12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Поликарпова Ирина Владимировна24

Тема: Стили речи. Публицистический стиль. Ораторская речь.



Цель: обобщение и углубление знаний по теме, применение знаний на практике при составлении ораторской речи.

Задачи:

- Образовательные: создать условия для формирования представления о понятии и особенностях публичной речи.

- Развивающие: способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся.

- Воспитательные: создать условия для воспитания уважения к слову, интереса к родному языку и будущей профессии.

Основные понятия: стили речи, публицистический стиль, ораторская речь, композиция ораторской речи, правильная речь.

Межпредметные связи: литература, культура речи

Ресурсы: проектор, компьютер, колонки, презентация.

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа.



Ход урока:

Организационный момент. Приветствие.

Постановка учебной задачи.

Сегодня наш урок начну с высказывания писателя Владимира Солоухина:

Если угодно, язык – это океан.

Можно черпать и наливать в сосуды различной формы.

Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба,

древнегреческой Амфоры, хрустального шара и грязной лужи.

В.Солоухин


Каждый человек, в среднем, использует приблизительно одинаковый диапазон лексики. Но как по-разному мы говорим? Важно не только то, какими словами мы говорим, но и в какую форму облекаем мы нашу речь – в форму грязной лужи или в форму прекрасного сосуда. Именно с «формой» можно сравнить понятие «СТИЛЬ РЕЧИ».

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о стилях речи, работать над особенностями публицистического стиля.

Цель урока: Обобщение и углубление знаний по стилям речи, применение знаний на практике при составлении ораторской речи (на слайде).

В тетради запишем дату и тему урока: Стили речи. Публицистический стиль. Ораторская речь.

Этап обобщения и систематизации

Учитель: Начнем работу с повторения стилей речи и их особенностей. На слайде (слайд) даны краткие характеристики функциональных стилей речи. Определите по ним, о каком стиле речи говорится. Напоминаю, что у нас работает правило поднятой руки.

непринуждённость, простота (разговорный);
• официальность, точность, стандартность (официально – деловой);
• отвлечённость, обобщённость, точность, логичность, доказательность (научный);
• образность (художественный);
• призывность, злободневность тематики, логичность, оценочность (публицистический).


Учитель: Зачем нам необходимо знать особенности публицистического стиля? (Особенности публицистического стиля необходимо знать для того, чтобы уметь распознавать тексты данного стиля).

Учитель: А зачем вам нужно это умение как будущим педагогам? (Это умение нам нужно для создания собственных полноценных текстов и для составления удачных выступлений перед учениками, родителями, коллегами).

Учитель: Предлагаю вам самостоятельно заполнить таблицу по публицистическому стилю по критериям (на слайде).

Раздать слова для справок: воздействие на читателей, слушателей; экспрессивно-оценочные слова, выражения; неофициальная обстановка; непринужденность; неосложнённые синтаксические конструкции; неполные предложения; обмен впечатлениями; научные труды; совмещение книжной и разговорной лексики; разъяснение достижений науки и техники; точность; логичность; научные термины; средства массовой информации; вводные слова, указывающие на порядок оформления мысли; деловые бумаги; строгость; официальные встречи; точность; специальная деловая лексика; экспрессивность, оценочность, информативность; прямой порядок слов.


Публицистический стиль


основная задача

сфера применения

характерные черты

языковые средства

воздействие на читателей, слушателей

средства массовой информации, официальные встречи

экспрессивность, оценочность, информативность

совмещение книжной и разговорной лексики, экспрессивно-оценочные слова, выражения, неосложнённые синтаксические конструкции, элементы риторики


4. Углубление изученного. Введение новых знаний.

Учитель: Обратим внимание на сферу использования публицистического стиля и на задачи, которые выполняет публицистический стиль (слайд).

Сфера использования публицистического стиля.

Общественно – экономические, политические, культурные отношения или средства массовой информации, публичные выступления.

Задачи публицистического стиля.

Информировать, одновременно воздействуя на читателя, слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям.

СЛАЙД. Итак, пишущий или выступающий должен уметь «убедить», «внушить», «побудить». Очень важно, чтобы речь выступающего или пишущего была правильной.


Домашним заданием было для вас найти ответы на вопросы:


Что значит говорить литературно? Какие опасности подстерегают оратора? Желающие отвечают.

Ученики:

- Говорить литературно – значит соблюдать законы письменной и устной речи.

- Опасности, которые подстерегают оратора, – это книжность и разговорность. Сильная книжность сушит речь, а разговорность может опустить её до бытового уровня. Поэтому оратор должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный стиль речи.



Записи в тетради.

Ораторская речь по композиции должна состоять из (слайд):

-вступления (формируется основная мысль)

-основной части (раскрывает основную мысль, сообщает главные сведения)

-заключения (подводится итог сказанному в тексте, формулируются выводы)

-концовки (призыв к чему-либо, слова благодарности внимательному слушателю)



Критерии правильной речи (слайд): краткость, точность, логичность, богатство лексических, фразеологических, интонационных средств язы­ка, выразительность (использование выразительных средств языка).


Учитель: Предлагаю прослушать образец правильной ораторской речи участника всероссийского конкурса ораторов «Синяя птица».


Пример ораторской речи (видеоролик)


Учитель: данная ораторская речь соответствует основным критериям – грамотность, ясное выражение мыслей, контакт с аудиторией, правильная интонация.


Применение знаний


Учитель: Сейчас знания в области ораторской речи предлагаю применить на практике (Разбить аудиторию на 5 групп). Предлагаю вам в группах поработать с текстами для ораторского выступления. В них есть нарушения стилистики, композиции и речевые ошибки, исправив которые вы должны выступить с ораторской речью перед аудиторией, сохранив целостность текста (10 мин.)


Заслушивание выступающих. Выставление оценок выступающим.


6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Какие знания и умения, полученные на уроке, вам пригодятся в вашей будущей профессии?



7. Домашнее задание.

Составить ораторскую речь на тему: «Учитель начальных классов -профессия особая».

Тексты ораторских выступлений (для редактирования)

Семейные ценности



Семья-это место,
где помнят и ждут,
Семья это там,
Где тепло и уют.

Если продолжать рассуждать на тему семейных ценностей, то ребенок - главная ценность любой семьи. Ребенок - это чистый лист. Он изначально готов принимать всю информацию, которую ему преподносят. И только мы, взрослые, в ответе за то, на каких ценностях будет воспитываться наш ребенок.

Поговорим о доверии. Если оно есть в семье между взрослыми и детьми, то ребенку не придется скрывать школьные проблемы и неудачи, потому что у родителей будет искать поддержку и нужный совет. А доверие в свою очередь воспитывает в ребенке честность.

Любовь... Изначально семья начинается с любви. И самое важное сохранить это чувство на протяжении всей жизни: любовь к бабушке и дедушке, любовь к детям. Ведь любовь делает людей счастливыми.

Уважение бок о бок идет с любовью. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения другого человека.

Забота друг о друге - еще одна семейная ценность. Чем раньше она формируется в семье, тем проще ребенок вливается в школьный коллектив, находит друзей.

В современном мире понятие семейных ценностей часто бывает искажено. Раньше семья ценилась превыше всего, ее целостность и крепость. Она строилась на уважении и взаимопомощи, на передаче жизненных принципов и опыта молодому поколению.

Сейчас же, к сожалению, многие семьи распадаются из-за мелочей, люди не умеют слушать друг друга, уступать. Личные интересы стоят выше семейных.

Поэтому в школе мы сегодня должны уделять большое внимание формированию семейных ценностей и семейных традиций.

Что мы отнесем к семейным ценностям? 

Конечно же: доверие, честность, любовь, уважение, заботу друг о друге, семейные традиции.



Дружба

Цитата Иоанна Златоуста, которая приведена в начале моей речи, полностью отвечает на вопрос: «Почему дружба важна и нужна?» Ведь ради друга можно пожертвовать всем. Без друга невозможно жить, ведь этот человек – отражение тебя самого. Ты знаешь о нем всё, а он о тебе – это доверие, которое тяжело завоевать.

Также, стоит отметить, что нельзя рассматривать дружеские отношения только в этих рамках. Конечно, там есть и любовь, но любовь к самому человеку на духовном уровне; уважение, то есть некое равенство и признание друг друга. Не бывает идеальной дружбы, всегда будут разногласия, без них нельзя построить хороших отношений. Поэтому она проверяется годами, и если проверка пройдена, то вы – счастливый человек.

Я считаю, что у человека в жизни всегда был хотя бы один настоящий друг. Да, жизни расходятся и не всегда есть возможность быть рядом друг с другом и поддерживать, но в сердце этот человек всегда с тобой. И даже, если вы не общаетесь очень долго, в связи с определенными обстоятельствами, невольно задаешься вопросом: «А что бы мне посоветовал мой друг, как бы он поступил?» Почему же так происходит? Мне кажется, потому что ему можно доверить очень многое, все самое сокровенное, даже свою жизнь. Друг становится частью тебя, и без него ты уже не чувствуешь себя таким, какой есть сейчас.

Дружба – это богатство, которым хотят владеть очень многие. Она дает тебе понять, что ты не один, что ты не останешься со своей бедой в одиночестве, а радости делить с кем-то – это ещё большее счастье.

Если дружба настоящая, она никогда не уйдет. Она будет идти вместе с вами на протяжении многих лет и всё будет также, как было и 10, и 20 лет назад. Ваш друг будет рад с вами общаться, поддерживать, советовать и переживать за вас, даже если вы далеко друг от друга.

Иоанн Златоуст:  «Лучше во тьме пребывать, чем без друга».

В мире есть много прекрасных вещей, но зачем они нужны, если ты один и тебе не с кем ими поделиться? Да и ко всему прочему, вещь – она материальна, а вот дружба, любовь и даже ненависть – это духовный продукт, который может быть недоступен многим людям. Некоторые спрашивают: «кто такой настоящий друг?» Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Можно лишь предположить какими качествами может обладать настоящий друг: ответственность, преданность, забота, доброта, уважение. Если наличие этих качеств удовлетворяет людей, они становятся друзьями.


Легко ли быть молодым?

Сегодня, когда столько возможностей для молодежи, им очень сложно определить именно тот, правильный путь, который может привести к жизненному успеху. Спросите любого молодого человека, и Вы услышите, что каждый без исключения­ мечтает стать успешным, уважаемым и благополучным, чтобы в итоге полученного образования у него была хорошая, высокооплачиваемая работа, которая бы приносила удовлетворение. Сегодня всего этого можно добиться каждому, главное поставить перед собой ясную и чёткую задачу. Конечно, не все сразу получится, потребуется определенное время, возможно, что и финансы, которые молодым можно при желании заработать на оплату за обучение, но важно одно - результат. С получением профессии появится не только работа, но и крепкая любящая семья, а значит, будет обеспечен тыл. С ним гораздо легче шагать по жизни. Каким образом определить эти самые цели и задачи, на достижение которых у некоторых могут уйти годы?

Вот поэтому-то вопрос: «Легко ли быть молодым?» так неоднозначен с быстрым и четким ответом. Самое главное, чтобы при достижении поставленной перед собой задачей всей жизни, остаться порядочным человеком. Уж поверьте, это очень нелегко, а очень сложно. Бывают в жизни моменты, когда­ возникает дилемма, где нужно идти на сделку с совестью, вот тогда молодым может все же стоит просить совета у старших, не обязательно родителей, пусть это будут просто люди, уже достигшие в своей жизни определенных высот и положительных результатов?­ Главное в жизни, пожалуй: никогда не пасовать, как бы трудно не приходилось, никогда не уступать перед возникшими­ трудностями­ и не отчаиваться, если вдруг настигнет неудача. Все можно преодолеть, главное -­ поверить в себя!­ Если у молодого человека с раннего возраста воспитана сила духа, то все­ трудности ему будут по плечу.

Сегодняшний, такой стремительный и яркий,­­ современный ритм жизни, огромные, просто­ колоссальные возможности дают право на выбор именно своего, пусть неизведанного никем еще пути, для любого молодого человека. Стоит лишь захотеть и стремиться к этой цели. Естественно, и так было во все времена, пока не наступишь на свои собственные грабли, ничему не научишься. Но, что свойственно молодым людям, им не страшны совершаемые ими ошибки и допущенные промахи. Ведь утверждение о том, что «на ошибках учатся» еще никто не отменял, поэтому, выбирая свою дорогу и неизведанный никем путь, можно наделать глупостей, но это будут только твои, пережитые и преодоленные лично рубежи. В этом возрасте никто не задумывается о последствиях, ведь все еще впереди, то есть времени на исправление вполне достаточно.

Легко ли быть молодым? Ответ на этот вопрос может быть разным. Одни утверждают, что молодым сейчас легко, для них открыты все дороги и все у них еще впереди. Такие люди утверждают, что молодежь вообще не планирует на долгое время, то есть не задумывается о своем будущем и даже не знает ничего о том, как сложится их «завтра». Можно, конечно же, и согласиться с этим, но в большинстве случаев, как показывает практика, молодежь бывает разная, и эти утверждения не всегда оправданы в реальной жизни.



Прекрасное вокруг нас.

Рядом с парком я вижу детский сад. Оттуда доносятся звонкие голоса и смех детей, весело играющих на площадке. Забавы этих малышей так милы и невинны. Они пробуждают в душе приятные воспоминания о моем недавнем дошкольном прошлом.

Навстречу мне идет женщина. Она несет на руках годовалого ребенка и ласково целует его. За ней следуют две подруги, которые едят мороженое и ведут увлеченный разговор. Как прекрасно, что в мире есть любовь и дружба! Я с нежностью думаю о своей маме и своих друзьях.

По дороге проносятся автомобили. Из открытых окон одного из них слышны звуки музыки. Эта знакомая веселая мелодия тут же поднимает мне настроение. Ее ритм теперь я слышу не только в своей голове, но и в звуке шагов, шорохе листьев на ветру и шуршании травы под ногами. Кажется, что вокруг меня играет какой-то невидимый оркестр, и все эти звуки так гармоничны и прекрасны.

Наша жизнь полна чудес, но порой мы просто не замечаем красоту вокруг нас. Мы все время куда-то спешим, устремив взгляд под ноги, стараемся успеть сделать важные дела. Так в суете и проходят наши дни. Но что если на миг остановиться и посмотреть по сторонам? Сколько прекрасного мы увидим тогда!

Вот я иду по роскошному зеленому парку, вдыхаю свежий аромат цветов и растений. Поднимая глаза к небу, я вижу пушистые медленно плывущие облака. Из-за них то и дело выглядывает солнце, лаская своими теплыми золотыми лучами мое лицо. Разве этот мир не прекрасен?!

Подходя к дому, я останавливаюсь возле большой клумбы, где растут разноцветные петуньи. Над одним из цветков кружится шмель. Приблизившись, я могу услышать жужжание насекомого и различить полоски на мохнатой спине шмеля.

Сколько всего удивительного может создать природа! Но и человек также является великолепным творцом. Окружающий мир наполнен результатами этого творчества, полон любви и добра. Я считаю, что всем нам обязательно стоит чаще останавливаться, оглядываться по сторонам и вспоминать об этом.



Работа

Раньше в нашей стране к людям, которые официально не работали, относились очень негативно. Их считали тунеядцами и даже порой на несколько лет выселяли в специальные места, где привлекали к общественно полезному труду.

Но эти времена давно прошли. Сегодня никто уже не может заставить человека работать против его воли. Но обычно люди сами стремятся к труду. Они ищут пути для самореализации, так как не хотят все время сидеть на диване перед телевизором.

Когда человек перестает ходить на работу и общаться с людьми, он деградирует. Его жизнь становится скучной и бесцветной, поскольку в ней не происходит ничего нового. Таким образом, работа не просто дает нам средства к существованию. Она позволяет найти себя в той или иной профессии, построить успешную карьеру, завести интересные знакомства и получить ценный жизненный опыт.

Поэтому в нашем обществе существует определенная система, которой следуют многие его члены. Сначала дети учатся в школе, затем юноши и девушки получают высшее или средне специальное образование, после чего они устраиваются на работу.

Какую именно профессию выберет человек, зависит от его склонностей и индивидуальных предпочтений. Сегодня перечень специальностей очень широк, да и рабочий график тоже разнообразен. При желании можно даже стать удаленным сотрудником и вести свою трудовую деятельность через интернет.

«Кто не работает, тот не ест» — так часто любят говорить взрослые, пытаясь привлечь другого человека к труду. И смысл этой пословицы известен каждому. Люди должны трудиться, чтобы заработать себе на хлеб, а те, кто этого не делают, не должны жить за их счет.














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.