12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Носова Оксана Васильевна255
Россия, Брянская обл.

Психоаналитическая теория культуры (З. Фрейд)

Психоаналитическая теория культуры З. Фрейд Подготовила студентка 202 группы Носова О. В.

Классики психологического направления, рассматривавшие культуру с психологических позиций (1856-1939) К. Юнг З. Фрейд Э. Фромм (1876 - 1961) (1900 - 1980)

Зигмунд Фрейд   основоположник психоанализа, венский психиатр, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества

Основные работы

Бессознательное - особый глубинный уровень человеческой психики, который отличается от сферы сознания и оказывает на неё мощное, порой скрытое воздействие.

Бессознательное управляет принципом удовольствия, Бессознательное управляет принципом удовольствия, сознание – принципом реальности. По мнению Фрейда, столкновение принципа удовольствия с принципом реальности ведет к культуротворческой деятельности.  

Влечения сексуальные «эго» влечения инстинкт смерти

Задача культурологии «рождение» «смерть» Задача культурологии - исследование трех важнейших этапов рождения-смерти субстанциональной системы «человек-культура»: 1. Культура рождается вместе с первым прачеловеком как система его фобийных проекций. 2. Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов». 3. Культура проявляет себя исключительно репрессивно.

Элементы культуры Накопленные людьми знания и умения. 2. Институты, необходимые для упорядочивания человеческих взаимоотношений.

Удастся ли уменьшить тяжесть налагаемой на людей обязанности жертвовать своими влечениями и почему, собственно, культура налагает подобные ограничения?

В основе психоанализа культур лежит утверждение: в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечеством (филогенез, родовое развитие – происхождение)

Структура личности по Фрейду

ОНО или «хочу немедленно» ! животные инстинкты, живёт по принципу удовольствия и наслаждения функционирует целиком в бессознательном

Я или «медиатор» ответственно за принятие решений, стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром, руководствуется принципом реальности

Сверх-Я или «общественные нормы» запреты и нормы социокультурного характера, не является врождённой структурой, соединяет культуру с внутренними слоями

Структура личности по Фрейду

Варианты поведения во "взаимоотношениях" с "Оно" 1. Удовлетворение "Оно" (принцип удовольствия, наслаждения) 2. Подавление "Оно" (поступать по совести) 2. Сублимация "Оно" Сублимация - это выработанная в процессе исторического развития способность человека переводить энергию животных инстинктов в разнообразные формы творчества, в различные виды деятельности на благо общества и культуры.

Фрейд считал, что неудовлетворённые желания, накапливаясь, превращают психику человека в "кипящий котёл инстинктов", поэтому они должны периодически "разряжаться" безопасным для общества способом.

Культура предоставляет человеку возможность сублимировать энергию инстинктов Культура не создаёт жизненную энергию человека, она лишь направляет её на разумные цели и рационально организует её использование в условиях человеческого общежития.

Врожденная склонность к разрушению и необузданную страсть к истязаниям Эрос Танатос

В основе воззрений на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательностью, сексуальностью и насилием в человеке и нормам культуре, которая основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательностью и осуществляет жесткий контроль, цензуру инстинктов. В основе воззрений на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательностью, сексуальностью и насилием в человеке и нормам культуре, которая основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательностью и осуществляет жесткий контроль, цензуру инстинктов.

Требования культуры красота, чистоплотность и порядок регулирование взаимоотношений людей, социальных отношений, касающихся человека справедливость отсутствие индивидуальной свободы