12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Фомченко Елена Сергеевна263
Учитель изобразительного искусства, МХК, ОДНКНР,технология. 30 лет педагогического стажа.
Россия, Ростовская обл., г. Красный Сулин (Красносулинский р-н)

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Проектная работа

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Проектная работа учащихся 4 класса МБОУ Михайловской СОШ Учитель: Фомченко Е.С.

Тема проекта: «Как христианство пришло на Русь».

Цели и задачи: закрепить и углубить знания об основах православной культуры, развить творческое мышление, отработать универсальные учебные действия, сформировать представления о нравственном поведении, о тех правилах и нормах, на которых должны строиться взаимоотношения между людьми.

Обоснование. Завершается учебный год. Он для нас был необычен, так как мы впервые сделали попытку совершить путешествие не в лес и не в музей, а во внутренний сокровенный мир человека – в мир его души. В названии нашего курса « Основы православной культуры» очень важно первое слово. Основа – это корень, то, из чего растёт всё остальное. Основы православной культуры – Библия и Евангелие; учение Христа; забота о чистоте своей души и пользе ближнего. Из этого корня вырастают плоды православной культуры, в частности: милосердные дела и героические поступки христиан; величественные храмы; прекрасные иконы; молитвы христиан о себе и о других.

На итоговом уроке мы решили всем классом выполнить творческий проект опираясь на те знания, которые у нас сформировались в результате занятий. В этом учебном году мы узнали: что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют, как человек создаёт культуру, о чём говорит религия, какие дары Бог дал человеку, как вера в Бога может влиять на поступки людей, что такое православие, что значит слово «благодать», кто такие святые, кто такие христиане, что такое Библия, что такое Евангелие, чему учил Христос, что такое нагорная проповедь, как Бог стал человеком и многие другие темы.

Творческая группа 4-го класса Будагян Артём Дронова Марина Ковальчук Дарья Крамаренко Виктор Борцов Александр Назаров Данил Уцимиев Валид Уцимиева Динара Учитель Фомченко Е.С.

Исследование: В своей проектной работе мы бы хотели рассказать: как христианство пришло на Русь. Однажды молодой христианин зашёл в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнёс молитву. Юноша говорит: - Отче, ты не прав! Старый священник не соглашается: - я молюсь так, как меня учили. Если бы я был не прав, Бог не посылал бы ангелов, которые часто молятся вместе со мной. Юноша попросил священника спросить ангелов, кто же из них прав. На следующий день священник сказал ему: - Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.

Богоматерь Владимирская. Икона. XII в. Эта икона – самая почитаемая у православных христиан России.

Крещение Руси. Источник своей истории христианство видит в Боге. Но живёт оно в мире людей. Слова Христа люди записали обычным для той эпохи способом – на папирусах. Затем люди веками разносили эти записи по всему миру. Для проповеди христиане использовали школы, музыку, живопись, беседы. Люди ставшие христианами, объединились в общество, которое называется ЦЕРКОВЬ. Церковь росла и присоединяла к себе всё новых людей и новые народы. Христос жил в той стране, которая сегодня называется Израиль, Палестина и даже Святая земля. Почти через тысячу лет после земной жизни Христа Русское государство приняло православие. Наши соседи с юга – болгары и греки – к тому времени стали православными христианами. Именно в греческую столицу Константинополь киевский князь Владимир отправил своих послов. В этом городе, теперь носящем имя Стамбул, высится прекрасный храм Святой Софии. «София» в переводе с греческого языка означает «мудрость». ( Ученик – Борцов Александр)

Мудрость – одно из свойств Христа, и, значит, именно в Его честь был назван самый величественный храм христианского мира. Русские послы посетили богослужение в этом храме. Они были поражены красотой службы: «Мы не знали, где мы находимся – на небе или на земле!» После этого князь Владимир решил принять православие. В 988 году от Рождества Христова он призвал жителей Киева креститься в реке Днепр. Храм Покрова на Нерли. Близ города Владимира. (Ученик – Будагян Артём)

Крещение – это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или в большую купель) с призыванием Бога и надеждой на Его помощь. Вода в купели для крещения воспринимается как вода обновляющая человека. Входить в воду человек со своими грехами, а выходит уже без них. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Исполняя эти слова Христа, Церковь крестит людей во имя Святой Троицы (Троица – Один Бог в Трёх Лицах). Принимая крещение человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он выражает своё согласие жить по велению совести, по учению Христа. Креститься можно один раз в жизни. Если есть нужда обновить душу, это возможно уже только через покаяние, кторое называют вторым крещением. (Ученица – Дронова Марина)

В.М. Васнецов. Крещение Руси.

Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия – принесли на Русь азбуку и книги. Теперь уже не только в песнях и былинах могла храниться народная память, но и в летописях. Люди приглядывались к новой для них вере. На их сердца влияли не только поучения священников. Они видели, как изменился сам их правитель. Князь Владимир открывал школы для детей, рассылал повозки с едой, чтобы никто не голодал. В Киеве он начал строить храмы – они стали первыми каменными постройками на Руси. (Ученик – Крамаренко Виктор)

В народной памяти, в былинах князь Владимир остался как Владимир Красное Солнышко. А в Церкви он считается святым. С 988 года православное христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру. Вера в единого Бога собирала славянские племена и помогла им ощутить себя единым народом. (Ученик – Назаров Данил)

Слово церковь в переводе с греческого означает «дом Господа». Оно может относится как к зданию-храму, так и к сообществу верующих людей. В последнем случае слово «церковь» означает обычно не тех, кто сейчас находится в данном храме, а вообще всех православных христиан данной страны (Русская православная церковь) или даже христиан всего мира (Христианская церковь). (Ученик – Уцимиев Валид и ученица – Уцимиева Динара)

Святая Русь. Вера наполняла жизнь смыслом. В храм люди шли с горем, и с радостью. Люди выбирали из своей среды священника и доверяли ему свои исповеди. Сделать что-то для храма считалось делом добрым, почётным и радостным. Конечно, кто-то на время воспламенялся желанием жить просто ради себя. Но всё равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. И он, и его соседи знали, что правда состоит в другом. Идеал евангельской правды был познаваем всеми. Поэтому люди на Руси, вчитываясь в Евангелие, стремились к святости и укоряли себя за то, что остаются далёкими от неё. И за это стремление людей страну стали называть Святая Русь. (Ученица – Ковальчук Дарья)

Ученик () В каждом поколении появлялись люди, которые светились верой и любовью. Среди тысяч святых Русской православной церкви есть священники и крестьяне, воины и князья, женщины и дети. Если присмотреться, и сегодня в нашем народе можно найти по-настоящему святых людей. Правда, одна из самых важных черт святости состоит в том, что человек сам о своей собственной святости не знает и не признаёт её. Ведь гордость со святостью никак не совместимы. Человек, прикоснувшийся к опыту святости, не станет хвалить свою духовную жизнь и говорить: «Я глубоко верующий человек».

Самооценка и оценка. Мы попытались своим маленьким делом найти ответы на вопросы «Как христианство пришло на Русь». Мы открыли для себя, что человек не ограничивает себя только миром вещей, а признаёт опыт внутреннего мира, который может быть воплощён в литературных, музыкальных, художественных и других памятниках человеческой деятельности. Это отличает человека от других живых существ, помогает ему совершенствоваться и находить ответы на вопросы: что такое мир? Какое место занимаем в нём мы? Информация полученная при выполнении проекта, поможет нам и в дальнейшем.