12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Регина835
Учитель-логопед МОУ "Центр образования"
Россия, Карелия респ., Олонец

Стёртая форма дизартрии. Современный взгляд на проблему

Стёртая форма дизартрии. Современный взгляд на проблему. Волкова Р.М., учитель-логопед МКОУ «Центр ПМСС»

Стёртая форма дизартрии распространённое нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста Отмечается недостаточность теоретического и фактического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопросов, вплоть до названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендаций по организации и содержанию коррекционной работы.

Стёртая форма дизартрии Как особый вид речевого расстройства стала выделяться в логопедии – в 50 – 60-х годах ХХ века.

Вариативность терминологий Апрактическая дизартрия Артикуляторная диспраксия Органическая, центральная, усложнённая – «затяжная» - дислалия Функциональная дизартрия Малые дизартрии Минимальные дизартрические расстройства

Стёртая форма дизартрии Термин впервые употребила Токарева О.А. Е.Ф. Соботович, Р.И. Мартынова, Э.Я. Сизова, Э К. Макарова, Л.В. Лопатина также обозначали данные нарушения.

В настоящее время в отечественной литературе стёртая форма дизартрии рассматривается как следствие ММД, при которой, наряду с нарушениями звукопроизношения, наблюдаются нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

Этиологию стёртой формы дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во многих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трёх периодов развития ребёнка.

В иностранной литературе для подобных нарушений используется понятие «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития». Причины: нарушение иннервации артикуляционного аппарата, двигательные расстройства, оральная апраксия как нарушение центральной программы временного согласования произвольных мускульных движений артикуляционного аппарата, ММД.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стёртой формой дизартрии (стёртые парезы, изменение тонуса мышц, гиперкинезы, проявляющиеся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, наличие патологических рефлексов, нарушение вегетативной нервной системы).

Общая моторика детей со стёртой формой дизартрии недостаточно исследовалась в отличие от тонкой моторики. Нарушение тонкой моторики, наряду с артикуляционной – ведущий симптом. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений.

Артикуляционная моторика Сужение объёма движений нижней челюсти Синкенезии губ и языка Сглаженность, ассиметрия носогубных складок Невозможность удержания статической позы, тремор кончика языка, трудности поднятия языка вверх, гипер- или гипотонус мышц Саливация. Назализованный оттенок речи, ограниченный объём движений средней части и корня языка Трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов, персеверации (навязчиво повторяющиеся движения), перестановки при воспроизведении серии движений.

Фонетические недостатки по мнению исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стёртой форме дизартрии О.А.Токарева – у данной категории детей более грубые проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного воздействия. Г.В. Гуровец, С.И. Маевская – наиболее распространённые искажения – боковое, межзубное, смягчённое произношение звуков. Большинство исследователей отмечают полиморфное нарушение звукопроизношения (искажения и отсутствие свистящих, шипящих, соноров)

Нарушения фонематического восприятия Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатина: дети трудно различают на слух твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и составляющие их элементы, характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и синтезом, формирования фонематических представлений.

Грамматический строй речи Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова – отмечают недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Р.И.Мартынова, Г.В. Гуровец утверждают, что данные нарушения не являются обязательными.

Высшие психические функции Р.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина выявляют ослабление мыслительной деятельности с выраженным снижением функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, определении логической последовательности событий в сюжетных сериях, нарушения в установлении причинно-следственных связей.

В литературе отмечается наличие следующих симптомов стёртой формы дизартрии: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представлений,памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизношения,фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. В литературе отмечается наличие следующих симптомов стёртой формы дизартрии: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представлений,памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизношения,фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо определить доминирующие симптомы, обязательные для симптомокомплекса при стёртой дизартрии, и вторичные, проявляющиеся при наличии определённых условий.