Какие литературные произведения вы бы убрали из школьной программы?
Есть привычные и незыблемые в жизни вещи. Осенью идут дожди, дети редко бывают послушными, на каникулы школьникам выдают список произведений, которые нужно прочитать. Сейчас вообще составляется много списков книг, без которых не прожить культурному и образованному человеку, 10, 20, 100 и т. д. Видели? И сколько книг прочитано из списка? Только честно. Но, стали появляться и списки книг писателей от которых неплохо было бы избавиться. К примеру, "Война и мир" Л. Толстого и "Тихий Дон" М. Шолохова необычайно объемные, книги М. Салтыкова-Щедрина - унылые, Ф. Достоевского - муторные и непонятные, а Н. Некрасова - неискренние. Может и правда пришла пора что-то изменить? Что-то убрать или добавить?
Дискуссию начал(а) Ольга Витальевна Щербакова13.10.2017 5382
Опубликовано в группе «Методическая копилка библиотекаря»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#1, 13.10.2017
Так не писали Пушкин, Жуковский, Вяземский и прочие свои произведения для того, чтобы отроки их "проходили" Они вон какие строки поэтические витиеватые выстраивали, чтобы коллеги-поэты прочитав, в обморок от зависти падали!
Ольга Витальевна Щербакова
#2, 13.10.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Ирина Анатольевна
А что делать современным "отрокам", что не хотят и "проходить" и читать7
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#46, 15.10.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Ирина Анатольевна
Ирина Анатольевна, на названные вами фамилии никто и не покушается! Эти поэты вечны, вот они-то сумели написать так, что их будут изучать (кто-то пусть даже "проходить", не всем дано!) и через сто, и через двести, и через триста лет! Речь идет и других именах и произведениях, в силу объема, сложности и иногда неактуальности поднимаемых проблем непонятных современным школьникам.
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#49, 15.10.2017
Ответ на сообщение #46 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
Знаете, в поэтическую тетрадь какого класса их "пристроили"? ВТОРОГО!!! Там строчек со сносками-объяснениями больше, чем строк стиха. А при отсутствии гибкости ума у педагога дети обязаны эти стихи выучить!::smile16::. Думаю, не надо спрашивать, полюбят ли дети стихи и вообще будут ли их читать. ::smile12::
Ольга Витальевна Щербакова
#50, 15.10.2017
Ответ на сообщение #49 пользователя Ирина Анатольевна
Очень трудно взрослым вспомнить что им нравилось, когда они были детьми. Решают по-своему. Очень легко отбить охоту читать, труднее вернуть это желание.
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#52, 15.10.2017
Ответ на сообщение #50 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
А вот на лето первоклассникам такой список летнего чтения составили...если список прочитают, и то хорошо! Но сказали, что если дети читают, пусть читают что хотят. Благодарна библиотекарям -при виде очереди со списками, сказали, чтобы читали летом то, что им хочется, а программные произведения никуда не денутся. Видели бы вы, с какой радостью дети бросились к полкам, выбирать книги!
Ольга Витальевна Щербакова
#53, 15.10.2017
Ответ на сообщение #52 пользователя Ирина Анатольевна
Согласна, чтение в начальной школе это отдельная тема. До 5-6 класса дети бегут в библиотеку. Это здорово! Там уже другая проблема - финансирование библиотек. Не всегда есть такое количество книг, чтобы хватило всем. Вот ведь, на больную мозоль наступили...а добрые слова в адрес библиотекарей приятно слышать::smile1::.
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#54, 15.10.2017
Ответ на сообщение #53 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Ольга Витальевна, у нас рядом центральная районная детская, пешком еще до трех можно дойти. В пределах района по читательскому билету можно взять или заказать книгу из любой библиотеки. Есть уголок, в котором читатели книгами обмениваются, можно и там поучаствовать. Некоторые современные книги хочется разобрать на буквы и вернуть в типографию. Поэтому мы сначала в библиотеке берем, а если что-то сильно нравится, то покупаем. А если что-то совсем нравится, а в библиотеке такого нет, то купят. В нашем городе развитые, современные библиотеки и отличные библиотекари!
Ирина Анатольевна
Комментарий был удалён пользователем 15 окт 2017 в 13:41
Ольга Витальевна Щербакова
#56, 15.10.2017
Ответ на сообщение #54 пользователя Ирина Анатольевна
Книгобменники тоже есть, но там не все есть. Библиотекари и у нас отличные! Но спрос на детские книги (по списку) вырос. И детей стало больше и читать стали чаще. Радоваться надо!
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#59, 15.10.2017
Ответ на сообщение #56 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Так мы радуемся. И вообще, факт, что ребенок не ходит в библиотеку, нам кажется странным.::smile7::. Я своих клубных в сентябре вожу на экскурсию.
Ольга Витальевна Щербакова
#63, 16.10.2017
Ответ на сообщение #59 пользователя Ирина Анатольевна
Ирина Анатольевна, очень хорошо, когда используются разные источники чтения - и библиотека, и домашняя библиотека, даже, когда в интернете находят книги и читают, еще лучше - это их родная среда обитания. А как часто бывают коллективные посещения в библиотеку? С чем детей знакомят, что показывают, о чем рассказывают? Что больше нравится Вам и детям?
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#65, 16.10.2017
Ответ на сообщение #63 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Конкретно наша библиотека-местный клуб. Там и мероприятия разные проводятся, и выставки и мастер-классы, даже врачи приезжают для консультаций. В прошлом году отмечали 25-летие, народу было....Экскурсии проводятся в зависимости от возраста детей. Можно заказать по конкретной теме. Нам нравятся конкурсы! Мой ребенок записан с четырех лет, года три назад была лучшим читателем района, в конкурсах участвует часто и вполне успешно.
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#66, 16.10.2017
Ответ на сообщение #63 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Конкретно наша библиотека-местный клуб. Там и мероприятия разные проводятся, и выставки и мастер-классы, даже врачи приезжают для консультаций. В прошлом году отмечали 25-летие, народу было....Экскурсии проводятся в зависимости от возраста детей. Можно заказать по конкретной теме. Нам нравятся конкурсы! Мой ребенок записан с четырех лет, года три назад была лучшим читателем района, в конкурсах участвует часто и вполне успешно.
Ольга Витальевна Щербакова
#70, 16.10.2017
Ответ на сообщение #65 пользователя Ирина Анатольевна
Всегда радует хорошая работа коллег. А какие библиотечные мероприятия, мастер-классы, конкурсы больше понравились и захотелось продолжения?
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#72, 16.10.2017
Ответ на сообщение #70 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
МК у них все из бумаги, дочь один раз была. Я с бумагой взаимно не дружу, поэтому про такие МК не сообщают. Всегда радуют зимние конкурсы. А так сообщают о городских и областных, которые нам могли бы быть интересны.Библиотеки относятся к департаменту культуры. Городской весьма щедр на призы. Три возрастных номинации по три места в каждой: электронная книга, отличные наушники, большая флешка. Конечно, книга-провокационный приз, но одну книгу нам так и не нашли, скачала, дочь с удовольствием прочитала. Ну и прочитала, хотя абзацами наизусть помню. Кстати, конкурсы проводят совместно с городскими организациями: трамвайное депо (120 лет Нижегородскому трамваю), городской банк, музеи и прочие.
Ольга Витальевна Щербакова
#74, 16.10.2017
Ответ на сообщение #72 пользователя Ирина Анатольевна
Очень интересная работа, можно взять на вооружение. Спасибо.
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#76, 16.10.2017
Ответ на сообщение #74 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Кстати, среди призов бывают и книги (Областная библиотека), но какие! Шикарные подарочные издания. Сама бы такие точно не купила.
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#77, 16.10.2017
Ответ на сообщение #74 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Кстати, среди призов бывают и книги (Областная библиотека), но какие! Шикарные подарочные издания. Сама бы такие точно не купила.
Ольга Витальевна Щербакова
#78, 16.10.2017
Ответ на сообщение #77 пользователя Ирина Анатольевна
::smile2::Зря считается, что книга в подарок - провокационный приз. Судя по опросу в соцсетях, люди до сих пор рады книге. Но, не для галочки а, которая соответствует их интересам или, как вы сказали - шикарные подарочные издания. Качество оформления книги никто не отменял.
Кадырова Ольга Игоревна(эксперт сообщества)
#3, 13.10.2017
У нас по программе "Перспективная начальная школа" много очень хокку изучается... нужно изучать больше своих произведений...
Ольга Витальевна Щербакова
#4, 13.10.2017
Ответ на сообщение #3 пользователя Кадырова Ольга Игоревна
А зарубежных авторов совсем не надо?
Отредактировано 13-10-2017 21:00
Ольга Витальевна Щербакова
Комментарий был удалён пользователем 13 окт 2017 в 21:00
Кадырова Ольга Игоревна(эксперт сообщества)
#6, 13.10.2017
Ответ на сообщение #4 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Ну,нужно изучать, конечно, как мы без них...
Ольга Витальевна Щербакова
#7, 13.10.2017
Ответ на сообщение #6 пользователя Кадырова Ольга Игоревна
Что бы оставили? У иностранцев же совсем другой взгляд на жизнь.
Кадырова Ольга Игоревна(эксперт сообщества)
#8, 13.10.2017
Ответ на сообщение #7 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Есть и поучительные произведения... у Андерсена их очень много.
Ольга Витальевна Щербакова
#9, 13.10.2017
Ответ на сообщение #8 пользователя Кадырова Ольга Игоревна
Да. но сколько жестоких сказок. Хотя и они учат состраданию.
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#10, 13.10.2017
Знаю, что мое мнение вызовет негодование многих коллег, но я бы убрала из программы "Войну и мир" и"Кому на Руси жить хорошо". Причем я не покушаюсь на эти святые для русской литературы имена, просто время названных произведений прошло. Эти произведения нужно и можно читать тем, кто изучает литературу углубленно, а не всем нашим ребятам. У Толстого прекрасные повести, у Некрасова стихи-вот что нужно читать. Обожаю "Преступление и наказание", но это тоже чтение не для всех.Также, на мой взгляд, не следует изучать в среднем звене Ломоносова, Державина и Радищева.
Ольга Витальевна Щербакова
#11, 13.10.2017
Ответ на сообщение #10 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
Хорошо, что Вы откровенны. Ведь не на пустом месте возникли эти разговоры. В своей практике работы со старшеклассниками мне приходилось встречать много мнений, и читающих детей, которые залпом прочитывали крупные произведения классиков и те, кто не мог осилить больше 2-х томов "Войны и мира". Грешна, но сама дочитала это произведение в более зрелом возрасте. И взгляд уже был другим. Интересно, но более востребована "Анна Каренина".
Ольга Витальевна Щербакова
#12, 13.10.2017
Ответ на сообщение #11 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
И "Преступление и наказание" мне тоже больше нравится, чем допустим "Белые ночи". А как Вы относитесь к списку из 100 книг? Все прочитали? Мне не вся "зарубежка" далась. И порядок странный, не поступательный, а вперемешку. Как-будто Ремарка и Дюма в одном возрасте читают, одновременно.
Отредактировано 13-10-2017 23:34
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#13, 14.10.2017
Ответ на сообщение #12 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
К списку я отношусь с уважением, все книги, названные в нем, действительно заслуживают внимание читателя, но только подготовленного. Прочитала, кажется, все, конечно, рекомендую прочитать и другим, но только по желанию, нельзя заставлять читать, не будет от этого толку. Мотивировать на чтение всеми возможными средствами-да, заставлять-нет!
Ольга Витальевна Щербакова
#14, 14.10.2017
Ответ на сообщение #13 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
спасибо. Другого ответа и не ожидала. Кому, как не литераторам показать пример. Хотя, есть и не читающие учителя. А заставлять, конечно, не надо, лучше уж из рук забирать. может запретный плод будет интересней.
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#15, 14.10.2017
Мне кажется, при выборе книг для школьников нужно руководствоваться тем, доступна ли эта книга для понимания детей. Я бы убрала Достоевского. Помню по своему давнему опыту, что "Преступление и наказание" в школе казалось мне таким бредом и тягомотиной, что едва прочла. Но когда мне было лет 30, я случайно стала читать какую-то книгу Достоевского, то уже остановиться не могла, пока не прочитала все, что он написал. К этому списку я бы еще добавила Булгакова.
Ольга Витальевна Щербакова
#19, 14.10.2017
Ответ на сообщение #15 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Думается, что список "100 лучших книг" иногда мешает а не только ориентирует читателя. В библиотеке среди школьников старших классов очень востребованы и Достоевский и Булгаков. Иногда благодаря только популярности в интернете. Один, прочитал и понял Достоевского, другой очарован Булгаковым. В результате - как проверить и выбрать ту самую книгу, которую нужно оставить, по каким критерия проводить отбор?
Ольга Витальевна Щербакова
#21, 14.10.2017
Ответ на сообщение #19 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Интересный факт, "Мастера и Маргариту" хвалят больше мальчики, и не только Воланд и Бегемот любимыми героями становятся, но и Мастер и библейские персонажи.
Светлана Александровна Максимова
#26, 14.10.2017
Ответ на сообщение #19 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Думается, "золотая полка" у каждого своя. Я искренне не понимаю людей, не любящих читать. Но... каждому свое... наша задача - показать, что чтение - это средство развития. Наверное, очень сильно меняется мир, а мы не успеваем... Действительно, как выбирать? И кому доверить это выбор?!
Аникеенко Наталия Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 14 окт 2017 в 06:40
Елена
#17, 14.10.2017
"Тихий Дон" М. Шолохова обязательно читать! Я бы советовала и "Поднятую целину" Шолохова читать школьникам. Замечательные произведения! А вот "Анну Каренину" Л.Н.Толстого много позже надо читать, чем в 16-17 лет. ::smile0::
Отредактировано 14-10-2017 08:10
Ольга Витальевна Щербакова
#20, 14.10.2017
А школьники, посмотрев экранизации, бегут в библиотеку. Хотят прочитать и составить свое мнение. Чаще история о переживаниях и метаниях замужней дамы их разочаровывает. А в компанию к книгам Шолохова хочется добавить "Как закалялась сталь" Николая Островского. Интересна и комсомольско-революционная составляющая, и любовные линии (куда без них), и возможности человека в преодолении себя, а не только внешних трудностей. А, если учесть автобиографичность, то книге цены нет.
Светлана Александровна Максимова
#18, 14.10.2017
На мой взгляд, надо не книги убирать, а менять вообще всю систему преподавания литературы в школе. Объясню. Мы пытаемся пробудить интерес к чтению и в то же время дать основы литературоведения. Но это, на мой взгляд, вещи разные. Анализ произведений - это специфика, далеко не каждый может это делать, точно так же, как не каждый сможет провести какие-то физические эксперименты. Поэтому, я считаю, что литературное чтение должно быть у всех, а основы литературоведения - в профильных классах. На литературном чтении нужно показать, что книга - это источник разнообразного опыта: интеллектуального, нравственного, социального... тогда и чтение будет осознанным... Возможно, будут противники моего мнения, но не забывайте, что я просто высказалась, а не покушалась на основы мироздания.
Отредактировано 14-10-2017 08:42
Ольга Витальевна Щербакова
#22, 14.10.2017
Ответ на сообщение #18 пользователя Светлана Александровна Максимова
Согласна, что литературоведческий разбор произведения может отбить охоту к чтению. Многие, особенно в юном возрасте, воспринимают героев книг эмоционально, иногда на уровне интуиции. Они видят героя своими глазами переживают за него, думают вместе с ним. Предположим им нравится Обломов, его безмятежность, желание комфорта. Ну, не хочет человек никаких изменений в жизни, ему и так хорошо. Приходит на урок, а там ему про понятие "обломовщина" втолковывают. В результате критическое препарирование (анализ) литературного произведения отбивает вкус к чтению. А взгляды на основы мироздания меняются, жаль, что медленно.
Светлана Александровна Максимова
#25, 14.10.2017
Ответ на сообщение #22 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Так и происходит... а потом еще учителя литературы считают каким-то неправильным, старомодным человеком... и бросаемся мы из крайности в крайность...
Ольга Витальевна Щербакова
#27, 14.10.2017
Ответ на сообщение #25 пользователя Светлана Александровна Максимова
Видимо, только в муках, терзаниях и рождается новое?
Ольга Витальевна Щербакова
#28, 14.10.2017
Ответ на сообщение #25 пользователя Светлана Александровна Максимова
В мире много интересного, а литература - это отчасти отражение реальности. ко-то интереснее читать математическую формулу мира? а, в "Золотой полке" такие книги не присутствуют. Несправедливо как-то.
Светлана Александровна Максимова
#29, 14.10.2017
Ответ на сообщение #27 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
так оно... обидно за предмет просто)))) за любимый!!!!
Светлана Александровна Максимова
#30, 14.10.2017
Ответ на сообщение #28 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Безусловно, я сама зачитывалась "Занимательной физикой" Перельмана... в детстве) и это тоже книга, которая дает опыт))))
Ольга Витальевна Щербакова
#31, 14.10.2017
Ответ на сообщение #29 пользователя Светлана Александровна Максимова
Трудно говорить о том, что волнует, глядя со стороны, когда любое прикосновение отдается болью.)))
Ольга Витальевна Щербакова
#32, 14.10.2017
Ответ на сообщение #30 пользователя Светлана Александровна Максимова
Любая книга что-то дает - опыт, сопричастность, эмоции, познание. Это не изменить. Чему я очень рада!
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#82, 19.10.2017
Ответ на сообщение #18 пользователя Светлана Александровна Максимова
Я согласна с Вашим мнением. Ведь не случайно говорят, что за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Светлана Александровна Максимова
#87, 19.10.2017
Ответ на сообщение #82 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Народная мудрость)))
Рождественская Елена
#23, 14.10.2017
Если что-то убирать, то чем заполнять пустоту? Мой шестнадцатилетний сын летом читал "Продавец воздуха" Беляева (по собственной инициативе), "Собачье сердце", "Записки юного врача" Булгакова (по моему совету). Сейчас они изучают "Грозу" - возмущается, что произведение о суициде. Разве он не прав?
Ольга Витальевна Щербакова
#24, 14.10.2017
Ответ на сообщение #23 пользователя Рождественская Елена
Каждый имеет право на свое мнение, в том числе и на прочитанное или нет произведение. Так же есть писатель, произведение, персонаж, созвучный тебе. Моя дочь плакала, когда бабушка читала ей вслух своего любимого Гоголя. Эта пытка продолжалась не один год. Многие люди вообще предпочитают научную, научно-познавательную литературу и не любят художественную. Для таких - уроки литературы чистое наказание, наверно. И что им делать?
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#34, 14.10.2017
Ответ на сообщение #23 пользователя Рождественская Елена
Заполнять пустоту следует В. Астафьевым, В. Распутиным,Б. Екимовым, Ю. Яковлевым, А. Алексиным, Е. Габовой и современными В.Дегтевым, И.Курамшиной, И, Андриановой, Л.Симоновой и другими, кто пишет современным языком и поднимает проблемы, понятные и близкие школьникам.
Ольга Витальевна Щербакова
#38, 15.10.2017
Ответ на сообщение #34 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
Вера Сергеевна, вашим ученикам повезло! Наверняка много думающих и читающих? а, где книги берете для чтения: в библиотеке, интернете или знакомите на уроке?
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#43, 15.10.2017
Ответ на сообщение #38 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
В Интернете. У меня на флешке целая подборка рассказов, их я пересылаю детям, часто вместе с вопросами после произведений, чтобы сразу ориентировались в произведении, чтобы направить мысли ребят в нужном направлении.
Ольга Витальевна Щербакова
#45, 15.10.2017
Ответ на сообщение #43 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
А рассказы потому что малая форма, чтобы прочитали? Может и правильно, точно прочтут, подумают и запомнят.
Мостовая Алевтина Николаевна
#92, 20.12.2017
Ответ на сообщение #23 пользователя Рождественская Елена
не прав, конечно, суицид-это выход, выбор героини, а само произведение-протест против произвола и насилия, Вы, надеюсь, не согласны с мнением сына?
Мария
#33, 14.10.2017
Добрый вечер) очень интересная тема. Нужно провести ревизию всей программы по литературе. Мне кажется, нужно убирать тексты, понимание которых затрудняется из-за сложного языка, большого количества историзмов, тексты, в которых поднимаются такие проблемы, которые в современном миру никогда уже не будут актуальны, тексты, проблематику которых детям не понять в силу возраста. Что пришло на память: "Кому на Руси жить хорошо?", сократить объем произведений 18 века, поменьше Бунина, "Доктор Живаго"....
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#35, 14.10.2017
Мария Александровна, подписываюсь под вашими словами: "Нужно убирать тексты, понимание которых затрудняется из-за сложного языка, большого количества историзмов, тексты, в которых поднимаются такие проблемы, которые в современном миру никогда уже не будут актуальны, тексты, проблематику которых детям не понять в силу возраста".
Ольга Витальевна Щербакова
#39, 15.10.2017
Да, из древнерусской литературы несколько текстов осталось, а 18 век почти весь. А чем бы заменили? Вместо Бунина, Пастернака что?
Ольга Витальевна Щербакова
#42, 15.10.2017
Ответ на сообщение #35 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
В каком возрасте можно посоветовать читать "устаревшую" литературу? Изъять совсем и забыть свою историю?
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#44, 15.10.2017
Ответ на сообщение #42 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Ольга Витальевна, во-первых, я не использовала слово "устаревшая" литература, во-вторых, я не призываю забывать свою историю. Я всего лишь поделилась своими размышлениями по поднятой проблеме. Наша история представлена во многих талантливых произведениях и классиков, и современников, о которых ни дети, на иногда даже мы (чего греха таить?) не знаем! Вот о чем речь-читать то, что написано современным, понятным, интересным языком. Не будем лукавить: не понимают и не любят дети Некрасова, за редким исключением не читают "Войну и мир" и "Преступление и наказание". И так везде, во всех школах!
Ольга Витальевна Щербакова
#47, 15.10.2017
Ответ на сообщение #44 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
Вера Сергеевна, извините за небольшое утрирование. Подписываюсь под каждым вашим словом, просто приятно встретить единомышленника. Согласна, современная речь привычней и понятней. Интересно ваше мнение о книгах современных авторов, заимствовавших сюжеты из классики? Например, "Метель" и "Отцы и дети" Натальи Андреевой. Я после последней перечитала Тургенева., сравнивая их. Согласитесь ли со мной, что такие книги вызывают интерес к классике?
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#48, 15.10.2017
Ответ на сообщение #47 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Да, согласна. Но "Метель" и "Отцы и дети" наши дети и так с удовольствием читают!
Ольга Витальевна Щербакова
#51, 15.10.2017
Ответ на сообщение #48 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
Вот есть же такие произведения, понятные во все времена!
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#83, 19.10.2017
Мне кажется, "Слово о полку Игореве" лучше на соответствующем уроке истории изучить.
Ольга Витальевна Щербакова
#85, 19.10.2017
Ответ на сообщение #83 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Лилия Алексеевна, если вы говорите про урок истории, так там тоже все ограничено. Может и не очень понятная для школьников книга, но как без нее?
Сабина О
#36, 14.10.2017
Если многие классики остаются без внимания старших школьников, напуганных объёмом произведения или глубиной мысли, то как быть с пятиклашками, которым предстоит знакомство с главами романа И. Шмелёва "Лето Господне"? Воспитание уважения к национальным традициям и религиозным чувствам, безусловно, необходимо, но уж больно сложное это произведение для восприятия таких юных читателей.
Ольга Витальевна Щербакова
#40, 15.10.2017
Беда в том, что многие старшеклассники прочитывают масштабные произведения очень быстро, с интересом и высоко оценивают мыли, заложенные авторами. Их не так много, но как быть с ними, с читающими и понимающими?А "Лето Господне" может читать в более старшем возрасте? Чем же его заменить?
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#37, 15.10.2017
Сложный вопрос...В школе я открывала для себя классиков. И Пушкина, и Гончарова, и А.Островского, помню, каким откровением стала поэма "Кому на Руси жить хорошо"...Вот что было бы, если бы их уже к тому времени добрые чиновники от образования взяли бы и "порешали" изъять? Говорите, лицемерил Некрасов...Но вот образ женщины в поэме "Мороз, Красный нос" и образ Матрены Тимофеевны для меня более чем убедительные, как можно воспитывать в детях сочувствие к крестьянину (по сути, его предку), не приводя примеров из стихотворений и поэм Некрасова? Как провести параллель между лирической, обрядовой поэзией и плачами Ирины Федосовой и исповедью Матрены из поэмы Некрасова? Мы потратили два урока, разбирая "Размышления у парадного подъезда", при том что в программе отведено гораздо меньше, больше пришлось отвести времени на чтение "Детства" Горького. В прошлом году семиклассники (!)обсуждали некую звезду телеэфира Д.Шурыгину. СМИ, интернет-сайты зомбируют детей сплетнями, растворяют детское внимание, сосредоточенность, упрощают поиск информации, делают доступным некогда недоступное..Уроки литературы - уроки нравственности. Думаю, что изымать лишнее нужно, но заменять настоящим.
Ольга Витальевна Щербакова
#41, 15.10.2017
Ответ на сообщение #37 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Татьяна Евгеньевна, про неискренность Некрасова прочла в опросе старшеклассников, приведенном выше. Услышали краем уха факты из биографии и обосновали свое мнение этим. Поэма же "Кому на Руси жить хорошо" отражает и жизнь крестьянина настоящую... Любовь к русской литературе привила ненавязчиво мне моя мама: дома в шкафу стояли книги и, время от времени я их читала. Некоторые стихи (Некрасов, Пушкин, Лермонтов) читались вслух.И, что же Вы рекомендуете своим ученикам взамен?
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#57, 15.10.2017
Ответ на сообщение #41 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Я консерватор, чтобы убрать, надо хорошо подумать.
Ориентируюсь на детей, их запросы. Какие-то произведения надо перевести из разряда "внеклассного чтения" в обязательное. Например, А.Алексин, М.Пришвин, В. Тендряков, нравятся рассказы нашей карельской писательницы Н.Васильевой. Литературу родного края ввела бы в обязательный минимум. А у нас на деле преподают географы. Курс "Литература Карелии" внедрен в курс "Моя Карелия" и все, что касается литературы ведет географ (!) А это, считаю, неправильно и даже вредно.
По поводу литературы в 10-11 классах. Я не веду уже четвертый год в среднем звене, но и раньше детям сложно давались все толстые романы, особенно Шолохова "Тихий Дон", "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Война и мир" Толстого. Но ведь можно заменить рассказами этих же авторов, все равно 11 класс теперь в обязательном порядке пишет сочинение, а эти произведения не успевает "пройти".
Ориентируюсь на детей, их запросы. Какие-то произведения надо перевести из разряда "внеклассного чтения" в обязательное. Например, А.Алексин, М.Пришвин, В. Тендряков, нравятся рассказы нашей карельской писательницы Н.Васильевой. Литературу родного края ввела бы в обязательный минимум. А у нас на деле преподают географы. Курс "Литература Карелии" внедрен в курс "Моя Карелия" и все, что касается литературы ведет географ (!) А это, считаю, неправильно и даже вредно.
По поводу литературы в 10-11 классах. Я не веду уже четвертый год в среднем звене, но и раньше детям сложно давались все толстые романы, особенно Шолохова "Тихий Дон", "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Война и мир" Толстого. Но ведь можно заменить рассказами этих же авторов, все равно 11 класс теперь в обязательном порядке пишет сочинение, а эти произведения не успевает "пройти".
Ольга Витальевна Щербакова
#58, 15.10.2017
Ответ на сообщение #57 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Да, внеклассное чтение порой интереснее обязательного. Н. Васильева - это Надежна Васильева? Та, что написала книги "Гагара" и "По прозвищу Гуманоид"? Очень правдивые и интересные произведения про подростков и школу. Увлекают и развивают мыслительный процесс.
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#60, 15.10.2017
Ответ на сообщение #58 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Да, это ее книги. Однажды мы пригласили в школу Н.Васильеву, она презентовала детям (моим тогдашним пятиклассникам) сборники "Жили-были.." и "Сказ об эльфийской принцессе". Рассказы потом читали на уроках внеклассного чтения. Можно на классных часах проводить беседы. Очень нравится "Под созвездием Кассиопея"
Ольга Витальевна Щербакова
#64, 16.10.2017
Ответ на сообщение #60 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Очень рада, что не ошиблась. Ее повести изданы в в серии конкурса им. С. Михалкова. Татьяна Евгеньевна, а как часто в библиотеку с учениками ходите? Что читают ваши учащиеся?
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#79, 16.10.2017
Ответ на сообщение #64 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
К сожалению, читающими современных детей не назовешь, приходят все менее интересующиеся. Ушли такие, с которыми можно было собраться за один день и съездить на спектакль в театр (у нас городок маленький, театр в столице в часе езды). А библиотеку районную посещаем чаще в связи с датами, иногда библиотекари сами к нам приходят с тематическими беседами. Читают приключенческую литературу (Ж.Верн, М.Твен, романы Д. Роулинг о Гарри Поттере, "Хроники Нарнии" Льюиса и др.)
Ольга Витальевна Щербакова
#80, 17.10.2017
Ответ на сообщение #79 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
К сожалению...
Ольга Витальевна Щербакова
#81, 17.10.2017
Ответ на сообщение #80 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Говорят, что поколение двухтысячных будет хорошо готовить, обращаться с гаджетами и много читать. Не будем отчаиваться.
Воротникова Ольга Григорьевна
#61, 15.10.2017
Считаю, что романы Толстого и Достоевского убирать из школьной программы ни в коем случае нельзя. Наш предмет, мне кажется, остался единственным в школе, который заставляет говорить о человеке как о личности, а не о "программном продукте".Мы можем помочь ребятам научиться чувствовать, сопереживать, думать. И еще: по - моему, многое зависит от учителя. Мне самой повезло: я с удовольствием читала и обсуждала на уроках в школе в качестве ученицы романы "Война и мир" и "Преступление и наказание".
Седова Ольга Анатольевна
#62, 15.10.2017
Ответ на сообщение #61 пользователя Воротникова Ольга Григорьевна
Если в школе дети не услышат о великих произведениях классиков, то где тогда? Зачем же все усреднять, делать "примитивным"? Захочет понять текст, вернется к нему, когда потребность возникнет.Мы-то читали в свое время и сегодня перечитываем! Я считаю, что не надо подгонять программный материал под не желающих читать. У детей и так клиповое мышление развилось.
Ольга Витальевна Щербакова
#67, 16.10.2017
Ответ на сообщение #61 пользователя Воротникова Ольга Григорьевна
Интересно, Ольга Григорьевна, сколько учеников прочитывает эти произведения полностью? Просто предполагаю, что прочитавшие могут и сочувствовать и переживать. А остальные что обдумывают?
Отредактировано 16-10-2017 07:21
Ольга Витальевна Щербакова
#68, 16.10.2017
Ответ на сообщение #62 пользователя Седова Ольга Анатольевна
Согласна, Ольга Анатольевна, с клиповым мышлением проблема. И многие современные писатели, чтобы быть в тренде, разрывают единое повествование на кусочки и складывают новомодной мозаикой. Прочитав одно, другое такое произведение, радуешься новизне. После пятого хочется вернуться к более традиционному, классическому.
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#69, 16.10.2017
Моя учительница литературы, Ольга Петровна, никогда не говорила, что "начинаем изучать...", всегда "будем читать". На одном уроке мы услышали "С сегодняшнего дня будем читать стихи Маяковского". Класс отрицательно загудел. Ольга Петров на послушала и продолжила "Я так понимаю, что сейчас в классе есть только один человек, который обожает стихи Маяковского?" Все усиленно завертели головами в поисках чудака, потом стали смотреть в мою сторону- раз у нас с ним день Рождения в один день, то только я могу быть этим человеком.::smile7:: Ольга Петровна выдержала МХАТовскую паузу и сказала "Это я" Потом поставила пластинку с авторским исполнением, а потом стала читать сама. Наизусть, два урока+перемена (звонков мы не слышали). На другой день почти все принесли по томику стихов, прочитанному за ночь и в перемены менялись. В школе не было преподавателя черчения и Ольга Петровна забрала эти часы себе. Это был уроки чтения современной литературы. Откуда она брала книги, неизвестно (хотя и фильмы где-то добывала, бал Наташи Ростовой мы бегали смотреть почти каждую перемену, раз в день обязательно!). Читали вслух по очереди. Некоторые находили книги в читальном зале и злостно нам рассказывали, чем закончится. ::smile5::Вот такая у нас была школьная литература. Итог- три учителя-филолога из класса.
Ольга Витальевна Щербакова
#71, 16.10.2017
Ответ на сообщение #69 пользователя Ирина Анатольевна
Повезло!!! Нет слов от восхищения! Наверно, это должно быть нормой. Думаю, если из ваших учеников филологов будет уже шесть и т. д., то скоро физиков не останется, только лирики. Без шуток, в каждом человеке должно присутствовать и чувство прекрасного и умение мыслить логически. Этому учит и математика и литература.
Отредактировано 16-10-2017 08:33
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#73, 16.10.2017
Ответ на сообщение #71 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Я вообще из доп.образования. НО держала в руках книгу, которую Пушкин держал. А среди спиц, клубков и иголок я провожу чаепития тематические. Девочки и стихи учат и пересказывают любимые рассказы. Итог-просят такие мероприятия проводить чаще. Книгами обмениваются, советуют друг друг что прочитать. Иногда я в библиотеке выставки своих работ провожу (кстати, пора уже). Мы выставки посещаем и обзор новинок нам проводят.
Ольга Витальевна Щербакова
#75, 16.10.2017
Ответ на сообщение #73 пользователя Ирина Анатольевна
Как говорится, руки заняты и беседа удалась на славу. Интересно придумали.
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#84, 19.10.2017
А почему книги М. Е. Салтыкова-Щедрина унылые?
Отредактировано 19-10-2017 14:11
Ольга Витальевна Щербакова
#86, 19.10.2017
Ответ на сообщение #84 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Это одно из высказываний школьников.
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#88, 24.10.2017
Ответ на сообщение #86 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Жаль, что у него сложилось такое впечатление.
Ольга Витальевна Щербакова
#89, 24.10.2017
Ответ на сообщение #88 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Это уже отдельный разговор. На первый взгляд - сколько людей, столько и мнений. Имеет право высказаться (тем более, если спрашивают).
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#90, 25.10.2017
Ответ на сообщение #89 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
Мне было бы интересно узнать, чем он это своё мнение аргументировал.
Ольга Витальевна Щербакова
#91, 25.10.2017
Ответ на сообщение #90 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Мне тоже. Это оборотная сторона анонимного анкетирования, невозможность уточнить или продолжить беседу. Открытая дискуссия в этом плане лучше.
Мостовая Алевтина Николаевна
#93, 20.12.2017
Ответ на сообщение #86 пользователя Ольга Витальевна Щербакова
тогда и нужно ссылаться на их мнение, а то не понятно, чьи это мысли
Ольга Витальевна Щербакова
#94, 21.12.2017
Ответ на сообщение #93 пользователя Мостовая Алевтина Николаевна
Если бы Вы Алевтина Николаевна прошли по ссылке, расположенной в начале дискуссии, вопросов бы не возникло.
Мостовая Алевтина Николаевна
Комментарий был удалён пользователем 21 дек 2017 в 22:53
Похожие дискуссии:
- "Ваш урок не по ФГОС»: почему «современные» уроки в школе превратились в шаблон"
- 6 советов учителям, как выжить в первый год работы (чтобы он не стал последним)
- КЭС и КПУ в календарно-тематическом планировании
- Оценка тестовых работ. Кто как хочет или по единым критериям?
- Перспективная модель ОГЭ по английскому языку (2019)
- Программы
- Тесты по истории России к учебнику под редакцией А.В.Торкунова "История России" 6 класс.
- Требования к современному уроку с позиций системно-деятельностного подхода.
- Тренировочные работы в формате ОГЭ
- Урок по ФГОС