12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ника196
Россия, Владимирская обл., Муром

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»








Тема

«Жить - значит помнить!

Памятники, посвященные жертвам Холокоста».

Автор: Изъюрова

Анастасия Александровна,

ученица 11 класса

МБОУ СОШ № 18

г. Муром

Руководитель: Лозяная

Людмила Владимировна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 18

г. Муром








Муром 2021 год

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. 3

Истрия Холокоста ……………………………………………………………. 5

Памятники в форме объектов живой природы ……………………………. 7

Памятники со скульптурным изображением людей ……………………… 8

Памятники в форме неодушевлённых предметов …………………………. 11

Заключение …………………………………………………………………… 14

Список использованных источников и литературы ………………………. 15























Введение

Все дальше уходят от нас страницы Второй мировой войны. Ужасы и страдания тех времен нам современным поколениям не понять, если не помнить о подвигах наших предков. Одной из самых ужасных страниц Второй мировой войны является Холокост. Что означает это слово? Холокост – в переводе с греческого «всесожжение», преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп. Откуда я узнала об этом понятии? На одном из уроков по Мировой Художественной культуре наша учительница рассказывала нам о памятниках и мемориалах, посвященных теме Холокоста. Меня эта тема потрясла и заинтересовала, я захотела узнать, где и почему были возведены эти скорбные памятники, о чем говорит их символика.

Сегодня эта тема продолжает быть актуальна. Ведь не смотря на деятельность Организации Объединенных Наций, главная цель которой – мирное сотрудничество стран и народов, на планете продолжает существовать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты, время от времени происходят всплески экстремизма и неофашизма.

Цель работы: через изучение памятников Холокоста, показать современному поколению, что трагедия еврейского народа стала общечеловеческой проблемой, что беда одного народа неизбежно становится всеобщей бедой;

Задачи работы:

Изучить территориальное расположение памятников, посвященных Холокосту;

Проследить историю создания памятников и мемориалов на местах трагедий;

Систематизировать памятники, посвященные Холокосту в России и мире, классифицируя их по символике: неодушевленные предметы, люди, объекты живой природы;

С помощью школьного кружка RIG-инфо разработать брошюру «Память, застывшая в камне».

Гипотеза исследования: я думаю, что если современное поколение будет изучать и помнить историю мира и своей страны не только с помощью учебников, но и памятников Холокоста, то эти ужасные события не произойдут, тем самым, память о Холокосте должна быть в каждой стране и у каждого народа.

Объект исследования: памятники Холокоста в России и мире.

В процессе работы были использованы методы исследовательской деятельности:

анализ справочной и специальной литературы, работа с прессой;

социологический опрос;

структурирование и классификация (составление таблиц).

Библиографический обзор: чтобы глубже узнать, об истории Холокоста и познакомиться с памятниками и мемориалами по этой теме, была использована следующая литература. Я прочитала статью И. Альтмана «Мемориализация Холокоста в России» (http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/alt28.html), в которой узнала, что на территории бывшего СССР памятники, связанные с Холокостом устанавливались редко, и с большим трудом. В большинстве случаев на памятниках высечены следующие слова «… мирным советским гражданам». Изучила материалы сайта «Центр и Фонд Холокоста: память и предупреждение» (http://www.holocf.ru/). С помощью свободной интернет энциклопедии «Википедия» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятники_жертвам_Холокоста) получила информацию о расположении памятников, посвященных Холокосту, и выяснила что в мире достаточно много композиций на данную тему. Однако в нашей стране таких мемориалов очень мало. На канале Youtube (https://www.youtube.com/) просмотрела различные ролики о памятниках посвященных Холокосту.



История Холокоста

Холокост в переводе с греческого «всесожжение». Ужасы холокоста воплотились в реальность в 30-е гг. XX столетия, когда к власти в Германии пришли нацисты. Они считали себя высшей расой, а остальных называли «недочеловеками». Особую ненависть нацисты питали к евреям, но если обратить свое внимание на план «Ост», то согласно ему уничтожению подлежали и другие народы: цыгане, поляки, славяне и др. кроме конкретных наций и народов преследованию подвергались представители политических взглядов, таких как коммунисты и социалисты. Для планомерного уничтожения были построены сотни концентрационных лагерей на территории Польши и Германии. Дахау, Освенцим, Бухенвальд, Хелмно, Треблинка, Майданек - эти названия вызывают дрожь по коже.

За весь период правления нацистов и в ходе Второй мировой войны по разным статистическим данным, проходившим через Нюрнбергский процесс, было уничтожено около 6 миллионов евреев и десятки тысяч представителей других наций и народностей.

На Нюрнбергском процессе в 1946 году были осуждены обвиняемые, которые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства, бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

В январе 2000 года 46 государств – участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписали Декларацию Стокгольмского международного форума по Холокосту, отметив, что «Холокост» основательно подорвал устои цивилизации. Ужасные страдания многих миллионов других жертв нацизма оставили неизгладимый след по всей Европе. Представители государств взяли на себе обязательство чтить память жертв Холокоста и почитать тех, кто боролся против Холокоста, обещая развивать разные формы увековечения памяти его жертв, включая ежегодный День памяти жертв Холокоста в странах мира. По всему миру ежегодно открываются мемориалы, памятники и скульптурные композиции, посвященные жертвам Холокоста.

Чтобы лучше осмыслить символику памятников жертвам холокоста я провела их классификацию. У меня получилось следующее.

Форма памятников и мемориалов

Название памятника или мемориала

Место расположения

Памятники в форме объектов живой природы:

Сад мира и дружбы в Лидице;

Лес мучеников;

Чехия

Израиль

Памятники со скульптурным изображением людей:

Памятник детям в Лидице;

Бабий Яр;

Змиёвская балка;

Детский транспорт;

За колючей проволокой;

Мемориал Рампа.

Яма

Чехия

Украина

Россия

Англия

США

Германия

Белоруссия

Памятники в форме неодушевлённых предметов


Туфли на набережной Дуная

Саласпилс

Памятник жертвам Львовского гетто

Бикерниекский мемориал

Плиты

Стул за 1000 евреев

Стеклянные столбы с дымом

Разрушенный очаг

Безымянная библиотека

Венгрия

Латвия


Украина

Латвия

Германия

Польша

США

Белоруссия

Австрия







Памятники в форме объектов живой природы

Таких памятников совсем немного, мне удалось найти всего два. Это «Сад мира и дружбы в Лидице» и «Лес Мучеников».

Оба памятника совершенно не похожи друг на друга. Сад мира и дружбы благоухает от разнообразия розовых кустов, а лес мучеников напоминает об ужасах Второй мировой войны, с помощью символично высаженных деревьев и памятника в форме Свитка из Пятикнижия.

«Сад мира и дружбы» разбит в 1955 году на месте уничтоженной фашистами деревни Лидице в Чехии. В саду растут тысячи розовых кустов самых разнообразных сортов, привезенных в чешский мемориал со всех концов света. «Это действительно уникальный сад, здесь растет около 24 тысяч розовых кустов, более чем 200 различных сортов»1. В первую очередь это место мемориальное. Мемориальное значение сада деревни Лидице подчеркнуто узорами, созданными из высаженных цветов. Одни посвящены убитым мужчинам, вторые многострадальным женщинам, а третьи погибшим и осиротевшим в Лидице, детям.

«Лес Мучеников»  находится на западном краю леса Эштаоль возле мошавов2 Бейт-Меир и Кисалон в Иудейских горах примерно в 20 км от Израиля. Для создания мемориала было высажено 6 миллионов дубов и эвкалиптов, равных числу погибших во второй мировой войне евреев.

Мемориал создавался почти четверть века с 1947 года по 1971 год. В 1994 году в Лесу было высажено 1000 деревьев в память о польских офицерах еврейского происхождения, расстрелянных в Катыни, Медном, Харькове в 1940 году. Эту часть леса так и назвали - Катынский лесок.

В 1971 года на центральной поляне «Леса» скульптор Натан Рапопорт создал скульптурную композицию «Огненный свиток». Мемориал частично отлит из бронзы, частично выполнен из неотесанного камня. На двух свитках разворачиваются истории, включающие в себя Изгнание, Катастрофу и Независимость еврейского народа.

«Если стоять лицом к памятнику - сюжет начинает разворачиваться с правого свитка. В нижней его части - люди, идущие в концентрационный лагерь и дома гетто. Среди них фигура учителя Януша Корчака, идущего вместе со своими учениками в лагерь смерти. Над ними изображены мятежники гетто, воюющие против нацистов. Немецких солдат не видно, они возникают мимолётными символами, потому как нет нациста в человеческом облике. На втором свитке изображен Израиль и его создание, начиная с войны за Независимость и заканчивая освобождением Иеруалима в ходе Шестидневной войны»3.

Памятники со скульптурным изображением людей

Памятники и скульптуры данной группы существуют в разных странах мира. Наиболее трогательными являются:

«Детский транспорт» в Лондоне на Ливерпульском вокзале;

Памятник детям в Чехии, в поселке Лидице;

Мемориальный комплекс «Бабий яр» на Украине, в Киеве;

Скульптурная композиция «Рампа» в Германии;

Скульптура «За колючей проволокой» в США;

«Яма» в Минске, Белоруссия; и др.

При проведении социологического опроса среди учащихся 6-7 классов, респондентам был задан вопрос, какой из представленных памятников вызвал наиболее сильные эмоции? Большинство ребят ответили, что это «Памятник детям в Лидице», на втором месте оказались скульптурные композиции «Рампа» и «За колючей проволокой». О них я и расскажу подробнее.

«Памятник детям в Лидице», расположен в шахтёрском посёлке Лидице, недалеко от Праги. В 1942 году все мужчины старше 15 лет были расстреляны на окраине посёлка, за то, что укрывали чешских патриотов, а женщин и детей отправили в концентрационные лагеря Равенсбрюк и Хелмно. Из 105 детей выжили только 17, 40 мальчиков и 42 девочки погибли в газовой камере концлагеря Хелмно. Преступление, содеянное против детей Лидице, глубоко потрясло скульптора Марию Ухитилову. В 1969 году она решила создать памятник 82 детям – жертвам войны в виде бронзовых скульптур в натуральную величину. В течение 20 лет Мария создавала детские фигуры, но закончить работу не успела, так как неожиданно умерла в 1989 году. Памятник завершили её муж, дочь и различные организации в Праге, созданные с этой целью. В 1995 года в Лидице залили бетонный постамент, облицованный гранитными плитами, начали устанавливать скульптуры детей. В 2000 году были открыты последние 7 скульптур. Сегодня в долину смотрят 42 девочки и 40 мальчиков, убитых в 1942 году. Образ каждого ребенка индивидуален. Здесь можно увидеть детей всех возрастов от малышей до подростков. Судьба каждого из них была жестоко сломана немецкими оккупантами. Мария Ухитилова говорила: «Я возвращаю от имени мира 82 ребенка нации на их родную землю как поучительный символ миллионов убитых детей в бессмысленных войнах человечества. Кроме статуй отправляю сообщение нациям: над братской могилой детей примиряется с домом дом...»4

Скульптурная композиция «Рампа» находится в немецком городке Кассель. Автор скульптуры Ева Рене Неве Боде создала этот памятник не случайно. Скульптор родилась в 1932 году, ее детство тесно связано с городом Кассель. В то время там располагался машиностроительный завод Хеншель-Верке. Туда для принудительных работ привозили евреев и других военнопленных. Многие рабочие погибали от непосильного труда.

Памятник Холокосту относится к людям и времени. «Этот памятник очень важен для меня, говорит Ева в одном из интервью. Из окон дома моих дедушки и бабушки, который находился за заводом Хеншеля, я видела трагические, сломленные, испуганные фигуры, изможденные до смерти работой, по пути в лагерь. Моя мать, несмотря на опасность, давала им обувь, хлеб, то, что можно было спрятать. При этом она просила нас, детей, играть, чтобы отвлечь охрану»5.

Памятный мемориал представляет собой красный деревянный вагон без окон, перед раздвижными дверями находится пандус, по которому спускаются три бестелесные фигуры, выполненные из бронзы. На заднем плане - фигура человека в развевающемся на ветру пальто, который поднимает вверх перед несуществующим лицом руки. Впереди - идущая пара мужчины и женщины. На земле перед рампой - плащи. Все иллюстрирует обреченность, безысходность, трагизм ситуации. Это мемориал - протест против депортации и уничтожения.

Мемориал «Яма» в Минске, связан с трагедией 1942 года. Еще в 1941 году на территории Минска было создано гетто, куда перевезли около 100 тысяч евреев. 2 марта 1942 года на территории еврейского гетто было расстреляно не менее 5 тысяч узников. Тела многих жертв сбросили в глубокий овраг. Именно на его месте впоследствии был создан минский мемориал «Яма». Жестокость оккупантов не была забыта после освобождения города. В 1947 году на месте погребения расстрелянных узников был воздвигнут обелиск. Надпись на нем гласит: «Светлая память на вечные времена пяти тысячам евреев, погибшим от рук лютых врагов человечества — фашистско-немецких злодеев 2 марта 1942 года»6. Памятный обелиск является одним из важнейших элементов скульптурной композиции. В 2000 году мемориал, посвященный жертвам Холокоста в Минске, был реконструирован. Его композицию дополнила скульптура «Последний путь». Вдоль лестницы, ведущей к вымощенному центру оврага, тянется вереница из узников, спускающихся на верную смерть. Фигуры выглядят изможденными и обезличенными, они больше похожи на скорбных духов, а не на людей. Многие люди, посетившие мемориал, посвященный памяти жертв Холокоста в Минске, отмечают, что это место отличается особой энергетикой. Очень сложно находится в этом месте, особенно людям с повышенной эмоциональностью. И все же, несмотря на свою скорбную историю, это место является культовым для многих жителей Беларуси. Сюда регулярно приходят евреи и представители иных национальностей для того, чтобы почтить память безжалостно уничтоженных узников минского гетто. В дни памяти здесь проводятся митинги и иные общественные мероприятия.

Описанные скульптурные композиции разительно отличаются друг от друга, но все они выступают против расовой и национальной дискриминации, призывают к воспитанию и поддержанию толерантности во всем мире.

Памятники в форме неодушевлённых предметов

Наиболее эмоционально выглядят памятники и скульптурные композиции именно в форме неодушевленных объектов. Наверное, потому что они позволяют максимально широко раскрыть рамки человеческого воображения. При проведении социологического опроса более всего учащихся заинтересовала история создания памятников:

Туфли на набережной Дуная - Будапешт;

Стул за 1000 евреев - Краков;

Разбитый очаг - Минск;

Безымянная библиотека;

Плиты - Берлин.

В конце Второй мировой войны нацисты, члены нацистской партии «Скрещённые стрелы» решили избавить Будапешт от евреев. Как это происходило? Мужчин, женщин и даже детей еврейского происхождения привозили к набережной Дуная. Их заставляли снимать с себя обувь и сдавать личные вещи, а затем расстреливали. Обувь и вещи погибших людей продавалась или использовалась нацистами для собственных нужд. Количество расстрелянных не известно, так тела убитых унесла вода.

Чтобы венгерский народ и весь мир не забывал этих страшных событий, режиссёр Кен Тогай решил создать неординарный мемориал на дунайской набережной. Его идею воплотил в жизнь венгерский скульптор Дьюла Пауэр. Он решил «украсить» набережную 60 парами различной чугунной обуви: детской, женской, мужской, стоптанными ботинками, туфлями и так далее – все они стоят вдоль набережной у края воды. Все пары обуви настоящие копии моделей 40-х годов 20 века. Скульптор решил установить за этими башмачками каменную скамью, которая равна протяжённости ряда обуви — 40 метров. На скамье закреплены железные  памятные таблички, на которых сделаны надписи на трёх языках — венгерском, английском и иврите: «В память о жертвах, расстрелянных на Дунае ополченцами Скрещённых стрел в 1944—45». Мемориал открыт 16 апреля 2005 года и приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста. Люди приносят к памятнику цветы, а на набережной оставляют зажжённые лампадки. «Это один из самых сильных и пронзительных памятников мира, который подтверждает, что не менее эмоциональным, чем живопись, может быть и монументальное искусство»7.

Не менее пронзительным воспринимается памятник в Краковском гетто, на территории Польши, который имеет необычное название «Стул за 1000 евреев», открыт 8 декабря 2005 года.

По периметру площади и на трамвайных остановках установили 33 железных стула высотой 1,4 метра и еще 37 стульев поменьше. Каждый стул символизирует тысячу евреев, живших в Кракове до войны. Стулья были выбраны потому, что перед выселением из домов немцы выбрасывали на улицу всю мебель - чтобы никто не смог спрятаться. Число стульев равно еврейскому населению, жившему в Кракове до Второй мировой войны. В городе проживало около 70 тысяч евреев, четверть всего населения города. С началом войны целые семьи старались покинуть город, и уехать в безопасное место, но спаслись далеко не все. Оставшиеся 15 тысяч были переселены в Краковское гетто, которое было ликвидировано в марте 1943 года. Жители гетто распределены в два лагеря: Плашов или Освенцим, многие из них там и погибли. Любой человек, ожидающий автобус может сесть на эти стулья — точно так же, как любой в то жуткое время мог стать жертвой нацистов8.

22 октября 2008 года в Минске был открыт памятник объединяющий тему мебели и жертв Холокоста. Это композиция названа «Разбитый очаг». Его создавали скульптор Максим Петруль и архитектор Леонид Левин, бывший в детстве узником Минского гетто. Разбитый очаг – это элемент разрушенного фашистами дома, на фундаменте, пьедестале из алого гранитного камня, которого стоит круглый стол с подломившимися ножками и венский стул, как будто застрявший спинкой в треснутой столешнице. Памятник олицетворяет разрушенный и опустевший домашний очаг - остался только фундамент да сломанная мебель. Леонид Левин говорил: «После нацистского погрома дома нет, убита семья»9.

Около "Разрушенного очага" растет старое дерево, когда-то бывшее свидетелем тех страшных событий. Часть старинного дерева, обращенная к памятнику, высохла. Другая сторона продолжает жить, как бы даря надежду на будущее. «Символичным является и место установки памятника — старое еврейское кладбище и старое дерево, которое было свидетелем страшных событий, происходивших здесь в годы оккупации города фашистами»10.

Мемориал «Плиты» расположен в Берлине. Еще в 1988 году берлинская журналистка Лея Рошель предложила возвести мемориальный комплекс, посвященный памяти жертв Холокоста. Для его создания был открыт фонд «Памятник убитым евреям Европы». Проект памятника был подготовлен скульптором Питером Айзенманом. Мемориал был открыт в 2005 году.

Все плиты сделаны из прочного бетона с добавкой особого состава. Им не страшна вода и краска. Это огромное поле-кладбище расположено в самом центре Берлина. Замысел автора — дать каждому почувствовать ощущения человека, попавшего в ситуацию, когда бежать некуда, искать надежды негде, и никто тебе не поможет. Ты в лабиринте. За каждым поворотом, которого может ждать смерть. Мемориал расположен между элементами бункера бывшего руководства нацистской Германии и Бранденбургскими воротами, он насчитывает почти 2300 серых плит.11 Под самим мемориалом находится информационный центр и 6 залов музея Холокоста. Здесь родственники погибших могут запросить доступную информацию. Многим удалось найти хоть крупицы сведений о своих родных, месте их смерти. В залах музея подлинные экспонаты: записки, дневники, фотографии жертв. Тут же находятся некоторые личные вещи, которые удалось найти и сохранить. Самый страшный здесь, наверное, «зал семей». Это подлинные истории 15 еврейских семей во время Второй Мировой: их гонения и утраты12. Мемориал вызывает разные чувства у всех, кто его видел. Но одно общее — памятник жертвам холокоста производит мощное впечатление.


Заключение

Жить – значит помнить, в этих словах заложен глубокий смысл. Только человеческая память способна предотвратить ужасы, которые творили фашисты на оккупированных территориях. Рассказывая учащимся свой школы о памятниках Холокоста, я видела не только неподдельный интерес в их глазах, но и скорбь, ужас от услышанных фактов и цифр. Ребята задавали множество вопросов о тех событиях, выражали желание, подробнее познакомится с памятниками, которые увековечили те события. Социологический опрос, проведённый после презентации, показал, насколько ученики были неравнодушны к данной теме. Я сделала вывод что гипотеза, поставленная в начале моей работы, доказана и задачи выполнены. В таблице которая представлена в приложении, указаны места расположения памятников, все мемориалы систематизированы и разбиты на группы: неодушевленные предметы, люди, объекты живой природы. С помощью школьного кружка юных журналистов RIG-инфо создана брошюра «Память, застывшая в камне», в которой описаны истории создания памятников посвященных Холокосту. Изучая материалы по этой теме, я также выяснила, что памятники посвященные Холокосту есть во всем мире, даже на территории Германии, но почему то в нашей стране их не много. Поэтому, думаю, мою работу можно продолжить и узнать где расположены данные памятники на территории России и будут ли они открываться в дальнейшем.

Информацию, полученную мною в ходе исследования, можно использовать на классных часах, посвященных толерантности или в рамках мероприятий посвященных дням памяти Холокоста 9 ноября, 27 января и другие дни.

Список использованных источников и литературы

Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР. М.: Фонд «Холокост», 2001г.

Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945 гг. М.: Фонд "Ковчег". – 2002г.

Антон Каймаков. Сад мира и дружбы в мемориале Лидице https://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/sad-mira-i-druzhby-v-memoriale-lidice

Михаил Качан. Мемориал Огненный свиток. https://mikat75.livejournal.com/597989.html

Ужасы Второй Мировой: Трагедия Лидице. http://oursociety.ru/publ/novaja_i_novejshaja_istorija/uzhasy_vtoroj_mirovoj_tragedija_lidice/9-1-0-180

E. R. Nele к Памятник жертвам Холокоста https://natali-ya.livejournal.com/3065813.html

Мемориал "Яма" в Минске. http://fb.ru/article/313209/memorial-yama-v-minske-istoriya-opisanie-foto http://fb.ru/article/313209/memorial-yama-v-minske-istoriya-opisanie-foto

Статья из Википедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Туфли_на_набережной_Дуная

Мемориал "Стулья" в Кракове. http://unplaces.ru/Monument.php?id=544

Мемориал "Разбитый очаг" в Минске. http://unplaces.ru/Monument.php?id=547

Мемориал Плиты. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мемориал_жертвам_Холокоста

Мемориал Плиты. http://traveltu.ru/germany/berlin/memorial-zhertvam-holokosta-v-berline.html

Приложение 1

Социологический вопрос:

Что такое Холокост?

Нападение фашистов на территории разных стран, с целью уничтожения евреев.

Нашествие фашистов, с целью завоевания территорий.

Нашествие евреев на Германию.

Какие памятники Холокосту вы знаете?

Как вы считаете, нужны ли сейчас памятники?

Да.

Нет.

Какой (-ие) из памятников, посвящённые холокосту, произвели наиболее сильное впечатление на вас?

Яма;

Памятник в Лидице;

Лес мучеников;

Рампа;

Туфли на набережной Дуная;

Саласпилс;

Бикерниекский мемориал;

Плиты;

Разрушенный очаг;

Стул за 1000 евреев.

Что, по вашему мнению, можно или даже нужно сделать, чтобы никогда больше не повторились те ужасные времена?

Поставить как можно больше памятников культуры, посвящённые Холокосту.

Создавать произведения художественного искусства, литературы, кинематографии.

Свой ответ, свое предложение.











Результаты социологического опроса:

t1642786299aa.gif

На вопрос: «Что такое Холокост?» 14 респондентов дали правильный ответ, что это - нападение фашистов на территории разных стран, с целью уничтожения евреев. 5 опрошенных решили, что Холокост – это нашествие фашистов, с целью завоевания территорий. И только 1 отвечающий сказал, что это нашествие евреев на Германию.



t1642786299ab.gif

Среди самых популярных памятников Холокосту, по мнению респондентов, оказались «Плиты», на 2 месте – «Бабий яр», на 3 – «Лес мучеников». Невостребованным оказался памятник «Зимиевская балка».

t1642786299ac.gif

Почти все респонденты высказали одобрение в пользу памятников.

t1642786299ad.gif

«Туфли на набережной Дуная» произвели наиболее сильное впечатление на опрашиваемых. На втором месте оказался Лес мучеников, на третьем – «Плиты». А вот Зимиевская балка и Бикерниекский мемориал не оказали никакого эмоционального воздействия на зрителей.



t1642786299ae.gif

Большинство учащихся решили, что чтобы не забывать о случившемся, стоит построить памятники культуры, а так же написать произведения искусства, чтобы никогда не забывать о том, что было во времена Холокоста.







Приложение 2

Таблица: «Памятники Холокоста»

Форма памятников и мемориалов

Название памятника или мемориала

Место расположения

Страна расположения

Памятники в форме объектов живой природы:

Сад мира и дружбы в Лидице

Лес мучеников

Деревня Лидице


Иерусалим

Чехия


Израиль

Памятники со скульптурным изображением людей:

Памятник детям в Лидице

Бабий Яр

Змиёвская балка


Детский транспорт

За колючей проволокой

Мемориал Рампа.

Яма

Деревня Лидице

Киев

Ростов-на-Дону


Лондон

Сан-Франциско

Кассель

Минск

Чехия

Украина

Россия


Англия

США

Германия

Белоруссия

Памятники в форме неодушевлённых предметов


Туфли на набережной Дуная

Саласпилс

Памятник жертвам Львовского гетто

Бикерниекский мемориал

Плиты

Стул за 1000 евреев

Стеклянные столбы с дымом

Разрушенный очаг

Безымянная библиотека


Будапешт

Рига


Львов

Рига

Берлин

Краков


Сан-Франциско

Минск

Вена

Венгрия


Латвия


Украина

Латвия


Германия

Польша

США

Белоруссия

Австрия


1 Антон Каймаков. Сад мира и дружбы в мемориале Лидице https://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/sad-mira-i-druzhby-v-memoriale-lidice

2 Мошав — вид сельских населённых пунктов в Израиле. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мошав

3 Михаил Качан. Мемориал Огненный свиток. https://mikat75.livejournal.com/597989.html

4 Ужасы Второй Мировой: Трагедия Лидице.

http://oursociety.ru/publ/novaja_i_novejshaja_istorija/uzhasy_vtoroj_mirovoj_tragedija_lidice/9-1-0-180

5 E. R. Nele к Памятник жертвам Холокоста https://natali-ya.livejournal.com/3065813.html

8 Мемориал "Стулья" в Кракове. http://unplaces.ru/Monument.php?id=544

9 Мемориал "Разбитый очаг" в Минске. http://unplaces.ru/Monument.php?id=547

10 Там же

Автор материала: А. Изъюрова (3 курс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.