Взволнованный стиль Клаудио Монтеверди
Автор публикации: А. Безруков, ученик 11А класса
«Взволнованный» стиль Клаудио Монтеверди Подготовил ученик 11 «А» класса МБОУ СОШ №57 Безруков Андрей
Клаудио Монтеверди – первый оперный композитор барокко и блестящий реформатор этого жанра. Он углубил содержательны смысл оперы, расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий, ввёл в неё увертюру и дуэт Клаудио Монтеверди – первый оперный композитор барокко и блестящий реформатор этого жанра. Он углубил содержательны смысл оперы, расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий, ввёл в неё увертюру и дуэт Главным его новшеством стал «взволнованный стиль» (concitato), передающий драматизм и напряженность действий, глубину страстных человеческих чувств и переживаний. Он создал мелодию, которая сочетает в себе речевые интонации, декламацию и вокал. Обогатил оперу полифонической традицией. Средствами музыка показал многообразие и противоречивость человеческих характеров. Подвижная, изменчивая мелодия его опер могла растрогать и взволновать до глубины души, повергнуть в смятение, заставить ужаснуться или вызвать восторг.
Клаудио Монтеверди Клаудио Монтеверди Полное имя Клаудио Джованни Антонио Монтеверди Родился в 1567 году в Кремоне, в городе Северной Италии В семье Бальтазара Монтеверди – доктора, аптекаря и хирурга. Клаудио был старшим из пяти детей Биография
Клаудио Монтеверди учился в Университете Кремоны. Его первые сборники включали небольшие мотеты и духовные мадригалы. Были опубликованы в 1582 и 1583 годах. Клаудио Монтеверди учился в Университете Кремоны. Его первые сборники включали небольшие мотеты и духовные мадригалы. Были опубликованы в 1582 и 1583 годах. С 1590 до 1612 г. Монтеверди работал при герцоге Винченцо I Гонзага (1562-1612г.г.) в Мантуе. При дворе герцога сначала Монтеверди был певчим и гамбистом, а с 1602 г. Как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.
В 1599 г. Монтеверди женился на придворной певице Клаудио Каттанео. В 1599 г. Монтеверди женился на придворной певице Клаудио Каттанео. Они прожили 8 лет. У них родились два мальчика и девочка, которые умерли вскоре после рождения. Клаудио Каттанео умерла в 1607г.
В 1613г. Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко. В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов (капелла находилась в упадке из-за нерационального расходования средств предшественником. Управляющие были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609г. В 1613г. Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко. В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов (капелла находилась в упадке из-за нерационального расходования средств предшественником. Управляющие были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609г.
Около 1632г. Монтеверди был рукоположен в священники. Около 1632г. Монтеверди был рукоположен в священники. В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1641) и историческая опера Коронация Поппеи (L’incoronazione di Poppea, 1642), в сюжетную основу которой легли события из жизни Римского императора Нерона. Коронация Поппеи считается кульминацией всего творчества Монтеверди. Она сочетает трагические, романтические и комические сцены (новый шаг в драматургии оперного жанра), более реалистичные портретные характеристики персонажей и мелодии, отличающиеся необычайной теплотой и чувственностью. Для исполнения оперы требовался небольшой оркестр, и также отводилась небольшая роль хору. На протяжении долгого времени, оперы Монтеверди рассматривались только как исторический и музыкальный факт. Начиная с 1960-х, Коронация Поппеи была возобновлена в репертуаре крупнейших оперных сцен мира.
ТВОРЧЕСТВО И СТИЛЬ Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка. Главная особенность композиционной техники Монтеверди — сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии, достижения новой эпохи барокко. Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи, в полемике с которым Монтеверди (и его брат Джулио Чезаре) обозначили свою приверженность так называемой «второй практике» музыки. Согласно декларации братьев Монтеверди, в музыке второй практики безраздельно господствует поэтический текст, которому подчиняются все элементы музыкальной речи, прежде всего, мелодия, гармония и ритм. Именно текст оправдывает любые нерегулярности последних.
ТВОРЧЕСТВО И СТИЛЬ До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала (всего 8 сборников [«книг»]; девятый, неавторский, сборник издан посмертно). Работа над первой книгой, состоящей из пятиголосных мадригалов (всего 21), заняла около 4 лет. Первые восемь книг мадригалов представляют громадный скачок от полифонии Ренессанса к гомофонии, характерной для музыки барокко.
ТВОРЧЕСТВО И СТИЛЬ Среди наиболее популярных сочинений Монтеверди — Плач Ариадны из оперы «Ариадна» (1608; музыка утрачена, либретто сохранилось полностью). На протяжении жизни Монтеверди опубликовал три его версии — в виде пятиголосного мадригала в 6-й книге мадригалов (1614), в виде одноголосной арии с basso continuo (1623) и латинскую контрафактуру в сборнике духовной музыки (1640), под названием Плач Мадонны. Среди других популярных сочинений — мадригал (с чертами чаконы) «Zefiro torna» для 2 теноров и b.c. (на текст О. Ринуччини).
НАСЛЕДИЕ Светская музыка для камерного ансамбля Мадригалы Книга 1 (1587), для 5 голосов Книга 2 (1590), для 5 голосов Книга 3 (1592), для 5 голосов Книга 4 (1603), для 5 голосов Книга 5 (1605), для 5 голосов Книга 6 (1614), для 5 голосов Книга 7 (1619) Книга 8 (1638) Книга 9 (1651)
НАСЛЕДИЕ Оперы Орфей (1607) Возвращение Улисса на родину (1640) Коронация Поппеи (1642) Церковная и духовная музыка «Во время о́но»; 1610 Четырёхголосная месса a cappella (1641) Четырёхголосная месса a cappella (1650, посмертная публикация) Вечерня Блаженной Девы (1610) Cantiunculae sacrae (1582), сборник мотетов на духовные латинские тексты Духовные мадригалы на 4 голоса (1583) «Нравоучительный и духовный лес», 1640)
НАСЛЕДИЕ Утраченные сочинения Опера «Ариадна» (1608; либретто сохранилось) Опера «Андромеда» (для Мантуи) Опера «Мнимая безумная Ликори» Опера «Похищение Прозерпины» Опера «Свадьба Энея и Лавинии»