12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Молдабекова23

Проект "РОЛЬ МОТИВА ТАНЦА В РАСКРЫТИи ОБРАЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ".

РОЛЬ МОТИВА ТАНЦА В РАСКРЫТИи ОБРАЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ Выполнила: Джураева Мадина,ученица 10 А класса Руководитель: Молдабекова Т.В.

Обоснование

МАЯ ПЛИСЕЦКАЯ «Танцем можно заставить сопереживать, вызвать слезы, тронуть душу…»

ПРОБЛЕМА С какой целью танец использован в художественных произведениях, значение его мотива

ГИПОТЕЗА Танец как способ изображения литературного героя и раскрытия его характера

АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема чтения, понимания смысла текста

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ Объект исследования - художественные тексты Предмет исследования - мотив танца

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Мотив танца в произведениях русской классической литературы - ключ к глубокому понимаю художественного текста

ЗАДАЧИ 1. Познакомиться с особенностями плясок и танцев 19-го века, определить их возможности для характеристики героев. 2. Расширить собственные знания о средствах художественной выразительности для создания «языка танца». 3. Сделать выводы о практической значимости данной работы, разработать раздаточный материал.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ -изучение научной и художественной литературы -наблюдение -поиск -сравнение -анализ

РЕЗУЛЬТАТ Раздаточный материал с иллюстрациями , текстами, таблицами

ТАНЕЦ КАК ОСОБОЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «В разные эпохи танец являлся частью культуры, религии, воспитания..»

Танец как средство характеристики героев Максим Горький , повесть «Детство» Не жалей каблука, валяй трепака! Бей трепака, не жалей каблука! Русская народная пословица

Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок

Вид русского народного танца . Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Для женского танца характерны плавность, величавость, игра с платочком, для мужского- быстрый темп.

Танец бабушки «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то…»

Танец бабушки — искренний рассказ о прожитой жизни….

«Эх, кабы голос мне, - пел бы я как, господИ!» «Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки…»

Средства художественной изобразительности Эпитеты Метафоры Ряды однородных членов Сравнения буйно красива и мила ее сорвало с места задумавшись, покачиваясь, поглядывая плыла по полу, как по воздуху», закружило вихрем» неутомимую, самозабвенную пляска открыть дверь на волю дрогнуло, нахмурилось , засияло доброй, приветливой улыбкой. реял коршуном, размахнув руки точно крылья. добрая, ласковая улыбка пойдёт плясом по улице колеблется нерешительно, осторожно остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом бабушки

Вальс – танец, дарящий надежду на счастье Повесть И.С. Тургенева «Ася» У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее И.С. Тургенев

Вальс - бальный парный танец, с начала XIX века завоевавший популярность во всех слоях европейского общества.

«Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что – то мягкое, женское проступило вдруг сквозь её строгий облик».

Ася и господин N.N. Она преображается: из угловатого подростка вдруг превращается в нежную девушку..

Эпитеты Метафоры Ряды однородных членов Сравнения вальсировала прекрасно, с увлечением утонули в этой синеве чувствовала прикосновение, слышалось , мерещились если б мы с вами были птицы мягкое, женское проступило вдруг сквозь её девически строгий облик чувства, которые поднимают нас от земли под тихие, сладкие звуки Ланнера мы словно летим девушка - хамелеон оживлённое лице, резво обвеянное кудрями взвились, утонули в этой красоте выросли крылья

Мазурка – возможность показать себя свету Рас­ска­з Л.Н. Толстого «После бала» Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… А.С. Пушкин Мазурка- самый важный танец на балу…

Мазурка- самый важный танец на балу…

«Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих, маленьких белых атласных ножек…»

выбор танца не случаен: он как нельзя лучше характеризует отца Вареньки, Прекрасного семьянина и жестокого служаку.

Эпитеты Метафоры Ряды однородных членов Сравнения бойко, тихо, плавно, шумно и бойко грациозная фигура Вареньки плыла около него расставил ноги, опять соединил их радостная улыбка, как и у дочери грузная фигура, маленьких белых атласных ножек я обнимал в то время весь мир своей любовью счастье мое все росло и росло легкое, словно перышко модные, старинные, сапоги вся зала следила сапоги были построены батальонным сапожником красивые и быстрых па ( в танце) с белыми à la Nicolas I 4 подвитыми усами

Танец - примета отдельной эпохи. Плясовая , мазурка, вальс…

выводы 1.Искусство слова и танца позволяет изучать художественное произведение вместе с духом эпохи. 2. Эпизоды с танцами помогают раскрывать образы героев и поворачивать сюжет. 3.Выбор танца помогает глубже понимать тексты 19 века и их общий смысл. 4. Анализ тропов - расширять знания о них и о самом танце. 5. Раздаточный материал можно использовать на уроках литературы, при подготовке к олимпиадам, экзаменам.

Узнай героя Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал … Метафоры Сравнения Однородные члены Эпитеты                                                

Узнай героя «…. не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.   Метафоры Сравнения Однородные члены Эпитеты                                                

Узнай героя «….вальсировала прекрасно, с увлечением. Что – то мягкое, женское проступило вдруг сквозь её девически строгий облик».   Метафоры Сравнения Однородные члены Эпитеты                                                

Узнай героя Грациозная фигура … плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих, маленьких белых атласных ножек.. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен…он все-таки ловко прошел два круга… все громко зааплодировали»   Метафоры Сравнения Однородные члены Эпитеты                                                

Использованная литература 1.Будникова Е.А. «Символика танца в русской литературе XIX-XX вв.». - [электронный ресурс]. - Режим доступа.- http://interlibrary.narod.ru 2. Горький М. «Детство» М., Просвещение, 1982-208с3. Магия танца http://ecology.md/page/magija-tanca.ru 3. Танец и его роль в развитии человека [электронный ресурс]. - Режим доступа. - - http://www.4dancing.ru 4. Толстой Л.Н. «После бала». - Саранск, 1978 5. Тургенев И.С. «Ася». - М., 1980