Презентация и приложения к научно-исследовательской работе «Образ ведьмы в русском фольклоре и в творчестве русских писателей»
Образ ведьмы в русском фольклоре и в творчестве русских писателей Автор работы: Николаева Анастасия, 9 класс Место выполнения работы: МКОУ СОШ №3 с.Камбулат, Туркменского района, Ставропольского края XVII – районная конференция членов школьных научных обществ муниципальных общеобразовательных школ Туркменского района Ставропольского края Научный руководитель: Грибанова Ирина Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3
Цели и задачи проекта 1)проследить за системой работы писателей над образом ведьмы; 2)выявить фольклорные мотивы в анализируемых произведениях; 3)раскрыть связь мотивов добра и зла в художественном воссоздании образа ведьмы в каждом произведении; 4)рассмотреть авторские концепции в раскрытии образа ведьмы; 5)объяснить взаимосвязь традиционных и новаторских черт в создании образа ведьмы.
Слово «ВЕДЬМА» имеет древнерусский корень «вЪдъ», что связан со значениями «ведать», «знать». В санскрите «ВЕДА» означает «священное знание», «Ведающая Мать». «ВЕДЬМА» сначала употреблялось в значении «та, что всё знает», откуда возникло дальнейшее «ворожея».
Знаете ли вы, что обозначает слово «ВЕДЬМА»?
Образ ведьмы в русском фольклоре
Верите ли вы, что ведьмы существуют в реальной жизни?
Баба-Яга в русских народных сказках
Ведьма в русской былине
Любите ли вы читать книги о колдовстве и ведьмах?
Образ ведьмы в произведениях русских писателей Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь, или Утопленница», «Вий», «Ночь перед Рождеством» Антоний Погорельский «Лафертовская маковница»
Образ ведьмы в произведениях русских писателей Орест Михайлович Сомов «Киевские ведьмы» Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита»
Какие из перечисленных книг о ведьмах вы читали?
Образ ведьмы в произведениях русских писателей
Какие чувства вы испытываете, когда говорите или читаете о ведьмах или колдуньях?
Портретные особенности изображения ведьм.
Портретные особенности изображения ведьм
Портретные особенности изображения ведьм
Портретные особенности изображения ведьм
Портретные особенности изображения ведьм В создании образа Маргариты за основу берется немецкая языческая королева сатанинского бала: «На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы».
Какие качества вы считаете присущими образу ведьмы?
Поведение и поступки ведьм Образ ведьмы, как и любой другой мифологический образ, ассоциируется с определенными атрибутами. Метлы и щетки для полетов, котлы для приготовления зелий и снадобий, черные птицы, коты, свиньи и собаки, а также черный и кроваво-красный цвета являются постоянными спутниками как славянских и готических ведьм из легенд, так и литературных героинь.
Поведение и поступки ведьм
ЛЫСАЯ ГОРА В КИЕВЕ По народным поверьям киевские ведьмы самые сильные, и одним из мест празднования ведьм была вершина Лысой горы близ Киева.
Встреча с ведьмой, а тем более общение с ней сулило простому, незащищенному от колдовских чар заговорами или оберегами человеку болезнь, несчастье в семье или смерть.
КАПИЩЕ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений С виду безобидную старушку Маковницу сторонились соседи, знавшие о ее способности к колдовству. Солоху боялись женщины, а мужчины уважали. В панночку был влюблен конюх, а на Хому Брута даже мысль о ней наводила ужас. Катрусю побаивались все, она привлекала и отталкивала своей красотой. Маргариту испугался не только Николай Иванович, но и ругающиеся женщины, и швейцар в Доме Драмлита.
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Цели ведьм
Ведьма в современном массовом искусстве и фольклоре Художественные произведения (фантастические романы) Живопись и графика Кинофильмы и популярные сериалы Литература для детей
Ведьма в массовом искусстве и литературе "Сожжение" Гравюра 16 века, Ян Люйкен http://yablor.ru/blogs/ohota-na-vedm/2547549 "Испытание огнем" Картина 15 века, Дирик Боутс. http://yablor.ru/blogs/ohota-na-vedm/2547549
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе "Сожжение" Картина современного художника http://yablor.ru/blogs/ohota-na-vedm/2547549 "Ведьма деревни Салем" Картина 19 века, художник Joseph E. Baker. "Пострадавший" упал на пол, будто под воздействием чар. http://yablor.ru/blogs/ohota-na-vedm/2547549
Ведьма в массовом искусстве и литературе "Испытание ведьмы" Картина 19 века, художник Thompkins H. Matteson. Чтобы получить обвинение в колдовстве достаточно было крупной родинки на теле. http://yablor.ru/blogs/ohota-na-vedm/2547549
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе "Духовник" Николай Бессонов Охота на ведьм коснулась не только Старого Света. В 17 веке в деревне Салем (штат Массачусетс) прошел громкий процесс над ведьмами. 19 человек было казнено, 175 заключено в тюрьму. "Ведьм" обвиняли в неурожаях, падеже скота и болезнях детей. "Ведьма Салема". Картина 19 века, художник Thomas Slatterwhite
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе "Костёр" Николай Бессонов "Узница" Николай Бессонов
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе В современном кинематографе, как и в литературе, ведьмам присущи ещё и такие черты, как чувство юмора, доброта, милосердие, умение пожертвовать собой ради любимого человека.
Выводы фольклорными мотивами пронизаны все произведения существенное сходство наблюдается в изображении демонической ипостаси: нечистая сила либо наказывает пороки (Гоголь, Булгаков, Сомов), либо обличает их (Погорельский, Гоголь). использование Булгаковым гоголевских приемов сочетания фантастики и реальности доказывает, что Гоголь был учителем Булгакова. Как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Вие», так и в романе «Мастер и Маргарита» ведьмами становятся обычные женщины.
Выводы наряду с коварством и хитростью классического образа ведьмы у Погорельского и Гоголя, в чертах вначале рассерженной и мстительной булгаковской Маргариты есть и милосердие, и сострадание, и главное в ее жизни – любовь к отвергнутому всеми Мастеру. некоторые моменты в жизни Мастера в романе созвучны конкретным эпизодам жизни Гоголя (уничтожение романа в огне, мистика в творчестве, поиски истины в жизни и литературе).
Выводы обличение пороков: жадности, глупости, лживости, злобы, трусости – главная цель авторов, прибегающих к включению фантастических образов ведьм и колдуний в реалистическое повествование.
Список литературы 1.Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков. // – М.: Высш.шк., 1989.- 570 с. 2.Гоголь, Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки / Н.В. Гоголь. // Миргород: повести. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. -150 с. 3. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители. Лафертовская Маковница.- Детская литература, 2012 г.- 4. Сомов О.М. Киевские ведьмы.-"Русская романтическая повесть", изд-во Советская Россия, Москва, 1980 г. 5.Красовский, В.Е. Справочник абитуриента по литературе. / В.Е. Красовский. - М.:АСТ, 1998 – С. 549 – 564. 6.Лакшин, В.Я. Закон палаты: Повесть. Рассказы. / В.Я. Лакшин. – М.: Советский писатель, 1989. -50 с. 7.Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя. / Ю.В. Манн - М.:Наука, 1988. – 187 с. 8.Машинский, С.И. Художественный мир Гоголя. / М.: Просвещение,1971. -123 с. 9.Смирнова, Л.А. Русская литература. XX век. Справочные материалы. / Л.А. Смирнова. – М.:Просвещение: «Учеб лит.», 1995
Горбачёва Марина Юрьевна