12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тимошина Оксана Александровна66

Коллекционирование - как средство развития креативности дошкольников

Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников. Тимошина О.А.; воспитатель, первая квалификационная категория Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №223

Одна из основных задач современного дошкольного образования и воспитания – это формирование творческой личности, т.е. научить детей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность. Дети, которые не бояться перемен умеют сохранять спокойствие в бурном течении нового, способны по возможности преобразовывать и изменять мир к лучшему, сохранять то, что создано культурой, ценить результаты достижений человеческой цивилизации.

Креативность-  это творческие способности, характеризующие готовностью к принятию и созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления По мнению психолога А. Маслоу эта творческая направленность свойственна всем, но теряется большинством в процессе образования, воспитания и социальной практики. По мнению Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина - творчество предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью.

. Одно из средств развития креативности является коллекционирование Это древнейшее увлечение человека, связанное с собиранием различных предметов.

Цель работы: развитие креативности у детей дошкольного возраста через коллекционирование Задачи: создать условия для развития детского коллекционирования развивать любознательную активность детей, элементы фантазирования, воображения формировать умение детей находить решения в нестандартных ситуациях, режиссировать действия обучать детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное развивать навыки комбинирования, реконструирования, ассимилирования

Этапы 1 этап мотивационный 2 этап создание условий развития детского коллекционирования 3 этап презентационный

1 ЭТАП Цель: способствование созданию у детей интереса к коллекционированию ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ интересы детей: . БЕСЕДА С ДЕТЬМИ «Чем я люблю заниматься» Беседа с родителями «Мое хобби в прошлом и сейчас» БЛИЦ ОПРОС «Есть ли у тебя коллекции» ПРОСМОТР ВИДЕОМАТЕРИАЛА «Коллекции наших мам и бабушек»

2 ЭТАП Цель: создание условий развития креативности в процессе детского коллекционирования использование детских коллекций во всех образовательных областях организация разнообразных форм воспитательно-образовательного процесса (игры, досуги, развлечения, проекты, поисково-исследовательская деятельность, проблемные ситуации, соревнования, выставки, презентации, режиссерские инсценировки), взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее системную работу в процессе коллекционирования предметов

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Формирование творческого подхода в игровой деятельности: режиссерская игра «Заповедник», театрализованная игра «Жизнь в зоопарке», сюжетно-ролевая игра «В гостях у пони», дидактическая игра «ПДД для машин из набора хот вилс»; Организация детских коллективов по интересам «Клуб Миньонщиков», «Клуб крепышей - Скрепышей»

Образовательная область «Познавательное развитие» развитие разнообразия идей в игровой деятельности: д/игра «Соедини два образа и увидишь, что получилось» и др. проявление любознательности в информационном поиске через интернет, буклеты магазинов, видеоролики детских реклам мультфильмов и товаров; проявление нестандартного мышления в проектной деятельности: «Любимые герои любимых мультфильмов – Три кота»; в опытно-исследовательской деятельности с машинками хот вилс: гонки «Кто быстрее всех» проявления креативности в проблемных ситуациях «В заповеднике пожар», где на помощь приходят образы из других коллекций (набора «Щенячий патруль», «Пони»),

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» проявление образной креативности в создании дизайнерских композиций из морских моллюсков «Панно - валентинка», «Инструктирование рамки для картины» в конструировании образа из деталей киндера «Щенячий патруль», из картона «Полоса препятствий» для машин хот вилс; в ручных поделках (цепочки, пояса, браслеты елочные игрушки) из скрепышей; оригинальности в продуктивной деятельности: лепка «Любимый образ Скрепыша»; в инсценировании театральных этюдов с мягкими игрушками – зверюшками: «Забавный жираф», «Дружелюбная зебра

Образовательная область «Речевое развитие» развитие вербальной креативности в процессе пополнения словаря новыми названиями предметов и типов коллекций (киндерфелия, арктофелия, конхиофилия и т.п), отгадывание и составление загадок (Н-р, «У какого животного одна нога?» (Улитка), воображения и фантазии при составлении описательных рассказов «Опиши предметы своей коллекции так, чтобы мы могли ее отгадать»; в составлении творческих рассказов «Дом в котором живут крепыши - Скрепыши»;

Образовательная область «Физическое развитие» проявление креативности, воображения в упражнениях на мелкую моторику рук «Соедини концы скрепышей», соревнованиях с машинками «Догони машину и получи приз», проявление быстроты восприимчивости в понимании задания, и в быстроте (беглости) его выполнения в процессе физических упражнений «Выполняй движения как пони»,

Взаимодействие с семьями Тестирование «Что я коллекционировал (а) в детстве» Консультация «Как я собирал(а) свою коллекцию» Беседа о значении креативного развития в процессе коллекционирования Индивидуальная консультативно-педагогическая помощь Организация фотовыставки «Наша коллекция»

3 ЭТАП Цель: Формирование социального подкрепления творческого поведения и проявление удовлетворенности к процессу коллекционирования. Выставки (игрушек «Любимая Пони», «Семейка Котиков»; рисунков «Добрые дела Шенячьего патруля»; поделок из пластилина «Скрепыши - 3» из скрепышей) Презентации своих поделок из морских моллюсков: «Панно - Валентинка», «Рамка для картины»; из Скрепышей «Браслет и цепочка» Вечер развлечения «Милашки - зверяшки» Клубы по интересам «Миньонщики» «Крепыши - Скрепиши» и др. Совместный досуг «В клубе коллекционеров»

Заключение Таким образом, в процессе коллекционирования у детей развивались способности, являющиеся ступеньками к творчеству: гибкость и нестандартность мышления, элементы фантазирования и воображения, умение – наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, владение умением комбинирования, реконструирования, ассимилирования (уподобление, слияние), режиссирование своей деятельности.