12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мырова Елена Сергеевна1608
Россия, Москва, Москва

Проектно-исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста «Дружим с буквами»

«Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» по теме: «ДРУЖИМ С БУКВАМИ»

Актуальность проекта. Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе и предупреждение ошибок в чтение и письме. Обучение будет более успешным в том случае, если ребёнок станет заинтересованным, мотивированным и активным исследователем. В связи с этим возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «Дружим с буквами». Цель проектно-исследовательской деятельности – формирование положительной мотивации и интереса у детей к изучению букв русского языка. Задачи проекта: Уточнение графического образа букв. Развитие пространственного восприятия при рассматривании расположения элементов букв. Развитие у детей фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.  Развитие познавательной активности, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Развитие творческих способностей у детей. Ознакомление детей со стихами, рассказами о буквах. Пробудить у детей желание научиться читать художественную литературу. Совершенствование умения работы с карандашами при письме букв. Формирование навыков общения и сотрудничества в коллективе с детьми и взрослыми.

Возрастная группа, характеристика группы: к участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста, подготовительной группы №11 их родители ГБОУ «Школа №37» Автор проекта: учитель-логопед Мырова Елена Сергеевна. В проектной деятельности принимали активное участие : старший воспитатель Зезюля Наталья Викторовна, воспитатель Кашмова Марина Вячеславовна, воспитатель Кеньк Людмила Олеговна. В проекте принимали и дети с речевыми проблемами: Фонетическое нарушение речи, Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии, билингвизм. Поэтому, в проекте активно использовались логопедические приёмы и методы. Форма проведения: групповая, индивидуальная. Проект: среднесрочный. Ожидаемые результаты: Повышение у детей познавательной активности к ознакомлению с буквами, запоминанию их, к чтению. Создание единой проектно-исследовательской группы ПЕДАГОГ-РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ. Создание общей групповой книги «Весёлый алфавит».

Объект исследования – БУКВА. История происхождения буквы. Знакомство со стихотворениями, загадками про буквы Создание макета буквы Графическое оформление. Из каких элементов состоит буква. Звуковое оформление . В каких словах встречаем Сочинение сказки про букву Игры с буквами.

Ожидаемые результаты: Повышение у детей познавательной активности к ознакомлению с буквами, запоминание их, к чтению. Создание единой проектно-исследовательской группы ПЕДАГОГ-РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ. Создание общей групповой книги «Весёлый алфавит».

1 этап – подготовительный (информационно - аналитический). 2 этап - основной. Непосредственно исследовательская деятельность участников проекта. 3 этап - заключительный. Презентация работы. Проведение праздника «Баба Яга против Весёлой Азбуки».

1 этап – подготовительный (информационно - аналитический)  Изучение теоретических аспектов проблемы. Определение цели, задач и ожидаемых результатов. Подбор форм работы с участниками проекта. Тематическое планирование. Подбор материала, игр, заданий для исследовательской деятельности.

2 этап - основной. Непосредственно исследовательская деятельность участников проекта. Проведение занятия-путешествия «Как буква к нам пришла». Ребята узнали историю возникновения букв от наскальных рисунков до современной азбуки. Детям было предложено, как в старые времена написать специальными палочками на пластилиновых дощечках свои имена.

Ребята из презентации узнали о появлении первых пиктограмм. Было предложено прочесть сказку-пиктограмму.

В торжественной обстановке каждому участнику проекта вручалась своя буква с определёнными заданиями, которые предстоит выполнить.

Ребята учились печатать буквы. Выясняли из каких элементов состоят буквы. Учились сравнивать, анализировать, выделять отличительные признаки в практической исследовательской деятельности.

В проектно-исследовательской деятельности развивали фонематические процессы. Исследовали звуковое оформление букв.

Были предложены творческо-исследовательские задания с буквами.

Ребята слушали стихи, сказки о буквах. Учились подбирать слова с заданной буквой.

Ребята исследовали, анализировали, занимались творчеством и процесс приносил радость и удовлетворение от положительного результата своей деятельности

В проектной деятельности активное участие принимали и родители. В совместной деятельности РЕБЁНОК+РОДИТЕЛЬ был сделал макет буквы. Артём сделал свою букву «А», применив сложную технику квилинга, Даня Бялькин украсил свою букву «Б»- бабочками, А Василиса испекла вкусную ватрушку в форме буквы «В»

Катя Горпенко свою букву «Г» выложила из гречки, а Даня очень любит динозавров, Екатерина свою царственную букву короновала золотой короной.

А Кирилл выложил букву из киви и сочинил с мамой стихотворение: Круглые киви в красивой кастрюле Мы сварим из них компот для бабули. Артём оживил свою букву «Ж», сделал её жёлтой, как цвет его любимого жирафа. Ибрагим искусно выложил букву «И» из бисера.

Лёня букву «Л» собрал из лего, Милан «М» из мармелада, А Никита выложил «Н» из кирпичиков.

Рома букву «О» выложил на голубом небе, по которому плывут облака, Полина букву «П» украсила перламутровыми пуговицами, Рома выложил букву «Р» из лепестков роз.

Соня букву «С» смастерила из смеющихся смайликов, Ульяна, выкладывая букву «У» использовала учебники, узелки, утюги и уточек, Арсений букву «Ц» выложил из цветов.

Соня свою букву сделала из чечевицы, Шурик - из шоколадок, а Соня украсила щёточками.

Наш проект не только исследовательский, но и творческий. Сочиняли истории и сказки. И рисовали к ним иллюстрации. Василиса с мамой сделали книгу –сказку с собственной иллюстрацией.

В конце проектно-исследовательской деятельности появилась Весёлая Азбука группы №11. Было решено провести презентацию нашего проекта .

Презентация проекта «ДРУЖИМ С БУКВАМИ». Праздник «Баба Яга против Весёлой Азбуки».

Вашу книгу унесла в избушку на курьих ножках. Если хотите вернуть Весёлую Азбуку, то надо пройти испытания и выполнить мои задания. Баба Яга.

Помоги клоуну собрать мячики с гласными буквами. Сколько гласных в русском алфавите? А Б У Р И Е Ф Ю К Ы Ч Э К О З М С В Н

Найдите правильно написанные буквы.

Баба Яга зашифровала буквы. Подумайте и назовите их.

Разгадайте ребусы.

Какая буква пропущена?

Ребята дружно прошли все испытания Бабы Яги И вернули свою «ВЕСЁЛУЮ АЗБУКУ».