Статья «Открытый урок: взгляд со стороны»
Открытый урок: взгляд со стороны.
Каждый педагог сталкивается с необходимостью проведения открытого урока, например, готовясь к аттестации. Новый словарь методических терминов и понятий трактует понятие «Открытый урок» как: «Занятие по практике языка или лекция, на которых присутствуют другие преподаватели или приглашенные лица.». [1]
Открытый урок: хорошо это или плохо? Я считаю, что нельзя однозначно ответить на данный вопрос. Как учителю, мне проходилось самой проводить открытые уроки и посещать уроки своих коллег. Хочу поделиться с вами своими наблюдениями.
Я считаю, что не каждый учитель готов и хотел бы проводить открытые уроки. Есть люди, про которых говорят, что они рождены «для сцены», готовы везде и всегда выступать, делиться опытом. Есть и те, кто испытывают дискомфорт, выступая публично, к таким отношусь и я. Я люблю свою работу, детей своего класса, готова совершать с ними открытия, ходить в походы, вести уроки, проводить экскурсии, но… только не выступать перед огромным количеством других педагогов. Как бы то ни было, в своей деятельности мне не один раз приходилось давать открытые уроки. Одни получалось провести блестяще, другие не очень. Всего предугадать невозможно. И каждый раз я волнуюсь, словно это мой первый открытый урок.
Важно помнить, что одно из требований открытого урока - новизна. Действительно, открытый урок - это возможность научиться у своих коллег чему-то новому. Молодые педагоги учатся у более опытных коллег методам и приемам. Полезны открытые занятия для учителей, обладающих большим практическим опытом. Такие уроки помогают проанализировать применяемые методы и средства обучения, взять себе «в копилочку» интересные приемы и упражнения. А еще у учителя есть возможность критически оценить свою работу. В наше время часто можно услышать фразу «Вы должны провести открытый урок»… Я считаю, что подготовку и проведение такого урока не стоит навязывать учителю, все должно быть по желанию. Человек должен быть не только способен, но и готов делиться своим опытом с другими педагогами.
Также целью открытого урока может стать контроль. Методисты школы руководители методических объединений посещают такие уроки с целью контроля над деятельностью учителя, с целью наблюдения за учениками и педагогом в рабочей обстановке. При этом обычные рабочие уроки для них, скучны и неинтересны, они хотят увидеть нечто особенное. Учитель пытаясь «удивить», порой, свой урок превращает в представление, что тоже не правильно.
Очень часто учителя пытаются подстраховать себя и проводят несколько репетиций, чтобы предугадать все возможные неудачи или проблемы. Но всего предусмотреть невозможно, а вот устроить стресс ученикам вполне. Нельзя сбрасывать со счетов страх и волнение учителя и самих учащихся на открытом уроке. Порой, самые активные ученики на таких уроках, могут вообще не отвечать, сидят тихо, или наоборот, отвечают невпопад. Можно ли при этом увидеть объективную картину рабочей обстановки. Я считаю, что нет. Все открытия свершаются не на открытом уроке по команде учителя, все происходит на обычном рабочем уроке, порой даже неожиданно, в доверительной беседе и уж точно не под пристальными взглядами проверяющих.
Отношение учителей к открытым урокам неоднозначно. Одни, например, И. Аркин, известный методист, автор книг «Уроки литературы ….», считают, что « Это великолепно, это нужно, и нужно прежде всего самому учителю. Но только при одном условии: открытый урок - значит, открытие, праздник творчества». Другие учителя, как например С.И. Райский, учитель-экспериментатор, г. Москва, школа № 1695: « категорически против открытых уроков в их нынешнем виде, так как это в 100% случаев чистой воды показуха». [2]. Есть доля правды в этих словах. Как- то побывав на открытом уроке учителя областной школы, я подошла к педагогу и спросила, как часто они пользуются той формой урока, что сейчас нам демонстрировали. Учитель не сразу нашел, что мне ответить. Все стало понятно без слов...
Иногда открытый урок становится отрицательным опытом, отбивая всякое желание работать. Такой первый опыт открытого урока описал в своей статье Павел Волчик: « «Даю детям материал, меня перебивает завуч, сидящий на последней парте: «А вы спросите Ванечку, а то он молчит! Встаньте вот сюда. Говорите погромче. Да, алло, Марья Ивановна, я сейчас на уроке, что вы хотели?»[3]. Правда знакомо? Давайте будем честны, такое поведение – это не единичный случай, одного молодого педагога. Те негативные моменты, о которых пишет автор, случалось наблюдать и мне. Такое поведение не допустимо. Пусть вы опытный педагог с огромным стажем и багажом знаний, это не дает вам право вмешиваться в урок. Не нужно делать замечания или учить молодых педагогов на виду у всех, тем более у всего класса, это не сделает вас умнее и опытнее. Но это только мое личное мнение, остальные могут его не разделять.
Отдельно стоит упомянуть и о том, что после урока идет его разбор, самоанализ учителя и обсуждение коллегами. И тут я соглашусь с И.И. Аркиным « мы привыкли после открытого урока либо ругать учителя, либо, лицемеря, безудержно его хвалить. А должен быть откровенный разговор о проблемах урока, о том новом, что учитель решился вынести на суд своих коллег…». А ведь он прав. Я считаю, что учителя обязательно нужно за что-то хвалить, отмечать положительные стороны урока, а критика должна быть конструктивной. При этом, я допускаю, что у учителя может быть свой взгляд на тему и на то, как ее раскрыть, а мнение самого критика не может быть единственно верным.
У педагогов разное отношение к открытым урокам и это понятно, сколько людей столько и мнений. Мне же хочется отметить, что проведение открытых уроков позволяет педагогу показать свои творческие возможности, повысить свой уровень теоретических знаний в процессе подготовки к занятию, самому увидеть ошибки или недочеты своей работы. Открытый урок можно расценивать, как положительный опыт. Он дисциплинирует учителя, заставляет стремиться к чему-то новому, заставляет расти, развивать свои навыки и профессионализм, это хороший способ проверить себя.
Список литературы:
1 Азимов Э. Г, Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий «Открытый урок» [Электронный ресурс] /Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин //.- М.: Издательство ИКАР. - 2009.URL:https://methodological_terms.academic.ru
2.Борисенко . Н.. «Добро» и «зло» открытых уроков" [Электронный ресурс]/ Н. Борисенко// «Первое сентября»-2013№42URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200304201
3. Волчик П. Кошмар открытого урока: как ведут себя учителя, что чувствуют дети и как все это видят «ревизоры»? [Электронный ресурс] / П. Волчик // «Вестник образования»-2019// URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/3/15/teacher/6631-koshmar_otkrytogo_uroka_ kak_vedut_sebya_uchitelya_chto_chuvstvuyut_deti_i _kak_vse_eto_vidyat_revizory