12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черкашина Светлана Павловна39

Сухорукова Виолетта Сергеевна

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Suhorukova V.S.

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

E-mail: suhorukovaviol@yandex.ru


жаргон в РЕЧЕВОЙ среде современной молодёжи


Аннотация. Жаргонные слова всё активнее входят в речевой обиход современной молодёжи, создавая конкуренцию литературным словам и выражениям. Целью исследования стало выявление причин данного явления в речевой среде подрастающего поколения. В статье рассмотрено понятие жаргона как социолекта. Выявлены факторы, влияющие на лексический состав современных подростков. Высокий уровень внелитературной лексики в речи нынешней молодежи обуславливается этической безответственностью медийных людей, а именно ведущих блогов на YouTube и известных исполнителей. 

Ключевые слова: баттл, блогер, жаргон, лексика, речевая среда.


Актуальность выбранной темы определяется тем, что использование жаргона в речевой среде молодёжи стало явлением распространенным. Язык находится в постоянном движении, и каждое новое поколение вносит нечто новое в способы выражения речевого высказывания. К сожалению, речь современного молодого поколения изобилует внелитературной лексикой, в частности жаргонизмами, просторечиями, обсценными словами.

Цель данной научной статьи состоит в анализе причин употребления в речи современной молодежи жаргонной лексики.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

дать понятие жаргона как социолекта;

рассмотреть факторы, влияющие на лексику современной молодёжи.

Жаргоны это слова какой-либо социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных [1, с. 46].

Мы постарались выявить причины данного явления в среде современной молодёжи. Рассмотрим их.

Огромное влияние на речевое поведение современной молодежи, конечно же, оказывает язык современных блогеров. По результатам проведенного опроса, в котором приняли участие 25 человек, был составлен список наиболее популярных и просматриваемых на сегодняшний день блогеров. Ими являются Верона, Владос Мирос, Дмитрий Ларин, Ида Галич, Марьяна Ро, Настя Ивлеева, Николай Соболев, Эльдар Джарахов, Юрий Дудь.

После просмотра видео одного из указанных блогеров, а именно Насти Ивлеевой, у которой четыре миллиона подписчиков, мы пришли к выводу, что её речь полна жаргонизмами. Примерами могут служить лексемы «базарить», «угорать», «косарь», «кореш», «прикид», «ништяк», «родаки», «трепло», «хавать», «шухер». Отметим, что у блогеров, которые на сегодняшний день имеют более пяти миллионов подписчиков, а именно Николая Соболева и Юрия Дудя, мы наблюдали то же самое.

Сегодня видеоблогеры являются образцом для молодёжи, примером успешности, но служить примером подрастающему поколению для подражания в плане речевого поведения могут немногие. Речь ведущих каналов полна внелитературной лексикой. Прежде чем записывать видео, блогер должен продумать его концепцию, логику изложения информации, а во время записи следить за своей речью и, по возможности, избегать употребления внелитературных форм.

Второй причиной, обусловливающей «загрязнение» лексикона современной молодёжи, являются тексты музыкальных исполнителей. Кумирами молодёжи являются такие исполнители, как Face, Моргинштерн, Ганвест, Скриптонит, Эндшпиль и т.д. Зачастую, их тексты – это просто набор каких-либо рифмованных сочетаний слов, не несущих смысловой нагрузки. Слова песен навязчивы, но при этом очень просты: «Эй, как дела? Как дела? Это новый кадиллак, делай кэш вот так»; «Эй, цепь на мне, сыпь лавэ, сотка тыщ на bag L.V.»; «Мы ловим кайф и кайфуем, кайфы, кайфули, девчонки-красотули». Их основная аудитория, а это подрастающее поколение, произвольно или непроизвольно начинает цитировать, наполняя и свой лексикон подобными словами.

Сегодня среди молодёжи всё большую популярность набирают «рэп-баттлы». Это своеобразный «поединок» между рэп-исполнителями, суть которого заключается во взаимном оскорблении и унижении в стихотворной форме [2, с. 86]. Кто больше унизит другого с помощью жаргона и обсценной лексики, тот считается победителем. К сожалению, именно такие «победители» сегодня являются кумирами молодёжи. Популярными на сегодняшний день являются баттлы Гарри Топор – Obe 1 Kanobe, Гуф – Птаха, Джарахов – Ларин, Оксимирон – Слава КПСС и т.д. После просмотра баттлов известных рэп-исполнителей, молодые люди, желающие быть «в тренде», начинают в своих кругах устраивать подобные «поединки» и выкладывать их в социальные сети. Естественно, это далеко не литературные обороты речи, строки наполнены обсценной и жаргонной лексикой: «Шутка, а то напряглись твои кенты, кстати, их тут много и подсуетился, видно, ты»; «Тебя на районе разводили, как жижу, на деньги, на стафф»; «Ты им рассказывал, где я по жизни накосячил, они, такие, обмозговывали это, а потом выдавали тебе нереальные панчи» (электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=XTJ5QL-mi8E). Влияние текстов участников рэп-баттлов можно считать третьей причиной, которая обусловливает высокий уровень внелитературной лексики в речи современной молодежи.

Таким образом, поставленные нами цели в данной работе были решены следующим образом:

Мы дали понятие жаргона как социолекта.

Рассмотрели факторы, влияющие на лексику современной молодёжи. Главный из них – этическая безответственность медийных людей, а именно ведущих блогов на YouTube и известных исполнителей. Говоря об этической безответственности, мы имеем в виду явное нежелание осознавать степень своего влияния на других людей, а именно на молодежь.

Встает вопрос: как защитить подрастающее поколение от негативного влияния таких факторов? Жаргонные слова всё активнее входят в речевой обиход современной молодёжи. Вероятно, необходимо с самого раннего детства формировать у ребенка мировоззрение, благодаря которому он сам сможет выбирать и оценивать, что ему слушать, смотреть, а чего стоит избегать.

Список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Сов. Энциклопедия, 2010. – 466 c.

2. Шагалова Е.Н. Словарь новейших иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017. – 86 с.



Автор материала: В. Сухорукова (5 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.