Жизнь и творчество русских писателей и поэтов
Автор публикации: А. Ж..., ученица 9А класса
Паспорт проектной работы
Вид ресурса | Информационный проект |
Тема ресурса | Жизнь и творчество русских писателей и поэтов |
Название | «Владимир Коянто- человек страны Корякии». |
Автор | Ученица 9 А класса Алина Ж… |
Практическая значимость | Материал проектной работы можно использовать при проведении внеклассных мероприятий с региональным компонентом. |
Методы исследования |
|
Объект исследования | Писатели и поэты Камчатского края. |
Предмет исследования | Творчество В.В. Косыгина (Коянто)и его влияние на развитие духовных ценностей |
Презентация к проектной работеPPTX / 1.2 Мб
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5 п.Ключи-1
Информационный проект на тему:
«Жизнь и творчество русских писателей и поэтов ».
Творческая тема: «Владимир Коянто- человек страны Корякии».
Выполнила: ученица 9 «А» класса
Ж…Алина
Руководитель: Фролова Е.Н.
п.Ключи-1
2023 г.
Содержание:
Паспорт проекта …………………………………………………....…………3
Основная часть …………………………………………………………...…. 4
Теоретическое обоснование:
1. Анкетный опрос……………………………………………………......…4
2. Биография…………………………………………………………….........5
3. Творчество……..…………………………………………………….........6
3. Общественная деятельность…………………..……………….……7
Заключение………………………………………………………………..…..7
Приложения…………………………………………………………………….8
Список используемой литературы…………………………………....12
Паспорт проекта
Цель: Познакомить одноклассников с творчеством писателей и поэтов родного Камчатского края.
Задачи:
1. Изучить жизнь и творчество писателей и поэтов Камчатского края;
2. Провести опрос среди старшеклассников своей школы, изучить осведомлённость о писателях и поэтах родного края;
3. Вызвать интерес к творчеству писателей и поэтов родного края;
4.Представить свой проект на школьной конференции «От идеи к проекту».
Гипотеза: я считаю, что современное поколение, живущее на Камчатке, из года в год утрачивает знания, а вместе с тем и связь с историей этого уникального края.
Актуальность: Познание истории родного края, района, посёлка даёт возможность понять, кто мы есть, кем были наши предки, что они нам завещали. Оценить и понять настоящее человеку помогает взгляд в прошлое, а также развитию духовности и нравственности.
Камчатка – один из удивительных регионов России, который привлекает многих не только знаменитыми природными локациями, но и загадочной культурой. Разнообразные мероприятия о Камчатском крае, регулярно проходят в разных регионах нашей необъятной страны.
Хочется отметить, что 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Благодаря вниманию к развитию этого культурного направления на уровне государства многие проекты о народах, проживающих в России, получили финансовую и методическую поддержку, в том числе в виде грантов от Фонда культурных инициатив.
Стремление к творчеству свойственно человеку с древности, пример тому наскальная живопись. Искусство служило развитию человечества и вместе с ним развивалось. Поэзия и проза – не просто часть искусства, которая выражает эмоции через рифмованные строки и глубокие мысли. Она необходима для получения полного понимания мира и имеет много преимуществ: расширяет словарный запас, улучшает вербальные навыки, тренирует критическое мышление, служит лекарством для души, влияет на культуру человека и народа. Давайте же окунемся в творчество писателей и поэтов нашего края.
Методы исследования:
изучение публицистической и художественной литературы;
сбор информации в библиотеке поселка и сети Интернет;
анкетирование;
обработка и анализ информации.
Объект исследования – писатели и поэты Камчатского края.
Предмет исследования – творчество В.В. Косыгина (Коянто)и его влияние на развитие духовных ценностей.
Основная часть
Теоретическое обоснование
Прежде чем приступить к работе, мной был составлен и проведен опрос среди учащихся 9-11 классов моей школы на тему «Знаменитые писатели и поэты Камчатки». В опрос приняли участие 45 человек, анкетирование было анонимным.
Вопросы анкеты и результаты.
Назовите имена 1-3 Камчатских писателей или поэтов.
Вывод: Больше половины опрошенных, 56% не смогли ответить на вопрос, что говорит о низкой осведомленности учащихся.44% опрошенных смогли назвать 1-2 фамилии.
Перечислите коренные народы Камчатки
Вывод: самым популярным ответом среди опрошенных были ответы: Коряки и Алеуты. Все учащиеся смогли назвать по нескольку названий, что говорит о том, что знают исторические коренные национальности.
Как давно вы(ваша семья) проживает на Камчатке?
Вывод: Исходя из опроса, мы видим, что 75% опрошенных, сравнительно недавно проживают на полуострове, в связи с чем становится ясно, почему у учащихся низкий уровень осведомленности.
Вывод: Освоение Камчатки прошло длительный путь, первые сведения о полуострове относятся к середине 15 века. Колониальная русская политика сыграла не последнюю роль в жизни местных жителей, за более чем 200-летнюю историю в составе Российской империи численность коренного населения действительно уменьшилась в разы, коренным жителям пришлась по вкусу русская национальная одежда, они охотно учили русский язык и отдавали детей в миссионерские школы.
Этнографы утверждают, что на всем северо-востоке Азии не было другого такого народа, который бы настолько глубоко проникся традициями русской культуры. Русские, в свою очередь, перенимали некоторые черты самобытной культуры камчатских аборигенов.
Помнить и знать культуру коренного население необходимо, дабы не утратить связь времен и поколений. Исходя из проведенного мной опроса, видно, что большая часть опрошенных подростков, не являются коренными жителями, поэтому плохо осведомлены о культуре местных жителей. В связи с чем считаю мой проект актуальным.
Биография.
Среди выдающихся личностей России встречаются известные государственные и политические деятели, художники, композиторы, поэты и великие умы. Сегодня, я хочу рассказать об одном известном поэте 20 века, к тому же нашего земляка, камчадала Владимира Владимировича Косыгина. 21января исполнилось бы 90 лет со дня рождения Косыгина Владимира Владимировича — единственного в России профессионального корякского писателя, поэта, публициста и общественного деятеля.
Косыгин Владимир Владимирович родился 21 января 1933 года в селе Ивашка Карагинского района в семье охотника-рыбака. Поэт и прозаик, в литературном мире более известный под псевдонимом «Коянто», означающим «Олений человек».
Как говорилось выше, Владимир Владимирович родился и вырос на Камчатке, был коренном коряком и очень любил свой народ и край.(Приложение 1).
Окончив школу, в 1950 году уехал в Ленинград и поступил на северный факультет пединститута имени Герцена. В институте Владимир Коянто был активным членом литературного кружка. Его стихи, басни, очерки часто печатались на страницах институтских газет и журналов.
После окончании института, Владимир Владимирович вернулся на Камчатку где стал работать директором окружного Дома народного творчества в Палане. Однако не оставлял литературного творчества, писал стихи и очерки о жизни родного края.
В 1960 году, на окружном смотре художественной самодеятельности Владимир встретил будущую жену Фаину, спокойную владимирскую красавицу-библиотекаря.
«Наша жизнь совсем не была похожа на классическую картину писательского труда, когда творец целыми днями прилежно корпит над страницами своих произведений, а верная жена на цыпочках приносит ему горячий чай»- писал в воспоминаниях Владимир Владимирович. Отнюдь. Семья Косыгиных была обычной советской семьёй, со всеми бытовыми неурядицами и хлопотами: они воспитывали двух детей, ходили на работу. А писательство было любимым делом, делом для души, которое, к сожалению, не могло служить источником дохода. Поэтому и работал Владимир Владимирович то журналистом, разъезжая по оленеводческим табунам и рыболовецким станам, то директором Дома культуры, отвечая за подготовку и проведение всевозможных мероприятий и праздников.
Фаина Николаевна всегда разделяла интересы супруга, была первым и самым строгим критиком всех сочинений Владимира Владимировича. Ни газетные статьи, ни выступления на радио, ни рассказы и стихи, никогда не проходили мимо нее. Все написанное Владимиром Коянто подвергались «цензуре», которая могла что-то подсказать, одобрить или попросить смягчить какие-то моменты.
В 1977 году, окончив курсы при Литературном институте имени Горького, Владимир стал членом Союза журналистов СССР и членом Союза писателей СССР .
Писательская деятельность никогда не была единственным занятием Владимира Косыгина. Коряк по национальности, он всегда интересовался проблемами всех коренных народов Камчатского края — коряков, ительменов, эвенов, алеутов, чукчей. Никогда не ограничивался в своей деятельности только писательским трудом. Хореограф, историк, этнограф и устроитель многочисленных научных конференций по проблемам народов Севера.
В 1990–1991 годах Владимир Коянто был народным депутатом СССР по Корякскому национально-территориальному округу №743. Позже работал собственным корреспондентом Камчатского областного комитета по телевидению и радиовещанию по Корякскому автономному округу. 1 февраля 1993 года Владимир Косыгин получил звание «Почетный житель посёлка Палана».
Человек страны Корякии – Владимир Владимирович Коянто, ушел из жизни в январе 2012 года, на 78-м году жизни после продолжительной болезни.
Творчество.
Владимир чувствовал глубокую и сильную связь с родной землей, он знал традиции и фольклор коренных народов Севера (Приложение 2). Гражданская позиция Владимира Косыгина, не подвластная веяниям времени, вот уже много лет влияют на сохранение в культуре северян нравственных ориентиров и формирование национального самосознания.
Владимир Коянто — первый и единственный в России профессиональный корякский писатель, один из основателей Камчатской писательской организации (1974).
поэтические сборники "В стране Кутхи" (1969), "Дарю тебе песню" (1970),представляют настоящую этнографическую ценность, так как основаны на подлинных материалах национального фольклора.
Владимир часто был в разъездах, командировках по родному краю, видел и знал, как тяжело живется землякам. Бывая у них в стойбищах, в рыболовецких бригадах жадно впитывал полученную информацию. Эти поездки вылились в издание в 1969 году поэтического сборника "Песни Алнея".
Все его поэтические издания- это тонкий взгляд человека, который пламенно любит родные северные просторы, досконально знающего народный быт, особенности национального характера и страстно желающего приобщить людей к активной духовной жизни в постоянно меняющихся исторических условиях. Не случайно стихи и поэмы Владимира Коянто переведены на многие языки мира (белорусский, якутский, английский, французский, польский, чешский, японский). Поэзия корякского писателя вошла в 200-томную "Библиотеку всемирной литературы".
Владимир Владимирович о своем творчестве говорил: "Каждая моя книга для меня — это Исповедь". Во всех написанных им рассказах, повестях, романах он исповедуется в том, что его лично волновало, как человека, как истинно любящего родную землю.
Общественная деятельность
Владимир Владимирович Коянто — настоящй защитник и хранитель духовного наследия северян. С искренней болью относился ко всем проявлениям утраты родовых корней, потере либо искажению уникальных особенностей этнической культуры коренных народов. Являясь соавтором либретто первого корякского балета "Мэнго", поставленного Александром Гилем в 1967 году, Владимир Коянто на протяжении многих лет, критикой, отзывами и статьями влиял на путь творческого развития ансамбля "Мэнго". (Приложение 3).
Чуть позже, в 1987 году, корякский писатель способствовал возрождению древнего ительменского празднества "Алхалалалай", став одним из организаторов "круглого стола" и научно-практической конференции по проблемам сохранения и развития ительменской культуры. (Приложение 4).
Подобных примеров личного участия Владимира Владимировича Коянто на решение социальных и культурных проблем жителей Корякского округа очень много.
Заключение.
Высокий общественный авторитет классика корякской литературы Владимира Владимировича Косыгина (Коянто) и его роль в развитии многонациональной культуры России отмечены многими наградами. Ему вручены юбилейная медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" (1970), орден "Знак Почета" (1971). Владимиру Коянто присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РСФСР" (1988). Писатель — Почетный житель поселка Палана Корякского округа (1993), лауреат литературной премии имени Г. Поротова (1991), лауреат премии имени С. Стебницкого (1998). Имя В. Коянто включено в энциклопедию "Лучшие люди России" (2005), а также в портретную галерею выдающихся личностей полуострова "Скрижали Камчатки" (1993). За книгу прозы "Тумми" Владимиру Коянто присуждена премия в области литературы за 2007 год, учрежденная холдинговой компанией "Новая книга" и Камчатским отделением Союза писателей России.
Его любит и им гордится вся Камчатка. Читая поэтические произведения Владимира Владимировича, человек обращается к забытым корням, расширяет свой кругозор, миропонимание.
Я горжусь своим великим земляком!
Приложение 1.
| Коряки — коренное население Камчатки Место проживания — Корякский автономный округ, Камчатская область. Язык — чукотско-камчатская семья языков. Письменность существует с 1931 года на латинской, а с 1936 года — на русской графической основе. Промыслы. Для кочевых коряков характерно крупнотабунное оленеводство. В течение года они совершали четыре основные перекочевки: весной — на ягельные пастбища, летом — в места, где меньше гнуса, осенью — ближе к стойбищам, где происходил забой оленей, и зимой — короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями пастухов служили посох, аркан (чав’ат) — длинная веревка с петлей для ловли оленей, а также палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и после броска возвращающаяся к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой коряки охотились на пушных зверей. С весны до осени с моря в реки восточного побережья Камчатки шли огромные косяки лососевых рыб: гольца, нерки, чавычи, кеты, горбуши, кижуча, кунжи; в феврале — марте в заливы заходили корюшка, навага, в апреле — мае воды у берегов "кипели" от сельди, пришедшей для икрометания. Для ловли рыбы использовали запоры, сети ставного и сачкового типа, удочки и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на птиц, копытных и пушных зверей, собирательством дикорастущих ягод и Жилища. Кочевые коряки жили летом и зимой в переносных каркасных ярангах (яяна), в основании которых были три шеста высотой 3,5–5 метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур, мехом наружу. Внутри вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна), по форме напоминающие перевернутый вверх дном ящик высотой. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя. В начале XIX века под влиянием русских поселенцев появились бревенчатые избы. К концу XIX века карагинцы и частично Одежда. Одежда коряков была глухого покроя. шили ее обычно из оленьих шкур. Украшением служил мех собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом — одинарную одежду. "Всепогодный" мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние — из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. Зимняя и летняя мужская обувь — башмаковидного кроя с длинным (до колен) или коротким (до щиколоток) голенищем. Зимнюю шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю — из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур. Меховой мужской головной убор — малахай капорообразного кроя с наушниками — носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит) из оленьего камуса. Женщины шили для себя меховой двойной комбинезон до колен. Специальных головных женских уборов не было. Женскую обувь украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, но по крою и материалам она была идентична мужской. Пища. Питались оленные коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. С XVIII века появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую ели с тюленьим или оленьим жиром. Социальная жизнь. Основой социальной жизни была большая патриархальная семейная община. Во главе ее стоял старейший мужчина.. Вплоть до начала ХХ века сохранялись обычаи левирата (от лат. levir — "деверь, брат мужа"): если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората (от лат. soror — "сестра"): вдовец должен жениться на сестре умершей жены. В начале ХХ века произошло разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это было переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству. В марте 2000 года постановлением Правительства РФ они включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. |
Приложение 2.
Коренные народы Севера | Айны Айны — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, Сахалине, Курильских островах и на юге полуострова Камчатка. АлеутыИстория изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Второй Камчатской экспедицией (1732–1743). Ительмены, камчадалыИтельмены — древнейшее население Камчатки. С конца XVII века известно как камчадалы. КорякиК началу контакта с русскими в XVIII веке коряки делились на кочевых и оседлых. Кочевые коряки расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей материковой части, оседлые (береговые) — на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и полуострова Тайгонос. ЧукчиЧукчи — древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры рыбаков и охотников на диких оленей. ЭвеныПриход русских в Восточную Сибирь в XVII веке привел к освоению эвенами новых территорий вплоть до Чукотки и Камчатки. |
Приложение 3.
Эпоха «Мэнго»
| Государственный академический Корякский национальный ансамбль танца «Мэнго» имени А. В. Гиля — корякский фольклорный танцевальный коллектив. Основан 18 октября 1965 г. Александром Гилем, собравшим коллектив из танцоров-любителей. Первые гастроли в 1967 г. в Петропавловске Камчатском, Хабаровске и Москве со спектаклем «Мэнго» по древней корякской легенде принесли ансамблю успех и популярность. В 1974 г. ансамбль получил статус профессионального, гастролировал по всему миру. Ему была присуждена золотая медаль X Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин, 1973). Хореография «Мэнго» строилась на тщательном изучении традиций народного танца и обрядов. |
Приложение 4.
АЛХАЛАЛАЛАЙ – яркая часть культуры | Алхалалалай – осенний ительменский праздник, ознаменованный окончанием лета и благодарением природы за дарованный урожай – рыбу, мясо, ягоды, грибы. В этот день ительмены приносят дары рыбному богу Хантаю, отпугивают злых духов и очищаются от грехов. Для сохранения традиций ительменского народа обряд был восстановлен в ноябре 1988 года в ительменском селе Ковран на берегу одноимённой реки. |
Приложение 5.
Список источников:
https://polar-star.su/articles/media/2018/2/5/85-let-so-dnya-rozhdeniya-vladimira-kosyigina-koyanto/
http://www.kamchatsky-krai.ru/biography/koyanto-kosygin.htm
https://musaget.ru/alhalalalay-neobyknovennyy-p
https://novruslit.ru/зачем-нужна-поэзия/
Газета «Народовластие» №4 от 12.01.2022 г.
Легоцкая Вера Сергеевна
Фролова Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фролова Елена Николаевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Фролова Елена Николаевна