Требования к современному уроку с позиций системно-деятельностного подхода.
Уважаемые коллеги, что вы думаете о Требованиях к современному уроку с позиций системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС общего образования?
Системно-деятельностного подход определяет требования к современному уроку:
1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны знать, какие конкретно знания и умения следует освоить в процессе урока. Также они должны быть ознакомлены с планом достижения поставленных задач.
2. Мотивация. Учитель должен вызвать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.
3. Практическая значимость знаний и умений. Учитель должен продемонстрировать возможность применения получаемых знаний и умений в практической деятельности школьников.
4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым обучающимся. На уроке должны быть качественно отработаны знания, определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю, вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок.
5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков.
6. Построение каждого этапа урока по схеме: "задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения". Использование разнообразных приемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачи должно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированного объема материала каждым обучающимся и преодоления возникших трудностей.
8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.
9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе.
10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
11. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13. Минимализация и вариативность домашнего задания. Задание на дом должно охватывать только содержание знаний, определенных образовательным стандартом. Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.
14. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке.
Для анализа урока с использованием системно-деятельностного подхода можно использовать специальный бланк.
© Материал из Справочной системы «Образование» mini.1obraz.ru Дата копирования: 26.07.2017
Системно-деятельностного подход определяет требования к современному уроку:
1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны знать, какие конкретно знания и умения следует освоить в процессе урока. Также они должны быть ознакомлены с планом достижения поставленных задач.
2. Мотивация. Учитель должен вызвать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.
3. Практическая значимость знаний и умений. Учитель должен продемонстрировать возможность применения получаемых знаний и умений в практической деятельности школьников.
4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым обучающимся. На уроке должны быть качественно отработаны знания, определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю, вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок.
5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков.
6. Построение каждого этапа урока по схеме: "задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения". Использование разнообразных приемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачи должно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированного объема материала каждым обучающимся и преодоления возникших трудностей.
8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.
9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе.
10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
11. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13. Минимализация и вариативность домашнего задания. Задание на дом должно охватывать только содержание знаний, определенных образовательным стандартом. Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.
14. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке.
Для анализа урока с использованием системно-деятельностного подхода можно использовать специальный бланк.
© Материал из Справочной системы «Образование» mini.1obraz.ru Дата копирования: 26.07.2017
Дискуссию начал(а) Арбекова Марина Юрьевна26.07.2017 8773
Опубликовано в группе «ФГОС планирование по английскому языку»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Мартынова Наталья Анатольевна
#1, 26.07.2017
Системно-деятельностный подход - это, конечно, хорошо, но выполнить все требования к уроку с этих позиций - это, думаю, из разряда фантастики. Не спорю, к этому нужно стремиться, но... Я работаю в самой обычной школе в спальном районе, в школе, которая не проводит никакого отбора учеников - берет абсолютно всех. Результат: пока я пытаюсь с детьми прояснить (сформулировать) цели урока - пройдет половина урока. И с мотивацией проблема - самые обычные дети сегодня мотивированы потреблять произведенное кем-нибудь другим, а не ими самими. А учение - величайший труд. А трудиться дети, стремящиеся потреблять, не хотят. Соответственно, и мотивировать их сверхсложно: не будешь же каждый урок устраивать "танцы с бубном".
Забелина Маргарита Владимировна(эксперт сообщества)
#2, 26.07.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Мартынова Наталья Анатольевна
Согласна с Вами, Наталья Анатольевна. Все хорошо в меру! Нужны и "танцы с бубном" и самое обыкновенное выучивание материала.
Потемкина Алевтина
#3, 26.07.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Мартынова Наталья Анатольевна
Не соглашусь с вами, Наталья Анатольевна! Системно-деятельностный подход - не танец, все гораздо прозаичнее. И мотивировать, и поставить цель не так уж и сложно. Поставьте проблемную задачу, она и мотивирует, и позволит к цели повести.
Мартынова Наталья Анатольевна
#4, 26.07.2017
Ответ на сообщение #3 пользователя Потемкина Алевтина
Алевтина, про прозу - согласна. Про то, что цель ПОСТАВИТЬ - тоже. Но ведь нужно, чтобы цель сформулировали сами дети, а вот тут, как говорится, засада. Мотивировать можно тех, кто ХОЧЕТ учиться, ну или хотя бы немного готов воспринимать то, что происходит в классе А вот как быть с теми, кому все происходящее в классе "по барабану", у кого мотивация отсутствует напрочь? Как быть, точнее, как мотивировать ученика, которого доведи до 6-го класса в обычной (не коррекционной) школе, а он читает с трудом? Я ему про приставки пре- и при-, а он с трудом понимает, что это такое. Мотивация у него - получить отметку "3", а не знания. Именно для таких и устраиваются пресловутые "танцы с бубнами". чтобы хоть что-то знали и умели.
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#5, 26.07.2017
Коллеги! Почитайте эти требования внимательно! Что в них нового? Кроме лексики! Что из этого вы не делаете? Я работаю больше 30 лет и не помню, чтобы учителя всего этого не делали.
kirsheva57
#7, 27.07.2017
Ответ на сообщение #5 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Наталья Владимировна, как вы правы!!!. Я тоже работаю уже более 30 лет и пережила не одну реформу образования. Меняется лексика и все то мы делали и 30 лет назад. только без интерактивных досок, ЭОР, ЦОР и тп.
Надежда Владимировна Кучмина(эксперт сообщества)
#8, 28.07.2017
Ответ на сообщение #5 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Я тоже считаю, что ничего нового с ФГОСами не появилось. Как будто мы раньше не мотивировали или хотя бы не старались мотивировать.::smile48::
Светлана Александровна Максимова
#6, 26.07.2017
Действительно, все эти требования очень даже актуальны. Понятное дело, что каждый урок с учетом всех этих требований не построишь, но, работая в системе, можно добиться хороших результатов. Пусть раз в неделю, но каждую неделю года. Я не вижу необходимости строить с учетом этих требований каждый урок, потому что иногда (в русском языке очень часто) нужно отрабатывать какой-то навык, много раз выполняя одно и то же действие. С другой стороны, есть такие темы, которые учат думать, размышлять, - здесь эти требования уместны)
Похожие дискуссии:
- "Ваш урок не по ФГОС»: почему «современные» уроки в школе превратились в шаблон"
- Какие литературные произведения вы бы убрали из школьной программы?
- КЭС и КПУ в календарно-тематическом планировании
- Об этом следует помнить
- Оценка тестовых работ. Кто как хочет или по единым критериям?
- Перспективная модель ОГЭ по английскому языку (2019)
- Программы
- Тесты по истории России к учебнику под редакцией А.В.Торкунова "История России" 6 класс.
- Тренировочные работы в формате ОГЭ
- Урок по ФГОС