!!), близкое расставание со школьными друзьями, выбор профессии, ЕГЭ (!!!)… «А почему все ЕГЭ да ЕГЭ», – спросите вы. Как ни странно, тот же вопрос и у меня, почему вокруг так много произносят это страшное, внушающее даже кому–то ужас слово: Е Г Э (или единый государственный экзамен).

Я не буду рассказывать то, что вы уже много раз слышали: как он принимался, к каким спорам это привело и как родители и педагоги все-таки капитулировали перед Министерством образования. Но так уж получилось, что именно мои сверстники видели «кулисы» всей этой истории. То, что происходило в школе и как изменялись уроки. Мы, одиннадцатиклассники, – единственное поколение школьников, которое успело хорошо узнать школу до реформы, но при этом достаточно времени в ней провести, чтобы посмотреть положение дел после. И именно об этом, об ощущениях простого школьника за партой, – я и хочу рассказать.

Многие уже не помнят, что когда–то ученики не решали сотню тестов за год и не брали себе книжки ещё на двести тестов домой. Введение ЕГЭ для меня лично совпало с окончанием 4 класса. Многое изменилось за эти годы, но самая главная перемена и наиболее болезненная, на мой взгляд, такая. Дело не в тестах, сложных заданиях и непонятных вопросах. Изменилось само отношение к учебе. Раньше задачей учителя было дать тебе знание предмета, научить понимать математику или биологию, если получиться, привить любовь к той или иной дисциплине. Кто–то с ней справлялся отлично, кто–то – не очень хорошо, но цель была дать знания, которые могут пригодиться в будущем. И все в основном зависело от учителя – скучно или интересно он рассказывает, «горят» ли у него на уроке глаза, какие задания он придумывает. Я помню как наш 5 класс, знавший отлично математику, скатился до двоек в следующем году только потому, что поменяли учителя, и сидеть на алгебре стало невероятно тоскливо. Учитель – вот вокруг чего было построено обучение.

Теперь же дело обстоит абсолютно иначе. Школой управляет ЕГЭ, и хороший учитель теперь не тот, кто интересно расскажет и покажет, а тот, кто даст материал точь-в-точь, как будет на экзаменах. Учебники по некоторым предметам просто пылятся дома на полках, ведь зачем учебник, в котором много «лишних» тем не из ЕГЭ. Тот материал, что отсутствует на экзаменах, либо проходится за урок, либо вообще убирается. Ученики заучивают термины и определения по справочникам, пишут сочинения только на «правильные» (то есть экзаменационные) темы, заучивают на русском паронимы и ударения редких слов, которые им после школы не пригодятся. Из уроков почти исчезли творческие задания. На моих глазах некоторые учителя были вынуждены прекратить креативные занятия, потому что результаты на ЕГЭ по его предмету были слишком низкие. Вместо живого разговора, интересных практических задач или творческих «домашек» – унылые тесты с 4 вариантами ответа. Из школы уходит дух открытия, восхищения, который порой заставлял весь класс слушать учителя, затаив дыхание. Теперь только конспекты, только сухие голые факты, ничего лишнего…

Я ещё помню, какие хорошие учебники Бунеева были тогда у младших классов. Позже, уже через пару лет после начальной школы, я нашёл их и вспомнил, что именно с этих книг начал своё знакомство с литературой. В нем я впервые узнал имена Сергея Аксакова, Льва Толстого, познакомился с Виктором Драгунским, которым позже зачитывался. В тех учебниках давались отрывки из различных произведений, и как же интересно было потом находить весь рассказ целиком. «Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской, «Хоббит» Дж. Толкиена, Недавно я зашёл в мой бывший класс, поздороваться с бывшей классной руководительницей, и увидел на столе… тесты. Все те же тесты, которые теперь и в младшей школе. И готовиться надо не меньше, чем в старших классах, потому что есть экзамен после начальной школы, облегченный ЕГЭ.

Школа вот-вот станет для меня лишь воспоминанием. Мне должно быть, наверное, все равно, как будет с ней дальше. Многие мои знакомые так и говорят: «Лишь бы ЕГЭ сдать, а там уж…». Но вот «проблема» – у меня есть младший брат. И мне, честно говоря, немного грустно, что он уже не увидит многое из того хорошего, что видел я. И если честно, немного боюсь, с чем встретит его школа через пару лет, первого сентября очередного учебного года. 

Комментарии
Комментариев пока нет.